По вопросу 100% боеготовности и ряду других моментов "оптимизации":
http://vko.ru/DesktopModules/Article...ersion=Staging
В связи с проведением широкомасштабной реформы Вооруженных Сил приходится часто слышать, что создаются качественно новые «компактные, мобильные и высокоэффективные Вооруженные Силы». Реализуя этот лозунг, Министерством обороны вновь поднимается вопрос об оптимизации боевого и численного состава Вооруженных Сил России, что на практике означает лишь одно – резкое и весьма значительное сокращение боевого состава войск и сил. В основу идущих сверху указаний кладется принцип сохранения в войсках лишь технически исправной боевой техники и вооружения. Остальные войсковые части, имеющие на своем вооружении неисправную технику, должны быть расформированы. Казалось бы, на первый взгляд, все верно. Но правилен ли подобный курс?
Исследованию соотношения количества и качества вооружения и военной техники и войсковых формирований, к примеру, средств ПВО в борьбе за превосходство в воздухе, посвящено много трудов. Весьма весомую лепту в решение этой проблемы внесли ФГУ 2 ЦНИИ МО РФ и Военная академия Воздушно-космической обороны им. Маршала Советского Союза Г. К. Жукова (еще до оптимизации последней).
Применительно к условиям сегодняшнего дня компенсация снижения оперативных и боевых возможностей группировок авиации и войск ПВО при их 50% сокращении возможна только за счет качественного повышения эффективности каждой единицы вооружения в 4-6 раз. Но это потребует как минимум 15-20 кратного увеличения стоимости разработки оружия со значительным риском невозможности создания на существующих принципах.
Реализуя принцип Министерства обороны по обеспечению 100% текущей исправности, к примеру, авиационной техники за счет исключения из боевого состава всех неисправных самолетов и вертолетов, придется сократить до половины авиационных частей ВВС. При этом потенциальные возможности оставшейся авиационной группировки, оцененные по приведенной выше методике, будут сокращены не менее чем в 4 раза. Восстановить утраченный потенциал в будущем окажется практически невозможным.

Вместе с тем, как это ни парадоксально, даже сократив одномоментно вдвое боевой состав и имея его со 100% исправностью авиационной техники, мы не достигнем намеченной цели, – после достаточно непродолжительного периода времени, максимум через год, средний уровень текущей исправности авиационной техники вновь станет в пределах 60-70%.

И это объясняется достаточно простыми и объективными причинами. По накопленному опыту и имеющейся многолетней статистике до 10-15% авиационной техники всегда находится в режиме текущего или периодического ремонта, до 10% временно выведены из эксплуатации по причине истекающих сроков назначенного ресурса (наиболее кричным является ресурс авиационных двигателей) и ожидают его продления в ходе восстановительных ремонтов на авиационных заводах. Столько же (до 10%) авиационной техники перемещается или совершают перелеты по различным планам.
К слову, усредненные показатели исправности авиационной техники ведущих европейских государств стран-участниц НАТО, а также США и Китая составляют (рис. 2 и 3): до 60% (Франция, Германия, США) в тактической авиации, до 70-75% (США, Китай) в стратегической бомбардировочной авиации. Если сравнить эти показатели с соответствующими показателями в авиации ВВС РФ, то они практически идентичны.
Вместо замены формы одежды (а это далеко не первоочередной по важности вопрос) можно было бы закупить полк современных истребителей. Или на эти же средства заказать промышленности 12-15 ЗРС С-400 «Триумф». Система, как известно, выполняет задачи нестратегической ПРО и способна уничтожать все современные и перспективные средства воздушного нападения и ВТО противника.
Исчерпывающие ответы на вопросы о качестве и количестве, надо полагать (а равно как и их знак – плюс или минус), даст сама жизнь (и через весьма непродолжительный период).

Сергей Аркадьевич ВОЛКОВ
кандидат военных наук, старший научный сотрудник, член-корреспондент Академии военных наук Российской Федерации, полковник