Николай, здравствуйте ! Спасибо за Ваш "Афганский дневник"! Интересно очень. Тем более из первых уст. Прочитал про комбинированный вариант подвески МиГ-21 - 2 С-24 и 2 Р-13М. Хотелось бы уточнить, что при таком варианте подвешивалось на внутренние пилоны (ближе к фюзеляжу), а что на внешние ?
С уважением, Александр.
Спасибо ! Теперь знаю, как "вооружить" модель
Старая карта.
Долгими бессонными ночами
Слушая пугающую мглу
Я опять на карте помечаю
И Пули – Хумри, и ГЭС Наглу
Брошу точный прочерк карандашный
По ущельям, где не видишь дно
Это в первый раз над ними страшно
А потом привыкнешь, всё одно
Звёзды над кабиной запылают
Яркой горстью золотых монет
По ночам они напоминают
Форсажи давно ушедших лет
Ставлю курсы, время, расстоянья
Километры от эР эС Бэ эН
Обвожу районы мирозданья
Где могу попасть в душманский плен
На бегу «слюнявчик» поправляя
Прыгну в самолёт, и – на Герат!
И технарь, в полёт благословляя
Мне подаст в кабину автомат
Звёзды над кабиной запылают
Яркой горстью золотых монет
А когда рассвет в окно вползает
Карта возвращается в планшет
2 Fighter
Хотелось бы узнать Ваше мнение как пилота о Су-27. Смог бы этот истребитель в случае применения а Афганистане реализовать свой "штурмовой" потенциал как это удалось МиГ-21?
Извините за поздний ответ. Су-27 прекрасный самолет, в ударном варианте, как по нагрузке, по прицельному оборудованию, так и по маневренным возможностям полета в горах, конечно в несколько раз превосходит МиГ-21. Но, с другой стороны, это большой, гораздо более дорогой, более заметный с земли, и несколько менее быстрый самолет. В условиях увеличения насыщенности противника ПЗРК на первый план становится возможность нанесения высокоточных ударов без входа в зону поражения. Поэтому в 84-89 гг, когда у Су-27 по земле не было никакого высокоточного оружия, его использование вряд ли было бы оправдано. Помио всего, даже сейчас в Афганистане нерешенной проблемой остается обеспечение безопасности при взлете и посадке, хотя количество имеющихся ПЗРК снизилось по сравнению с 1989 в десятки раз. Что-то не было и не видно сейчас в Баграме F-15Е.
С новым Вас,2011г.Прочитал "Афганский дневник".Время после Афгана прошло много,многое стало забываться,а ваш дневник как таблетка от склероза.
Вспоминаю какой-то пионерско-туристический слёт в Берёзовском р-не.
Привез туда детей,для приобщения к патриотическим мероприятиям.Приехал в спортивном костюме,чисто в массовку.Оказалось,что перед пионерами должен был выступать Игорь Долгих,но он почемуто не прибыл.Люда Быкова ко мне,надо детям рассказать о героических буднях в Афганистане.Там присутствовало руководство райкома партии.Отказать Люде я не мог,пришлось выступать,и выяснилось,что тогда детям сказать особенно нечего.Что-то мямлил.Сегодня конечно-бы много чего смог сказать.Но книжку о Берёзе,от детей получил.Да ещё с каким-то афганцем костер разжигали,с риском.Его облили бензином,и он конечно слегка бабахнул.
Немножечко в шоке от прочитанного,точнее от Саши Гордиюка.Т.к.знал его другим,а у него оказывается" писательский талант".Молодец он,что смог из ничего столько высосать.
А говорить о Николае Генадьевиче(скажу мягко),что он был плохим командиром по прошествие стольких лет,по крайней мере смешно.Об этом конечно можно рассказывать,там где нет людей его знающих,но здесь.И хотя непосредственно в полётах я с ним не пересекался(я имею в виду противоборство),но всегда завидовал его грамотности,брал пример и многому научился.
