Простите что влезаю.Правильнее сказать-принудили к посадки истребители ТОФ
Вид для печати
Уважаемый Константин
Спасибо за поправку.Полностью согласен
По этому поводу пришлось обратится к буржуям-David Lednicer.Итак до окончания ВМВ(сентябрь месяц 1945г) на нашей территории произвели вынужденную посадку и были интернированы следующие В-29:
29 июля 1944г В-29 Ramp Tramp(42-6556) авиабаза Anshan Manchuria.
20 августа 1944г В-29 Cait Paomat(42-93829) авиабаза Chengdu.
11 ноября 1944г В-29 General H.H. Arnold Special(42-6365) вернули в США через Иран в январе 1945г.
21 ноября 1944г В-29 Ding Haw(42-6358).
По информации из книги "Операция "Синий треугольник".Рассказы о чекистах Эстонии".,Таллинн,"Ээсти Раамат",1988г., (в создании книги принимали участие Заслуженные чекисты УКГБ ЭССР и КГБ СССР) на стр.212-213...указано,что: в ночь с 6-го на 7-е мая 1954г. четырехмоторный иностранный самолет без опознавательных знаков и бортовых огней пролетел вдоль Ирбенского пролива,пересек территорию тогдашних Пярнуского и Вяндраского районов ЭССР,а над Вильяндским районом,близ местечка Ауксаре,круто повернул на юго-запад и ушел в сторону Балтийского моря.Шел самолет со скоростью 500 км/час,с приглушенными моторами,словно крадучись,и хотя находился в советском воздушном пространстве не более 10-12 минут,было ясно,что он не случайно сбился с курса и теперь уходит,поняв свою ошибку..."
П:С:По-данной книге,пролет самолета-нарушителя был зафиксирован прибрежной пограничной заставой КГБ СССР,самолет выбросил парашютистов-разведчиков-диверсантов,которые потом были обезврежены двухметровыми гарными хлопцами-офицерами и прапорщиками из группы захвата УКГБ ЭССР.Это-была сногсшибательная и захватывающая история,опасная и многоходовая чекистская комбинация.Когда-нибудь про неё ещё снимут фильм,поверьте!Больше про неё говорить здесь не буду:найдите и прочтите данную книгу-там всё доходчиво рассказано.
Вернусь к сбитой Каталине.Рассказывал Азевич.Будучи дежурным по флоту-получил сообщение о пересечении границы самолётом.приказал поднять дежурную пару истребителей и сразу же доложил в Москву.Из осквы пришёл ответ-ждите распоряжений.Через некоторое время произошла смена истребителей (горючка кончалась).С постов РЛС доложили-самолёт повернул в сторону границы.Опять доложил в Москву.Опять ответ-ждите распоряжений.С постов РЛС пришло сообщение о подходе самолёта к границе.Отдал приказ на сбитие.Доложил в Москву.В 1991 году приехали журналисты из Красной звезды и стали выпендриваться:-"А какое Вы имели право сбивать самолёт".Азевич ответил:-"Лежит на нашей территории?Пошли на... отсюда. Это из рассказа самого Азевича А.И.
В дополнение о Дакоте.В апреле 1950г при активном участии разведки США в ВВС Швеции было создано спецподразделение FRA,которое в свою очередь имело в своем составе три самолета DC-3 оборудованных американской РЛС APR-9 и аппаратурой радиоразведки(супер современной по тем временам).
13 июня 1952г команду на уничтожение самолетов DC-3 нарушивших воздушное пространство СССР дал командующий ПВО ПрибОВО полковник Шинкаренко ,а капитан Осинский выполнил приказ.
Поиски сбитого самолета ДС-3 начаты шведской стороной на добровольных началах группой энтузиастов под руководством А.Ялай и К.Дуглас.Поиски проходили в радиусе 20 км от предполагаемого места гибели.10 июня 2003г сонар установленный на борту водолазного судна "Балос" показал контуры самолета,который лежал на песчанном дне ,на глубине 125 метров.Далее начались работы по подьему остатков самолета.Большой участок дна где лежал самолет был заморожен и поднят на поверхность.Член комиссии по расследованию гибели Дакоты (самолет имел название Ворон) К.Магнуссон заявил прессе,что со дна были собраны 94% частей ДС-3 однако при этом не были обнаружены останки 4-х радиооператоров которые находились на борту.Все восемь членов экипажа ДС-3-А.Эльмберг,Й.Блад,Э.Юнссон,Б .Брук,Ч.Свенссон,Э.Карлссон, Б.Нильссон и Х.Матссон-были посмертно награждены золотыми медалями Швеции "За заслуги".Самолет после реставрации был передан в музей ВВС г.Линчепинг(Швеция).
