Страница 1 из 7 12345 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 20 из 124
Like Tree11Likes

Тема: Перехваты над Балтикой

  1. #1
    Новичок Форумчанин Аватар для finder
    Регистрация
    07.03.2007
    Сообщений
    16

    По умолчанию Перехваты над Балтикой

    В период противостояния сверхдержав части авиации ПВО Прибалтийского военного округа СССР вели постоянное патрулирование акватории Балтийского моря. Авиация НАТО с разведывательными целями регулярно вторгалась в советские территориальные воды. В ответ советские перехватчики нередко вынуждены были применять оружие и во многих случаях - успешно.
    К сожалению, информации об этих инцидентах очень мало. Кое-что удалось отыскать на зарубежных интернет-ресурсах.

    http://home.comcast.net/~anneled/ColdWar.html
    http://www.acig.org/artman/publish/article_301.shtml

    Возможно уважаемые посетители форума располагают какой-либо информацией по этой теме.

  2. #2
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    11.08.2007
    Сообщений
    58

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от finder Посмотреть сообщение
    В период противостояния сверхдержав части авиации ПВО Прибалтийского военного округа СССР вели постоянное патрулирование акватории Балтийского моря. Авиация НАТО с разведывательными целями регулярно вторгалась в советские территориальные воды. В ответ советские перехватчики нередко вынуждены были применять оружие и во многих случаях - успешно.
    К сожалению, информации об этих инцидентах очень мало. Кое-что удалось отыскать на зарубежных интернет-ресурсах.

    http://home.comcast.net/~anneled/ColdWar.html
    http://www.acig.org/artman/publish/article_301.shtml

    Возможно уважаемые посетители форума располагают какой-либо информацией по этой теме.
    Ja by skazal shto malovato iz sovetskoj storony. O poletah Shvedov na Spitfajrah, Dakotah i Ju-86 znakomo, CRUovskie C-47 letaly v Baltiku, no a obychnyh Neptunah ili Atlantikah dolgo by govorit. Vstrech bylo mnogo, no tjazhelo uzhe skazat' shto takoe incident.
    Franek

  3. #3
    Новичок Форумчанин Аватар для finder
    Регистрация
    07.03.2007
    Сообщений
    16

    По умолчанию Спасибо за ответ, Franek!

    Если точно, то меня интересуют перехваты с применением оружия (необязательно успешным), в которых участвовали истребители Миг-15 и Миг-17 с советской стороны и крупноразмерные цели (самолеты-разведчики, бомбардировщики) со стороны NATO, происходившие в период с 1950 по 1965 годы в ночное время над акваторией Балтийского моря.
    Последний раз редактировалось finder; 23.10.2007 в 15:12.

  4. #4
    Форумчанин Форумчанин Аватар для Zaraza
    Регистрация
    30.03.2006
    Сообщений
    87

    По умолчанию

    В журнале Combat Aircraft Vol. 2 No. 1, April 1999, была статья о перехвате МиГ-15-ми и МиГ-17-ми и стрельбе по RB-47E 8 Мая 1954. Маршрут разведчика был - Мурманск - Архангельск - Онега... Статья называлась Охотник на Бизонов (под Бизонами имеется ввиду М-4).
    С Уважением

  5. #5
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    11.08.2007
    Сообщений
    58

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от finder Посмотреть сообщение
    Если точно, то меня интересуют перехваты с применением оружия (необязательно успешным), в которых участвовали истребители Миг-15 и Миг-17 с советской стороны и крупноразмерные цели (самолеты-разведчики, бомбардировщики) со стороны NATO, происходившие в период с 1950 по 1965 годы в ночное время над акваторией Балтийского моря.
    Togda ja dumaju shto vsjo znakomo na nete est'. A kak schitat' perehvat shvedskogo Spifajra, kotorogo MiGi gonili nad Finlandej? Kak znaju, vse polety samoljotov CRU (C-47 i C-54) v territorii SSSR ne okonchilis' sbitem ni odnogo samoljota, a znakomyh mne poletov iz sbrosom agentov v Polshu i Pribaltiku bylo chetyre (znachitsja ot severa). Znaju o perehvatah nad Ukrainoi, no MiGi ih ne mogli najti.
    Ob poletah e'tih samoljotov byl v 1952 ili 1953 podgotovlen otchjot dlja Berii, ego ispolzoval Paul Lashmar v svoej knige. Mozhe tam budet bolee detalej, esli tol'ko vozmozhno egonajti.