Н.Г.Карев правильно пишет,что когда он пришёл в полк,многие из лётчиков не могли отличить F-15 от F-16.А какие лекции он читал,заслушивались,а его,назовём их листы с фотографиями и ТТД с-тов вероятного противника,многие тоже начали делать то-же самое.Во всяком случае я.
Вспоминается один учебный воздушный бой в Марах.С одной стороны п/п-к Карев,ведомый (могу ошибиться,поправят)Михаил Степанов.Они на Миг-21.
Условные противники,командир АЭ из Маров,и его ведомый на МИГ-23МЛ.Конечно их фамилий я не помню,но то что это были настоящие асы,можно не сомневаться.Не больно в те времена в частях на свободные бои летали,перестраховка в моде была(возможно и правильно),а они этим занимались регулярно,и были уверены в своей победе,но проиграли.Я не буду описывать сам бой,т.к. нём не участвовал.Буду благодарен,если Николай Генадьевич о нём раскажет сам.Этот бой поменял мои взгляды на ведение боёв,с противником вооружённым более современной техникой.Впоследствие эти принципы, я успешно использовал в воздушных боях.
Хочу добавить,что я не хвалю Карева,ибо возможно он меня и не помнит,пишу ради справедливости.
Случайно попал на форум. А здесь Гордиюк А.А. совсем распоясался. Некому унять пылающего праведным гневом потомственного «гегемона», «сына токаря». Увещевания Н.Карева не действуют. Забыл, как комэска Карев учил его лётному мастерству. Как говорили инструктора в Каче, такого «куда ни целуй – везде …». И с каких это пор быть сыном адмирала – позор, а не честь? Да будь побольше в руководстве ВВС таких сынов адмиралов, как Карев Н.Г. или сынов генералов, как Авдонин В.П., авиация стала бы по-настоящему боевой. А то стыдно смотреть телерепортажи с армейских учений летом 2010г под Иваново, когда войска на переправе через Волгу прикрывали…пилотажники из Кубинки. Что, тактическая авиация тихо умерла? Су-27 красиво, крыло в крыло, проходят над переправой, как на шоу. Может учения войск теперь не в моде, а проводят только шоу для «паркетных» генералов?
Я, Игуменов Юрий Леонидович, качинец 1975года выпуска, командир звена Гордиюка А.А. с 1982г по 1988 г. Сейчас живу в Смоленске,тел.8-920-30-55- 671, при необходимости, могу написать
домашний. В Афганистане вел краткий дневник боевых вылетов звена. 15 июня 1984 года звену в составе: Степанов М., Черноволод А., Игуменов Ю., Гордиюк А. на 5.32 был запланирован удар по целям
№2 и №3 в районе Лар – Мандикюль.
№2 координаты (3843100 - 12549100), превышение цели 1700м
№3 координаты (3841500 – 12548100),превышение цели 1800м
Это две рядом расположенные пещеры размером 4*40м и 4*12м, где находились соответственно 30 и 35 «мятежников» с минометами, ДШК, РПГ и стрелковым оружием. Уход на цель после взлета с курсом , дальность до цели 34 км, подлетное время 2 мин 40 сек.
Было еще два плановых удара (на 12.02 и 17.00) в составе звена: Артамонов, Свириденко, Игуменов, Гордиюк.
Так вот, по запланированной сдвоенной цели (№2 и №3) мы не работали, так как по прибытии на аэродром получили приказ по фотопланшету подготовиться к удару по двум «крепостям» в кишлаке Афгани, расположенному с-в кишлака Юрчи (удаление от аэродрома около 10км). Боевая зарядка обычная: у ведущих – по 4 ФАБ – 250, у ведомых - по 2 ФАБ – 500. Удар в 5.30 утра. Работаем как обычно: ведущий группы после обнаружения цели атакует сходу, остальные – с круга над целью. Никаких указаний атаковать цель с курсом 320 никто не давал. Это чушь, даже повторенная многократно, всё равно остаётся чушью. Какие могут быть ограничения по курсу при работе в долине?! Да и в ущельях, кто, когда смотрел в кабину на компас? Оцениваешь только угол визирования цели относительно фонаря кабины, чтобы ввести в пикирование с заданным углом.(У кого остались карты посмотрите по координатам, может там было удобно атаковать с БК=320?)