Рад был помочь,но в книги,что касается авиационной тематики,больше ничего нет-только данный факт,что развед-дивирсионная группа иностранных спецслужб (ЦРУ США-организаторы заброски и подготовки; БНД ФРГ,Швеции-помощь) была заброшена на территорию СССР воздушным путем и потом была своевременно обезврежена войсками и органами КГБ ЭССР (советской тогда еще Эстонии)...Книга эта о другом,она не о летчиках,тем более вражеских.Но,в книге указано,что четырехмоторный американский самолет-нарушитель вылетел с аэродрома во Франкфурте-на Майне и после "операции" он вернулся обратно в ФРГ.Как я понял из книги,самолет не был сбит специально,чтобы не спугнуть лазутчиков и их "Центр":нужно было тайно выявить всю агентуру,находившуюся на советской территории,к кому шли парашютисты,кто у них резидент,кто им помогал,кого планировали завербовать,найти вещдоки ипр.В поимке лазутчиков использовали и технику-пеленгаторы.Что и было выполнено чекистами Эстонии на пять баллов.А подготовку иностранные разведчики-диверсанты прошли в школе десантных войск ЦРУ на территории США-Форт-Брэгг,штата Северная Каролина.Руководители подготовки этих парашютистов,которых забросили в ЭССР,были:начальник разведшколы Форт-Брэгг американец Пауль Поулсон,американец Дин,инструкторы Алекс и Виктор.Диверсанты изучали в школе:радиодело,фотографир ование,тайнопись,топографи ю идр.После поимки и следствия,шпионы Калью Кукк,Хельги Ноормаа,Роберт Хамбург и его сестра Эрна Хамбург в феврале 1955г. предстали перед правосудием открытого Военного трибунала Ленинградского военного округа.С учетом содеянных преступлений перед Родиной каждый получил должное.Некоторые из них в годы войны служили в Вермахте,Восточном батальоне и 20-й дивизии СС.Калью Николаевич Кукк,1923г.р. был расстрелян.В операции по-разработке операции по-обезвреживанию шпионов принимали участие чекисты (оперативники) УКГБ ЭССР,как русской,так и эстонской национальности:полковник Гавриил Григорьевич Старинов,полковник Арбенин,Эндель Миллер,начальник Следственного Отдела подполковник Донат Аркадьевич Пупышев,заместитель начальника Следственного Отдела капитан Александр Иванович Ляпчихин,Кулль,старший лейтенант Карулаас,старший лейтенант Александр Касаткин,В.В.Лукьянов,Петай ,Ермаков идр.Руководство всей операцией вёл Председатель УКГБ ЭССР г.Таллинна полковник Иван Прокофьевич Карпов и представитель союзного (московского) КГБ при СМ СССР-подполковник Бахтийчук.
Bol'shoe spasibo, v takom sluchae mne eshchjo nuzhna familja avtora (esli takaja est'). Po organizacii diversii, e'to ne sovsem tak. Operacii nachalis' v 1940-yh godah Amerami (OPC - BPK?) i Anglichanami iz pomoshchej Grekov, Shvedov, Turkov i dr. V e'ti vremja Gehlen tol'ko rabotal dlja Amerov. No mnogo by ob e'tom pisat'.
Da, eto tochno, samoljot iz bazy Wiesbaden. A na kakoj stranice e'to, pozhauista?Цитата:
четырехмоторный американский самолет-нарушитель вылетел с аэродрома во Франкфурте-на Майне и после "операции" он вернулся обратно в ФРГ.
Da, no ne znaju ili e'to verno. Bylo mnogo problemov iz perehvatom e'tih samoljotov i mozhet byt' bylo im luchshe skazat', shto specjal'no ne sbili.Цитата:
Как я понял из книги,самолет не был сбит специально,чтобы не спугнуть лазутчиков и их "Центр"
Franek
Отвечаю на Ваши вопросы о книге.В создании этого сборника о чекистах Эстонии- "Операция "Синий треугольник",принимали участие:главный редактор,заместитель Председателя УКГБ ЭССР генерал-майор В.Порывкин,редколлегия :А.И.Васильев,А.К.Иогансон,А. И.Ляпчихин (ветеран УКГБ ЭССР),У.А.Оямаа,Э.А.Поолус,Э. .Сельгал.Составители книги:И.П.Папуловский,В.Р.Мю рк.Художник-оформитель П.Касс.Редактор- Нелли Кузнецова (сейчас она работает журналистом в одной русскоязычной газете Таллинна).Художественный редактор С.Омблер.Корректор Ю.Урицкая.Вступление (предисловие) к книге генерал-лейтенанта К.Е.Кортелайнена,Председат ля Комитета Государственной Безопасности Эстонской ССР.В книге 32 очерка сотрудников УКГБ и журналистов.Тираж этой книги 35.000 единиц,448стр.,илл.Некоторые очерки,что размещены в этом сборнике,ранее были опубликованы в книге "Компромиссы исключаются" ("Ээсти раамат",Таллинн,1982г.).О чекистах УНКВД-УНКГБ-УМГБ ЭССР также есть книга Рафаэля Михайлова "Резидент,потерявший планету".,1990г.,"Олион",Таллин н;1986г.,"Ээсти Раамат",Таллинн.
О заброске парашютистов в книге "Операция "Синий треугольник" написано в одноименном очерке на стр.212-245.Автор очерка И.Папуловский.Про самолет там указано на стр.212 и стр.221.
Что касается английских спецслужб-это верно:они всегда (и сейчас) с аппетитом глядели на Прибалтику.Про организацию Гелена (будущую БНД ФРГ) Вы сказали верно,про шведов-правильно.Замечу,что сейчас,например,американск ое и английское посольства в Таллинне-самые большие из всех дипломатических представительств находящихся там.Американское посольство,вроде бы,занимает целых пять этажей в большом мощном доме сталинской еще постройки,с очень мощной системой охраны.Английское посольство сейчас в Таллинне,чуть-чуть поменьше.А вот российское посольство-маленькое,2 или 3 этажа всего и никакой агрессивной мощной охраны.Вот так вот,так сказать,простой и наглядный пример действительности.Скажу еще,что бывшие чекисты ЭССР и бывшие советские офицеры ДКБФ и ВС,служившие в Таллинне и Эстонии,глядя на все это,а также на то,что сейчас происходит в современной Эстонии и Таллинне,откровенно говоря,плюются!А мертвые из них,наверное,в гробах переворачиваются!Такого националистического,проам риканского,профашистского режима,как сейчас в Эстонии,нет нигде больше в мире!Южно-африканский апартеид-просто детская шалость,по сравнению с тем,что творится,под гласное и негласное одобрение США,ЕС и НАТО сейчас в Эстонии.Говорю,как очевидец!
P:S:Как Вы видите,в создании книги принимали участие непосредственные очевидцы событий,поэтому,их воспоминания,думаю,заслужи вают самого высокого доверия.И все в этом мире повторяется и "идёт на круги своя"-к глубокому сожалению,а история ничему людей не научила,многие опять "наступают на те же грабли."..С уважением,Евгений.
Eshchjo raz spasibo!
No, nuzhen kommentar'. V pervoe nikogda ne nado doverjat chekistam i drugim agentam. Vo vtoroe, Vy by uvideli sovetskoe/russkoe posol'stvo v Varshave, togda Vy by udivilis'!
Летом 2004 г.я лично был в Варшаве и Польше,будучи там проездом на автобусе в 10-ти дневной турпутёвке по Европе в Италию.Был тогда и в Эстонии,Латвии,Литве, Австрии,Чехии,Моравии...Мне понравилось.Варшава-особенно её новый центр,где небоскрёбы-это,что-то!Сама Польша-Беловежская Пуща-аналогично!Красивые пейзажи.Не понравилось в Польше-обилие визуальной рекламы на каждом углу-рекламные стенды и транспоранты просто на каждом шагу просто режут глаза!Потом,не понравилось обилие крестов везде.Понятно,что поляки сильно религиозны,но не до такой же степени!Такое ощущение,что не страна-а сплошное кладбище!Кресты везде!Везде костёлы!даже на автодорогах,через каждые 100 м.-стоит крест!Как могила!Мрачноватая картина.У нас такие кресты на могилах на кладбищах стоят,а там-просто так окрыто и везде,чтобы помолится!Кошмар!Убогость сервиса-так же там было везде и нормой.Вообщем,кроме красивой природы в Польше ничего хорошего не заметил,в соседней Чехии (город Брно) было в сто раз лучше,а в Австрии (Вена,Баден)-лучше,чем в Чехии в 100 раз!А народ везде был добрым,что поляки,что чехи,что австрийцы!Но,самыми гостеприимными были австрийцы!Парадокс,но на родине Адольфа Гитлера нас русских везде встречали,как братьев,чего не скажешь по-странам бывшего Варшавского договора!)))
Почему чекистам нельзя доверять в данной книге?!Я-сам бывший чекист.КГБ в СССР-был самым информатированным и некоррумпированным органом исполнительной власти.Конкурс на службу туда составлял 1 к 100 на место в республиканских городских управлениях.В Дважды Краснознаменную Высшую Школу КГБ СССР им. Ф.Э.Дзержинского в Москве по ул.Пельше,4 (ныне Академия ФСБ РФ) конкурс в конце 80 гг. составлял 3-4 человека на место,в Высшую Школу Военной Контрразведке в Новосибирске-14 человек на место,в Академию СВР РФ (бывший Краснознаменный Институт разведки им.Ю.В.Андропова под Москвой) брали одного из 1000,при этом отбор там производился среди людей,имеющих только высшее образование!Конкурсы в Высшие Военные пограничные училища КГБ-был так же большим,гораздо больше,чем в Высшии военные училища ВВС или МинОбороны.Поэтому,чекисты 80-90-2000-х гг.-это цвет нации,её интеллигенция,сила!Исходя из этого,пожалуйста,отбросьте в сторону уже надоевшие всем сентиментальные разговоры о сталинизме и зверствах чекистов!Все это не имеет никакого отношения к СССР 80-90-2000-х гг.!Современная Россия-давно уже от этого сама самоотчистилась,а оценка сталинизму была открыто дана еще на ХХ-м съезде КПСС Н.С.Хрущевым.Служба в органах госбезопасности-нормальная и обычная работа по обеспечению безопасности своей страны.Такое есть во всех странах мира.Думаю,что парни из УОГ Польши (бывшей ДЕФЕНЗИВЫ) это прекрасно понимают!)))
Вам надо предисловие к книге?
Dobryj vecher
Izvinitie shto dolgo ne otvechal.
Ob Varshave, ja mogu tol'ko skazat', shto mne centr ne nravitsja i mnogim Varshavjakom tozhe i nam zhal' shto ne ostalis' starye domy. E'ti reklamnye stendy nam tozhe ne nravitsja, no mozhet iz proplyvom vremenii e'to izmenitsja.
A vot i o krestah na dorogah. E'to ne klabishcha, tol'ko mesta gibeli v avtokatastrofah. Takoj obychaj ot srednih vekov, no rabotaet luchshe chem znaki ili GAI!
A obo chekistah, im tjazhelo doverjat', potomu shto dizinformacija e'to odno iz zadachej sekretnikov. E'to otnositsja tak k KGB kak k CRU, a smotriv po ljudjah iz pol'skogo komunisticheskogo kgb, oni vrut vse vremja. No i konechno problema v e'tom, shto mnogo iz togo, shto sluchilos' 60 let tomu nazad e'to eshchjo tajna.
Spasibo za predislovie, no dumaju shto ono mne ne nuzhno.
Pozdravlaju s novom godom
Franek
Новую тему не открываю,добавляю сюда
Недавне прибывание в "курилке" на политзанятиях и замечание CINN насчет посадки Сесны 172 (М. Руст) на Красной площади- напомнило аналогичное нарушение воздушного пространства СССР финской Сесной-150,с двумя подвыпившими(как потом оказалось) финами.
Произошло это 25 июля 1976г, в 19 часов 13 минут(MSK).Самолет пересек воздушную границу со стороны Финляндии,на высоте 100м курсом в сторону Кольского п-ва.Через 2 минуты самолет
был обнаружен средствами ПВО,а затем был потерян,попросту пропал...Вновь цель была обнаружена в 19 часов49 минут.В 19ч. 52мин. был поднят Су-15(капитан Вдовин) на перехват.Ввиду того,что цель то появлялась,то пропадала-наведение было очень трудным.Сесна шла
практически бреющим,"стригла макушки".Как назло была низкая облачность,а Су шел над облаками.Выделить цель на фоне земли бортовой РЛС, Вдовину не удалось.После приземления перехватчика
сразу начались крутые разборки-обьяснительные, докладные,докладные...В часть нагрянула комиссия во главе с маршалом авиации Е.Я.Савицким.(кстати интересный факт -Савицкий летал до 64 лет, имел за плечами 13000 л/часов!!!).Чем разборки закончились история умалчивает.А Сенсу нашли лесники,на лужайке возле озера,юго-восточнее Кандалакши.Самолет лежал вверх колесами,ярко
просматривалось "OH-CBX" на борту.Возле костра сидели и грелись два финский парня под хорошим "газом".Общее расстояние которое они пролетели над нашей территорией 320км.Первая пропажа самолета с экранов РЛС фины коротко обьяснили-Заблудились,садились дозаправится,топливо у них был в двух канистрах...Вот так за одиннадцать лет до Руста,Сесна-150 вскрыла систему ПВО.
Зимой 1989 или 1990 г. (под Новый Год или после него;точную дату не помню) в ЭССР на Моонзунде,где дислоцировался 11-й ПО (погранотряд) КГБ СССР;на северо-западе острова Хийумаа (Моонзундский архипелаг,Балтика),в районе ПЗ (погранзаставы) № 4 (тогда командир ст.л-т.Ю.Цап),мыс Ристна,дежурный по ПТН (пост технического наблюдения:РЛС,прожектор) на экране заметил линию-движение в надводном положение иностранного судна,а потом-бац и точка судна с экрана локатора исчезла.Проверив радар и связавшись по РС с ПСКР (морские погранцы ничего не видели),который был рядом,погранец подумал-подводная лодка!Шла в надводном положении и потом погрузилась!Высадка диверсантов!Тревога!Об случившемся было мгновенно доложено по ТС нач.ПЗ и дежурному по ПО,а им-дежурному по Краснознаменному Прибалтийскому Пограничному Округу в Ригу,далее по-цепочке дежурным по УКГБ-РОКГБ всех прибалтийских республик-Эстонии,Латвии,Литве и территории России-Калининградской обл.-и в Москву.На урез моря с ПЗ №4 была выслана вооуроженная до зубов тревожная группа.Что она увидела?!Ночью,над бушующей зимней Балтикой низко над водой кружил иностранный вертолет,потом так же низко пролетел двухмоторный винтовой (поршневой) иностранный самолет.Погранцы стреляли в ночное хмурое небо из ракетниц...Рядом находилась позиция войск ПВО с мощными радарами.Погранцы-чекисты нагрянули во всеоружие,как спецназ какой-то,туда-вся дежурная смена данного поста спала непробудным сном!Потом выяснилось,что в зимний балтийский шторм затонул финский сухогруз "Катерина" (или "Катрина") и вся его команда (15 человек) погибла,а вертолет и самолет были финскими и шведскими спасателями,которые вторглись в воздушное и территориальное пространство СССР,посылая свои сигналы ПВО СССР,а ПВО-им не отвечало!Они пошли на риск,чтобы спасти своих людей,гражданских моряков!Потом,по-слухам,все руководство ПВО на острове Хийумаа и в Округе было снято.А через год СССР развалился!Чего ПВО стоит без доблестных погранцов?!Поэтому,очень верю в такие слова:"Пограничные войска-это щит Родины!А все остальные войска-это болты и шурупы,закрученные в него!"Ф.Э.Дзержинский.
Дополнение к тому,с чего начиналась ветка.
Возвращаюсь к ДС-3, сбитому в июне 1952г капитаном ВВС Осинским.После долгих поисков старых записей (с постоянным и где,они задевались??) наконец,случайно нашел.К сожалению, это оказалось не интервью с Осинским,а воспоминания его сослуживца-бывшего летчика-истребителя Д.Г.Ландо.
Итак:
-В 1950г вместе с группой из семи молодых летчиков,окончивших авиаучилище в Армовире,я прибыл на первое в жизни место службы-в Латвию,в 483-й ИАП 336-й Ковальской краснознаменной АД.К сожалению, в 1960г полк и дивизия были расформированы.Служить меня направили в первую эскадрилью.Боевой задачей являлась защита воздушного пространства Советского Союза в районе между Вентспилсом и правой оконечностью Рижского залива.Для этого мы располагали по тем временам первоклассной техникой- не считая Московского ВО,мы первыми получили скоростные истребители МиГ-17,вслед за МиГ-15.Главным в нашей службе были полеты и боевые дежурства,точнее наоборот потому,что в кабинах самолетов на земле мы проводили больше времени,чем в воздухе.Дежурное звено в готовности №1 сидело в кабинах днем и ночью,в любую погоду,готовое по первому сигналу через две минуты оторваться от полосы...
Время которое мы проводили в воздухе,можно было разделить на две части.Примерно четверть его мы совершенствовали летное мастерство и знакомились с местностью которая лежала под крылом.Остальные 75% вылетов нам приходилось делать на перехват целей,которые приближались к нашим границам.Нас поднимали каждый раз,когда в "нейтральном воздухе" появлялась неопознанная летящая цель.Такие вылеты на перехват происходили почти каждый день хотя на нашем участке с 1951 по 1953гг реальных нарушений воздушной границы СССР было всего два.Я говорю о самолетах,потому что на нашу территорию бывало залетали чужие шары и даже вертолеты.Так вот, я прекрасно помню тот день, когда был сбит ДС-3.Прекрасно помню сухую в тот день полосу.На дежурстве находились четыре самолета МиГ-17.В кабине одного-я,в кабине другого мой ведущий-Шатохин.Вдруг раздается команда "Взлет" с КП,где всегда находился командир полка тогда им был Павел Яковлевич Головачев,дважды Герой Советского Союза.
По всему получалось,что лететь предстоит мне и Шатохину.Помню,что у меня просто руки чесались поднять в воздух машину и сбить нарушителя.О возможной опасности я не думал-приимущество в скорости и маневренности было на стороне моего МиГ-17.К тому же самолет имел три пушки. Однако команда на взлет нашей паре не поступила.В воздух ушли два МиГа с 300 литровыми подвесными баками.Один из них пилотировал лучший летчик нашего полка Григорий Осинский. Служил он в другой эскадрилье.Когда самолеты ушли от аэродрома,направляясь в сторону Балтики,я уже не мог слышать по рации его переговоров с КП-они перешли на другой канал связи.
Сидя в кабинах самолетов,нам приходилось только ждать...
Продолжение следует
Немного позже,всем офицерам полка стало известно как проходила операция.Многое из рассказа Осинского подтвердили РП и офицеры,которые находились в тот день на КП.Радиосвязь с самолетом работала отлично.Летчик доложил о высоте полета 3 тыс.метров,
и нахождении в пределах государственной границы.Затем тишина, и неожиданно "Цель вижу!"Голос Осинского прозвучал внезапно.Головачев,который командовал операцией,закричал
в микрофон "Бей!...Бей!".Но из за разницы в скорости Осинский первый раз проскочил тихоходный ДС-3 и выполнил вираж.Речь не шла о том,чтобы сначала дать предупредительную очередь или попытаться принудить самолет к посадке на своем аэродроме.Приказ был четкий "Сбить!". Причем этот приказ пришел из Москвы.Сам Головачев отдать такой приказ не мог, не получив его от командира дивизии или командующего Шенкаренко.Вираж Осинского длился минуты две с половиной.И снова на КП из динамика раздался его голос
"Цель вижу!"и снова Головачев закричал -Бей!.Затем Осинский доложил "Поразил правый двигатель нарушитель горит" через некоторое время- "Посыпалось много парашютистов".Затем Головачев,передал приказ Осинскому следовать на запасной аэродром под Ригой.
В части Осинский появился через три дня с наградой -орденом боевого Красного Знамени.Чуть позже получил денежную премию.С Осинским вместе мы прослужили до 1959г,когда он уволился из армии в запас,в чине подполковника с должности заместителя командира по
политчасти.Уехал куда-то на Украину.Знаю у него было трое детей.Две девочки и мальчик.Осинский был очень порядочный человек, все свободное время отдавал семье.
Сам я уволился из армии в запас по болезни, с должности заместителя командира полка, в 1960г
Все годы поддерживал связь с друзьями по службе.К сожалении, где проживает Осинский,никто ничего не знает.
И последнее смотреть на поступок Осинского с сегоднящних позиций бессмысленно.Такой приказ тогда исполнил бы с радостью и гордостью любой из нас,летчиков,включая и меня самого.Времена были другие,и другими были нормы допустимого,то,что можно и нельзя,что хорошо и что плохо...
[QUOTE=Nazar;42282]Стараюсь читать все по обязанности , данную тему по интересу .
Уважаемый Nazar
Вопрос к Вам следущего порядка-доподленно известен факт нарушения
воздушного пространства Финляндии нашими самолетами в году эдак 1974-75 (плюс-минус трамвайная остановка). Тогда финны поднимали свои 21-е на перехват.После чего прислали по дипканалам ноту протеста с калькой маршрута следования наших птичек. Нельзя уточнить по факту более подробно т.к. лично у меня скудная инфо.
C ходу отвечаю , по памяти , нарушителем был генерал Благоверный ( если мне память не изменяет ) , с инспекцией летел на Ту-16 , заблудися в районе финско-советской границы , вторгся на территорию дружественной Финляндии порядка 150 км , фины самолеты на перехват не поднимали , по крайней мере этот Ту-16 не перехватывали , с Килпов поднимали Су-15 , которые встретили и сопроводили Ту-16 в Североморск , генерал потом ушел на повышение ( условное ) , как это в армии бывает на вышестоящую должность ( но тупиковую ) , в одно из летных училищ , а был одним из самых молодых генералов от авиации , до сорока ему было и летчик был отличны.
С этой ссылки:
http://www.aeroaccidents.ru/index/0-33
Копия текста:
Шведский самолет DC‑3 сбит над Балтикой
13 июня 1952 года над Балтийским морем при загадочных обстоятельствах пропал шведский военный самолет DC‑3. Позднее выяснилось, что он сбит советским истребителем МиГ‑15. Погибли 8 человек.
В течение почти сорока лет газеты и журналы Швеции лишь строили гипотезы и предположения по поводу гибели самолета DC‑3, которая произошла 13 июня 1952 года в небе над Балтикой.
17 июня 1952 года правительства СССР и Швеции обменялись резкими нотами. В частности, в ноте МИДа СССР говорилось, что 13 июня, в 13.10, в районе Вентспилса в советское воздушное пространство вторглись два иностранных самолета. Поднятые в воздух перехватчики отогнали их. Из‑за тумана не удалось определить их тип и государственную принадлежность. Был ли среди них погибший DC‑3, неизвестно.
Шведским журналистам удалось выяснить, что незадолго до инцидента Швеция приобрела в США два DC‑3, оснащенных последней по тому времени техникой фото — и радиоразведки. По мнению сына штурмана самолета DC‑3 Госты Блада, разведывательный самолет должен летать в международных водах галсами, параллельными границам СССР. По другим журналистским данным, генерал шведских ВВС Норденшельд, узнав, что найдена резиновая лодка DC‑3, прошитая пулями, заправил баки своего собственного истребителя «Вампир» и взмыл в воздух искать встречи с «МиГами».
По свидетельству бывшего пилота истребителя «МиГ» Давида Ландо, DC‑3 сбит его сослуживцем по 483‑му истребительно‑авиационном полку Григорием Осинским. МиГ‑15 Осинского, оборудованный дополнительными топливными баками, пригоден для работы в глубоких нейтральных водах. До нейтральных вод Осинский долетел за несколько минут; увидел цель; получил приказ уничтожить. Речи об опознании или принуждении самолета‑нарушителя сесть на территории СССР не было. Первый раз Осинский проскочил тихоходный DC‑3. Через две с половиной минуты после завершения маневра он открыл огонь; попал в правый мотор, самолет загорелся. Приказа стрелять по спасающемуся экипажу не поступало.
Самолет Осинского посадили в Риге. Летчика на транспортном самолете доставили в Москву, откуда он возвратился с орденом Боевого Красного Знамени. По мнению Ландо, приказ на поражение самолета в нейтральных водах мог поступить только из Москвы.
В 1992 году Министерством обороны России рассекречены документы по делу DC‑3. Документально установлено, что шведский самолет сбит заместителем командира эскадрильи по политчасти 483‑го истребительно‑авиационног полка капитаном Григорием Осинским. Приказ на уничтожение дан командующим войсками Прибалтийского района воздушной обороны полковником Федором Ивановичем Шинкаренко (организатором сверхсекретной специальной группы истребителей, призванной подстерегать и уничтожать иностранные самолеты — нарушители границы).
Полет DC‑3 зафиксирован РЛС в 12.15 на удалении 95 километров северо‑западнее Виндавы, в нейтральных водах Балтийского моря. Самолет шел курсом на юг на высоте 7000 м.
В 12.44 развернулся и полетел в северном направлении.
В 12.46 произвел взлет Осинский на истребителе МиГ‑15, оборудованном подвесными топливными баками.
В 13.14 он обнаружил DC‑3 на высоте 6700 м впереди слева. После маневра сзади справа под ракурсом 2/4 с дистанции 800 м открыл огонь. До открытия огня DC‑3 на приближение истребителя не реагировал. Трасса прошла ниже разведчика. Довернув истребитель и не выходя из атаки, Осинский с дистанции 500—600 м открыл огонь со всех точек, трассу снарядов и разрывы их хорошо видел. Из атаки вышел на дистанции 150—200 м влево; в этот момент левый мотор у разведчика загорелся, выпали шасси; самолет развернулся со снижением влево, на высоте 6000 м от самолета отделился один парашютист.
Самолет, весь объятый пламенем, с углом 50 градусов стал резко снижаться; на высоте 4000 м по горящему самолету Осинский произвел еще одну атаку; на высоте 3800 м падающий горящий самолет вошел в сплошную облачность. DC‑3 сбит над открытым морем вне пределов территории СССР, в 100—110 км от пограничного города Вентспилс, в 13.20.
В 13.55 Осинский по приказанию Шинкаренко произвел посадку в Риге.
По свидетельству Героя Советского Союза генерал‑полковника в отставке Ф.И. Шинкаренко, на DC‑3 работала группа операторов, подготовленных в школе специалистов по радионаблюдению. Основная задача DC‑3 — засечь расположение радиолокаторов ПВО СССР. Летали шведы осторожно и своеобразно: обычно вдоль границы, потом на короткое время пересекали границу, немного углублялись на территорию СССР, разворачивались и «удирали». Такие полеты стали обычным явлением. Перехватить и посадить разведчик на наш аэродром невозможно. Но допускать подобные полеты больше нельзя. Поэтому капитану Осинскому еще на земле Шинкаренко отдал приказ об уничтожении разведчика.
После атаки истребитель сопровождал горящий DC‑3, пока тот не упал в нейтральных водах. Точку падения самолета засекли — она оказалась северо‑восточнее острова Готланд.
По мнению Шинкаренко, связь DC‑3 со своей базой оборвалась не внезапно и не случайно. Экипаж сам ее отключал для обеспечения секретности, как только разворачивал самолет в сторону СССР. Так они сделали и в этот раз. А после атаки МиГ‑15 у DC‑3 уже не было возможности выйти в эфир.
В этот же день военный министр СССР Василевский отправил Сталину рапорт: «Сегодня, 13 июня, в 13 часов 20 минут, в 100 километрах северо‑западнее Виндавы нашим истребителем „МиГ‑15“ сбит иностранный двухмоторный самолет при следующих обстоятельствах (излагается суть дела, основанная на докладе Шинкаренко. — И.М.)». И далее:
«По наблюдению летчика, сбитый самолет американского производства типа C‑46D „Коммандо“, но опознавательных знаков летчик не видел.
Не исключено, что в определении типа самолета летчиком допущена ошибка, так как шведы имеют на вооружении несколько похожий по внешнему виду самолет «СААБ‑90А»«.
Шведы организовали поисковые и спасательные работы как раз в том месте, где упал самолет, но достать его в 1952 году с глубины 220 м не могли.
Журналистские расследования в Швеции и в СССР приоткрыли тайну гибели DC‑3 и восьми членов его экипажа: В. Бука, Б. Карлсона, Б. Нилсона, И. Свенсона, Д. Матсона, К. Джонсона, А Балмеберга, Г. Блека. Обо всех обстоятельствах гибели DC‑3 в курсе не только советские, но и шведские военные. Шведы отлично знали не только то, что случилось с самолетом, но и где лежит сбитый «Дуглас». Видимо, обнародовать правду значило признать, что нейтральная страна вела себя не всегда нейтрально. По всей вероятности, медвежью услугу шведам оказали американцы. Именно они, потеряв два B‑29, поняли: в районе начали весьма решительно действовать советские истребители‑перехватчики. Но сами рисковать больше не стали, отправив на заклание услужливых скандинавов.
В марте 1993 года шведскими военными предпринята попытка найти самолет DC‑3 с помощью подводного робота. Самолет найти не удалось, но при этом обнаружили неподалеку от шведского острова Готланд подводную лодку, предположительно русскую, типа «Львица» или «Барс», которая ориентировочно затонула в мае 1917 года.[1]
В ноябре 1994 года известный шведский журнал «Фолькет и Бильд» выступил с утверждением: власти СССР возвели на себя напраслину, заявив 18 ноября 1991 года, что шведский самолет‑шпион не нарушал воздушную границу СССР и сбит не в небе над Прибалтикой, а над международными водами. Ссылаясь на рассекреченные документы МИДа Швеции и журналистское расследование (встреча с Ф. Шинкаренко и Г. Осинским, которые утверждали, что самолет находился над Прибалтикой), автор статьи Стефан Линдгрен делает вывод, что власти СССР (МИД, Министерство обороны, правительство) согласились на подобное признание и соответственно подтасовку фактов, чтобы получить шведские экспортные кредиты для Санкт‑Петербурга и Ленинградской области.
Самолет был найден 18 июня 2003 года.