Показано с 1 по 19 из 19

Тема: Ночная подсветка кабин... Кто победил?

  1. #1
    AC
    AC вне форума
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    23.12.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    4,922

    По умолчанию Ночная подсветка кабин... Кто победил?

    Эргономика.
    Как известно и в авто-, и в авиации всегда было две тенденции: красная или зеленая? (естественно, со своими "за" и "против").
    А на современном этапе какая тенденция победила?
    Каким цветом светят кабины Як-130, Су-34, "Ансата", Ми-28Н, Су-35, Т-50 пр.???
    Или по-прежнему и так, и так???
    Навеяно "зеленой" кабиной Ка-52:
    http://russianplanes.net/ID41828
    Последний раз редактировалось AC; 22.04.2011 в 19:52.

  2. #2
    Старожил Ветеран Аватар для Антон
    Регистрация
    15.04.2007
    Адрес
    Нижний Новгород
    Сообщений
    1,013

    По умолчанию

    Зелёна подсветка это адаптация к ОНВ.
    http://naval-flanker.livejournal.com/ мой блог о Авиации (мои фотографии)

  3. #3
    Старожил Ветеран Аватар для muk33
    Регистрация
    12.01.2009
    Сообщений
    1,129

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от AC Посмотреть сообщение
    Эргономика.
    Как известно и в авто-, и в авиации всегда было две тенденции: красная или зеленая? (естественно, со своими "за" и "против").
    А на современном этапе какая тенденция победила?
    Каким цветом светят кабины Як-130, Су-34, "Ансата", Ми-28Н, Су-35, Т-50 пр.???
    Или по-прежнему и так, и так???
    Навеяно "зеленой" кабиной Ка-52:
    http://russianplanes.net/ID41828
    Не две, а три. На МиГ-29 и Су-27 подсветка белого (точнее желтоватого) цвета. Зеленая кабина на Су-30МКМ, МиГ-29К,КУБ и всех его производных (типа МиГ-35). По всей видимости она и победит. Зеленая подсветка УФО 50-60 годов была самая лучшая, хотя и вредная.
    Последний раз редактировалось muk33; 23.04.2011 в 00:43.
    Товарищ, там человек говорит, что он — инопланетянин. Надо что-то делать…

  4. #4
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от muk33 Посмотреть сообщение
    Зеленая подсветка УФО 50-60 годов была самая лучшая, хотя и вредная.
    Muk33
    А почему вредная?
    Как известно острота человеческого зрения лежит в в области спектральной зеленой линии.Если память не изменяет лямбда 6,5 мкм.Кроме того психологи признают,что зеленое освещение как раз действует на психику человека успокаивающе.Слышал от ветеранов ПВО-шников,в конце 50-х люминафор ЭЛТ РЛС обычно был зеленым и желтым иногда голубым.Так вот операторы которые сидели у зеленых экранов часто впадали в дрему...
    Уж в средине 60-х люминафор ЭЛТ приобрел тревожно красный цвет.
    Такая вот история...
    ЗЫ Добавлю-кстати людям которые страдают заболеванием глаз (глаукома) рекомендуют носить очки с зелеными стеклами
    Последний раз редактировалось alexvolf; 23.04.2011 в 02:21.

  5. #5
    Super Moderator Ветеран Аватар для An-Z
    Регистрация
    16.10.2005
    Адрес
    Лосиный остров
    Сообщений
    2,974
    Записей в дневнике
    28

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от alexvolf Посмотреть сообщение
    ...
    А почему вредная?
    ....
    Потому, как свечение люминофора вызывалось радиоактивным материалом.

  6. #6
    Старожил Ветеран Аватар для muk33
    Регистрация
    12.01.2009
    Сообщений
    1,129

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от alexvolf Посмотреть сообщение
    Muk33
    А почему вредная?
    Уж в средине 60-х люминафор ЭЛТ приобрел тревожно красный цвет.
    Такая вот история...
    ЗЫ Добавлю-кстати людям которые страдают заболеванием глаз (глаукома) рекомендуют носить очки с зелеными стеклами
    ЭЛТ - это другая история. Они как были в 60-х и до сих пор зеленые, просто ночью ставится красный светофильтр. Я говорил про УФОшки - ультрафиолетовые лампы, которые инициировали свечение люминофора на шкалах приборов и надписях в кабине. Он действительно немного "фонил". Красный цвет и зеленые кабины почти ушли в прошлое, "белый" цвет сильно бликует на фонаре. С МФИ тоже не все гладко - из первых ночных полетов на нервом "стеклянном" МКК летчики-испытатели возвращались с воспаленными глазами. Потом долго "игрались" с контастностью, цветами. Затем кабины стали вновь (как в старые добрые 60-е) черными, посветка "позеленела" и все более-менее устаканилось. Хотя вопросы еще остаются. На некоторых самолетах летчики ночью заклеивают некоторые лампочки изолентой.
    Последний раз редактировалось muk33; 23.04.2011 в 11:52.
    Товарищ, там человек говорит, что он — инопланетянин. Надо что-то делать…