Что за высосанные из пальца разногласия в указаниях Карева, Степанова, Тарасевича?! Обсудили только по каким характерным ориентирам легче найти цель и по самолетам.
Первым атаковал цель Степанов, потом я, Черноволод и Гордиюк. Взрывы всех бомб - в районе цели. В момент сброса бомбы Гордиюком я находился сзади и выше на Д = 1000-1200м, как всегда держа в поле зрения самолет ведомого и наблюдая за «зеленкой», чтобы засечь место возможной стрельбы средств ПВО. Обычно летчик после сброса бомб энергично ny = 7 переводит самолет в набор высоты с отстрелом тепловых ловушек АСО – 2и и выполнением противозенитного маневра: энергичного разворота влево, затем вправо и снова влево с последующим занятием места в б/порядке. Но многие, избегая шаблонов, вносили свои изменения в маневр. Поэтому, когда самолет Гордиюка перешел в набор высоты с левым разворотом, я ничего особенного в этом не увидел. Перевел взгляд на цель, там из угла «крепости» поднимался столб пыли, сказал: «Попал», (очевидно, за это время и произошло катапультирование летчика), опять взгляд на ведомого – его самолет в развороте с набором высоты. Сближаюсь, обходя, его справа и выше, доложил «696, смотри справа». Обычно в этот момент летчик докладывает «Вижу» и занимает место в б/ порядке. Но доклада от летчика не последовало. Его самолет плавно с опусканием носа и уменьшения крена переходит на снижение. Н ≈ 1500м.
- (695) 696, ты куда? - молчание .
Самолет без крена устремляется вниз. У меня еще две несброшенные бомбы, Доворачиваюсь за ним, пытаюсь догнать.
- (695) 696, выводи! - молчание
Чем ближе к земле, тем меньше угол снижения. Подумал, что что-то случилось с летчиком.
- (695) 696, выводи!
Видя, что самолет неумолимо приближается к земле, передаю несколько раз
- (695) 696, катапультируйся!
Самолет с небольшим углом снижения сталкивается с глинобитными домиками кишлака Пашан (ю – з кишлака Юрчи, в 6 км от аэродрома), не взорвался, а как таран продолжил движение по земле, обрушивая на себя двухэтажные домики. Поднялось облако пыли. Повторяю, на месте падения самолета в кишлаке Пашан не было ни взрыва, ни пожара. Осталась только «борозда» из разрушенных домов.
- (695) 696-ой столкнулся с землей. Пауза
- (695) 696-ой столкнулся с землей.
И не надо тут пускать слезу: «ведущий меня дважды похоронил». Мне в тот момент было важно, чтобы на земле успели по мне сделать засечку на экранах локаторов места падения самолета.
РП: 695, парашют видишь?
- 695, не вижу
Думаю, какой еще парашют?! Но, включив форсаж, выполняю вираж, разглядывая «зеленку» в районе падения самолета. Ничего не вижу.
РП: 695, посмотри парашют.
Перевожу самолет в боевой разворот. Выключаю форсаж.
- 695, парашюта не вижу.
Расширяю район поиска, осматриваю «зеленку» уже ближе к цели (там еще не рассеялась пыль от наших бомб) и примерно в километре от этой пыли вижу белый парашют, висящий на деревьях вдоль арыка.
-695,вижу парашют на деревьях.
В этот момент решаю действовать по-каревски: отсечь место приземления летчика от ближайшего кишлака огнём из пушки. Перезарядил ГШ-23 и за три захода со сложного вида маневра («челноком») расстрелял весь БК, протягивая очереди по полям вдоль кишлака на полпути до парашюта. В это время поступила информация от РП, что в район вошла пара «вертушек» (летели из Панджшера в Кабул) и нужно навести их на парашют. Обнаружил вертолёты, стал их наводить. Первым парашют увидел ведомый, затем один вертолёт пошёл на снижение, второй барражировал с превышением, прикрывая действия напарника. После их доклада, что летчик жив и находится на борту, убедившись в их безопасности при отходе от места посадки, по команде РП пошли на аэродром. Пока мы зарулили, вертолёты уже сели и Гордиюк на носилках ждал нас у высотного домика.
Теперь о прикрытии самолета, атакующего наземную цель. В первых б/вылетах в Афгане разрешалось работать из пушки по цели(если это «духи» на отдыхе в тени сада или на волейбольной площадке),по окопам и обваловкам вокруг позиций ПВО, обнаруженным в районе цели. Но скоро эту вольность прикрыли, т.к. ресурс стволов ГШ-23 всего 2000 выстрелов и через 16 б/вылетов их нужно было бы менять(БК=250 снарядов).Да и группа вооружения не справилась бы с набивкой лент снарядами и установкой их на самолёт после каждого вылета. Поэтому пушки разрешалось использовать только в исключительных случаях, когда явно видишь работу ПВО. Конечно, запрет касался не всех летчиков. Но, как говорится, начальству «туда» не заглядывают. Реально же днём в «зелёнке» стрельба из стрелкового оружия не видна. Так вот, самолет атакует цель, ты летишь сзади и выше на Д=1000-2000 м. Обнаружил работу ДШК, перезаряжаешь пушку, доворачиваешься на цель с углом 30о ,открываешь огонь. Так как угол стрельбы нерасчетный, сама очередь из-за отсутствия трассирующих снарядов не видна, то скорректировать стрельбу можно только по фонтанчикам разрывов снарядов на земле. Но уже пора выводить из пикирования, т.к. осколки от ФАБ-500 разлетаются вверх до Н=500м. Поразить цель в таких условиях очень проблематично. Эффективнее сделать повторный заход именно по обнаруженной цели. Появляется время для оценки превышения цели, выполнения атаки с приемлемым углом пикирования и стрельбы с установленной дальности (Карев стрелял и ниже!), без опасения попасть в зону разлёта осколков бомб. Но это уже будет не прикрытие, а скорее месть.
Так вот, Александр Андреевич, в паре со мной ты выполнил 90 б/вылетов. В них ты 115раз прикрывал меня на пикировании в районе цели. При этом ты хотя бы раз открывал огонь из пушки или атаковал средства ПВО бомбами, РБК или С-24? Нет! За 9 месяцев твоего участия в боевых действиях - НИ РАЗУ! Так что же ты тут сопли распустил: не повезло с «прикрывающим» меня командиром звена? Игорь Долгих, которого действительно подбили при атаке цели, ни разу не обвинил своего ведущего Евтухова Виталия в том, что он его не прикрыл. Может быть, тогда ты приведешь пример из опыта боевых действий нашего полка, когда бы ведомый воспрепятствовал стрельбе «супостата» по самолету, атакующему цель? Далее, б/разворот в наборе 30о(за фонарём голубое небо), с Н=800м начались броски по крену с частотой 2-3 кренения в секунду,…а когда перевёл взгляд на лобовое стекло, то вместо неба – жёлтая земля и виноградники, на глаз метров 600,…с аэродрома видели вращение самолета и катапультирование вниз под 45о,…КЗ Игуменов колебания крена, вращение самолета, сброс фонаря и вспышку катапультирования не видел (просто не смотрел за мной…).