Нет, не в данной ветке, а вообще. (Да, вроде, я ясно описал ситуацию). Где-нибудь, в каком -либо док-те прописано в каком случае самолет противника считать сбитым? И попутно еще вопрос: а на каком-нибудь форуме исследуется возд. война во Вьетнаме?
Вид для печати
Нет, не в данной ветке, а вообще. (Да, вроде, я ясно описал ситуацию). Где-нибудь, в каком -либо док-те прописано в каком случае самолет противника считать сбитым? И попутно еще вопрос: а на каком-нибудь форуме исследуется возд. война во Вьетнаме?
На счёт Вьетнама не знаю.
В 64 ИАК сбитые засчитывались на основании собранных документов. В наиболее полном виде их список выглядел так:
1. Рапорт летчика с описанием атаки.
2. Рапорта других пилотов-свидетелей атаки.
3. Плёнка ФКП.
4. Карточка дешифрированиядешифрирова ния. В ней покадрово указывались дистанция, ракурс, упреждение, и каждому кадру выставлялась оценка прицеливания: отл., хор., уд., неуд. Определялся процент кадров с хорошим и отличным прицеливанием. Исходя из скорострельности ФКП и пушек, количества кадров в очереди, определялось количество снарядов, которые должны были попасть в цель. На основании этого делался вывод о поражении цели.
5. Акт поисковой команды с указанием места падения, кроками места падения, фотографиями обломков, желательно с серийным номером.
6. Подтверждение "земли". (Полиция, командиры частей КНД, КНА, ЗенА 64 ИАК, ВПУ 64 ИАК, местных жителей и пр.)
7. Данные радиоперехвата с докладом пилота противника о катапультирования.
Все это направлялось начальнику ВСС ИАД, тот делал заключение о сбитии/несбитии с-та пр-ка. В случае положительного заключения к-р ИАД своим приказом зачислял сбитый на личный счёт летчика. С середины 1952 г. в личные счёта стали включать и подбитые с-ты. В 133 ИАД была категория "на счёт части". Это не групповые, а индивидуальные победы, которые, вроде бы не вызывали сомнений, но отсутствовал необходимый "пакет" документов для зачисления на личный счёт и денежной выплаты.
Реально победы, зачастую, засчитывались без всего указанного списка подтверждений.
Хорошо, Леонид, спасибо.
Днем 2.01.1952 летчики "Сейбров" вели патрулирование района двумя группами. Контакта с воздушным противником не было.
3.01.1952 боевые действия в воздухе возобновились:
- в 10:55 над Синанджу группа из 34 F-86 встретила 36 МиГ-15 и провела бой с 28 из них. Заявок, потерь или повреждений нет;
- в 15:07 летчик разведчика RF-80 наблюдал в воздухе, в р-не аэ Намси, около 25 МиГ-15. Без боевого контакта;
- в 15:19 в том же районе 8 F-86 выполнявшие эскорт разведчика RF-80 наблюдали 16 МиГ-ов. Так же без боевого контакта;
- в 15:25 патрульная группа из 25 F-86 к с.-з. от Синанджу встретила в воздухе 36 МиГ-15 и провела с ними бой, в результате которого заявлено повреждение одного МиГ-15 (занесен на счет 1st Lt. John J. Burke);
- в 15:40 над Куну-ри другая группа из 32 F-86 встретила 27 МиГ-ов. Пара МиГ-ов отделилась от строя и выполнила заход на американцев, повредив один "Сейбр" (степень повреждений Major).
Как указывают американские лётчики, МиГ-и в основном находились выше, на потолке 11900 м., начав копировать построение "Сейбров" (4 самолета в звене, 4-5 звеньев в группе) и имели хорошую слетанность, сохраняя строй даже при преследовании противником. Кроме того, отмечается, что некоторые группы МиГ-ов имели другое расположение пушек и летели значительно медленнее, из чего был сделан вывод о появлении новой модификации МиГ-15.
4.01.1952 снова нелетный день из-за плохой погоды. Контактов с противником в воздухе не было.
5.01.1952 в воздухе наблюдалось около 103 МиГ-ов, из которых только 30 вступили в бой. В основном противник держался на больших высотах от 10540 м. до 12920 м.:
- в 08:45 к западу от аэродрома Намси разведчик RF-80 следовавший курсом з.с.-з. на высоте 7140 м. и скорости 310 миль в час подвергся одиночной атаке двух МиГ-15. Разведчику удалось уклониться и уйти в сторону Пхеньяна;
- в инетвале времени 10:06-10:45 группа эскорта RF-80 из 13 "Сейбров" следуя по поворотным пунктам Намси-Чонгджу-Пхеньян наблюдала 7 МиГ-ов. Без боевого контакта;
- в интервале времени 10:10-10:50 группа из 25 F-86 и одного Т-33 вела патрулирование района Куну-ри. В воздухе наблюдалось 42 МиГ-15, без боевого контакта;
- в интервале времени 10:12-10:45 патрульная группа из 21 F-86 следовала в р-нах реки Чингчон и Пхеньян наблюдала до 40 МиГ-ов. Элементы строя противника вступили в бой, который для американцев закончился без заявок, потерь или повреждений;
- в 12:05 пара RF-80 наблюдала 7 МиГ-ов в 7 км ю.-з. Синанджу. Без боевого контакта;
- в 12:05 другая пара RF-80 в 8 км южнее Куну-ри, следуя курсом на север на высоте 6120 м. и скорости 350 миль в час подверглась одиночной атаке двух МиГ-15. Потерь или повреждений нет;
- в 13:40 около Сакчона 16 F-84 наблюдали 7 МиГ-ов. Без боевого контакта;
- в интервале времени 14:30-14:50 патруль из 21 "Сейбра" и 1 Т-33 между Анджу и Синыйчжу наблюдал 6 МиГ-ов над Андунем. Без боевого контакта.