  7. #7
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от An-Z Посмотреть сообщение
    Потому, как свечение люминофора вызывалось радиоактивным материалом.
    An-Z
    Свечение люминафора-это не одно и тоже,что вторичная флюаресценция
    солей фосфора или радия на приборных шкалах...Кстати тогда подсветка
    насколько известно была ультрафиолетом- в полосе сереневого.
    Вообще мы ведем разговор об освещении кабины или подсветки приборов?

  8. #8
    Super Moderator Ветеран Аватар для An-Z
    Регистрация
    16.10.2005
    Адрес
    Лосиный остров
    Сообщений
    2,974
    Записей в дневнике
    28

    По умолчанию

    Согласен, не о том подумал..

  9. #9
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от muk33 Посмотреть сообщение
    Красный цвет и зеленые кабины почти ушли в прошлое, "белый" цвет сильно бликует на фонаре. С МФИ тоже не все гладко - из первых ночных полетов на нервом "стеклянном" МКК летчики-испытатели возвращались с воспаленными глазами. Потом долго "игрались" с контастностью, цветами. Затем кабины стали вновь (как в старые добрые 60-е) черными, посветка "позеленела" и все более-менее устаканилось. Хотя вопросы еще остаются. На некоторых самолетах летчики ночью заклеивают некоторые лампочки изолентой.
    Muk33
    Вообще не понятно,кто придумал белое освещение в кабинах...
    Простой эксперимент выходя из освещеного коридора в темноту- не замечали сколько нужно время- для адаптации ? О бликах вообще молчу...

  10. #10
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    24.06.2010
    Сообщений
    171

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от alexvolf Посмотреть сообщение
    Вообще не понятно,кто придумал белое освещение в кабинах...
    Простой эксперимент выходя из освещеного коридора в темноту- не замечали сколько нужно время- для адаптации ? О бликах вообще молчу...
    Насчёт бликов - не знаю. А вот всё остальное... Освещение - близко к естественному. Яркость освещения приборов, ламп приборной доски, заливающего света регулируется по отдельности (от 0 до мах) по желанию, в любое время, вполне удобно. ПМСМ.

  11. #11
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Sanych62 Посмотреть сообщение
    Насчёт бликов - не знаю. А вот всё остальное... Освещение - близко к естественному. Яркость освещения приборов, ламп приборной доски, заливающего света регулируется по отдельности (от 0 до мах) по желанию, в любое время, вполне удобно. ПМСМ.
    Sanych62
    Как там "по образу и подобию".Вполне возможно.Зачем тогда искать новые
    подходы,если все "вполне удобно"?

    Думаю всем понятно в какое время и для чего нужно освешение...
    и групповые потенциометры регулировки яркости.Может Вы напомните на каких ЛА есть переключатели освещения ПП на "Белый-красный" и для чего?

  12. #12
    Старожил Ветеран Аватар для FLOGGER
    Регистрация
    19.02.2006
    Адрес
    С-Пб
    Сообщений
    4,626

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от alexvolf Посмотреть сообщение
    Вообще мы ведем разговор об освещении кабины или подсветки приборов?
    Хочу повторить этот же вопрос: о каком освещении речь? Одно дело подсвет приборных досок, пультов. Другое дело-освещение кабины. Тогда вопрос: чем вообще освещается кабина? Здесь упоминали УФО, но УФО использовалось для посвета шкал приборов, которые в давние времена делались из СПД или СВД. Т. е это не освещение кабины. Т. к. приборы эти "фонили", их потом заменили на красный подсвет. И в названии многих приборов появилась буква "К". Т. е. это речь идет о подсвете приб. досок и пультов, но не освещении кабины.