Да это же не групповая слетанность, когда не отрываешь взгляд от самолета ведущего! Как же, не отрывая взгляда от впереди летящего самолета, увидеть работу средств ПВО, расположенных не в центре цели, а где-то в стороне от неё? Ты так и летал?!! Повторяю, я не видел момента катапультирования. После того, как ты перешёл в набор высоты с левым разворотом, я перевел взгляд на цель, сказал «попал» и снова перевёл взгляд на твой самолёт( сколько для этого потребовалось секунд?). Самолёт по-прежнему двигался в левом развороте с набором высоты, но потом стал уменьшать угол набора и перешёл на снижение (сказалась устойчивость по скорости). Какое вращение, какие углы пикирования 45о на Н=600-800м и V=1000км/ч?! Да он бы упал на землю раньше тебя и непременно бы взорвался (с таким-то углом и скоростью да об планету!), а потом рядом на парашюте приземлился бы ты. Но самолет-то пролетел, не то что вращаясь, а даже без крена несколько километров(свидетели тому М.Степанов и А.Черноволод).Если был отказ системы управления самолётом, то почему он «успокоился» после твоего катапультирования? Скорее всего, это тебя «трясло и бросало» в кабине. Самолёт же, как и летчики вокруг, этого не заметил. Он, как «Як» у Высоцкого:…спокоен и счастлив, лечу налегке, последние силы жгу…Я теперь уже официально повторяю: огневого воздействия противника в районе цели не было ( это потом и разведка подтвердила). Ты покинул исправный самолёт. Остаётся вопрос – почему запаниковал? Ну, затрясло самолёт или тебя, но ведь ты в наборе высоты.V=1000 км/ч, ни огня, ни дыма, ни течи керосина или гидросмеси не видно. И. Долгих с отказавшей основной, а затем и бустерной гидросистемой набрал высоту ,пролетел около 100км и прыгнул только при пожаре.
До замены остался всего месяц, видно хочется выжить, а тут в голове крутится гибель Рубана, не даёт покоя «теория», согласно которой над целью чаще всего сбивают 4-го лётчика: по первым троим отрабатывают поправки на стрельбу, а четвёртого сбивают наверняка. И твоё утверждение: я всегда был «крайний» в паре, звене, восьмёрке (Остапа, действительно, понесло!), лишнее тому подтверждение . Да, как мой ведомый ты был крайний в паре. Но в звене крайним был Женя Кутепов! Поэтому цель ты атаковал третьим, а четвёртым был Кутепов. Но как же в свете этой «теории» выжить мне, атакующему цель 1м и 5м, а Изгару Вахитову, атакующему цель 2м и 6м (он вообще камикадзе)?! Видно в тех случаях, когда мы с тобой летали на удары ведомой парой с руководством полка или эскадрильи, мысль о том, что ты становился 4м или 8м, сильно давила на психику. И в кабине истребителя сидел уже не сокол, а пуганая ворона, которая всего боится. Может это и совпадение, но был случай, когда мы работали ведомой парой в звене Евтухова В.(ты был 4м!) в одном из ущелий к востоку от аэродрома. Тогда ты даже не заметил, что не сбросил 2×ФАБ-500,хотя пикировал на цель. Приземлился на аэродроме с 1000кг на подвесках, и только когда техник на посту осмотра остановил самолёт, чтобы вставить чеки в замки бомбодержателей, ты обнаружил бомбы под крылом (инструкция категорически запрещала посадку с такой нагрузкой на подвесках).
По мне стреляла вся «зелёнка» из автоматов и один пулемёт (раньше ты этого не рассказывал).Но, если они стреляли и сбили тебя, почему не пытались захватить, видя как ты опускаешься к ним на парашюте? Тем более, что парашют остался висеть на деревьях, обозначая место твоего приземления.
Через 2 часа (?!) МиГ-21УМ (п/п-к Стецюк-Игуменов),уточняя точное место падения(?!) борта №01 и его уничтожения, дабы моджахеды не использовали в пропагандистских целях – вот как мы воюем с кадровыми шурави - привезли в подвесном баке пульку 5,45.Но лётчики летали с повышенными мерами безопасности ( это как? ) и противодействия хоть и слабой, но всё же ПВО в районе сдвоенной цели (?!!) : с разными курсами, на повышенных скоростях ( более 1000 км/ч ? ) и противозенитным маневрированием….Я не привёз, но Стецюк – Игуменов привезли доказательство огневого воздействия над этой целью (?!!!).
Очередная попытка притянуть за уши любой факт обстрела самолёта над Парванской долиной к цели в к. Афгани. Во-первых, две рядом расположенные «крепости» выдаются за сдвоенную цель (№2 и №3, см. выше). Во-вторых, полёт, в котором нам в подфюзеляжный ПТБ попала пуля калибра 5,45 (тоже мне ПВО!), мы выполняли 20 июня, т.е. спустя 4 дня после падения самолёта, над к.Пашан, а не над целью. Взлетели мы в 4.10 утра на разведку погоды, набрали 6000м, доложили погоду в районе, а затем снизились до Н=300 – 100м и походили над «зелёнкой» (такое же проделывали неоднократно на спарке с Каревым –« нечего духам спать»). Несколько раз прошлись и над к. Пашан, чтобы посмотреть на результат ракетного удара, который накануне, т.е. 19 июня, нанесло звено в составе: Стецюк, Игуменов, Степанов, Черноволод, боевая зарядка: 4×С-24. Поступила информация, что «духи» начали откапывать из-под развалин домов самолёт Гордиюка. Опасаясь, что миру будут продемонстрированы звёзды на киле и крыле упавшего в кишлак «самолёта ВВС ДРА», «вверху» приняли решение его уничтожить. Выполняя приказ, мы этот «след от самолёта» в к. Пашан «вспахали» 16ю ракетами С-24, после чего откапывать им было уже нечего. И хотя мы со Стецюком летали с повышенными мерами безопасности (ха-ха!), всё же кого-то, видимо, разбудили, вот и шмальнул из хоть и слабой, но всё же ПВО по нам. Да такая ПВО, а то и посерьёзней (калибра 7,62),была у каждого афганца в «зелёнке»! Эту же искарёженную пулю техник самолёта достал из ПТБ и подарил мне на память.
Ну, а 15 июня после вылета нас собрал командир полка. Доложили, кто и что видел, как действовали. Здесь же присутствовал и Карев Н.Г., который позднее и высказал предположение о возможной причине катапультирования лётчика (т.к. сам испытал подобное и описал в своём дневнике ещё в ноябре 1983г). В это время поступил приказ доставить меня на КП, с которого осуществлялось руководство операцией. Командир приказал доложить, что самолёт сбит над целью на выводе из пикирования средствами ПВО, я видел взрыв на плоскости крыла, после чего лётчик катапультировался из неуправляемого самолёта. Приказал подобрать «свидетеля» из техников, наблюдавших за нашей работой со стоянки, чтобы он эту версию подтвердил. «Нашли» Володю Рябоконя, который наблюдал за нами, а потому «видел белую вспышку на плоскости крыла самолёта». Этот «свидетель» годился для пехоты. Тем же, кто понимает, напомню, что мы работали на Д=8-10 км. Размах крыла МиГ-21бис -7м, на Д=7км это угловой размер в 1т, размер плоскости крыла-0,5т. Реально же техник видел момент катапультирования, когда срабатывают пиропатроны, выбрасывая кресло с лётчиком из кабины самолёта с перегрузкой 20g.
С этой «версией» и «свидетельствами» меня на РАФике повезли в расположение танковой бригады. Докладывал пехотному генерал-полковнику в присутствии ген.л-та Васильева и ген.л-та Колодия. После доклада началось:…почему не прикрыл?...зачем учишь лётчика после атаки цели уходить вверх?...да на такой-то скорости лучше низом, чтобы «фьють» только тебя и видели. Я пытался возражать, что, мол стрельбы по самолёту не видел, куда стрелять? Что на любой скорости на малой высоте можно влететь в осколки своих же бомб или напороться на заградительную стрельбу. Но «пехоту» мои реплики только распаляли. Уже вижу Васильев за спиной ген.-полковника делает знаки – «молчи». А ты не задумывался, Александр Андреевич, что было бы, скажи я тогда: «противодействия ПВО в районе цели не было, оценивая поведение самолёта после катапультирования лётчика, убеждён в его технической исправности». Я был бы «белым и пушистым», ну уж точно избежал бы генеральского гнева. Но как бы сложилась твоя карьера, стала бы она вновь «лётческой»? А может и к РСП не подпустили бы? После «пехотного ковра» со мной беседовали авиационные генералы. Поддержали морально. Никаких упрёков! Похвалили всех за хорошую работу. Ген.-л-т Васильев от дальнейших полётов в этот день меня освободил, дал день отдыха. А на следующий день, 16 июня, в 9.00 звено: Гайдадин, Игуменов, Вахитов, Кутепов уже бомбило цель в 41км севернее Бамиана. Замполит полка не побоялся доверить жизнь лётчику, который вчера «не прикрыл» Гордиюка!
И последнее, если уж я ,по-твоему, так сильно перед тобой провинился: не помешал «духу» выстрелить в твой самолёт, о чём ты с завидным упорством твердишь на всех форумах, зачем же было после восстановления на лётной работе возвращаться ко мне в звено? В полку же было ещё 8 звеньев! Думаю, что в то время ты себя ещё не обманывал и в душе знал, что Карев прав! Но с годами сам поверил в придуманную историю, тем более во всех документах официально написано: «сбит». (Прочтите сами, я - герой! А тут какой-то Карев со своей « неофициальной» правдой!) Так что ты прав, один из вас лжёт! И это ты!
Очень хотелось бы услышать ещё 2х «несвидетелей»: Степанова Михаила и Черноволода Анатолия, но, видно, они тоже редко заглядывают на форумы.
P.S. А выдвигать в качестве «аргумента», что вся цепочка от командира звена до командира полка…подписала рапорт о моём восстановлении на лётной работе на одноместном самолёте, просто непорядочно. Во-первых (и это главное!), Карев дважды побывал в таком состоянии, но ВЛК проходил без проблем и продолжал летать (чем ты хуже?) Пусть решают врачи! Во-вторых, мы с тобой дружили семьями. Как бы я смотрел в глаза твоей жене Оксане и 3м твоим дочерям, если бы рапорт не подписал? А так врачи дали «добро», ты восстановился на лётной работе и через год поехал в Польшу за «двойной окладухой». Или и это плохо? Николай Геннадьевич тогда тоже пожалел тебя, подписал рапорт. Сейчас, скорее всего, жалеет об этом.
Н.Г. Кареву большое спасибо за дневник - прочитал на 1 дыхании.
Юрию Игуменову не менее большое спасибо за уточнение. Судя по подробностям у Вас материала на еще один дневник, было бы очень интересно почитать, если появится возможность написать.
Петр Петрович, тот частенько и с нами летал, когда мы поднимались на ретрансляцию. 22 декабря Витя Кухтин приглашал его тоже слетать,но он спешил в столовую. При снижении им перебили управление и они прыгали со 100 метров. Сам Виктор остался жив ( повредил позвоночник) , а правый лётчик и б/техник погибли. Когда я пришел к нему в госпиталь в тот же день, он мне сказал, "Как хорошо, что со мной не полетел Петр Петрович, парашюта на него у нас не было... "
В это время поступила информация от РП, что в район вошла пара «вертушек» (летели из Панджшера в Кабул) и нужно навести их на парашют. Обнаружил вертолёты, стал их наводить. Первым парашют увидел ведомый, затем один вертолёт пошёл на снижение, второй барражировал с превышением, прикрывая действия напарника. После их доклада, что летчик жив и находится на борту, убедившись в их безопасности при отходе от места посадки, по команде РП пошли на аэродром. Пока мы зарулили, вертолёты уже сели и Гордиюк на носилках ждал нас у высотного домика.
Юрий, у вас как в бухгалтерии и координаты, и свои позывные, а позывные Ми-8 из Панджшера записаны?
Юрий, у вас как в бухгалтерии и координаты, и свои позывные, а позывные Ми-8 из Панджшера записаны?
Координаты целей из тетради подготовки к полетам. Насколько я помню, Ми-8 были из Баграма: к-н Ефимов и ст.л-т Бухаров. Они летели из Панджшера в Кабул. Но сейчас затрудняюсь сказать, это были лётчики одного экипажа или ведущий и ведомый. Надеюсь они живы и сами могут внести ясность. Да и Гордиюк с ними много общался.
Самолет без крена устремляется вниз. У меня еще две несброшенные бомбы, Доворачиваюсь за ним, пытаюсь догнать.
А куда "ушли" эти две бомбы?
Может у вас в записях есть тот случай из дневника Карева, когда ушли на Кабул а на ВПП остались "рожки да ножки" от Ми-8МТ?
Координаты целей из тетради подготовки к полетам. Насколько я помню, Ми-8 были из Баграма: к-н Ефимов и ст.л-т Бухаров. Они летели из Панджшера в Кабул.
Из Панджшера в Кабул - это транзит, а по боевому распоряжению кроме координат цели, ваших позывных еще позывные ПСС или хотя бы кто должен был или обеспечивал над целью?
Так вот, по запланированной сдвоенной цели (№2 и №3) мы не работали, так как по прибытии на аэродром получили приказ по фотопланшету подготовиться к удару по двум «крепостям» в кишлаке Афгани, расположенному с-в кишлака Юрчи (удаление от аэродрома около 10км). Боевая зарядка обычная: у ведущих – по 4 ФАБ – 250, у ведомых - по 2 ФАБ – 500. Удар в 5.30 утра. Работаем как обычно: ведущий группы после обнаружения цели атакует сходу, остальные – с круга над целью. Никаких указаний атаковать цель с курсом 320 никто не давал. Это чушь, даже повторенная многократно, всё равно остаётся чушью. Какие могут быть ограничения по курсу при работе в долине?! Да и в ущельях, кто, когда смотрел в кабину на компас? Оцениваешь только угол визирования цели относительно фонаря кабины, чтобы ввести в пикирование с заданным углом.(У кого остались карты посмотрите по координатам, может там было удобно атаковать с БК=320?)
Самолет с небольшим углом снижения сталкивается с глинобитными домиками кишлака Пашан (ю – з кишлака Юрчи, в 6 км от аэродрома), не взорвался, а как таран продолжил движение по земле, обрушивая на себя двухэтажные домики. Поднялось облако пыли. Повторяю, на месте падения самолета в кишлаке Пашан не было ни взрыва, ни пожара. Осталась только «борозда» из разрушенных домов.
------------------------------------------------------------------------
«…по фотопланшету подготовиться к удару по двум «крепостям»… --- … У кого остались карты посмотрите по координатам, может там было удобно атаковать с БК=320?»
Это личное «ноу-хау» Ю.Игуменова или действительно есть методика вместо фотопланшета использовать координаты на карте для определения боевого курса по точечным (не путать с площадными!) целям? Наведите свои расчеты как вычислить БК или ссылочку, где самому научиться? Для Северного Кавказа сейчас это жизненно важная информация! Вам и карты в руки (система координат 1942г., состояние местности на 1982г., издание 1986г., масштаб 1:200 000, составлено по карте масштаба 1:100 000 – размер квадрата 4км на 4км). Поделитесь, пожалуйста, оригинальным и неизвестным личным боевым опытом, тогда разведывательная авиация не будет рисковать, а заодно экономить топливо. Зачем в таком случае воздушное фотографирование «малоразмерных неподвижных объектов» (не путать с площадными!). Разведчики будут благодарны всю оставшуюся жизнь.