5-го января в воздух поднимались китайские летчики (12 МиГ-15 18-го иап 6-й иад). Они вступали в бой, причем трое вели огонь по противнику. Безрезультатно. Впрочем и своих потерь или повреждений нет.
По потерянным "Сейбрам" - касательно Лагойды ничего найти не удалось, а 49-1318 у нас уже не раз обсуждался (списан в результате повреждений полученных ещё в ноябре 1951 года).
6.01.1952 наблюдалось в воздухе оценочно 230 МиГ-ов, из которых только 55-60 вступили в бой:
- в интервале времени 10:40-11:27, над районом Чонгджу, патрульная группа из 20 F-86E 51 FIW и 1 Т-33 наблюдала 93 МиГ-15, из которых 21 были вовлечены в бой. Заявлено уничтожение 2 МиГ-15 (Capt. John M. Heard и 1st Lt. Donald E. Little) и повреждение ещё 6 (Capt. John M. Heard, Lt. Curt Eskew, 1st Lt. Anthony Kulengosky, 1st Lt. Iven C. Kincheloe), без своих потерь или повреждений;
- в 11:21 между Синанджу и рекой Чонгчон группа из 12 "Сейбров" выполнявшая эскорт разведчика Rf-80 наблюдала 30 МиГ-ов. Без боевого контакта;
- в 11:21 уже другая группа из 18 F-86 4 FIW (лидер Col. Harrison R. Thyng) встретила над Синанджу ту же группу из 30 МиГ-15. В результате короткого боя был потерян один F-86, который последний раз наблюдался при входе в облачность в 16 км западнее Пхеньяна. Летчик 1st Lt. Lester F. Page пропал без вести;
- в 11:35, 13 км з.с.-з. Синанджу 4 F-80 провели бой с 2 МиГ-15. Заявлено повреждение одного самолета противника, без своих потерь или повреждений;
- в интервале времени 15:05-15:45 группа из 22 F-86E 51 FIW (лидер группы Col. Francis S. Gabreski) и 1 Т-33, патрулировавшая район Синыйчжу, встретила 60 МиГ-ов и провела бой с 26 из них. В результате заявлено уничтожение 3 МиГ-ов (занесены на счет Col. Walker M. Mahurin, Maj. Van E. Chandler и Maj. William T. Whisner) и повреждение ещё двух, без своих потерь или повреждений. В данном случае американские летчики использовали хорошие высотные характеристики "Сейбров" модели "Е" и выделив группу опытных летчиков из 6 машин заняли эшелон 15300 м. оказавшись выше МиГ-ов. Атаковали сверху, тогда как противник даже не успел сбросить ПТБ;
- в 15:45 над Синанджу 27 "Сейбров" наблюдали 16 МиГ-15 без боевого контакта.
В китайских источниках за этот день проходит потеря двух МиГ-15 7-го иап 3-й иад. Причем указано, что самолеты были сбиты... советскими МиГ-ами во время выполнения тренировочного полета составом пары над аэродромом Андунь. Лидер пары Ли Вэнпинь погиб, ведомый Ли Юди успел катапультироваться.
Дополнения:
По китайским данным 6.01.1951 имел место воздушный бой летчиков 7-го иап 3-й иад с вражескими F-80 (один сбитый занесен на счет Ли Рюйфан из 2-й аэ и сразу три сбитых получил Фан Ванчан из 3-й аэ) и бой летчиков 9-го иап 3-й иад с F-84 (по одному сбитому занесено на счета Чан Зи и Сун Шенлу оба из 1-й аэ). Бой Фан Ванчана описан следующим образом: китайская группа встретила истребители-бомбардировщики противника на высоте около 9000 м. и вступила в бой. В один из моментов Ванчан заметил, что его ведомого Ень Чунсяна сзади атакуют два Ф-80. Он резким разворотом на 180 град. сорвал атаку, но при этом отделился от группы. В одиночку вступил в бой с 4 Ф-80, которые разделились попарно. Фан Ванчан ушел вверх, в сторону солнца и развернувшись контратаковал. Противник пытался уйти пикированием, но потерял три самолета (китаец утверждал, что все сбитые сильно дымили).
По лейтенанту Джону Лагойда: в день гибели он был №4 в звене к-на Дунна (Capt. George W. Dunn). Группа вела патрулирование района утром, без контакта с МиГ-ами. Лидер звена затянул с возвращением на базу и у его летчиков остался минимальный запас топлива. Так как Лагойда был замыкающим, топлива у него было израсходовано больше чем у других (часто работал РУД для поддержания места в строю и последним заходил на посадку). На предпосадочном снижении у него не сработала сигнализация выпущенного положения стойки шасси и он начал уход на второй круг. На этом маневре топливо кончилось, двигатель остановился. Далее потеря скорости и катапультирование на малой высоте ("ушел в землю" не отделившись от кресла). Время падения 08:57.
Спасибо, Тransit!
Всё же, Леонид, благодаря усилиям уважаемого коллеги мы получили ответ по "сэйбру" Логойды.
Увы для нас, но получается, что МиГи к его потери отношения не имеют.
Занести-то в таблицу мы его занесём, но только зелёным, как "потеря в б/в не от воздействия противника".
Итак, 1 января - счёт 0:0 с перезачётом 2/0 : 2/0 (помним о двух "повреждённых МиГах" на счету Гаррисона Тинга).
Теперь 3 января.
С нашей стороны подтверждается заявка на повреждённый "сэйбр" (ст.л-т Волков):
"..в 15:40 над Куну-ри другая группа из 32 F-86 встретила 27 МиГ-ов. Пара МиГ-ов отделилась от строя и выполнила заход на американцев, повредив один "Сейбр" (степень повреждений Major).."
Потеряных самолётов в этот день не было ни с одной стороны, что позволяет вновь зафиксировать счёт 0:0, но с учётом того, что преимущество по результатам осталось на нашей стороне.
5 января.
Вот что получается по И.Сейдову:
"..при отражении утреннего налета противника в районе Сюкусен–Дзюнсен группа из 16 «мигов» 523-го иап перехватила пару Ф-84, которые после штурмовки цели возвращались с задания. Их атаковала пара полковника Карасева А.Н. и старшего лейтенанта Самойлова Д.А., которые
подбили оба «тандерджета», и они со снижением ушли в сторону моря..."
Подозреваю, что данное описание можно соотнести с этим:
"..- в 12:05 другая пара RF-80 в 8 км южнее Куну-ри, следуя курсом на север на высоте 6120 м. и скорости 350 миль в час подверглась одиночной атаке двух МиГ-15. Потерь или повреждений нет;
Учитывая, что у американцев и китацйцев ни побед ни потерь нет, следует вновь указать счёт за день, как 0 : 0 с перезачётом 2/0 : 0.
6 января.
Интересный день, т.к. 3 советских топ-аса претендуют на единственную победу.
С нашей стороны потерян 1 МиГ: "..№123052, №352, погиб гв. ст. л-т. Степанов, 18 ГвИАП. Был подбит, садился при попутном ветре в конце ВПП, выскочил на дамбу, скапотировал.."
Так же нельзя исключить, что были и ещё повреждённые в 18-м ГИАП, т.к. Леонид указал, что в период до 14.01. было 2 легко повреждённых МиГа.
Китайцы вели бой только с ИБА, в котором заявили 6 сбитых.
Очевидно, данный эпизод можно соотнести с этим описанием:
"..в 11:35, 13 км з.с.-з. Синанджу 4 F-80 провели бой с 2 МиГ-15. Заявлено повреждение одного самолета противника, без своих потерь или повреждений.."
Не знаю, как 4 F-80 трансформировалсись в минимально 6, но иных боёв с ИБА не отмечено.
Теперь по "сэйбрам".
Полагаю, что потеря 2-х китайских МиГов в ходе тренировочного полёта ("..В китайских источниках за этот день проходит потеря двух МиГ-15 7-го иап 3-й иад. Причем указано, что самолеты были сбиты... советскими МиГ-ами во время выполнения тренировочного полета составом пары над аэродромом Андунь. Лидер пары Ли Вэнпинь погиб, ведомый Ли Юди успел катапультироваться..") может быть объяснена вот этим описанием:
"..в интервале времени 15:05-15:45 группа из 22 F-86E 51 FIW (лидер группы Col. Francis S. Gabreski) и 1 Т-33, патрулировавшая район Синыйчжу, встретила 60 МиГ-ов и провела бой с 26 из них. В результате заявлено уничтожение 3 МиГ-ов (занесены на счет Col. Walker M. Mahurin, Maj. Van E. Chandler и Maj. William T. Whisner) и повреждение ещё двух, без своих потерь или повреждений. В данном случае американские летчики использовали хорошие высотные характеристики "Сейбров" модели "Е" и выделив группу опытных летчиков из 6 машин заняли эшелон 15300 м. оказавшись выше МиГ-ов. Атаковали сверху, тогда как противник даже не успел сбросить ПТБ.."
Район совпадает, опять же ПТБ...
Ну, а теперь, собственно, по нашим.
Здесь всё базируется на следующих американских описаниях:
- в интервале времени 10:40-11:27, над районом Чонгджу, патрульная группа из 20 F-86E 51 FIW и 1 Т-33 наблюдала 93 МиГ-15, из которых 21 были вовлечены в бой. Заявлено уничтожение 2 МиГ-15 (Capt. John M. Heard и 1st Lt. Donald E. Little) и повреждение ещё 6 (Capt. John M. Heard, Lt. Curt Eskew, 1st Lt. Anthony Kulengosky, 1st Lt. Iven C. Kincheloe), без своих потерь или повреждений;
- в 11:21 уже другая группа из 18 F-86 4 FIW (лидер Col. Harrison R. Thyng) встретила над Синанджу ту же группу из 30 МиГ-15. В результате короткого боя был потерян один F-86, который последний раз наблюдался при входе в облачность в 16 км западнее Пхеньяна. Летчик 1st Lt. Lester F. Page пропал без вести.
Если верить описанию И.Сейдова, то вырисовывается следующая картина:
"..Первыми в бой вступили две группы «мигов» из 18-го гиап и 17-го иап 303-й дивизии, обнаружив большую группу «сейбров», летевших восьмерками в район Ансю. В ходе воздушного боя к месту сражения подошли еще две группы «мигов» из состава 196-го и 176-го гиап 324-й иад, которые завершили начатое летчиками 303-й иад сражение.."
То есть, складывается впечатление, что первый бой 10:40-11:27, где заявлены все американские победы, происходил именно с 18-ым и 17-ым полками.
В принципе, это соотносится с потерей МиГа именно из 18-го полка.
Тогда второй бой, где и был потерян "сэйбр" Пэйджа, в 11:21, должен соответствовать бою с 324-й ИАД, в котором засчитаны победы Пепеляеву и Гоголеву.
Полагаю, если время стрельбы Пепеляева соответствует именно "второму американскому", и Сейдов не отклонился от иститны, что именно Е.Г. Пепеляев сбил Пэйджа.
В заключение карточка погибшего американца и его фото:
1LT LESTER FRANK PAGE
334TH FIGHTER INTERCEPTOR SQUADRON
AIRCRAFT TYPE: F-86E, AIRCRAFT NUMBER: 50-655
AIR FORCE
HOSTILE, DIED WHILE MISSING (MIA)
REMAINS NOT RECOVERED
DATE OF LOSS: JANUARY 6, 1952
SERVICE NUMBER: AO1911676
BORN: NOVEMBER 11, 1928
HOME OR PLACE OF ENLISTMENT: SAN DIEGO, CALIFORNIA, SAN DIEGO COUNTY
LOCATION OR BATTLE ZONE: NORTH KOREA
Comments: First Lieutenant Page was the pilot of a F-86E Sabrejet fighter bomber with the 334th Fighter-Interceptor Squadron, 4th Fighter-Interceptor Group. On January 6, 1952, while on a combat mission, his flight of four F-86s was attacked by four MiG-15s. He was listed as Missing in Action and was presumed dead on December 31, 1953.
FINAL DISPOSITION DATE: DECEMBER 31, 1953
KOREAN WAR PROJECT KEY NO: 22669
Вложение 81216
Док, у Гоголева победа в 15:45. Поскольку именно по 176 ГвИАП переодически указывается время СК, то это хорошо совпадает с временем боя группы 22 F-86E 51 FIW (лидер группы Col. Francis S. Gabreski).
15:05-15:45.
Хорошо. Упустил время Гоголева. Вы давали.
Тогда получается, что 176-й ИАП в 15:45 находился где-то рядом с "тренирующимися" китайцами, т.к. иначе я объяснить потерю двух их МиГов над Андунем не могу.
Так всё же что со временем победы Пепеляева?
И действительно ли 196-й полк вступил в бой позже 303-й ИАД?
Проще говоря - кто сбил Пэйджа?
Тогда итог за 6 января получается для советской стороны 1 : 1 с перезачётом 9/1 : 9/1.
Для американцев же итог несколько иной - 3 : 1 в их пользу за счёт двух сбитых китайцев.
Итого, это был последний бой, в котором Льву Щукину засчитали победу. Всего из 17 засчитанных (15 сбитых и 2 повреждённых) пока подтверждается (по изучению доступных нам материалов) 3 реально сбитых и 3 тяжело повреждённых самолёта противника.
Переходим к 7 января?
По книге Сейдова "Советские асы Корейской войны, 1950-1953" был поврежден самолет Шабанова В. С., ведомого Степанова.Цитата:
С нашей стороны потерян 1 МиГ: "..№123052, №352, погиб гв. ст. л-т. Степанов, 18 ГвИАП. Был подбит, садился при попутном ветре в конце ВПП, выскочил на дамбу, скапотировал.."
Так же нельзя исключить, что были и ещё повреждённые в 18-м ГИАП, т.к. Леонид указал, что в период до 14.01. было 2 легко повреждённых МиГа.
Есть вопрос к уважаемым коллегам.
В китайском музее обнаружился МиГ-15бис 129081 борт 32 (ранее ошибочно записанный как 179081 ) есть предположение, что это машина 224 ИАП, что скажете?
7.01.1952 в районе наблюдалось оценочно 157 МиГ-ов, из которых 35 вступили в бой:
- в 09:27 группа из 7 AD-2 КМП наблюдала инверсионные следы 14 МиГ-ов, в районе 19 км с.с.-в. Хайжу. Без боевого контакта;
- в интервале времени 09:40-10:00 над Синыйчжу 21 F-86E 51 FIW и 1 Т-33 наблюдали 60 МиГ-15. 25 самолетов противника были вовлечены в бой, в результате которого заявлено уничтожение двух МиГ-ов (занесены на счета Capt. John M. Heard и Capt. Ralph M. Ashby, причём Эшби наблюдал как летчик сбросил фонарь и выпрыгнул, а Хэрд дал четыре очереди и доложил о переходе противника в штопор) + повреждение ещё двух. Свои потери составили один "Сейбр" поврежденным и один потерян безвозвратно (летчик 2nd Lt. Charles E. Stahl из 16-й аэ шел №4 в звене майора Билла Шаффера и никто не видел как и при каких обстоятельствах он исчез);
- в 13:50, 50 км ю.-в. Пхеньяна, тройка F-51 наблюдала 2 МиГ-15, следовавших курсом с.з. на высоте 2720 м. Без боевого контакта;
- в интервале времени 14:00-14:35, над Синанджу, 28 F-86 наблюдали 60 МиГ-ов. Без боевого контакта;
8.01.1952 наблюдалось 182 МиГ-а:
- в 10:10 над Синыйчжу патрульная группа из 27 F-86 наблюдала 36 МиГ-15, из которых 4 выполнили один заход на "Сейбров" с уходом вверх. Заявок потерь или повреждений нет;
- в 10:23 звено F-80 вступило в очередной боевой контакт с неопознанными F-80. Инцидент имел место в 14 км з.с.-з. Сунчона;
- в интервале времени 15:20-15:44, над районом Синанджу, патруль из 26 F-86 4 FIW наблюдал 50 МиГ-ов, вступив в бой с элементами строя противника. Заявок нет, свои потери составили один поврежденный F-86 (летчик Lt. Nicholas Kotek из 336-й аэ, степень указана как major);
- в 15:30, в треугольнике ограниченном рекой Чонгчон и пунктами Анджу и Куну-ри, группа из 17 F-86 и 1 Т-33 наблюдала 146 МиГ-ов, проведя бой с 38 из них на высоте 10200 м. Заявлено повреждение одного самолета противника без своих потерь или повреждений.
07.01.1952
08:38-09:27 (Пекинское), 196 ИАП, по 1 F-86 гв.п-к Пепеляев Е.Г., ст.л-т Рудько А.И., к-н Заплавнев И.М., гв.пп-к Митусов А.И.
Если суммировать данные б/донесений 324 ИАД и 196 ИАП, описания в/боев и фотоальбома стрельб 196 ИАП, то получается следующее.
В 8:39-8:41 вылетели 18 с-тов 196 ИАП под командованием Пепеляева. В 8:49 в р-не Бихен на Н=10000 м встретили до 40 Ф-86, бой шел 15-16 мин, смещаясь к Ансю. Стреляло 10 летчиков, Пепеляев по 2 Ф-86, остальные по одному каждый. Сбит к-н Абакумов, с-т к-на Муравьева получил 1 пробоину 12,7 мм в фюзеляже.
Результативные стрельбы:
ПЕПЕЛЯЕВ. Первая цель. По данным ФП поражена 2-мя длинными очередями Д=330 м, R=1/4-0/4 и Д=230 м, R=1/4 (б/донесение). В альбоме стрельб снимки только Д=230 м, R=1/4, =70 тыс., 2 длинных очереди из 3-х точек, в описании боя Д=330 м, R=1/4-0/4, 1 средняя очередь из 3-х точек. Очевидно, Ф-86 был поражен второй очередью с Д=230 м – как в альбоме. Снимок ФКП прилагаю. На нем видно, что Пепеляев стрелял слева. Сам Пепеляев наблюдал разрывы на плоскостях и фюзеляже, Рыбас и Заплавнев – разрывы и переход Ф-86 в беспорядочное падение. Ф-86 загорелся и позже взорвался в воздухе. «…Падение горящего самолета Ф-86 наблюдали все летчики подразделения … ПЕПЕЛЯЕВА…» Некий пилот Ф-86Е №657, сбитый в бою с МиГ-15 в 10:00 07.01.52 г. южнее Сингисю, в «интервью» сообщил, что его самолет «…получил повреждение левой плоскости и потерял управление…»
Вторая цель Ф-86. Д=700-500 м, R=0/4, средняя очередь их 3-х точек, результатов стрельбы не наблюдал, Ф-86 перешел в отвесное пикирование.
МИТУСОВ. Д=480 м, R=0/4 (б/донесение), альбом: Д=480 м, R=0/4-1/4, =70 тыс., перешел в беспорядочное падение в направлении Корейского залива (Б/донесение 324 ИАД), Митусов и Боровков наблюдали уход Ф-86 со шлейфом дыма в сторону Залива (б/донесение 196 ИАП).
ЗАПЛАВНЕВ. Д=280-300 м, R=4/4-0/4 (б/донесение), Д=335 м, R=4/4, =280-300 тыс. (альбом). Ф-86 начал резко снижаться, оставляя за собой белый шлейф дыма
РУДЬКО. Данные по стрельбе отсутствуют, снимков ФКП в альбоме нет. Наблюдал разрывы на фюзеляже, Бокач – беспорядочное падение через крыло (б/донесение 196 ИАП), по б/донесению 324 ИАД Ф-86 сначала перешел в беспорядочное падение, а затем в отвесное пикирование.
Остальные результатов своих атак не наблюдали.
Вложение 81289
Мои извинения за столь долгую задержку. Дела, дела...
Впрочем, мы застряли.
Хотя 7 января, по сути разобрано и говорить, в общем-то нечего.
Бой был всего один, в котором стороны разошлись обоюдно без преимущества.
Счёт = 1 : 1. Перезачёт составил 4/1 : 4/1.
Причём у обеих сторон имелось и по одному повреждённому.
Можно заметить лишь, что в результате этого боя у подп. Пепеляева стало на одну доказанную победу больше, т.к. именно он (это очевидно) сбил F-86Е № 50- 651 Чарлза Стала.
Что дальше?
Дальше 8 января, в котором, согласно данным американской стороны и таблицам безвозвратных потерь они не имели, но у самих один поврежденный F-86 (летчик Lt. Nicholas Kotek из 336-й аэ, степень указана как major)
И. Сейдов по этому поводу пишет следующее:
".. На следующий день летчиками корпуса было сбито еще два «сейбра»: отличились в боях старший лейтенант Сапожников Б.П. из 18-го гиап и командир 196-го иап полковник
Пепеляев Е.Г. Для нас эти бои обошлись без каких-либо потерь. Американцы признают повреждение одного своего Ф-86Е с № 50-0679 из состава 336-й аэ, летчик которого благополучно вернулся на свою базу, а самолет позже был восстановлен..."
Непосредственно за 8-е в Комисси и КОРВАЛДЕ я потерь "сэйбров" не нашёл, но вот за 9-е, когда боёв, вроде бы не было действительно проходит этот же номер со следующими комментариями:
- 520109 F-86E № 50-679, 4th FIG, 336th FIS, Severely damaged by MiGs, transferred for repair
Можно предположить, что всё же это результат боя 8-го января (опять Пепеляев?).
Что скажет Леонид?