  13. #13
    Старожил Форумчанин Аватар для kfmut
    Регистрация
    20.01.2009
    Адрес
    Тверь
    Сообщений
    861

    По умолчанию

    Несколько лет назад в АиК была статья о потере пространственной ориентации лётчиками при полётах ночью в СМУ, ЕМНИП одной из причин называлась "цветная" подсветка кабин, оптимальной называлась белая заполняющая подсветка...
    Хочу опять быть моделистом!
    А вообще, моделист, это кто? by Mr_Stomach aka Motorhead
    Афтемаркет - ЗЛО by Mr_Stomach aka Motorhead
    ЖЖ

  14. #14
    Старожил Форумчанин Аватар для Chizh
    Регистрация
    06.01.2007
    Адрес
    Пермь - Москва
    Сообщений
    822

    По умолчанию

    Белую нельзя применять вместе с устройствами ночного видения. Поэтому на многих современных ЛА кабины стали черными, а подсветка имеет зеленоватый или голубоватый цвет, который вырезается из спектра чувствительности устройств ночного видения.
    ЧИЖ

  15. #15
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Chizh Посмотреть сообщение
    Белую нельзя применять вместе с устройствами ночного видения. Поэтому на многих современных ЛА кабины стали черными, а подсветка имеет зеленоватый или голубоватый цвет, который вырезается из спектра чувствительности устройств ночного видения.
    Chizh
    А кто сказал,что нельзя применять белое освещение "вместе с устройствами ночного видения"? Как известно ЭОП-у это по барабану...
    Многие очечки НВ прекрасно работают и при белом освещении,правда желательно при тусклом.
    Защита ЭОПа (потеря зрения) срабатывает от интенсивности,а не от
    спектральных составляющих...
    Миниатюры Миниатюры cats-eyes.jpg   gec-avionics.jpg   hnv-3d-.jpg   model-v2777.jpg   .jpg  

  16. #16
    Старожил Ветеран Аватар для FLOGGER
    Регистрация
    19.02.2006
    Адрес
    С-Пб
    Сообщений
    4,626

    По умолчанию

    За всех сказать не могу, но то, что я видел под ОНВ, то там действительно, кабина черная, а подсвет делается зеленым светом.

  17. #17
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от FLOGGER Посмотреть сообщение
    За всех сказать не могу, но то, что я видел под ОНВ, то там действительно, кабина черная, а подсвет делается зеленым светом.
    Валера
    Уверен,что виденное Вами имеет отношение к вертолетам оборудованных возможно системой ОЭС...в таком случае выбор освещения и окраски кабины совпадает с предьявляемыми требованиями для подавления избыточной световой нагрузки общего фона без применения интерференционных фильтров("minus blue"-по американской терминологии) в случае применения как головных ПНВ так и стационарного оборудования. Примером может послужить кабина германского ВО-105...

  18. #18
    Старожил Форумчанин Аватар для Chizh
    Регистрация
    06.01.2007
    Адрес
    Пермь - Москва
    Сообщений
    822

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от alexvolf Посмотреть сообщение
    Chizh
    А кто сказал,что нельзя применять белое освещение "вместе с устройствами ночного видения"? Как известно ЭОП-у это по барабану...
    Многие очечки НВ прекрасно работают и при белом освещении,правда желательно при тусклом.
    Защита ЭОПа (потеря зрения) срабатывает от интенсивности,а не от
    спектральных составляющих...
    Вы ошибаетесь.
    Для очков ночного видения типа ОВН-1 Скосок работающих в диапазоне 630-900 нм, освещение кабины производится в очень узком спектре ниже рабочего диапазона очков. Например зелеными светодиодами 520 нм.

    Если кабину залить белым, очки забьются этим освещением и будут бесполезны.

    Мало того, под очки адаптируют еще и внешнее освещение ЛА.
    Последний раз редактировалось Chizh; 25.04.2011 в 00:24.
    ЧИЖ

  19. #19
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Chizh Посмотреть сообщение
    Вы ошибаетесь.
    Для очков ночного видения типа ОВН-1 Скосок работающих в диапазоне 630-900 нм, освещение кабины производится в очень узком спектре ниже рабочего диапазона очков. Например зелеными светодиодами 520 нм.
    Chizh
    Спорить насчет диапазона зеленых светодиодов не буду- очки ОВН разработки СКТБ ТНВ- не разбирал.
    Однако замечу,что данные очки,если не ошибаюсь третьего поколения, на основе As-Ga-ФКпроизводятся только США и Россией.Кстати для пехотуры ГУП Альфа выпускает аналогичные очечки 1ПН74 имеющие чувствительность при работе "естественной ночной освещенности-отсутствие Луны и пасмурности звезд" 5х10 в минус 3 степ. лк. с ресурсом 3 тыс.часов.Угол зрения примерно 40 град.

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •