Цитата Сообщение от Александр Соловьёв Посмотреть сообщение
Весьма любопытная картина сложилась. Даже какая-то неожиданная.

Подумал, подумал и решил заметки эти на форуме выложить. Ведь не у каждого в нашей огромной стране есть возможность посещать столь крупные библиотеки.

Мои выводы не истина в последней инстанции! Это всего лишь элементарный библиографический анализ. Который следует проверить данными архивов и свидетельствами очевидцев. Но вот исходной ступенькой для определения истинного места В.П. Чкалова в нашей авиационной истории вполне может послужить.
Уважаемый Александр, спасибо!

За серьезный и вдумчивый анализ литературе о Чкалове. Сделана большая работа!

Если кратко - то готов в целом согласиться с Вашими выводами. Известный широкой общественности Чкалов - это миф. Такой же как Стаханов ("основатель" стахановского движения), как Паша Ангелина ("основательница" другого, но уже женского, движения), как "создатель" 1-й Конной армии Буденный и т.д и т.п. В 1930-е годы новому общественному строю (социализму) были крайне необходимы и новые герои... Т.е. существовал вполне конкретный политический и социальный заказ. А коли есть спрос, то неизбежно рождается и предложение...

Если "укрупнять" предмет рассморения, то сугубо ИМХО, создание мифологии, начиная от "Краткого курса..." и кончая, как в данном случае мифом о Чкалове - это одна из черт сталинского социализма, позволявшая так легко манипулировать общественным сознанием: "Жить стало лучше, жить стало веселей..."

Это мифотворчество привело с началом ВОВ к появлению еще одной "волны" мифов - Н. Гастелло с экипажем, З. Космодемьянская, "28" памфиловцев и т.д.

Но как показывает практика - мифы - это самое живучая субстанция в сознании широких масс... Нужны годы и годы упорной работы многих настоящих историков, многие-многие публикации чтобы исторический миф со временем развеялся и прекратил свое существование в умах обывателей...

С уважением,