По Пепеляеву:
Вылет 14 МиГ-15 14:01-14:56. В р-не Ансю на Н=11500 м завязали бой. Шёл 21 мин., участвовало до 24 F-86. Пепеляев Д=300 м, R=1/4 одна длинная очередь. Пепеляев и Заплавнев видели разрывы на фюзеляже и плоскостях. Далее Пепеляев сам был атакован парой F-86, атаку отбивал Заплавнев. Так что то, что стало с атакованный самолетом, они не видели. Митусов наблюдал падение какого-то самолёта со шлейфом дыма в р-не 15-20 км южнее Сюкусен.
Да, у меня ещё запись, что 8.01.1952 серьезно поврежден F-86E-5NA #50-679, направлен в ремонт.
9-го и 10-го января 1952 погода значительно повлияла на активность авиации. Присутствия противника в воздухе не отмечено. Если 9.01.1952 "Сейбры" всё же выполнили 45 вылетов на патрулирование (+ "Метеоры" 14 вылетов), то 10.01.1952 патрулирование и вовсе вели только 4 "Метеора" ВВС Австралии - ни F-86, ни F-84 в воздух не поднимались.
11.01.1952 наблюдалось более 320 самолето-пролетов МиГ-ов:
- в 10:22 над р-ном Синмак 36 F-84 подверглись атаке 4 МиГ-ов. Заявок, потерь или повреждений нет;
- в интервале 11:15-11:50, над Синанджу, патрульная группа из 32 F-86 наблюдала 43 МиГ-15, вступив в бой с элементами строя противника. Заявлено повреждение одного МиГ-15. В свою очередь получил повреждения один F-86 (степень указана как minor);
- в интервале времени 11:25-12:00, над рекой Чонгчон, 21 F-86 и 1 T-33 наблюдали до 70 МиГ-ов. Без боевого контакта;
- в 15:15 группа из 10 F-86 наблюдала 60 МиГ-ов над р-ном Синыйчжу. Без боевого контакта;
- в интервале 15:20-15:45, над Синанджу, 17 F-86 наблюдали 50 МиГ-ов, из которых 8 вступили в бой. Заявок, потерь или повреждений нет;
- в интервале 15:30-16:15, там же другая группа из 22 F-86 наблюдала до 150 МиГ-ов. Противник шел мелкими группами 4-6 самолетов на высотах 10200 - 12920 м. В бой вступал кратковременно снижаясь и затем уходя вверх. В результате заявлено уничтожение 4 МиГ-15, повреждение 1 МиГ-15. Свои потери составили 1 F-86E 25 FIS 51 FIW (летчик Lt. Thiel M. Reeves).
По китайским данным 11.01.1952 был задействован 7-й иап 3-й иад. В утреннем бою летчики 3-й аэ провели бой с F-80, в ходе которого лидер группы к-н Чао Баотун сбил один F-80, повредил ещё один, после чего был сбит сам и катапультировался, получив травмы. Ещё два летчика эскадрильи (Фан Ванчан и Ень Чунсян) заявили о сбитии F-80 каждый.
Вечером в бой с "Сейбрами" вступили 1-я и 2-я аэ этого же полка. В результате трем летчикам 2-й аэ были занесены победы над F-86 (Сун Циньхуа, Чо Циньшен и Ян Ченью), в свою очередь был сбит самолет Ян Ченью. Летчик катапультировался успешно. У 1-й аэ дела обстояли хуже - сделана только одна заявка на сбитый F-86 (Чен Доншань), при потере одного МиГ-15. Летчик Гао Фанань погиб. Ещё один МиГ-15 потеряло управление 7-го иап. Летчик зам.ком полка Чан Монцинь был сбит, катапультировался, но кресло не отделилось - погиб в результате падения.
По 11.01.52 нашёл данные по боям всех трёх полков 303 ИАД и по двум боям 196 ИАП. Имеются описания всех атак.
Вам как, подробно, или резюме?
Если подробно, то на след. неделе описание дам.
У меня вопрос к уважаемым исследователям: каким образом каждая из сторон умудряется сосчитать за скоротечные минуты визуального или боевого контакта количество самолетов противника? И насчитывают многие десятки, если не сотни. Каким образом это происходит?
Считают примерно - сколько самолётов встретили. При этом понимают, что один и тот же самолёт могут встретить разные летчики, или один и тот же пилот может "пересечься" несколько раз с одним и тем же противником. Поэтому в документах перед числом пишут ДО. До 24-х, до 50, до 16 и т.д. Таким образом, это, строго говоря, верхняя граница. До 24-х - это от 1 до 23. ))))
11.01.1952
10.15-11.07 F-86 к-н Бокач Б.В. 196 иап
10.15-11.07 F-86 гв.п-к Пепеляев Е.Г. 196 иап
10.15-11.07 F-86 к-н Заплавнев И.М. 196 иап
10.15-11.07 F-86 гв.к-н Муравьев В.Г. 196 иап
10.30-10.40 F-86 ст.л-т Волков Н.С. 17 иап
14.08-15.06 F-86 гв.к-н Муравьев В.Г. 196 иап
14.08-15.06 F-86 к-н Заплавнев И.М. 196 иап
14.35-14.40 F-86 м-р Сутягин Н.В. 17 иап
Б/донесения 324 ИАД
176 Гв. ИАП готовил к б/д 148 Гв. ИАП
В 9:55-10:55 обнаружено всего до 212 с-тов пр-ка.
По команде с КП ИАК в 9:00-9:10 поднята 303 ИАД, для ее усиления в 9:15-9:16 поднят 196 ИАП 14 МиГ-15 п-ка Пепеляева.
В 10:29 в р-не Кидзйо на Н=10500-12000 м встретили 50-60 Ф-86. Бой шел на Н=8000-12000 м 25 мин, смещаясь в ю-з направлении до р-на Сюкусен. Стреляли 8 л-ков: Пепеляев, Бокач, Муравьев, Заплавнев, Юшин, Колпаков, Рыбас, Рудько. Наблюдали: с-т, атакованный к-ном Бокачем загорелся в воздухе и упал в р-не Нанси, атакованный Пепеляевым начал резко снижаться в ю-з направлении со шлейфом белого дыма, Заплавневым – перешел в отвесное пикирование. Остальные рез-тов не наблюдали.
14:05-14:10 поднята 303 ИАД на перехват истр-лей и штурм-ков., на их усиление в 14:11-14:13 подняты 16 МиГ-15 Пепеляева.
В 14:33 завязали бой в р-не Ансю с до 20 Ф-86, длился 20 мин. Стреляли: Муравьев, Заплавнев, Колпаков и Иштокин. Наблюдали: с-т, атакованный Муравьевым загорелся и перешел в беспорядочное падение. Остальные рез-тов не наблюдали. В 14:57 в р-не Сенсен на Н=10000 м встретили 8 Ф-86, пр-к ушел переворотом в море.
Б/донесения 196 ИАП
Проведено 2 в/боя: 14 МиГ-15 с до 60 Ф-86 и 16 МиГ-15 с 28 Ф-86.
Стреляли 9 летчиков, по докладам сбито 4 Ф-86, в 1-м бою Пепеляевым, Бокачем, Заплавневым, во 2-м – к-ном Муравьевым. Наблюдали: Пепеляев – разрывы, Муравьев и Иштокин – падающий с-т, атакованный Муравьевым, Бокач и Пепеляев – падающий горящий с-т, атакованный Бокачем (предп-но упал 15-20 км южнее Кидзйо), Заплавнев – разрывы на фюзеляже.
Фотоконтроль: Пепеляев – поражение 1 Ф-86; Бокач – поражение 1 Ф-86, Муравьев – поражение 3 Ф-86, один из которых горит.
1-й вылет 10:15-11:07, стреляли Пепеляев по 1 цели, Бокач – 1, Колпаков – 2, Рудько – 1 Рыбас – 2, Юшин – 1 , Заплавнев – 2, Муравьев – 2.
2-й вылет 14:08-15:07. Бой шел 20 мин над переправами в р-не Ансю. При возвращении на аэр. в р-не Сенсен встретили 8 Ф-86, бой шел 8 мин.
Стреляли: Муравьев – по 1 цели, Заплавнев – 2 , Иштокин – 1, Колпаков – 1.
Фотоальбом в/стрельб 196 ИАП
Пепеляев
Ф-86, Д=600 м, R=0/4, упр. 0 тыс., 1 длинная очередь из 3-х точек.
Бокач
Ф-86, Д=330 м, R=0/4-1/4, упр. 20 тыс.
Муравьев
Ф-86, Д=330 м, R=1/4, упр. 65 тыс.;
Ф-86, Д=530 м, R=0/4-1/4, упр. 25 тыс.
Заплавнев
Ф-86, Д=550 м, R=2/4, упр. 135 тыс.;
Ф-86 Д=750 м, R=0/4-1/4, упр. 15 тыс.
Описания в/боев 196 ИАП
Подробно расписывать не буду – больно много…
Вылет в 10:35
Встретили одну группу до 16 Ф-86 и две группы до 24 Ф-86.
Шестерка Пепеляева атаковала одно из звеньев 1-ой группы. Пепеляев и Рыбас атаковали ведомую пару: Пепеляев ведущего Д=600-560 м, R=0/4-1/4, 1 дл. очередь из 3-х т; Рыбас ведомого с Д=700 м, R=2/4, 1 дл. очередь из 3-х т. Из атаки вышли правым б/разв-том.
2-я пара 6-ки Пепеляева, - Заплавнев-Колпаков, - атаковала ведущую пару той же 4-ки Ф-86: Заплавнев ведущего с Д=600-550 м, R=2/4, 2 ср. очереди из 3-х т.; Колпаков – ведомого с Д=900-1000 м, R=0/4-1/4, 1 ср. очередь из 3-х т. Результатов не наблюдали.
Затем 6-ка Пепеляева атаковала 6-ку Ф-86. Пепеляев-Рыбас стреляли по ведомой паре: Пепеляев по ведомому с Д=600 м, R=0/4, 1 ср. очередь из 3-х т.; Рыбас – по ведущему с Д=700м м, R=1/4-2/4, 1 ср. очередь из 3-х т. Результатов не наблюдали. Во время атаки пара Пепеляева сама была атакована 2 Ф-86 из той же 6-ки. Атаку отбил Заплавнев, Д=550 м, R=2/4, ср. очередями до полного израсход-я БК. Пара Заплавнева сама была атакована, из-под удара вышли резким правым разв-том под Ф-86 с переходом в лев. б/разв-т.
Пара к-на Гриб прикрывала действие пар Пепеляева и Заплавнева.
Из звена Ткацкого огонь вела пара Рудько с Д=700 м, R=1/4-2/4. Рудько – по ведущему Ф-86 1-й короткой очередью их 3-х т., его ведомый – по ведомому Ф-861 ср. очередью из 3-х т.
Звено к-на Бокача. На левом б/разв-те Бокач увидел 4 Ф-86, преследовавших одиночный МиГ-15, сделав левый полупереворот Бокач атаковал ведомую пару Ф-86. Стрелял с Д=600-300 м, R=0/4-1/8 по ведомому 5-ю дл. очередями из 3-х т. Во время выхода из атаки Бокач и его ведомый Боровков наблюдали, как атакованный Ф-86 с огнем и дымом левым разв-том падал вниз.
Ведомая пара Муравьева на встречно-пересекающихся курсах атаковала 4 Ф-86. Муравьев стрелял по ведущему 4-ки с Д=300-400 м, R=3/4 1-й ср. очередью, рез-тов не наблюдал. Затем, после ряда маневров, Муравьев атаковал ведомого ведомой пары той же 4-ки с Д=400-300 м, R=2/4 1-й ср. очередью, рез-тов не наблюдал. Затем атаковал ведомого ведущей пары этой же 4-ки с Д=400-300 м, R=0/4-1/4, 1-й дл. очередью из 3-х т. Ф-86 правым переворотом пошел вниз.
Бой шел с 10:29 до 10:54, по ФКП сбили по 1 Ф-86 Пепеляев, Бокач, Заплавнев, Муравьев.
Вылет 14:08
6-ка Пепеляева атаковала замыкающую 4-ку 16 Ф-86, она увернулась, и пары Пепеляева и Самусина огня не вели. Ведомую пару этой 4-ки атаковал Заплавнев с Д=1100 м, R=1/4, рез-тов не видел.
Затем 6-ка Пепеляева атаковала другую 4-ку Ф-86. Пепеляев атаковал ведущего ведущей пары, но, сблизившись на 100 м, попал в спутный след и был перевернут. Ведущего ведомой пары атаковал Заплавнев с Д=750 м под R=0/4-1/4 1-й ср. и 1-й короткой очередями из 3-х т, его ведомый Колпаков стрелял по ведомому этой пары Ф-86 с Д=1200 м, R=2/4 1- дл. очередью из 3-х т. Рез-тов не наблюдали.
Третья пара к-на Самусина прикрывала пары Пепеляева и Заплавнева.
Звено Ткацкого прикрывало 6-ку Пепеляева. Пара Бокача была атакована 3 Ф-86 и 2 Ф-86, ушла из-под атаки правым б/разв-том.
Пара Муравьева была атакована 4 Ф-86, из-под атаки ушли левым б/разв-том и обнаружили одиночный Ф-86, его обстрелял Муравьев с Д=550 м, R=0/4-1/4 1-й дл. очередью из 3-х т. Наблюдал, как Ф-86 со шлейфом дыма свалился на левое крыло и начал падать.
Бой шнл 22 мин с 14:28 по 14:50.
По ФКП Муравьев и Заплавнев сбили по 1 Ф-86.
Описания в/боев 303 ИАД
523 ИАП
Вылет 10:30, 16 МиГ-15, ведущий м-р Охай, на усиления 18 и 17 полков и прикрытие их выхода из боя. Встретили 16 Ф-86 на Н=10000 м, пр-к боя избегал, огня не вели.
17 ИАП
Вылет 10:10-10:13 на прикрытие 18 Гв.ИАП, 20 МиГ-15, ведущий м-р Масленников.
Стрелял только ст. л-т Волков. Ведомый пары Ф-86, Д=400-300 м, R=0/4-1/4, с-т пр-ка «…после 2-й очереди начал беспорядочное падение … ведущего Ф-86 … с Д=350 м R=1/4-2/4 открыл огонь … Волков наблюдал падение Ф-86-х. Видел, как ведомый Ф-86 загорелся в р-не Хакусен…»
Бой шел 5 мин, сбит 1 Ф-86.
Вылет 14:09-14:10 на отражение налета ША в р-не Ансю-Сюкусен, 20 МиГ-15, ведуший пп-к Пулов.
В р-не Тэйсю Сутягин заметил выше на 1000 м 2 Ф-86, стреляющих по МиГ-15 18 Гв.ИАП. Сутягин энергично выполнил горку и в правом разв-те открыл огонь по замыкающему Ф-86 с Д=550-400 м под R=2/4. Пр-к крутым пикированием ушел вниз.
Так же по Ф-86 стрелял ведомый Хвостанцева ст. л-т Полищук с Д=800-600 м под R=1/4-2/4, после 3-х очередей Ф-86 выполнил левый переворот.
Бой шел 2-3 мин, сбит 1 Ф-86.
18 ГвИАП
Вылет 10:12-10:14 в составе ударной группы 303 ИАД, 16 МиГ-15, ведущий Сморчков.
В 10:30 встретили до 40 Ф-86, Шавша: Д=1000 м, R=0/|4-1/4. «…С-т Ф-86 2 раза перевернулся и стал беспорядочно падать…»
Щукин атаковал Ф-86, но его ведомый Сапожников из-за обмерзания козырька фонаря потерял ведущего. В ходе атаки Щукин сам был атакован 3 -86 снизу, сзади. Пробит бак №1 и кабина. Щукин ушел пикированием с 9000 до 4000 м. Керосин под большим напором заполнял кабину и Щукин катап-ся.
Стреляло 2 летсика, сбитых с-тов пр-ка нет, потери 1 МиГ-15бис.
МиГ Щукина - №123042, борт. 342
Спасибо, читаю вас уже несколько лет!
Я так понимаю, что 11.01.1952 китайцы реально сбили первый "Сейбр"?
Немного в сторону от генеральной линии. Извиняюсь за любопытство, конечно, но полагаю, что не только мне это интересно...
Leonid Krylov
Нельзя ли прояснить - какова ситуация с совместным творчеством, Вашим и Юрия Тепсуркаева? Ничего нового уже давно не публиковалось, насколько я могу судить. И Юрий здесь не появляется тоже давно... Все в прошлом?