  6. #6
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию


  7. #7
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Готовить рапорт в Москву поручили офицеру штаба соединения Л.Я.Гомзякову.Рапорт несколько раз переписывали пока формулировка для всех не показалась подходящей-"Действия капитана Полякова были вызваны личной ненавистью к американским агрессорам".Сам Поляков по команде сверху был арестован и отправлен в Москву.Неожиданно после пресс-конференции в Кремле (Хрущев произнес знаменитую фразу "нечего гулять по нашей улице") появилось сообщение ТАСС о провакационном нарушении госграницы СССР самолетом США и о награждении летчика Полякова орденом Красного Знамени.Позднее наградили Котлярова,Фрыкина и многих других участников данного инцидента.
    Что касается американского бомбардировщика,то это оказался его разведывательный вариант RB-47Е который пилотировал капитан Палм.После атаки Полякова самолет загорелся и потеряв управление стал падать.С парашютом смогли спастись два человека-второй пилот Ф.Б.Олмстед и штурман Д.Р.Маккоун которых позднее из воды подобрал советский траулер на траверзе мыса Святой Нос.
    Позднее,на допросах неоднократно путаясь Джон Ричард Маккоун показал,что на самолете находилось шесть человек экипажа задача которых состояла из изучения радиоизлучения в верхних слоях атмосферы и границу нарушили не сознательно.На вопрос как могло получится,что на самолете RB-47Е оказалось шесть человек(самолет В-47 и RB-47 для трехместный) Олмстед показал что в отличии от В-47 разведывательный вариант имел удлиненный фюзеляж (удлиненной была носовая часть 34,4 метра вместо 32,5 м при размахе крыла 35,4 метра).Оборонительное вооружение (2 пушки и РЛП) отсутствовали.Дальность полета самолета без дозаправки составляла 5000 км.В дальнейшем оставшихся в живых летчиков вернули в США.
    В конце 80гг майор в отставке Василий Амвросьевич Поляков проживал в г Севастополь.К сожалению лично встретится не удалось.Может быть кто-то из форумчан проживающих в Севастополе поинтересуется судьбой боевого летчика.
    С уважением

  8. #8
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Дополнительно по теме -"Перехваты над Балтикой".
    !7 июня 1952г министру МИД СССР Вышинскому была вручена нота протеста правительства Швеции о сбитом в международной зоне воздушного пространства поискового самолета ВВС Швеции С-28 Catalina.В свою очередь Вышинский передал встречную ноту правительства СССР послу Швеции Сульману -о нарушении госграницы (воздушного пространства) СССР в районе острова Хиума(Хийума) тем-же самолетом.
    В западной прессе поднялась волна истерии которая резко испортила добрососедские отношения СССР и Швеции.Если в газетах Советского Союза публиковалось официальное краткое сообщениие,то западные СМИ раздули огонь настоящего скандала,в который были вовлечены общественность,журналисты и дипломаты.Позднее на пике скандала шведская контрразведка арестовала бывшего военного аташе Швеции С.Венерстрема который на суде(получил пожизненное заключение) был вынужден признатся,что в течении ряда лет сотрудничал с ГРУ СССР и передал информацию о начале разведывательных полетов ВВС Швеции вдоль побережья СССР на Балтике и особом интересе спецслужб к острову Хаума где велось строительство береговой батареи(жд комплекс ТМ-1-180 и РЛС).
    Продолжение следует...

  9. #9
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Расследования и вопросы журналистов сводились к следующему-что делал поисковый самолет ВВС Швеции в нейтральных водах близ границ СССР.Было выяснено- С-28 искал экипаж сбитого DC-3 (13июня 1952г).Швеция настаивала на том,что Каталина была сбита в нейтральном воздушном пространстве над островом Готланд.На самом деле самолет был сбит в 4 милях северо-восточнее мыса Ристна остров Хиуми (Эстония).
    Вспоминает Николай Семерников -"В 1945г нашу часть перебросили в Польшу,и лишь в 1950г я вновь вернулся на Родину,причем снова в Прибалтику,и вновь в качестве летчика морской авиации.Нас стали переучивать на самолеты МиГ-15 и после того как я стал нести боевые дежурства пришлось впервые столкнутся с самолетом-нарушителем.Это как раз и была Каталина которая вас так интересует.В районе Таллинна находился наши радарные установки и пару раз мы получали от них сигнал-" в вашей зоне находится нарушитель ВП- примите меры!".Как только пара МиГов поднималась в воздух Каталина уходила в нейтральную зону.Позже мы поняли,что она работала в паре с кораблем который крутился в нейтральных водах неподалеку.У него на борту бала РЛС и как только наши взлетали,он тут же оповешал Каталину об опасности.Словом,шла своеобразная игра в "кошки-мышки", и мы проигрывали.
    Продолжение следует...

  10. #10
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    В июне 1952г я и мой ведомый Илья Яценко-Косенко(мы в шутку его называли Яценко с Косенко) заступили на боевое дежурство.Кроме нас дежурила еще пара МиГов.Вдруг перед рассветом им скомандовали "Запуск" и сообщили о Каталине которая вновь вошла в нашу зону.Однако пара умчалась не в том направлении т.к. ночью прошли изменения нумерации зон и первая пара умчалась по старому адресу.Когда они вернулись ни с чем,взлетели мы.По наведению Каталина была на высоте 4000м.Я быстро набрал эту высоту,но нарушителя не обнаружил.Кстати у моего МиГа внезапно отказал приемник (примеч...опять связь!!!) и мне пришлось держать связь с землей через Илью,который пальцами показывал что и как делать.Получили приказ снижатся по спирале.И вдруг увидел внизу наш военный корабль и недалеко от него Каталину.Небо было ясное,без тумана.Время рассветное.Шведы нас тоже заметили и взяли курс в нейтральную зону.Догнать их было делом нескольких секунд.Подойдя к ним метров на 20 показали, чтобы Каталина шла за нами на наш аэродром.Однако самолет продолжал прямой путь.Передал на КП,что нарушитель приказов не выполняет.Моя рация работала на передачу(лишь в одну сторону)Земля скомандовала-"огонь на поражение".Яценко-Косенко рубанул.Потом Каталину я увидел уже в воде.От нее плыла большая оранжевая лодка и к ней полным ходом шел корабль.За уничтожение Каталины мы с Яценко-Косенко получили по ордену боевого Красного Знамени."
    Продолжение следует...

  11. #11
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Что-бы молодым форумчанам были понятны события почти 60-и летней давности сделаю небольшой офф-топ (или большое лирическое отступление).
    Начало 50-х годов время наибольшей активности периода холодной войны.Корейская война,смерть Сталина и смена советского руководства.Создание ядерного щита и железного занавеса вокруг СССР и стран Народной Демократии.Время когда демократа Гарри Трумэна(Truman 1945-52гг) сменяет республиканец Дуайт Эйзенхауэр (Eisenhower 1953-60гг) на посту президента США.Время создания различных военно-политических блоков- НАТО,в сентябре 1954г - СЕАТО (США,Англия,Франция,Австрал ия,Новая Зеландия,Пакистан,Филиппин ы и Таиланд.Позднее количество подобных блоков росло в прогрессии по всему миру -СЕНТО,АСЕАН,АНЗЮС,ПАТО заканчивая в 1979г САТО ) и различных фондов (300 млн $ Дж.Маккорман).Все было направлено против СССР.После того, как вокруг границ СССР было создано большое количество военных баз и создано шесть военно-политических блоков под эгидой США,правительство СССР 14 мая 1955г заключает договор о дружбе,сотрудничестве и взаимопомощи со странами Народной Демократии.В Организацию Варшавского Договора вошли Болгария, Венгрия,ГДР,Польша,Румыния, Чехословакия и Албания(Албания денонсировала договор в 1968г).
    Начало 50-х годов время наибольшей активности деятельности различных спецслужб.ВВС США совместно с ЦРУ подготовили план проведения тайной операции "Open Sky" (руководитель полковник Р.С.Лехгорн) в рамках которой бала налажена система подготовки экипажей самолетов радио-аэрофоторазведки.
    В конце 1955г командующий ВВС НАТО маршал авиации Бэзил Эмбри подчеркнул в своем докладе-"атомная война требует точных и новых разведывательных данных о том месте,куда следует послать это оружие колоссальной силы,чтобы оно причинило возможно больше ушерба".
    Продолжение следует...

  12. #12
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Авиабазы СШа развернутые в Европе,Турции и Иране стали площадками для проведения разведывательных полетов вдоль границ СССР и довольно частым нарушением воздушного пространства.В период с 1951 по 1954 г.г. только со стороны Турции (морским и сухопутным путем) на территорию СССР были заброшены семь профессионально подготовленных агентов (Османов,Саранцев,Измайлов, Зейналов,Асланов,Мороз и Кравец-Сорокин -были арестованы органами КГБ газета "Правда" 20 мая 1955г) разведки США с целью выявления обьектов и вооружения Советской Армии.
    Позднее в рамках операции "Открытое небо" начались систематические полеты самолета U-2 (авиаподразделение 10-10 под прикрытием NASA) с нарушением госграницы и к перехвату которого ПВО СССР готовы не были.
    Одновременно запускались воздушные шары-зонды которые применялись как для разведки,так и для отвлечения средств РТВ и ПВО.
    После того как самолет U-2 был сбит над территорией СССР, Госдеп США в заявлении от 7 мая был вынужден признать,что американские самолеты-разведчики "совершали полеты вдоль границ свободного мира все последние годы".Госсекретарь США Гертер счел пояснить,что президент США Эйзенхауэр с начала своей деятельности дал указание собирать всеми возможными средствами военную информацию о других государствах,в том числе путем проникновения американских самолетов в воздушное пространство других стран.
    О шведском DC-3 официальные источники старались больше не поднимать шум.Многие на Западе считали,что самолет Дакота потерпел аварию по техническим причинам.Экипаж погиб...
    Продолжение следует

  13. #13
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию


  14. #14
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    В связи с шумихой в западных СМИ Генштаб РФ в 1993г рассекретил документы ПВО связанные с нарушением воздушного пространства СССР в 50-60гг.Документы были переданы Д.Волкогонову, который в тот период возглавлял российско-американскую комиссию.Несколько месяцев шла проверка и выяснение судьбы каждого американского летчика интернированного в СССР (период ВМВ-иногда американские летчики совершая полеты над Китаем или Японией вынуждены были приземлятся на территории СССР,но т.к. СССР и Япония не воевали с 1941по август 1945г летчиков и самолеты интернировали) или попавшего в плен после войны при уничтожении самолета-нарушителя госграницы.Первый самолет-разведчик был сбит над Балтикой 8 апреля 1950г.Из 10 человек экипажа В-29 погибли 9,спасли только одного летчика.В 1952г воздушное пространство СССР нарушалось 34 раза.Американские самолеты-разведчики летали не только вдоль границ СССР были случаи их полетов над Киевом,Севастополем,Минско м,Ленинградом.При попытках перехвата или выдворения со стороны нарушителей открывался ответный огонь.Американские летчики долго в плену не задерживались.После соответствующих следственных процедур их возврашали американской стороне.Обособленно стоит лишь дело американского летчика Г.Пауэрса,суд над которым по политическим мотивам был сделан показательным.Вскоре и его обменяли на советского разведчика.В местах заключения бывшего СССР американских летчиков не было.Это подтвердила российско-американская комиссия.
    Так откуда взялись такие цифры у американской стороны? Известно мнение генерал-полковника Ю.А.Горькова-"Думаю,что после встречи с советскими истребителями американские пилоты редко дотягивали до своих баз..."
    В отечественных СМИ начала 90-х гг так же была затронута данная тема.Был обьявлен чуть-ли не союзный розыск летчика сбившего DC-3.Вспоминает Н.Семерников-"По нашей тренировочной программе мы должны были совершить ночную посадку на "чужой" аэродром.Садились там,где стояли самолеты не морской авиации ,а ВВС.Там когда узнали,что я сбил Каталину,решили похвастатся-"а у нас служит парень который сбил DC-3".
    После непродолжительных поисков удалось установить летчика сбившего DC-3 в июне 1952г.Им оказался проживающий в г Нальчик летчик-истребитель 483ИАП капитан Осинский.

  15. #15
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    11.08.2007
    Сообщений
    58

    По умолчанию

    Alex
    A znaesh, gde vozmozhno uvidet' e'ti doki, luchshie v elektronnom vide?
    Spasibo

  16. #16
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Franek Grabowski Посмотреть сообщение
    Alex
    A znaesh, gde vozmozhno uvidet' e'ti doki, luchshie v elektronnom vide?
    Spasibo
    Уважаемый Franek
    К большому сожалению этих документов видеть не приходилось. История следующая.В 1991г Президенту РФ Б.Н.Ельцину было направлен запрос за подписью 92 сенаторов США с просьбой помочь установить судьбу американских летчиков пропавших в период холодной войны.В связи с чем была организована Российско-Американская комиссия которая придирчиво изучила все рассекреченные документы МО и МВД(КГБ).Старт этой компании дал эмигрировавший в США бывший генерал-майор КГБ Калугин,который находясь в США и решивший блестнуть своей эрудицеей дал интервью СМИ ,что он якобы допрашивал пленных американских летчиков.К этому делу подключился неизвестный миллионер пообещав за каждого возвращенного пилота 2 млн $.
    Сами документы не публиковались,но возможно они есть у Е.Жирнова который серьезно занимался темой о судьбе русских и американских летчиков.Попробуйте поискать в нете

  17. #17
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Прикрепил пару статей по теме из Известий.ru
    Вложения Вложения

  18. #18
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    11.08.2007
    Сообщений
    58

    По умолчанию

    Uvazhaemyj Alex
    Spasibo za otvet. Mne interesujut sbrosy agentov i razved-polety v 1950-yh godah, delanye pol'skimi ljotchikami rabotajushchimi dlja OPC/CRU. K sozhalenju bolejstvo dannyh po amerskim razvedchikam, da mozhet byt' potomu shto ne poterjano ni odnogo pol'skogo ljotchika do 1958 g.
    K sozhalenju bez cirilicej poisk u menja ochen' tjazhelyj. A zachem iskat'? Ja nashol neskol'ko po sbrosam agentov NTS, no tozhe i sbrosam v Belarus' i Ukrainu.
    Franek

  19. #19
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    04.09.2007
    Сообщений
    1,918

    По умолчанию

    Уважаемый Franek
    Действительно в период с 1948 по 1954г делались и не без успешно попытки доставки по воздуху агентов(груза) иностранных разведок на территорию СССР (в частности Зап Украина и Зап.Белоруссии) и ПНР.В 1950г принятый администрацией США по инициативе CIA документ СНБ-68 и "Акт о взаимной безопасности" предусматривал финансирование НАТО спецподразделений и групп агентов,формируемых из польских эмигрантских кругов для проведения идеологических диверсий.В 1956г США принимает программу"Помощь Польше" (директива НАТО МС14/2) выделяются 900 млн $ для подрывной деятельности против ПОРП.
    Информацией о национальной принадлежности летчиков пилотировавших самолеты-нарушители не располагаю.

  20. #20
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    11.08.2007
    Сообщений
    58

    По умолчанию

    Uvazhaemyj Alex
    O vozdushnoj dostavke agentov do 1950 mne ne udalos' nichego najti. Ot 1950 na juge delano dostavki agentov i gruza v Albanju, no tozhe v Bulgarju i Rumunju (mne udalos' najti odinochnie sbrosy). Na severe e'to tochno Belorus', Ukraina (v tom chisle i sbrosy v Pol'shu dlja UPA), no tozhe Pribaltika i Rossija. V Pol'she znakom tol'ko odin sbros, perehvachen chekistami.
    Nacjonal'nost', da i familii ljotchikov mne znakomy. No ja ishchu detalej o datah i mestah narushenii, sbrosah i dr.

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •