"Пятое поколение боевой авиации: перспектива или тупик?"
http://www.avia.ru/author/generation5/
Вид для печати
"Пятое поколение боевой авиации: перспектива или тупик?"
http://www.avia.ru/author/generation5/
- Интересно, какую же глубочайшую мыслю в порядке резюме к первой части автор попытался донести до читателя?
"Итак, боевой самолет 5 поколения представляет собой сложный и дорогостоящий технический объект. Он является закономерным этапом развития боевой авиации. Но вот вопросы: насколько такой самолет востребован, сможет ли Россия создать и эксплуатировать такую технику, да и есть ли вообще смысл в такой технике?"
Сплошные парадоксы: с одной стороны - "закономерный результат развития", с другой стороны - "а какой в этом смысл?"
А "не дурак ли автор", закрадывается вопрос?
Часть вторая:
http://www.avia.ru/aut/25/
Там резюме вообще отсутствует...
В России всегда приоритет был разработчика и производителя над заказчиком.
Поэтому все разговоры о поколениях истребителей, это разговоры с позиции разработчика. Отсюда нет четких и ясных формулировок, что такое поколение.
Если Вы посмотрите на проблему со стороны заказчика, то все встает на свои места:
Есть три этапа развития истребительной авиации. Начиная с поршневой авиации.
Сейчас мы находимся третьем этапе развития.
2.Новый истребитель,это необходимость, а не тупик.
- Вовчек, когда же Вы мне дадите расход топлива по потолкам для F-22? :smile:
Уважаемый Вовчек!
Я понимаю, вам, авиаторам, все нипочем. Вы и черную кошку в черной комнате поймаете, даже если кошки там нет.
Но что делать нам, не-авиаторам?
Честно пытался понять Ваше -
-"Есть три этапа развития истребительной авиации. Начиная с поршневой авиации. Сейчас мы находимся третьем этапе развития."
Прочел раз восемь. Или десять. И не понял.
Может, Вы как нибудь попроще изложите?
Чтобы простые, около-авиационные, тоже прикоснулись к мудрости.
Спасибо,
Ник.
P.S. - Эти, разработчики-производители - умничают, конечно - но понять можно
http://www.waronline.org/mideast/aviation.htm
1.По расходам по потолкам, я вроде Вам их дал еще на ветке про Ф-22?
Если не дал, то завтра скину обязательно. Но предупреждаю на высотах свыше 15500м будут оценочные данные, если Вас это устроит, То проблемм не вижу.
2. Я сейчас по этому вопросу( о этапах развития ИА) заканчиваю подготовку материала для статьи. В апреле, мае думаю опубликовать. Поэтому не буду расскрывать всех подробностей, скажу следущее.
Для каждого конкретного этапа развития истребителей существует формула воздушного боя.
На современном этапе основная задача- сокращение времени с момента обнаружения цели до ее поражения в стратегической(оперативно-стратегической) разведывательно-ударной системе,где истребитель является подсистемой.Так и для самого истребителя.
Американцы пришли к этому еще в 1976г.
У них был свой Покрышкин, но современный-П-к J. R. Boyd( скончался 9. 03.97г). Личность сегодня весьма известная. Он занимался у них этими вопросами.
Уважаемый Вовчек!
1. Задолго до пирамид, фараонов, Сунь-Цзы(SunTsu) и самого "40-second Boyd", племя древних охотников делало тоже самое, не заморачиваясь научной фразеологией.
Говорили просто - идем добывать мамонта.
Задача была - подкрасться незаметно - "(сокращение времени с момента обнаружения цели до ее поражения)".
5-10 охотников - ""стратегическая(оперативн -стратегическая) разведывательно-ударная система"".
Крепкий мужик с копьем - "истребитель" - "являлся подсистемой".
Удар копьем - "поражение цели". Был бы у мужиков ДШК...
2. "40-second Boyd" свою теорию разрабатывал, сидя в конкретном самолете, анализируя Е, М и 1/2V-квадрат своей задницей и желудком, интегрируя - собственной головой.
У Вас такого аппарата явно нет.(Нет, задница и желудок - без сомнения...)
Ясно, что у Вас компьютер есть.
Вопрос - какой компьютер Вы используете для своей теории?
Хватает ли мощности для такого объема вычислений?
3. Boyd и Покрышкин были ограничены доступным самолетным парком.
У Вас таких ограничений нет. Если не секрет, каким авиасимулятором Вы пользуетесь для экпериментальных проверок своей теории?
4. Последний вопрос.
Сколько Вам лет, уважаемый Вовчек?
Поблажки детям даются до 14-ти. Старше - извини, парень, ты уже большой.
Н.
- Нет, всё собирались! :smile:
Скиньте прямо сюда, можно в ЛС.Цитата:
Если не дал, то завтра скину обязательно. Но предупреждаю на высотах свыше 15500м будут оценочные данные, если Вас это устроит, То проблемм не вижу.
- Вот в этом месте у меня есть очень большие несогласия с циркулирующей в широких российских авиационных кругах тезой о якобы возрастающей особенно в 5-м поколении истребителей необходимости привязки их к централизованному информационному обеспечению. Вот и т. В.В.Ростопчин, автор статьи, об этом написал: Возможность полной реализации боевых возможностей только в условиях действий в составе АСУ БД.Цитата:
2. Я сейчас по этому вопросу (о этапах развития ИА) заканчиваю подготовку материала для статьи. В апреле, мае думаю опубликовать. Поэтому не буду расскрывать всех подробностей, скажу следущее.
Для каждого конкретного этапа развития истребителей существует формула воздушного боя.
На современном этапе основная задача- сокращение времени с момента обнаружения цели до ее поражения в стратегической (оперативно-стратегической) разведывательно-ударной системе, где истребитель является подсистемой. Так и для самого истребителя.
Американцы пришли к этому еще в 1976г.
У них был свой Покрышкин, но современный-П-к J. R. Boyd( скончался 9. 03.97г). Личность сегодня весьма известная. Он занимался у них этими вопросами.
Я категорически не согласен с тем, что F-22 требуется такая привязка - из того, что известно о проводимых учениях с его участием видно, что он, заходя гораздо глубже в зону, опасную для своих АВАКСов, мог гораздо тщтельней и детальней получать информацию о воздушных целях, особенно низколетящих, до такой степени, что предавал детальную информацию своему бедному несчастному АВАКСу. Также в совместных учениях, где F-22 работали вместе с самолётами 4-го поколения, они показали блестящие возможности по руководству ими, что сказалось на совершенно фантастических числах соотношения потерь - до 241:2.
Естественно, что ни от кого, кроме агентурной разведки, эти F-22 не могли получить объективной информации о внезапно взлетающих и быстро движущихся истребителях и ударных самолётах противника. Они вынуждены были добывать эту информацию сами, что вполне позволяет их БРЛС и высота полета до 20 км - вдвое большая, чем у АВАКСов.
Поэтому обратите внимание на этот тезис - ИМХО, он был справедлив в 1976-м году и категорически не справедлив сегодня для F-22 как истребителя завоевания господства в воздухе.
Ещё один тезис автора статьи мне категорически не нравится:
Сложность системы "боевой ЛА" привела к потере летчиком ключевого места в системе и невозможности творческого подхода к реализаций функций человека в человеко-машинной системе.
Просто чушь какая-то. Разумеется, мощная авионика того же F-22 - прекрасное подспорье лётчику, она фактически заменяет ему несколько членов экипажа и делает его работу намного более эффективней и лёгкой. Но в целом этот тезис сегодня, когда БРЛС истребителя позволяют получать лётчику информацию о воздушной обстановке в радиусе за 500 км, категорически ложен. Для старых самолётов со слабенькими БРЛС, которых АВАКС на поводке выводит носом на их цели, это имеет смысл, но для F-22 - там появилось новое качество: он сам себе АВАКС, сам себе самолёт РТР, сам себе вычислительный центр и командный пункт...
По существу пожайлуста, в чем несогласны( желательно по подробнее), без хамства и словоблудия.
А я посмотрю насколько Вы проффесиональны в теме, чтобы позволять себе вот так хамить.
Заодно выясним глубину Ваших знаний о наследии Покрышкина и Бойда.
Слушайте,гражданин РФ из Хайфы, а Вы чего взбеленились?
Почему такая истерика?
Чего Вы так испугались?
Что мне теперь, Вашими словами Вам и отвечать?
"...никакое ЧМО...из Лукоморья мне рот затыкать никогда не будет". http://forums.airforce.ru/sovremennost/1669-gotova-li-rossiya-k-novoi-holodnoi-voine-3/ №43
Похоже, опять надо задавать тот же вопрос - Жука-Пука, а Вы почему раскомандовались?
http://forums.airforce.ru/showthread.php?t=1669&page=3 №41
Вы этого добиваетесь?
Есть какая жалоба или претензия - выскажи.
Но слюной брызгать не надо.
Н.
1.Без форсажа на Н=15000м М=0,8 0,073 nautical miles/Pound of Fuel
Без форсажа на Н=15500м М=0,9 0,063 nautical miles/Pound of Fuel
Без форсажа на Н=15500м М=1,5 0,048 nautical miles/Pound of Fuel
2.Ростопчин, может хороший спец в оценке боевой живучести танков и поражающего действия ПТУР, это его специализация. Но к его работам по авиационной тематике, надо осторожно относиться.
3. Есть наведение по командам АВАКС, есть полуавтономные действия, есть автономные действия.
Американцы на своих исследовательских учениях создавали различные условия боевой обстановки и оценивали эффективность Ф-22 в этих условиях при различных вышеуказанных формах действий. И возможности при непосредственно переходе например от наведения от АВАКС к автономным действиям, и наоборот.
3. В любом случае принятие решения за человеком, машина пожет подсказать, а выбор варианта решения всегда за летчиком.
4. Условия ведения боевых действий истребительной авиацией значительно усложнились и это было ясно уже в начале 60-ых. В сложной помеховой обстановке требовалось иметь помехоустойчивое радиолокационное поле с большой глубиной разведки на всех высотах. Глубина радиолокационной разведки на малых высотах была недостаточна, из-за влияния земли возникали провалы в РЛ поле, что создавало трудности при проводке целей и осуществлении процесса наведения истребителя на воздушную цель. Поэтому появилась необходимость иметь самолет ДРЛОиУ. Применение которого, позволило бы значительно увеличить дальность обнаружения воздушных целей на всех высотах и осуществлять управление различными по назначению тактическими группами истребителей и осуществлять наведение истребителей на воздушные цели с помощью защищенных линий связи. А для наиболее полной реализации боевых возможностей необходимо было завязать с помощью автоматизированной системы управления ( АСУ ) самолет ДРЛОиУ, наземные РЛС, командные пункты, самолеты РЭБ, а так же истребители.
Фактически вырисовывались контуры разведывательно-ударного комплекса. Большая глубина разведки позволяла иметь резерв времени для оценки обстановки и принятия решения. Чем раньше цель обнаруживалась и больше времени находилась в радиолокационном поле, тем больше была, вероятность наведения на нее истребителя и дальше находился от охраняемых объектов рубеж ввода в бой. Дальнейшее наведение осуществлялось с помощью бортовой радиолокационной станции (БРЛС).
Атака в передней полусфере цели как с принижением относительно цели, так и с превышением относительно нее была скоротечна, позволяла применять оружие с больших дальностей и смещала рубеж перехвата в сторону противника. Поэтому повышение информационных возможностей БРЛС истребителя так же являлось весьма насущной задачей.
Уничтожение таких важных элементов РУК противника, как самолеты ДРЛОиУ, самолеты РЭБ может существенно повлиять на обстановку на ТВД. Таким образом формула воздушного боя тесно увязана с оперативно-стратегическим уровнем ведения боевых действий.
На ранних стадиях шло последовательное наращивание собственного информационного поля истребителя. Повышались дальности обнаружения и сопровождения цели, как в свободном пространстве, так и на фоне земли в передней и задней полусферах. Внедрение программируемых процессоров сигналов со значительным быстродействием позволило увеличить количество режимов в
БРЛС, а также дальности за счет программных средств. Но главный недостаток, накладывающий ограничения на все режимы присутствовал, как например в БРЛС AN/APG-120 истребитель F-4E (1967г),так и в более поздних станциях AN/APG-63,65,68,70. Это механическое сканирование пространства антенной.
Применение новейших технологий позволяло создать БРЛС с активной антенной решеткой. Ее главное преимущество это быстрое управление лучом
и смена формы излучаемого сигнала. Использование указанного преимущества в сочетании с принятыми мерами обеспечивающими низкую вероятность перехвата излучаемых радиолокационных сигналов,а также малой ЭПР самолета и сверхзвуковой крейсерской скорости полета позволяет в том числе решить задачу упреждения противника в применении оружия за счет значительного сокращения времени с момента обнаружения ее до поражения цели.
5.Ну это так кратко. Основные моменты. Если какие вопросы требуют раскрытия то можно поподробнее.
Уважаемый Вовчек,
пока у меня нет предмета для "соглашаться или не соглашаться".
Повторю мой вопрос по существу.
Вы сказали -
-"Есть три этапа развития истребительной авиации. Начиная с поршневой авиации.
Сейчас мы находимся третьем этапе развития."-
В таком виде Ваше заявление понять невозможно. "Мама русская, а папа - юрист".
Я Вас попросил - скажите так , чтобы простому, не авиа-специалисту, понятно было.
Первый этап развития, худо-бедно понятно - поршневая авиация.
А вот что такое - второй этап? Что такое - третий?
Конспективно. Тремя словами.
Думаю, это не может помешать публикации Вашей статьи.
Заставлять выдумывать за Вас - согласитесь, это не есть хорошо.
Н.
P.S. простите великодушно, слово "проффесиональны" - от слова "профессия", с двумя С.
Не сочтите за "хамство и словоблудие".
Для Чиж:
Планирую в журнале Авиация и Космонавтика.
2 Да согласен ошибок можно понаделать много, ох уж эта спешка...
3. Даю рабочий вариант начало статьи.
В настоящее время каждый, кто когда-либо интересовался историей развития истребительной авиации, знает, что в основу действий истребителей против средств воздушного нападения противника, положена формула воздушного боя.
Формула воздушного боя- это точное определение закономерности, лежащей в основе разнообразных вариантов действий истребительной авиации, против средств воздушного нападения противника. Позволяющей реализовать такие основные тактические принципы, как внезапность, наступательность, решительность, с целью достижения успеха в бою.
Элементы, входящие в формулу воздушного боя, находятся в строгой подчиненности по отношению друг к другу, взаимосвязаны между собой и имеют «весовую» сбалансированность.
Так, в основе внезапности в том числе, лежит высокая скоротечность развития событий. В тоже время, реакция противника на те или иные действия будет зависеть, от того насколько он эти действия ожидает. Чем выше скоротечность развития событий, тем выше вероятность появления неопределенности в оценке боевой обстановки у противника и как следствие время реакции его на те или иные действия будет возрастать. Стремиться необходимо к созданию внезапности на всех этапах боя. Этот процесс должен быть непрерывным
Для каждого конкретного исторического этапа развития авиационной техники формула воздушного боя своя, что указывает на тесную взаимосвязь техники и тактики и проявляется при реализации основных тактических принципов. Достижение внезапности и наступательности в ходе боевых действий определяет главные требования к боевым качествам самолета-истребителя.
Через взаимосвязь и сбалансированность элементов входящих в формулу воздушного боя, проявляется системный подход к процессу разработки истребителя с целью учесть и увязать все основные факторы, определяющие боевые качества истребителя как системы оружия. К таким факторам, например относятся также и факторы технологические (сложность производства, отработанность технологий, наличие материалов и т.д.) влияющие в том числе на экономическую эффективность производства.
Боевые качества истребителя определяются не столько количественными значениями отдельно рассматриваемых основных характеристик, а в большей степени достигнутым оптимальным соотношением этих характеристик.
Военно Воздушные Силы применяются в системе Вооруженных Сил, которые в свою очередь на каждом историческом этапе развития Вооружений и Военной техники применяются на определенном уровне военного искусства: оперативно-тактическом, оперативном, оперативно-стратегическом и формула воздушного боя должна соответствовать уровню применения Вооруженных Сил на данном этапе развития.
Выделим три этапа развития средств вооруженной борьбы и применяемого уровня военного искусства и укажем для каждого из этапов формулу воздушного боя.
1 Этап.
Оперативно-тактический уровень применения Вооруженных Сил.
Формула воздушного боя для первого этапа
«Высота – скорость – маневр - огонь».
Самолеты истребители с поршневыми двигателями.
2 Этап.
Оперативный уровень применения Вооруженных Сил.
Формула воздушного боя для второго этапа
«Скорость – высота – маневр - огонь».
Самолеты-истребители с турбореактивными двигателями, вооруженные пушками и ракетами ближнего боя.
3 Этап.
Оперативно-стратегический уровень применения Вооруженных Сил.
Формула воздушного боя для третьего этапа
«Информация –ослепление -огневой удар»
Авиационные комплексы, вооруженные управляемыми средствами поражения средней и большой дальности.
Смена этапа и как следствие формулы воздушного боя происходит в том случае, когда в результате тактических требований, появляются и внедряются в серийное производство новейшие технологии, которые в свою очередь находятся в единстве с новыми оперативными концепциями. Развитие и совершенствование, как тактики, так и техники происходит уже на новом, более высоком уровне.
Господа , опять начинаем уходить в сторону обсуждения кто есть кто , давайте по теме .
- Вы мне дали, по моей просьбе, вот этих четыре значения:
на максимале:
1) Потолок дозвуковой М=0,95 16000 м
2) Потолок сверхзвуковой М=1.5-1,52 около 15000 м
На форсаже:
3) Потолок дозвуковой М= 0,9-0,95 Н=17500м
4) Потолок сверхзвуковой М=1,5-1,6 Н=19000-19200м
Вот теперь, если возможно, насколько возможно, против каждого из 4-х пунктов - значения километрового расхода.
- Да, статья - сборная солянка. Обобщить у него получилось плохо.Цитата:
2.Ростопчин, может хороший спец в оценке боевой живучести танков и поражающего действия ПТУР, это его специализация. Но к его работам по авиационной тематике, надо осторожно относиться.
- Да, но у F-22 есть принципиальное отличие в автономной работе по сравнению с самолётами 4-го поколения.Цитата:
3. Есть наведение по командам АВАКС, есть полуавтономные действия, есть автономные действия.
Американцы на своих исследовательских учениях создавали различные условия боевой обстановки и оценивали эффективность Ф-22 в этих условиях при различных вышеуказанных формах действий. И возможности при непосредственно переходе например от наведения от АВАКС к автономным действиям, и наоборот.
- Естественно, хотя в современных системах уже существуют и полностью автоматические режимы. Разумеется - по предварительно данной команде.Цитата:
3. В любом случае принятие решения за человеком, машина пожет подсказать, а выбор варианта решения всегда за летчиком.
- Вообще-то говоря, уже во время "Бури в пустыне" американцы основными КП сделали АВАКСы и Хокаи, а наземные использовались только в качестве резервных. Именно с самолётов ДРЛОУ осуществлялось всё управление авиацией во время воздушной её части.Цитата:
4. ... А для наиболее полной реализации боевых возможностей необходимо было завязать с помощью автоматизированной системы управления ( АСУ ) самолет ДРЛОиУ, наземные РЛС, командные пункты, самолеты РЭБ, а так же истребители.
Фактически вырисовывались контуры разведывательно-ударного комплекса.
- Именно поэтому эти самолёты очень хорошо защищены.Цитата:
Уничтожение таких важных элементов РУК противника, как самолеты ДРЛОиУ, самолеты РЭБ может существенно повлиять на обстановку на ТВД.
- Но эту задачу никто не снимал, наоборот, её реализация ещё интенсивнее проявилась на F-22.Цитата:
На ранних стадиях шло последовательное наращивание собственного информационного поля истребителя. Повышались дальности обнаружения и сопровождения цели, как в свободном пространстве, так и на фоне земли в передней и задней полусферах.
- Это тезисы будущей статьи?Цитата:
5.Ну это так кратко. Основные моменты. Если какие вопросы требуют раскрытия то можно поподробнее.
- Трёх-то этапов уже мало. С появлением самолётов 5-го поколения, пока представленных в единственном строевом образце - F-22 привели к 4-му этапу, когда самолёт 5-го поколения, используя своё главное качество - малозаметность, с больших дистанций уничтожает своих противников не входя в зону их обнаружения и поражения.
4 Этап: информация - малозаметность - скрытность применения оружия.
Вы в курсе, каких потрясающих результатов достигли в этом плане американцы? Это настоящая революция именно в боевом применении именно истребительной авиации. Которая требует радикальных пересмотров прежних взглядов и представлений.
Без 4-го этапа Ваша статья будет просто историческим экскурсом... :smile:
Уважаемый Жука-Пука, Ваше заявление - не претензия.
Это Ваша точка зрения на меня. Имеете право на свою точку зрения.
Вот когда Вы начинаете определять - этот имеет право, этот не имеет право - это претензия.
Претензия быть на форуме держимордой.
Самому определять - кто тут право имеет, кто молчать должен. Самому карать непослушных.
Я Вам уже говорил - командовать Вам здесь не надо.
Мы здесь все - равные между собой.
Н.
========================================
Уважаемый Модератор - просьба -
если Жука-Пука за какие-либо заслуги имеет на форуме какие привилегии - укажите прямо.
Любопытно, что обсуждение фундаментального труда по вехам развития Авиации проходит на форуме. И особенно когда дают советы необразованные люди, не имеющие понятия что такое воздушный бой и боевой самолет, типа "Юкки Пуки в лужу" поспевшего и блеснувшего своими "знаниями" и тут.
Но о труде... Видимо Вам интересна эта проблема раз Вы взялись за нее. Возможно по роду своей деятельности соприкасались с этой темой. Но только эта тема требует к себе определенные теоретические знания и хороший опыт в области тактики ВВС. Так же необходим опыт работы с подбором материала и литературы по теме, умение анализа, как и необходим опыт в написании подобного рода труда. Тема острая, актуальная и широкая. С одной хорошей идеи, помещенной в рамки журнальной статьи, можно сделать достойную внимания теорию. Я конечно понимаю, что хорошая мысль возникает у знающего человека, но для развития этой мысли и проработки уже необходимо как минимум академическое образование по этой специальности. Но..., возможно и так, что это окажется очередной статьей в журнале представляющей просто свободный "полет" мыслей, к которой с улыбкой отнесутся специалисты. Тема очень актуальна. Над ней ведут исследования, как уже и есть по ней большой и хороший материал. В частности в Липецком Центре, под руководством Харчевского, проводятся работы в этом направлении. Именно по теме тактики ВВС на современном этапе, именно по боевому применению авиации при наличии сильного противодействия ПВО противника, наличия Стелс технологий, множество средств поражения... Теория данной тематики была проверена на практике. Работали много светлых умов и привлекалась необходимое количество боевой техники. Так же есть хороший материал в академии им Гагарина. По этой тематике проходят в основном секретные материалы тактики ВВС России, но основные направления можно найти. Выделенные Вами три этапа интересны. Только вот третий несколько стоит изменить, это требуют наработки наших специалистов, и не только наших, но и зарубежных. В Интернете достаточно материалов по тактике ВВС и взглядов на нее специалистов. Можно собрать и проанализировать его выделив точное наименование современному применению авиации. Я на ветке "Красный Флаг" выкладывал ссылки на брошюрки ВВС США, в частности и на работы Ассоциации ВВС США, электронной библиотеки на сайте ВВС США... Там есть хороший материал по тактике ВВС современности. Если есть возможность, то стоит заехать в Монино и там пообщаться по открытым источникам. По Липецку тоже проходил материал в открытой печати и как раз по современному этапу применения ВВС. Они хорошо работали по прорыву ПВО противника, скрытности, удару... Вы правильно выделили "информацию" как основу достижения победы, но информация в достижении победы без "управления" - ничто. Боевое управление на современном этапе в воздухе - очень важно. Ведь в современные истребители закладываются возможности управления вооружением, пуском ракет с самолета командира... Толи это управление с земли, с АВАКС или самолета командира, или ведущего... Тот же Ф-22 оборудован как самолет сбора инфы и управления (и применяется на учениях в этой роли, в бой вступает в последнюю очередь). Тут можно много рассказывать, лучше собрать материал, изучить, проанализировать и ...!
juky-puky сказал: /// С появлением самолётов 5-го поколения, пока представленных в единственном строевом образце - F-22 привели к 4-му этапу, когда самолёт 5-го поколения, используя своё главное качество - малозаметность, с больших дистанций уничтожает своих противников не входя в зону их обнаружения и поражения./////
Вроде все так как Вы говорите. Однако возникает вопрос. Чего будет стоить малозаметность при работе БРЛС. Уж если 22-й с 500км "жарит" лучем по самолетам противника, то и противник знает, что там работает 22-й. Ибо какая-нибудь "типа Береза" будет орать экипажу об обнаруженном излучении. Не спец я по РЭО, но может быть теоретически даже возможно проанализировав спектр и еще какие-то параметры луча БРЛС F-22 узнать до него дальность. Если такая возможность теоретически есть, то значит можно и техническое устройство сделать. Но это так отступление.
Все же вернусь к началу поста. Если противник определил, что его облучает именно 22-й (а параметры луча этой станции явно отличная от АВАКСа и других РЛС), то у него есть время для совершения каких-нибудь противодействий. Все же F-22 за 450-500 км противника обнаруживает, на удалении 350-400 км принимается решение о применении ракет и производится пуск. Т.е. минут 10 ракета до цели "пилить" будет. Это в общем не маленькое время. В чем в этом случае преимущество малозаметности, если самолет о себе за 500км до цели во всеулышанье сообщает? А если скрытно ближе подходить, то зачем тогда такая БРЛС нужна? Иное дело, когда воздушный бой на удалениях 70-120 км (скажем F-15 против МиГ-23) тогда разница в дальностях обнаружения дает преимущества "проклятым империалистам" ибо запас времени на противодействие со стороны МиГа недостаточен.
Или это не так?
Теоретически, если есть излучение, значит есть возможность его обнаружить и классифицировать. Но все упирается в техническую реализацию. Для осложнения детекта в РЛС Рэптора применили специальный шумоподобный режим LPI.
ИМХО, расчет простой. Современные самолетные станции РТР принимают и распознают сигналы определенного вида и параметров, характерные для боевых РЛС. Всякий "шум" и случайные "спайки" они отфильтровывают, чтобы не загружать летчика ложными тревогами. Под этим "соусом" шумоподобный сигнал APG-77 не обнаруживается. Для того чтобы ловить сложные сигналы, нужно разрабатывать станции РТР новго поколения, которые будут анализировать псевдослучайные шумы и последовательности вычисляя "полезную" составляющую в радиоэлектронном шуме.
Это дело будущего.
Не совсем так.Цитата:
Все же вернусь к началу поста. Если противник определил, что его облучает именно 22-й (а параметры луча этой станции явно отличная от АВАКСа и других РЛС), то у него есть время для совершения каких-нибудь противодействий. Все же F-22 за 450-500 км противника обнаруживает, на удалении 350-400 км принимается решение о применении ракет и производится пуск. Т.е. минут 10 ракета до цели "пилить" будет. Это в общем не маленькое время. В чем в этом случае преимущество малозаметности, если самолет о себе за 500км до цели во всеулышанье сообщает? А если скрытно ближе подходить, то зачем тогда такая БРЛС нужна? Иное дело, когда воздушный бой на удалениях 70-120 км (скажем F-15 против МиГ-23) тогда разница в дальностях обнаружения дает преимущества "проклятым империалистам" ибо запас времени на противодействие со стороны МиГа недостаточен.
Или это не так?
Если предположить, что на наших самолетах появились продвинутые станции РТР, способные обнаруживать шумоподобное излучение, то действительно, можно получить предупреждение о присутствии малозаметного ЛА на большом расстоянии. Но этого мало.
Современные боевые комплексы работают в общем информационном пространстве и для атаки цели могут использовать информацию внешних средств разведки.
Например, один самолет может вести открытую разведку с включенной на изучение РЛС на определенном расстоянии, в то время как ударные самолеты приближаются к линии боевого соприкосновения в режиме радиомолчания, получая "картинку" воздушной обстановки с первого. Как только ударный самолет выходит на дальность применения оружия, он кратковременно включает РЛС, обнаруживает цель и примеяет оружие.
- Есть у БРЛС F-22 режим LPI - низкой вероятности перехвата - low probability of intercept. Также есть у него и станция РТР, позволяющая за 460 км учуять излучение вражеских БРЛС и выдать целеуказание. Я много наговорил на эту тему, повторяться лень, если есть желание мои посты здесь (ник Breeze):
http://www.rusarmy.com/forum/viewtop...t=1762&start=0
Здесь (ник wind):
http://sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=40368
Или тут:
http://forums.airforce.ru/sovremennost/499-f-22-cu-35-10-1-a/
- Ключевое слово "если".Цитата:
Но это так отступление.
Все же вернусь к началу поста. Если противник определил, что его облучает именно 22-й (а параметры луча этой станции явно отличная от АВАКСа и других РЛС), то у него есть время для совершения каких-нибудь противодействий.
- Нет, голубчик, на такой дальности ракеты воздух воздух только в сказках пускают. На 100 км - да, сегодня он может пустить, на встречных курсах и больших высотах. Завтра обещают 170 км, но это - завтра. 100 км на М=4 +1 (скорость цели) ракета будет лететь 1 минуту и 8 секунд.Цитата:
Все же F-22 за 450-500 км противника обнаруживает, на удалении 350-400 км принимается решение о применении ракет и производится пуск.
- См. выше. 1 мин. 8 сек.Цитата:
Т.е. минут 10 ракета до цели "пилить" будет. Это в общем не маленькое время.
- См. выше.Цитата:
В чем в этом случае преимущество малозаметности, если самолет о себе за 500км до цели во всеулышанье сообщает? А если скрытно ближе подходить, то зачем тогда такая БРЛС нужна?
- Вы опять не угадали: МиГ-23 на таких дальностях вести бой не может, кишка у него для этого слишком тонка. До 30-40 км, не более! При самом благоприятном развитии событий, что противник летит в горизонте, пьяным и спящим...Цитата:
Иное дело, когда воздушный бой на удалениях 70-120 км (скажем F-15 против МиГ-23)
- Увы, у Вас всё не так...Цитата:
тогда разница в дальностях обнаружения дает преимущества "проклятым империалистам" ибо запас времени на противодействие со стороны МиГа недостаточен.
Или это не так?
Пройдитесь по ссылкам, потратьте толику времени, узнаете много нового и интересного... :smile: