Показано с 1 по 20 из 32
Like Tree38Likes

Тема: Пассажирские самолеты у советских «силовиков»

Комбинированный просмотр

aviafan 8) Ту-154 (всего через... 21.09.2020, 17:48
Тов. ИнженерЪ Ан-14А б/н "43 красный"... 21.09.2020, 18:45
Алексей Коваль Ту-114-х у военных было три,... 28.09.2020, 02:33
Fencer Туполев Ту-116... 01.06.2023, 09:15
Red307 Неделю назад был в... 24.09.2020, 07:44
Алексей Коваль Уважаемый Сергей, предлагаю... 02.11.2020, 02:37
Предыдущее сообщение Предыдущее сообщение   Следующее сообщение Следующее сообщение
  1. #1
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    30.10.2014
    Сообщений
    112
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Пассажирские самолеты у советских «силовиков»

    Уважаемые форумчане!

    Пытаюсь разобраться с историей эксплуатации пассажирских самолетов и их некоторых специальных версий (Ил-20/20РТ и Ил-22 не рассматривал) в авиации силовых ведомств СССР.
    А именно – с авиационными частями и подразделениями, которые их эксплуатировали в период до 1992 года.

    Пока получается так (там, где данные требуют уточнения, используется знак «?»):

    1) Ан-10 (в разное время эксплуатировалось, как минимум, 16 самолетов; подтверждение существования ещё трех машин, сер. 16-04, 16-05 и 16-06 найти пока не удалось).

    Известно о постройке 1 опытного и 11 серийных транспортно-санитарных Ан-10ТС, а также о нескольких Ан-10 в варианте воздушных командных пунктов (как минимум, для командующих ДА, ВТА, ВДВ; ещё 1 борт летал в Шперенберге).

    Ан-10 эксплуатировались в таких частях:

    36 осап Чита (Черемушки) 1 ??? ЛЛ по расследованию ЛП
    70 оитапон Чкаловский 2 СССР-11120, СССР-55506
    226 осап Шперенберг 1 СССР-11854 КП
    257 осап Хабаровск или Гаровка 1 СССР-72605, тактический б/н 90 КП (командующего ДальВО)
    374 втап Тула 6 СССР-11939 СССР-11947 12 голубой 14 голубой 18 голубой 19 голубой 20 голубой??? 5 Ан-10ТС + КП (для командующего ВДВ)
    978 отап Клин 1 СССР-55501 МО ПВО
    605 уап Камень-Уральский 1 СССР-12120 КП
    2? отаэ? Остафьево? 1 ??? КП (для командующего ДА)

    Были ли Ан-10 в:
    75 осап (Ахтубинск),
    848 осап (Рогачево)
    24 отаэ (Тикси)?


    Получается, что где-то летало еще 2 Ан-10ТС, в т.ч. СССР-11927 (Ан-10КП).


    2) Ил-18 (как минимум, 21 борт):

    ? осап Чкаловский 2 адон
    150 осап Улан-Удэ (Восточный)
    271 отап Остафьево до 1989?
    353 апон Чкаловский 8 адон
    327 отап Остафьево ВМФ 1973-89 гг.
    400 оиап ОН Лахта

    Были ли в:
    75 осап Ахтубинск
    188 осап Иркутск
    ? отаэ Приволжский

    Где первоначально проходили службу эти Ил-18:
    СССР-75666 07 05 В 1973 году передан в авиацию ВМФ
    СССР-75713 94 03 В 1968 году переделан в прототип Ил-20
    Последний раз редактировалось aviafan; 24.10.2020 в 18:45.
    Fencer and sovietjet like this.

  2. #2
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    30.10.2014
    Сообщений
    112
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию

    3) Ил-62 (как минимум, 16)
    353 апон Чкаловский
    278 отаэ Кульбакино
    82 отаэ Энгельс

    По данным ST 4 из 7 самолетов пришли в Кульбакино «транзитом» через Хороль.
    Другие источники указывают на Кипелово.
    Возможно, кто-то знает подробности?

    И зачем 33 ЦБП в 1991 году было столько много Ил-62 – целых 6? Их-то и на Чкаловской было тогда меньше (по моим данным, – 5).

    4) Ту-104 (как минимум, 8)
    10 окабон Чкаловский
    70 оитапон Чкаловский
    170 гвмрап Быхов
    183 мрап Владивосток (Кневичи)
    987 мрап Североморск
    33 ЦБП Николаев (Кульбакино)

    Ту-104Ш (5 машин)

    143 мтад Совгавань
    33 ЦБП Кульбакино
    43 ЦБП Рязань (Дягилево)

    5) Ту-116 (2 машины)
    409 тбап Узин 1
    1023 или 1226 тбап 1 Семипалатинск-2 (Долон), затем - 40 или 79 гтбап (Украинка)



    Ту-114?[/B] (2 машины)
    409 тбап Узин 1
    392 одрап Кипелово 1 (вторая машина - СССР-76474 передана на запчасти)
    Последний раз редактировалось aviafan; 24.10.2020 в 20:51.
    Fencer, GThomson and sovietjet like this.

  3. #3
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    30.10.2014
    Сообщений
    112
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию

    6) Ту-124 (как минимум, 7)

    10 окабон Чкаловский
    138 осап Левашово
    652 уап Тамбов или отряд управления ТВВАУЛ?
    978 отап Клин


    Ту-124Ш (54 самолета)

    46 уап Ворошиловград
    70 оитапон Чкаловский
    108 уап Шадринск
    604 уап Челябинск (Шагол)
    605 уап Каменск-Уральский
    652 уап Тамбов
    199 огдрап Нежин
    163 оуаэ Ставрополь
    10 окабон Чкаловский, переделанные в «салоны».
    64 иап Омск (Северный)
    72 гиап Амдерма
    350 иап Братск
    356 иап Семипалатинск (Жана-Семей )
    978 отап Клин



    7) Ту-134 (59 машин)

    В разное время на этих аэродромах базировалось столько Ту-134:

    36 осап Чита-1 2 (одна потеряна в аварии в 1989 году)
    70 оитапон Чкаловский 3
    111 осап Ташкент (Восточный) 2
    124 мрап Гвардейское 1
    138 осап Левашово 1
    226 осап Шперенберг 1
    243 осап Львов 1
    353 апон Чкаловский 26 (1 передана в МГА)
    593 отап Владивосток (Кневичи) 1
    987 одрап Североморск-3 1
    978 отап Клин 1
    25 осаэ Легница 1
    178 готаэ/456 осап Винница (Гавришевка) 1 (кратковременно, "транзитом" из ЧСФР в Калу);
    217 осаэ Одесса (Школьный) 1
    153 осаэ Кишинев 1
    173 осаэ Миловице (Божий Дар) 1
    201 осаэ Текель 1
    218 осаэ Алма-Ата 1
    248 осаэ Минск (Липки) 1
    249 осаэ Рига (Скулте) 1
    255 осаэ Киев (Борисполь) 1
    300 осаэ Кала 1
    378 осаэ Кубинка 1
    ГК НИИ ВВС Чкаловский 1
    ГК НИИ ВВС Ахтубинск 1
    оао СН Москва (Шереметьево) 6 (2 переданы в 235 ло)


    Пока непонятно:
    - был ли во времена СССР собственный Ту-134 в 103 гтап (Смоленск) или он появился там уже после 1991 года;
    - где базировался (Ташкент или Кабул) Ту-134 СССР-63832 командующего 40 А и куда передали его после 1989 года?


    Ту-134Ш (точное количество выпущенных машин неизвестно - около 90)
    46 уап Ворошиловград до 1984
    108 уап Шадринск до 1989
    604 уап Челябинск (Шагол)
    605 уап Камень-Уральский
    607 уап Упрун (Южноуральск)
    978 отап Клин

    Были ли в:
    70 оитапон Чкаловский
    ГК НИИ ВВС (Ахтубинск или Чкаловский)
    Очевидно, переделанные в «салоны».

    Ту-134УБЛ (по разным данным, выпущено 77, 90 и 109 машин, крайняя цифра – из книги по истории Харьковского авиазавода).
    184 тбап Прилуки
    652 уап Тамбов
    750 уап Орск (Первомайский)
    278 отаэ Кульбакино
    378 осаэ Кубинка Переделан в «салон»
    43 ЦБП Рязань (Дягилево)?

    Были ли в:
    271 отап Остафьево
    Очевидно, переделанный в «салон».
    Последний раз редактировалось aviafan; 24.10.2020 в 20:50.
    Fencer and sovietjet like this.

  4. #4
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    30.10.2014
    Сообщений
    112
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию

    8) Ту-154 (всего через военных «прошло» 33 машины)

    36 осап Чита (Черемушки)
    70 оитапон Чкаловский
    75 осап Ахтубинск
    150 осап Улан-Удэ (Восточный)
    257 осап Хабаровск
    353 апон Чкаловский
    354 апон Чкаловский
    593 отап Владивосток (Кневичи) (2 Ту-154М)
    978 отап Клин
    278 отаэ Николаев (Кульбакино) (в т.ч. и 2 Ту-154М - непродолжительное время; переданы в Кневичи);
    300 осаэ Кала


    9) Як-40 (как минимум, 8 машин).
    10 оап Алма-Ата 1
    11 оап Владивосток (Кневичи) 1
    12 оуап Ставрополь (Михайловское) 2
    16 оап Южно-Сахалинск 1
    16 оаэ Хабаровск 1
    оао СН Москва (Шереметьево) 1
    отаэ Ахтубинск 1 ШЛИ

    Где-то летала и 9-я машина.
    Возможно, в Чите (авиация ПВ.


    Кроме того, в реестре Як-40 до сих пор неизвестна судьба 5 Як-40.

    Зав.н. 9720754
    Зав.н. 9731154
    Зав.н. 9730155
    Зав.н. 9821657
    Зав.н. 9940460

    Возможно, 4 из них тоже летали в авиации ПВ СССР.
    Последний раз редактировалось aviafan; 24.10.2020 в 19:14.
    sovietjet and Fencer like this.

  5. #5
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    30.10.2014
    Сообщений
    112
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию

    10) Ан-24 – пока получилось 130 самолетов (в то время, как всего их поставили советским силовикам 209) в 55 различных авиачастях и подразделениях (в это число вошли 4 Ан-24РР, 13 Ан-24ПРТ и 17 Ан-24ВСР):

    х оаап Воркута
    36 осап Чита-1
    75 осап Ахтубинск (и Ан-24РР)
    99 осап Крайний (Байконур)
    103 гтап Смоленск
    111 осап Ташкент (Восточный)
    138 осап Левашово
    150 осап Улан-Удэ
    188 осап Иркутск
    195 отап Кустанай (Нариманово) (Ан-24ПРТ)
    226 осап Шперенберг
    243 осап Львов
    257 осап Хабаровск (Ан-24РР)
    263 отап Калининград (Храброво)
    271 отап Остафьево
    327 отап Остафьево
    354 апон Чкаловский
    390 осап Свердловск (Кольцово)
    436 отап Ступино
    457 отап Алма-Ата
    478 уап Балашов
    535 осап Ростов-на-Дону
    662 уап Канск (Дальний) (Ан-24ВСР)
    679 оисап Сары-Шаган
    912 отап Луостари
    917 отап Кача
    978 отап Клин
    7 осаэ Налайх
    7 оаэ бухта Провидения
    16 оаэ Хабаровск
    18 оаэ Чита-1
    19 оаэ Благовещенск
    20 оаэ Раквере
    21 оаэ Магадан (Сокол)
    37 осаэ Новосибирск
    112 осаэ Одесса
    144 осаэ Куйбышев (Бобровка)
    148 овтаэ Клин
    153 осаэ Кишинев
    177 готаэ Винница (Гавришевка)
    187 осаэ Чита-1
    193 осаэ Тбилиси (Новоалексеевка)
    196 оалиэ Пушкин
    203 осаэ Курчатов-21 (Семипалатинск) (Ан-24РР)
    218 осаэ Алма-Ата
    221 осаэ Чита-1
    223 осаэ Киев (Жуляны)
    235 осаэ Капустин Яр
    245 осаэ Легница
    255 осаэ Киев (Борисполь)
    278 отаэ Никлолаев (Кульбакино)
    300 осаэ Кала
    328 отаэ Сокол (Долинск)
    ЛИБ Нижний Тагил

    Был ли Ан-24РР в 378 осаэ (Кубинка)?

    И сколько было Ан-24 в 478 уап (Балашов) - 20 или больше?
    Fencer and sovietjet like this.

  6. #6
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    01.08.2017
    Адрес
    Краснодарский край, Темрюк
    Сообщений
    536

    По умолчанию

    7 оаэ бухта Провидения

    21 оаэ Магадан (Сокол)
    Во первых там Ан-26. Второе - это пограничники. На начало нолевых в каждой ОАЭ по 2 Ан-26. Летают все 4 борта по сей день вроде как но на Камчатке. И если меня не подводит склероз один Провиденский Ан-26 падал в 90-х в Анадыре. Потом вроде списан
    Последний раз редактировалось cobra_73; 24.09.2020 в 10:14.
    Fencer likes this.

