Как ни прискорбно говорить, отбросив все субъективные факторы по налетам-тренировкам, соцобеспечении, семейным проблемам, здоровье, стрессе и психологическом состоянии пилотов, заранее заложенные ошибки при подготовке программы полетов, то в данном случае можно обойтись и конкретными фамилиями.... Ведь случившееся произошло с двумя самолетами, т.е. двумя экипажами.
FLOGGER выразился жёстко, но в рамках проишедшей ситуации. Я уже в одном из предыдущих постов описывал кратко как произошло столкновении. Это подтверждено официально. Вот сокращенный репост:
Согласно выводам комиссии Минобороны, в завершение последней фигуры «тюльпан» Виталий Мельник, летевший на боевом Су-27 левым ведомым, ушел за облако и потерял из виду ведущий самолет — спарку Игоря Ткаченко и штурмана Игоря Куриленко. Так получилось, что ни Мельник не видел Ткаченко — самолет был у него под брюхом, ни Игорь не видел - не тот угол обзора».
«В итоге хвостом Мельник попал как раз по передней кабине, где сидел Ткаченко. Удар получился сверху внахлест по движению, вперед и вниз.»
В момент катапультирования штурмана Куриленко командир «Витязей» Игорь Ткаченко, сидевший в передней кабине учебно-боевого истребителя, уже был мертв.
Ткачеко хоронили в закрытом гробу именно по причине механических травм верхней части тела причиненные именно при столкновении самолетов... Мне знакомые из Люберец подтвердили, что Ткаченко погиб еще в кабине...
То есть получается Мельник ни как не мог видеть Ткаченко, так как тот находился под брюхом... В этом случае я полностью согласен по обзору и проблема снята. Однако у меня вырисовывается другая проблема.., если как указано Мельник ушел за облако и потерял своего ведущего, но он и не принял никаких мер обезопасить ситуацию... Почему потеряв визуальный он не "ушел в сторону", а продолжил не изменяя курса "мотаться по высоте"? Почему и в эфире нет его предупреждающего голоса о визуальной потере ведущего. То есть притензия к нему конкретная и соответственно доля вины его как ВЕДОМОГО в столкновении - имеется.
И Ткачеко-Куриленко не видели Мельника сзади сверху. Там действительно сложная полусфера для обзора - голову запрокинуть-повернуть мешает шлемафон, надо поизголяться, но увидеть что творится сзади сверху можно (это не мертвая зона как под брюхом)... Тем более там "две головы" было... Но экипаж спарки не среагировал так как не было предупреждения, что ведомый потерял визуальный контакт! Поэтому они не особо головами крутили... Хотя в этой ситуации, когда они знали, что пилотируют в группе - крутить головой надо постоянно... И тоже, они должны постоянно контролировать своих ведомых. Чтобы людям было понятно, посмотрите тот же фильм "Топ Ган", когда там с МиГ-28 карусель устроили. Там видно как пилоты крутят головой на 180, а вернее на 360 градусов...
Поэтому, возможность предотвратить столкновение было у обоих экипажей. Однако они повели себя несколько пассивно в опасной ситуации... Фактически, в этот момент, они ждали когда вдруг увидят друг друга... И эта пассивность в действиях не дала возможность вовремя увидеть опасное сближение и среагировать....
По моему мнению вина на всех пилотах, участниках этого случая... Я не исключаю, в дополнение, и стечения обстоятельств.
И, как подтвердили в официальном расследовании, этот "человеческий фактор" сузили до двух экипажей... Вот и все...
Еще сразу было принято решение Министром обороны наградить Ткаченко посмертно "За мужество и героизм", только что-то вроде задерживается награждение и мне кажется именно по этому "человеческому фактору"...