>>на мой взгляд, человека, который испытывал практически все самолёты того или иного КБ, первым поднимал в небо большинство из них, вполне можно называть «шеф-пилотом» данного КБ. Пускай даже в штате и не было такой должности. Это касается не одного только Чкалова. Аналогично: Пионтковский – шеф-пилот КБ Яковлева, Коккинаки – Ильюшина, и т.д.
Так можно договориться и до того, что Чкалов – наш первый космонавт, поскольку вокруг шарика мечтал облететь.
Кто есть кто, определяют соответствующие приказы по Отделу кадров и записи в трудовых книжках.
Пионтковский, если не ошибаюсь, действительно был шеф-пилотом ОКБ А.С. Яковлева. К моменту его гибели это ОКБ уже являлось самостоятельным юридическим лицом и имело право принимать на работу лётчиков. В том числе лётчиков-испытателей.
Коккинаки безусловно был шеф-пилотом Ильюшинского КБ в тот период, когда оно стало независимым юридическим лицом.
А вот В.П. Чкалов шеф-пилотом никакого ОКБ никогда и ни у кого не был. Он был заводским шеф-пилотом.
Между заводским лётчиком испытателем и испытателем ОКБ есть весьма серьёзная разница в инженерно-технической подготовке, которая у В.П. Чкалова была не на высоте.
Документ о том, кем был В.П. Чкалов прилагается. Опубликован О.Э. Чкаловой.