  7. #7
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    30.10.2014
    Сообщений
    112
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию

    Буду признателен за уточнения и дополнения по перечню авиачастей и подразделений, в которых эксплуатировались указанные выше типы самолетов.

    Возможно, кто-то знает, почему советским силовикам не «приглянулись» Як-42?
    И были ли вообще планы по таким поставкам?

    Возможно, кто-то знает точное число выпущенных Ту-134Ш (пока чаще всего фигурирует фраза «около 90») и Ту-134УБЛ (77, 90 и 109 машин???).

    Здоровья Вам и Вашим близким!

    С уважением,
    Сергей
    Последний раз редактировалось aviafan; 21.09.2020 в 17:55.

  8. #8
    Старожил Ветеран Аватар для Тов. ИнженерЪ
    Регистрация
    02.03.2013
    Сообщений
    1,204

    По умолчанию

    Ан-14А б/н "43 красный" в конце 1970-х гг. был в 764 иап 20 кПВО 4 ОА ПВО СССР, а/д Б.Савино (г. Пермь).
    00-n4a1.jpg
    Последний раз редактировалось Тов. ИнженерЪ; 21.09.2020 в 21:45.
    Fencer and sovietjet like this.

  9. #9
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    13.12.2014
    Сообщений
    462

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от aviafan Посмотреть сообщение
    ...
    5) Ту-116 (2 машины) и 1 Ту-114?
    ? отаэ Узин
    ...
    116 и 114 были в 409тбап (1-м полку).
    стоянка полка и отаэ располагались в разных концах полосы, это 3км.
    Fencer likes this.

  10. #10
    Старожил Форумчанин Аватар для Алексей Коваль
    Регистрация
    02.06.2011
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    298

    По умолчанию

    Ту-114-х у военных было три, два давно известны, это 76480 у флотских в Кипелово, и 76490 в ДА в Узине.
    Недавно, наконец, отыскался третий, 76474, и прояснилась его судьба, обсуждали тут: https://aviaforum.ru/threads/istorij...0/post-2725512 и далее.
    Кроме того, в указанном топике есть информация о временном задействовании части бортов Ту-114 в интересах МО для перевозок ЛС.

    Ту-124Ш придавались большинству полков на Ту-128 для выполнения тренировочных и «провозных» полётов, разведки погоды, а также, емнип, в отдельных случаях, перевозки групп ЛС и небольших грузов, они были не только в 72 Гв. ап (правильно писать так, а не гиап, после перехода на Ту-128 полки переставали быть «истребительными»), но и в 64, 350, 356 ап, сходу точно не вспомню про 518 ап, а в 445, возможно, и не было. В общей сложности около 10 машин было выделено для этой цели, обычно по паре на полк в составе их третьих АЭ.
    Также эти машины изначально не были пассажирскими, их можно считать таковыми с изрядной натяжкой, и только потому, что они реально иногда перевозили ЛС.

    По Ан-10 есть личная гипотеза, нуждающаяся в проверке. Так как военные борты с регистрациями из «Ан-12-го» диапазона и нестандартными 5550х и 72ххх не пересекаются с гражданскими (во всяком случае, никаких подтверждений этому пока не находилось), то все они, имхо, переделаны из ТС (которых, к слову, была целая дюжина, и вообще их считать за пассажирские тоже не стоит, они изначально не такие, как и, например, Ан-24Т), выведенных из эксплуатации в качестве десантных за неимением преимуществ перед Ан-12 или какой-либо другой особой пользы .
    Про ЛЛ в Черёмушках интересно. Есть ли какие-то подробности? Я, кажется, понимаю, о какой машине речь, и кто свидетель её наличия там, номер он не помнит. Было одно обсуждение в ветке «Ан-10 — факты и гипотезы» на Авиафоруме. Или появилось что-то ещё?

    Так как некоторые машины одинакового назначения могли передаваться между полками, было бы информативней увидеть в Ваших перечнях номера бортов, где они известны, и, где могло быть перенумерование, известные заводские. Так легче будет отловить дубли, то есть когда один и тот же самолёт служил в разных полках.
    Последний раз редактировалось Алексей Коваль; 31.10.2020 в 21:13.
    GThomson and Fencer like this.

  11. #11
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    13.12.2014
    Сообщений
    462

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Алексей Коваль Посмотреть сообщение
    ...
    Ту-124Ш придавались большинству полков на Ту-128 для ...
    в Омске-Северном базировался Ту-124Ш, комиссии ПВО часто прилетали на нём в Славгород-Северный, где находилось несколько крупных складов.
    Fencer likes this.

  12. #12
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    30.10.2014
    Сообщений
    112
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию

    Уважаемые форумчане!
    Большое спасибо за правки и уточнения!

    Уважаемый Алексей Коваль!

    По поводу ЛЛ на базе Ан-10 подсказали здесь:
    https://www.forumavia.ru/t/201311/

    аверное последний летающий Ан10 был в Чите(черёмушки).
    Лаборатория по катастрофам и происшествиям(не знаю как они правильно назывались
    )".

    до какого года в Чите летала ЛЛ на базе Ан-10?

    Точно не могу сказать, но где то до 1981-1982 годов.Последним КВС на нём был Саша Сыров.А может ещё правачком на нём летел, не помню
    "

    С уважением,
    Сергей

  13. #13
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    30.10.2014
    Сообщений
    112
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию

    Уважаемые форумчане!

    Удалось немного уточнить запрашиваемую мною информацию.
    Правки внес в первые "посты" и отметил синим цветом.

    Буду признателен за дополнения и уточнения.

    Пока наибольший "провал" - по Ан-24: не хватает почти 80 бортов.

  14. #14
    Старожил Ветеран Аватар для Fencer
    Регистрация
    21.04.2012
    Сообщений
    11,880

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от aviafan Посмотреть сообщение
    5) Ту-116 (2 машины)
    Туполев Ту-116 https://aviamirinfo.ru/tupolev-tu-11...va/#more-15454

  15. #15
    Новичок Форумчанин Аватар для Бортач
    Регистрация
    13.04.2012
    Сообщений
    21

    По умолчанию

    "604 уап или отряд управления ЧВВАКУШ? Челябинск 1 СССР-12120 КП" - в каком году в ЧВВАКУШ или 604УАП был Ан-10?
    "605 уап Камень-Уральский" - Каменск-Уральский.
    Fencer likes this.

  16. #16
    Старожил Ветеран Аватар для Red307
    Регистрация
    12.07.2015
    Сообщений
    2,448

    По умолчанию

    Неделю назад был в Челябинске. Предложили слетать на 134Ш побомбить. Отказался))

  17. #17
    Старожил Форумчанин Аватар для Алексей Коваль
    Регистрация
    02.06.2011
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    298

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от aviafan Посмотреть сообщение
    Уважаемые форумчане!
    Пытаюсь разобраться с историей эксплуатации пассажирских самолетов и их некоторых специальных версий (Ил-20/20РТ и Ил-22 не рассматривал) в авиации силовых ведомств СССР.
    Уважаемый Сергей, предлагаю для точности всё же убрать ещё часть машин из рассмотрения, их лучше вынести в отдельное исследование — а именно

    * учебно-штурманские варианты Ан-24, Ту-104, 124 и 134, а также УБЛ для лётчиков,
    * Ан-10КП по аналогии с Ил-22,
    * Ту-116

    и тому подобные, так как эти модификации исходного типа изначально не пассажирские, даже если на них когда-либо и осуществлялись перевозки личного состава Минобороны и других силовых ведомств.

    Это позволит подготовить "чистый" материал, а иные реализации на базе гражданских машин стоит вынести в отдельную статью -- если Вы готовите таковую к публикации на эту тему.

    С другой стороны, стоит, как раз наоборот, включить часть Ил-22, переделанных именно из пассажирских Ил-18 — из-за высокой востребованности новых ВзПУ всеми подразделениями вооружённых сил (производство на 30-м заводе МАП в Москве, где выпускались все Ил-18 и их варианты, а также на тот момент МиГ-23 различных модификаций, не справлялось, не могло обеспечить нужное количество) часть этих машин передавалась на переделку в конце 70-х (и, емнип, в самом начале 80-х) из подразделений Аэрофлота (проверьте по реестрам ST и RP).

    Плюс, можно дополнительно рассмотреть перевозку ЛС на Ил-86 в "двухпалубном" варианте (борт 86015, как минимум, на испытаниях, и, опять же, емнип, он же, и возможно, ещё один был задействован уже в реальных операциях при выводе войск из ГСВГ — фото точно есть в Сети).
    Последний раз редактировалось Алексей Коваль; 02.11.2020 в 17:18.
    Fencer likes this.

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •