В ходе летно-тактических учений участникам – экипажам фронтовых бомбардировщиков СУ-34 и истребителей МиГ-29 СМТ – на земле противостоят средства ПВО, радиоэлектронной борьбы и погода. Раннее утро. Столбик термометра показывает почти -30. Однако экстремальная температура авиационным техникам не помеха. Успеть вовремя подготовить все запланированные к полётам самолёты – работа не только хлопотная, но и весьма ответственная. «Утята», как ласково называют сами техники грозный Су-34, требуют не меньшего внимания, чем их живые собратья. В сильные морозы стойки шасси и важные элементы самолёта греют с помощью специальной машины. Под фюзеляжем каждый из этих бомбардировщиков несёт по несколько тонн смертоносного железа. И обращаться с ним нужно максимально бережно, несмотря ни на какие холода. Сергей Масюк, авиационный техник: «Какой бы сигнал ни прозвучал, у меня задача одна: прибываю, готовлю самолёт. У всего инженерно-технического состава задача одна: прийти и подготовить самолёт к вылету».
Сегодня воспользоваться своим мощным арсеналом пилотам не придётся. Их задача – успеть вовремя перелететь на соседний аэродром, избежав попадания под бомбы условного противника. И постараться при этом обмануть ПВО: играть в кошки-мышки с ракетами лётчикам придётся на минимальной высоте и с максимальными перегрузками, а значит, без специального снаряжения не обойтись. Алексей Денисевич, начальник группы высотного оборудования и снаряжения: «У него здесь специальные встроенные камеры, которые наполняются воздухом, и автоматическая система на борту установлена, которая наполняет камеры в ногах. Основная камера в животе препятствует оттоку крови, ведь кровь постоянно приливает к голове при отрицательных перегрузках. Все костюмы надеваются лётчику согласно полётному заданию».
Поскольку самому одеться сразу в несколько слоёв нужных костюмов лётчику сложно, ему требуется помощь. Как только с одеванием покончено, пилоты спешат за парты в учебный класс. Здесь им рассказывают про погоду на маршруте и в зоне целей, а так же другую нужную в полёте информацию. Су-34 – машина сложная, много разной электроники, а потому роли в экипаже строго разделены. Один управляет самолётом, другой разбирается с врагами. Благо, средств на борту для этого предостаточно. Поскольку летать приходится и в горячих точках, лиц пилоты не показывают, имён не называют. Такова специфика их работы. Пилот: «Для нас температурные условия не имеют особого значения, мы работаем одинаково и в -30 и в +50. Разницы особой нет, если только зимой характерные объекты, снег, отыскивать цель сложнее. А так самолёт позволяет в любых условиях выполнять боевую задачу».
Перед одним из самолётов развернули плакаты и учебные пособия. Руководству авиадивизии и гостям показали совместные действия техников и лётчиков при подготовке к полётам. От того, насколько слаженно они будут работать, зависит успех лётно-тактических учений. Виталий Школенко, командир авиационной дивизии: «Сегодня участвует лётный состав первой бомбардировочной эскадрильи. Они готовились к показному лётно-тактическому учению – баннеры сделаны, лётная документация на каждом рабочем месте. И лётный состав участвует весь. У нас лётчики, которые выполняют полёты, все сильные и готовы к выполнению боевых задач».
За 2 дня учений и пилоты и техники должны показать всю боевую выучку. По результатам этой тренировки руководство примет решение, какие экипажи будут представлять дивизию на соревнованиях «Авиадартс-2017».