Познавательно :
https://lenta.ru/articles/2016/04/29/baika_nur/
"РОСКОСМОС. НАЙДЕН ЧЕТВЕРТЫЙ БОКОВОЙ БЛОК РН «СОЮЗ-2.1А» В ЗАДАННОМ РАЙОНЕ ПАДЕНИЯ 01.05.2016 18:55
и т.д. http://www.roscosmos.ru/22208/
1 мая 2016 года в районе падения первой ступени ракеты-носителя (РН) «Союз-2.1а», расположенном в Зейском и Тындинском районах Амурской области, найден 4-й боковой блок РН. Таким образом, обнаружены все элементы первой ступени. Началась эвакуация боковых блоков из района падения (первый блок разделан и переправлен на специально подготовленную площадку для последующей эвакуации на космодром ВОСТОЧНЫЙ).
30 апреля поисковыми группами РОСКОСМОСА (ФГУП «ЦЭНКИ») в заданных районах падения были обнаружены три боковых блока и часть двигательной установки второй ступени ракеты-носителя «Союз-2.1а», запущенной 28 апреля 2016 года с космодрома ВОСТОЧНЫЙ. В районах обнаружения фрагментов были взяты экологические пробы снега и почвы, и проведены экспресс-тесты. Подтверждено, что никакого негативного воздействия на окружающую среду падение отработавших ступеней ракеты-носителя не нанесло.
2 мая 2016 года начинается вывоз обнаруженных фрагментов отработавших ступеней ракеты-носителя на космодром ВОСТОЧНЫЙ."
Государственная корпорация по космической деятельности РОСКОСМОС |
А весело там - с радарами, вертолётами, вездеходами , коптерами и тайгой))
Последний раз редактировалось OKA; 02.05.2016 в 09:20.
ЕКАТЕРИНБУРГ, 5 мая. /ТАСС/. Гендиректор НПО автоматики Леонид Шалимов подал заявление об отставке из-за переноса первого старта ракеты-носителя "Союз-2.1а" с космодрома Восточный, сообщили ТАСС в пресс-службе предприятия.
"Гендиректор подал заявление об отставке по собственному желанию. Исполняющим обязанности руководителя НПО автоматики назначен первый заместитель гендиректора по науке Михаил Трапезников. Сегодня на предприятии продолжает работу спецкомиссия", - сказали в пресс-службе.
Срыв старта на Восточном
Ракета-носитель "Союз-2.1а" должна была стартовать с Восточного утром 27 апреля, однако запуск был отменен автоматикой. Старт состоялся через сутки - 28 апреля."
Подробнее на ТАСС:
ТАСС: Космос - Гендиректор НПО автоматики подал в отставку из-за срыва старта на Восточном
" Москва. 5 мая. ИНТЕРФАКС-АВН - Спутник Samsat-218, запущенный с космодрома Восточный, может не выходить на связь из-за проблем с приемо-передающим оборудованием, сообщил "Интерфаксу" источник в ракетно-космической отрасли.
"На спектре присутствуют характерные полосы, указывающие на работоспособность аппарата, однако на фоне шумов его сигналы практически не слышны, что может говорить о нераскрытии его антенны", - сказал источник.
Ракета-носитель "Союз-2.1а" с тремя космическими аппаратами "Ломоносов", "Аист-2Д" и SamSat-218 стартовала 28 апреля с космодрома Восточный.
Научный космический аппарат "Ломоносов" создан по заказу МГУ им. М.В.Ломоносова в АО "Корпорация "ВНИИЭМ" и предназначен для проведения научных экспериментов с целью исследования транзиентных световых явлений, радиационных характеристик земной магнитосферы и фундаментальных космологических исследований. Аппарат оснащен космическим телескопом для измерения энергетического спектра и химического состава космических лучей предельно высоких энергий с околоземной орбиты. Кроме того, на борту аппарата установлены комплексы приборов по исследованию космических гамма-всплесков и ближней магнитосферы Земли.
"Аист-2Д" - российский спутник дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) с разрешающей способностью до 1.5 метра. Аппарат разрабатывался и создавался совместно инженерами АО "РКЦ "Прогресс" и СГАУ.
Наноспутник SamSat-218 является частью комплекса научной аппаратуры "Контакт", созданного учеными СГАУ и инженерами АО "РКЦ "Прогресс". Вторая часть комплекса "Контакт" размещена на борту малого космического аппарата "Аист-2Д". Задача комплекса - отработка технологии управления малыми космическими аппаратами.
4 мая некоторые СМИ сообщили, что наноспутник SamSat-218 не вышел на связь."
http://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=412104
Жаль, порадовались бы студенты.. Подробнее :
Услышать SamSat-218D - Открытый космос Зеленого кота
"Москва. 5 мая. ИНТЕРФАКС-АВН - Раздвижной экспериментальный американский модуль Beam, пристыковавшийся к МКС, начнет заполняться воздухом 26 мая, сообщил "Интерфаксу" источник в ракетно-космической отрасли.
"Заполнение воздухом надувного модуля BEAM на МКС планируется на 26 мая", - сказал источник.
Модуль BEAM пристыковался к Международной космической станции (МКС) 16 апреля.
Ранее ряд СМИ сообщали со ссылкой на директора программ пилотируемых космических полетов НАСА в России Шона Фуллера, что NASA получило разрешение российской стороны на запуск к МКС надувного коммерческого модуля BEAM компании Bigelow Aerospace.
Модуль массой 1360 кг был создан по контракту с НАСА стоимостью $17,8 млн. Он был доставлен на МКС 10 апреля с помощью грузового корабля Dragon частной компании SpaceX.
Ранее Bigelow Aerospace отработала технологии создания трансформируемых модулей с помощью двух экспериментальных космических кораблей типа Genesis, которые запускались с помощью российских ракет-носителей "Днепр".
BEAM представляет собой полую камеру объемом 3,6 кубометра, которая при закачке воздуха раздувается в 4,5 раза до 16 кубометров. Модуль предназначен для проживания и работы будущих экипажей МКС. Его планируется прикрепить к шлюзу жилого модуля Tranquility, надуть и использовать в экспериментальном режиме в течение двух лет. Члены экипажа должны будут побывать в нем несколько раз, чтобы установить, насколько надежно внешняя оболочка надувного отсека защищает от радиационного излучения и космического мусора.
Российские космонавты посетят американский частный надувной модуль BEAM после того, как он будет полностью развернут и активирован.
В Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" планируют отправить надувной модуль к российскому сегменту МКС в рамках действующей Федеральной космической программы до 2025 года."
http://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=412109
"РОСКОСМОС. ВТОРОЙ ЭТАП ПРОЕКТА ЭКЗОМАРС ПЕРЕНОСИТСЯ НА ПУСКОВОЕ ОКНО 2020 ГОДА 02.05.2016 13:00
14 марта 2016 года успешно стартовал первый этап совместного проекта Госкорпорации «РОСКОСМОС» и Европейского космического агентства (ЕКА) ExoMars («ЭкзоМарс»). С космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя (РН) «Протон-М» был выведен в космическое пространство разработанный в сотрудничестве межпланетный космический аппарат «ЭкзоМарс-2016», включающий орбитальный модуль TGO (Trace Gas Orbiter) и спускаемый аппарат Schiaparelli («Скиапарелли»). Успешная работа российских и европейских специалистов по миссии «ЭкзоМарс-2016» – результат длительной и плодотворной работы. Космический аппарат «ЭкзоМарс-2016» должен прибыть к Марсу в октябре 2016.
Вторая миссия «ЭкзоМарс» включает российскую посадочную платформу и европейский марсоход, также планируемые к запуску ракетой-носителем «Протон-М» с космодрома БАЙКОНУР. Российские и европейские специалисты приложили все усилия, чтобы остаться в рамках графика второй миссии «ЭкзоМарс», предусматривающего запуск в 2018 году. В конце 2015 года специально созданная группа экспертов Tiger Team, включающая специалистов РОСКОСМОСА, ЕКА, российских и европейских промышленных подрядчиков, начала проработку возможных решений, позволяющих компенсировать задержки и предусмотреть резервный период в рамках графика.
Участники Tiger Team представили итоговый отчет о результатах проработок в ходе заседания совместного управляющего совета «РОСКОСМОС – ЕКА» по проекту «ЭкзоМарс» (JESB), которое состоялось в Москве. Оценивая возможность создания условий для успешной реализации проекта, совет JESB пришел к выводу, что с учетом задержек при выполнении работ европейскими и российскими промышленными подрядчиками и при осуществлении взаимных поставок научных приборов, оптимальное решение – осуществление запуска в 2020 году.
Генеральный директор Госкорпорации «РОСКОСМОС» Игорь КОМАРОВ и Генеральный директор ЕКА Ян ВЁРНЕР подтверждают твердое намерение успешно реализовать проект «ЭкзоМарс» и продолжать развивать и углублять российско-европейское сотрудничество в исследованиях планет Солнечной системы. Руководство РОСКОСМОСА и ЕКА обсудили возникшую ситуацию и с учетом результатов деятельности Tiger Team и рекомендаций JESB, они приняли совместное решение о переносе запуска к Марсу на следующее пусковое окно – июль 2020 года – и поручили своим проектным группам разработать совместно с промышленными подрядчиками новый базовый график работ. Кроме того, будет реализован комплекс дополнительных мер, позволяющих осуществлять жесткий контроль за ходом работ с обеих сторон вплоть до запуска.
Успешная реализация всех этапов проекта «ЭкзоМарс» позволит российской и европейской сторонам провести совместную отработку современных технологий входа в атмосферу, спуска и посадки на Марс, управления космическими средствами на Марсе, разработку новых технических решений и создание служебных систем, которые могут быть использованы в других проектах по исследованию планет Солнечной системы и осуществить передовые научные исследования на Марсе. "
Государственная корпорация по космической деятельности РОСКОСМОС |
Кризис-санкции наверное... А может с "Восточного" пульнуть предложили))
Последний раз редактировалось OKA; 05.05.2016 в 16:32.
"ЦНИИМАШ. ОЛЕГ КОТОВ НАЗНАЧЕН НАЧАЛЬНИКОМ ЦЕНТРА ПИЛОТИРУЕМЫХ ПРОГРАММ ИНСТИТУТА 06.05.2016 11:30
Летчик-космонавт РФ, Герой России Олег КОТОВ возглавил Центр пилотируемых программ Центрального Научно-исследовательского Института машиностроения. Центр под его руководством займется перспективными исследованиями в области российской пилотируемой программы, научно-техническим сопровождением создаваемой пилотируемой космической техники, а также формированием долгосрочной научной программы МКС.
Олег КОТОВ выполнил 3 космических полета общей продолжительностью более 526 суток и шесть выходов в открытый космос."
"ВНИИЭМ. ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ КА «ЛОМОНОСОВ» 06.05.2016 12:40
Специалисты АО «Корпорация «ВНИИЭМ» и МГУ им. М.В. Ломоносова ведут работы по программе летных испытаний космического аппарата (КА) «Ломоносов», успешно запущенного и выведенного на рабочую орбиту 28 апреля с космодрома ВОСТОЧНЫЙ.
В настоящее время осуществляется проверка бортовых служебных систем в соответствии с программой летных испытаний. Тестирование научной аппаратуры планируется начать после проверки всей служебной аппаратуры. По состоянию на 6 мая все системы КА работают в штатном режиме."
Государственная корпорация по космической деятельности РОСКОСМОС |
"Ракета-носитель Falcon 9 успешно стартовала с космодрома на мысе Канаверал, Флорида, США. Запуск был произведен в 8:21 по московскому времени. Напомню, ракета должна вывести японский спутник связи JCSAT 14 весом в 5 тонн на орбиту в 35405 км над поверхностью Земли, что и было сделано.
Это более высокая орбита, чем обычно, и ракете пришлось развить более высокую скорость. Соответственно, и топлива было сожжено больше чем обычно. Именно поэтому компания снова запланировала посадить возвращаемую ступень своей ракеты на морскую платформу, поскольку на посадку ступени на суше топлива просто на хватило бы. И посадить ступень удалось!
Это очень важный шаг для компании, поскольку она планирует повторно использовать ступень Falcon 9, удешевляя стоимость запуска. И успех, который удалось повторить указывает на то, что процесс возврата и посадки отработанной ступени космического корабля уже неплохо отлажен.
Спутник также занял расчетную орбиту, так что обе миссии — и выведение груза на ранее запланированную орбиту, и возврат ступени — удались. С чем и поздравляем SpaceX и лично Маска. Сам он сообщил, что компании, вероятно, придется увеличить размеры ангара, где хранятся первые ступени Falcon 9, которые удалось вернуть. Ну а что, действительно пора.
От половины до двух третей запусков, по словам представителей компании, будут завершаться посадкой первой ступени именно на морскую платформу, а не на сушу. "
https://twitter.com/SpaceX
https://geektimes.ru/post/275418/
Изготовление блоков для второго летного экземпляра ракеты-носителя "Ангара-А5" тяжелого класса задерживается на три месяца из-за проблем с производством и испытаниями на производственном объединении "Полет" (Омск)...
Изготовление второй "Ангары-А5" задерживается из-за производственных проблем - AEX.RU
Перенос запуска с космодрома Восточный является причиной провести серьезную кадровую реформу Роскосмоса, которая должна быть завершена до конца года, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.
"Я считаю, что то, что произошло 27 апреля на космодроме Восточный, лично для меня является мотивом для более жестких действий к тому, чтобы побудить Роскосмос провести серьезную кадровую реформу, в том числе и в тех регионах промышленных, в которых мы раньше считали, что все у нас хорошо"...
Дмитрий Рогозин: Кадровую реформу Роскосмоса завершат до 2017 года - AEX.RU
Правительство РФ требует от Роскосмоса к июню определить количество стартовых столов на космодроме "Восточный"
http://www.aex.ru/news/2016/5/13/153222/
Последний раз редактировалось Avia M; 13.05.2016 в 23:41.
Солидный рост...
16 мая, AEX.RU – Выручка ракетно-космической корпорации «Энергия» за первый квартал 2016 года увеличилась в 5,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла 3,3 млрд рублей, следует из финансового отчета компании. Выручка предприятия за первый квартал 2015 года составляла 585,6 млн рублей.
Чистая прибыль РКК «Энергия» за первые три месяца 2016 года составила 17,4 млн рублей. В 2015 году убыток компании за аналогичный период составлял 24,2 млн рублей.
Квартальная выручка РКК "Энергия" увеличилась почти в 6 раз - до 3,3 млрд рублей - AEX.RU
Роскосмос решил отказаться от участия в международном авиакосмическом салоне в британском Фарнборо в июле 2016 года. Об этом пишут в среду, 25 мая, «Известия» со ссылкой на письмо заместителя гендиректора корпорации Сергея Савельева.
Отказаться от участия в авиасалоне Роскосмос решил из-за того, что в 2015 году британская сторона отказалась допустить российские авиакомпании до участия в выставке военной техники DSEI-2015, мотивировав свою позицию санкциями, введенными против РФ.
https://lenta.ru/news/2016/05/25/farnborough/
"ВАШИНГТОН, 27 мая. /Корр. ТАСС Дмитрий Кирсанов/. Американское правительство разработало и передало на рассмотрение Конгресса США доклад о сдерживании "противников" в космическом пространстве. Об этом говорится в кратком уведомлении, направленном в четверг от имени президента США Барака Обамы председателям комитетов по делам Вооруженных сил Сената и Палаты представителей Конгресса. Текст этого оповещения распространила в тот же день пресс-служба Белого дома.
Как отмечается в этом документе, речь идет о докладе, в котором излагается "интегрированная политика, направленная на то, чтобы сдерживать противников в космосе". Отчет является продуктом "межведомственного процесса", нацеленного, в частности, на то, чтобы "сократить риски для США и их союзников в космосе, защитить и сохранить" доступ к околоземному пространству и "свободу действий" в нем. "Успех потребует многолетних усилий" со стороны "всех министерств и ведомств", заявил в уведомлении Обама.
Запрос ТАСС
Корреспондент ТАСС обратился к Совету национальной безопасности (СНБ) Белого дома с просьбой предоставить копию доклада. "Содержание доклада является засекреченным", - заявил в ответ представитель СНБ. Он пояснил, что подготовить доклад администрацию США обязало "новое требование" закона об ассигнованиях на военные нужды в текущем финансовом году."
Подробнее на ТАСС:
ТАСС: Международная панорама - США подготовили отчет о сдерживании "противников" в космосе
"КОРОЛЕВ /Московская область/, 24 мая. /ТАСС/. Россия не намерена заключать новые контракты на доставку американских астронавтов на Международную космическую станцию после 2018 года, заявил журналистам замглавы госкорпорации "Роскосмос" Сергей Савельев.
"Мы работаем с нашими партнерами в рамках действующих контрактов, новые заключать не планируем", - сказал он.
Ранее сообщалось о заключении контрактов на 2017 и 2018 годы. При этом во вторник Савельев сообщил, что соответствующий контракт на период после 2018 года не подписан.
Сейчас членов экипажа МКС доставляют на станцию только российские корабли "Союз" - американцы начали летать на них в 2012 году, после прекращения эксплуатации шаттлов. Сейчас в США разрабатываются новые пилотируемые корабли - Dragon от SpaceX и CST-100 Starliner от Boeing.
Позиция NASA
В свою очередь заместитель главы NASA по пилотируемым программам Уильям Герстенмайер заявил, что NASA также не планирует заключать новый контракт с Россией на доставку американских астронавтов к МКС после 2018 года, поскольку астронавты и космонавты смогут летать к МКС на американских и российских кораблях по взаимозачету.
"Действительно так, у нас есть контракт до 2018 года. После 2018 года контракта нет", - сказал он.
По словам Герстенмайера, американские астронавты продолжат летать на российских "Союзах" после 2018 года (один астронавт на один экипаж), при этом российские космонавты будут летать на американском корабле (также по одному представителю России на один экипаж). Поэтому заключать контрактов и платить деньги не потребуется, все будет вестись по взаимозачету..."
Подробнее на ТАСС:
ТАСС: Космос - Россия не планирует заключать новый контракт на доставку астронавтов на МКС
"МОСКВА, 27 мая. /ТАСС/. Специалисты NASA рассматривают возможность свернуть до начального состояния американский надувной модуль BEAM, который в четверг начали разворачивать на Международной космической станции, сообщил ТАСС представитель NASA в подмосковном Центре управления полетами (ЦУП).
"Этот вопрос будет рассматриваться с проектантами. Ближайшие действия - они хотят сдуть то, что уже накачали, рассматривается такой вариант. А потом, по мере поступления информации, будет принято решение, что с ним (модулем) делать. Очевидно, что есть какие-то отклонения, но непонятно, какие", - сказал он.
По словам собеседника агентства, на данный момент с модулем не делают ничего. "Астронавты заняты своей обычной работой на МКС. От модуля они пока отвлеклись, пока специалисты решают, что с ним делать", - уточнил он.
Надувный модуль BEAM (Bigelow Expandable Activity Module) частной американской компании Bigelow Aerospace начали разворачивать на станции в четверг, однако операция была приостановлена из-за аномальных показаний датчиков давления. Как пояснил ранее ТАСС представитель NASA в ЦУПе, модуль при развертывании начал неравномерно раскрываться.
Модуль предназначен для проживания и работы будущих экипажей орбитального комплекса. Испытания должны определить, насколько надежно эта конструкция защищает от солнечной радиации, космического мусора и экстремальных температур в космосе. BEAM был доставлен на МКС 10 апреля на борту грузового корабля Dragon вместе с 3 тоннами продовольствия, воды и материалов для научных экспериментов. Диаметр модуля после раскрытия должен составить около 3 метров, а длина - около 4 метров. "Обитаемый объем" будет равен 16 кубическим метрам."
Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/kosmos/3319404
Последний раз редактировалось OKA; 27.05.2016 в 17:55.
Большая познавательная статья :
"Гений или фейк: Дмитрий Конаныхин о «макаронном монстре» Илона Маска
Прологом к этому интервью явилась шумиха вокруг крайне распиаренного проекта канадско-американского миллиардера Илона Маска по созданию силами частной компании SpaceX многоразовых ракет-носителей Falcon и многоразового космического корабля Dragon. Сенсационная концепция, предусматривающая завоевание космоса «частным подрядчиком по многократно более низким, в сравнении с госкорпорациями, ценам», нашла живой отклик как за границей, так и в нашей стране. Шума стало существенно больше после того как Маск, ни много ни мало ставший прототипом самого голливудского Тони Старка — Железного Человека, — сумел на глазах всего мира в апреле и мае 2016 года успешно приземлить первые ступени своих ракет Falcon 9 на морскую платформу ASDS.
В этот момент многим действительно стало казаться, что эра государственных ракетно-космических корпораций, одноразовых ракет-носителей и одноразовых космических аппаратов заканчивается. «Маскофилы» поверили: с учетом того, что космические челноки типа «Бурана» и «Шаттла» давно уже пылятся в музейных залах, скоро спутники, грузы и людей будет отправлять в космос один лишь Железный Человек… Пардон, Его Гениальное Величество Илон Маск!
Впрочем, наравне с «маскофилами» тут же нашлось и приличное количество «маскофобов», уверявших, что Маск — генератор не технических новаций, а сплошных финансовых «попилов». Представляете себе радость последних, когда Маск в твиттере признал, что приземлившаяся на ASDS первая ступень Falcon 9 сделала это настолько «успешно», что к повторному использованию не пригодна?
Произошедшее взялся прокомментировать в своем блоге российский писатель Дмитрий Конаныхин, написавший заметку «Макаронный монстр Илона Маска» про заведомую конструктивную ущербность концепции Его Гениальшества. Дмитрий и представить не мог, что его скромный текст мигом разлетится по Рунету, вызвав самую разную реакцию публики — от бурного возмущения до не менее бурного одобрения.
Заранее соглашаясь с тем, что выводы Конаныхина не бесспорны, Федеральное агентство новостей решило познакомить читателей с точкой зрения Дмитрия, которую он изложил в формате интервью и которая, на наш взгляд, представляет интерес как для сторонников идей Илона Маска, так и для их оппонентов.
Итак, встречайте Дмитрия Конаныхина.
В окружении созидателей
— Давайте для начала познакомимся.
— Давайте. В интернете я себя позиционирую как писателя. В апреле сего года я получил Горьковскую литературную премию в номинации «Русская жизнь» за лучший роман 2016 года. Пишу я уже 10 лет. Первый свой роман я написал в 2008 году, после чего он дружно был…
— Принят?
— Прямо наоборот — отвергнут нашей либеральной публикой. После этого «с горя» я написал еще три романа, а первый смог опубликовать лишь в прошлом году. Собственно, этот роман премию и получил.
То, о чем я обычно умалчиваю, ибо мне в первую очередь хотелось заявить о себе именно как о писателе, — это мой, так сказать, бэкграунд. С 1993 года я работал в НПО Криогенмаш. Перед этим окончил МВТУ имени Баумана — факультет энергетического машиностроения, кафедра Э-4, специальность «Техника и физика низких температур». После окончания Бауманки я перешел работать непосредственно в отдел, занимающийся системами хранения криогенных компонентов топлива и окислителя, а также заправки ракет-носителей.
С того же 1993 года я, скажем так, «глубоко забурился» в тему строительства индийского космодрома Шрихарикота. Это место, расположенное в сотне километров от Мадраса, стало основой современной индийской космической программы. После Шрихарикоты я продолжал заниматься наземным обеспечением пусков. Работал, в частности, в проекте Sea Launch — это плавучий космодром для запуска ракет «Зенит», созданный международным консорциумом с участием нашей ракетно-космической корпорации «Энергия», американской фирмы Boeing и украинского «Южмаша». В этом проекте я участвовал в разработке системы заправки жидким кислородом.
С 1996 года я трудился по теме «Ангары», то есть над созданием семейства ракет-носителей модульного типа. Мне посчастливилось работать с поистине легендарными людьми, разрабатывавшими наземные системы для «Ангары» и сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1 Лунной программы Королева, для «Энергии—Бурана» и МАКСа Лозино-Лозинского.
Собственно, это и стало впоследствии одним из толчков для моей писательской деятельности. Мне хочется в своих книгах показать, что история нашей страны — это не только и не столько интеллигентские метания, сколько тяжелый и радостный труд людей-созидателей — настоящих строителей государства.
— Как вас занесло именно в космическую тематику?
— По наследству. Отец у меня был ведущим специалистом по космической «наземке» на Криогенмаше, мама на том же Криогенмаше — конструктором первой категории, патентоведом. У меня все детство прошло среди разговоров о космической индустрии.
Движок из кармана
— Давайте вернемся к вашей заметке о Маске. Я не буду пересказывать комментарии к ней: там есть и восхищенные отзывы, и, мягко говоря, не очень. На мой взгляд, интереснее от вас услышать, что вы думаете об Илоне Маске и SpaceX уже после того как написали про «макаронного монстра» и получили отклики от отечественных читателей.
— Программа Маска, если говорить о каждом отдельном техническом решении конструкции того же Falcon, — это очень хороший результат инженерной работы. Отлично выполненная технология сварки баков, отлично рассчитанные параметры посадочных опор, отлично работающие пневматические замки, отлично работающие коммуникации, отлично работающая система управления. Первая ступень Falcon 9 действительно садится, что является величайшим достижением инженерно-конструкторской мысли.
В то же время сама идея посадки первой ступени ракеты-носителя на планету Земля, по моему глубочайшему убеждению, является мертворожденным ублюдком. Концепцию «спасаемой» таким образом, а значит многоразовой первой ступени подают как некую абсолютно «прорывную» идею, за которой будущее космонавтики.
Сделаю маленькое отступление. И наши, и американские инженеры решают оптимизационные задачи. При этом ты не можешь взять любое техническое решение и его реализовать. У тебя есть ограничения по материалам, по технологиям, по габаритам цехов, по станочному парку и т.д. С оглядкой на эти ограничения ты и оптимизируешь. Решаешь, где у тебя будут располагаться пусковые площадки, с кем и как ты будешь договариваться о зонах падения отработанных ступеней… Это не локальный частный, это национальный государственный проект с колоссальной кооперацией, к которой подключаются сотни производственных объединений, а также частных, получастных и государственных компаний. Иными словами, это огромная работа сотен тысяч человек. Это все не может возникнуть из ниоткуда и совершенно внезапно, как нам стараются доказать апологеты Маска. Именно это в первую очередь меня удивило как профессионала в том, как подается идея Маска.
Вспомним, как звучит легенда. В 2001 году Маск внезапно подумал, что надо бы колонизировать Марс. После этого он приехал в Россию, где попробовал подыскать себе ракету подешевле. В России у Маска ничего с этим не вышло, зато пришло озарение — нужно сделать ракету-носитель самому, ибо это обойдется в 10% от существующего государственного ценника! В 2002 году, движимый этой гениальной идеей, Маск создает компанию Space Exploration Technologies Corporation, более известную как SpaceX. Нанимает в нее талантливого парня Тома Мюллера, который, как утверждали СМИ, тратил все вечера и выходные на то, чтобы сконструировать в своем гараже жидкостно-реактивный двигатель. Потом, уже в 2006 году, у Маска появляется реактивный двигатель Merlin, предназначенный для использования на ракетах семейства Falcon. Двигатель хороший, он обеспечивает отличную энергетику. Тут же у Маска появляется допуск со всем его имуществом на стартовый комплекс, расположенный на мысе Канаверал. Потом получается запуск с территории базы Ванденберг ВВС США в Калифорнии. То есть, вообще все здорово. Ракета летает, первая ступень садится, мир рукоплещет. Лепота!..
— В вашей интонации чувствуется «но»…
— …Но я знаю, сколько времени занимает цикл создания и доводки нового реактивного двигателя для ракеты-носителя. Ни одна частная компания «с нуля», не имея опыта, заделов и технологий, в озвученные Маском сроки и близко не уложится, пусть у нее даже есть безразмерное финансирование.
Представим, что у нас имеется человек с парой миллиардов евро в кармане. И вот он приходит в какую-нибудь основанную французами Arianespace и говорит, что хочет сделать свою ракету со своим двигателем… Да его только по бюрократам пару лет гонять будут! Нельзя взять и достать из кармана новый работающий двигатель. Двигатель должен быть произведен в нескольких сотнях экземпляров. Их нужно отжечь на испытательном стенде для достижения необходимой надежности. Тут понадобится огромный цикл испытаний, понадобятся финансовые затраты не только на сам двигатель, но и на топливо. А также годы и годы, чтобы гонять двигатель на всех режимах. Ты не можешь сделать пару-тройку новых двигателей и сразу смонтировать их на ракете. У тебя не будет никакой гарантии, что они станут штатно работать…
А что у Маска? У Маска одновременно появился свой двигатель, свой носитель, своя система управления, которая полностью интегрирована и сопряжена с системами управления космодрома на мысе Канаверал и базы Вандерберг. Простите, так не бывает. Не перенастраиваются системы управления под новый носитель. Весь интерфейс носителя определенным образом залимитирован через трубопроводы, пневматику, управляющие сигналы. Это десятки и сотни каналов управления, связывающие землю с бортом ракеты… А тут, получается, приходит мальчик Илон Маск, талантливый изобретатель, который через 5 лет достает из кармана готовую ракету и говорит: «Вот вам ракета, которая по всем параметрам уже сопряжена со стартовыми комплексами Канаверала и Ванденберг».
Откуда Маск взял эти параметры? Откуда он взял весь интерфейс подключения носителя к стартовому комплексу? Ответ только один — к Маску все это в готовом виде пришло откуда-то со стороны. Начиная с этого вывода, я стал «разматывать клубочек» Маска и обнаружил множество очень любопытных вещей.
— Например?
— Начинал Маск с маленькой ракеты Falcon 1.
— Это все знают.
— Знают все. Не все обращают внимание на то, что первые два пуска Falcon 1 оплачивались министерством обороны США в рамках программы DARPA по оценке перспективных ракет-носителей.
— DARPA, оно же Defense Advanced Research Projects Agency, это крайне известная в определенных кругах контора.
— Да, это агентство минобороны США, отвечающее за разработку новых технологий для использования в вооруженных силах. Задачами DARPA являются сохранение технологического превосходства американской армии, предотвращение внезапного для США появления новых технических средств вооруженной борьбы, поддержка прорывных исследований и много чего еще интересного.
Круче библейских чудес
— DARPA было основано в 1958 году в ответ на запуск Советским Союзом Спутника-1. DARPA не зависит от обычных военных научно-исследовательских учреждений и подчиняется непосредственно верховному руководству Пентагона. Помнится, именно DARPA было ответственно за спонсирование разработки сети ARPANET, позже ставшей интернетом…
— Сверхзакрытая, сверхкрутая контора, в которую сходу оказывается вхож наш изобретатель-новатор Маск. Ну не чудо ли? Изобретатель с новым работающим двигателем. Где Маск и Мюллер отжигали этот двигатель? В гараже? Еще одно чудо. Изобретатель с допусками на сверхрежимые объекты? Снова — чудо! Юный гений с уже отработанными алгоритмами старта и посадки — очередное чудо. Изобретатель, который не только сразу находит полную поддержку в Пентагоне и DARPA, но и умудряется нанимать к себе людей уже сработавшимися коллективами. Библейские чудеса на таком фоне — просто дешевые базарные фокусы.
— Есть ли какое-то объяснение этому феномену?
— Не будем торопиться — вспомним про нанятого Маском Тома Мюллера. Кто это такой?
— Парень, который, по слухам, в гараже гонял реактивный движок.
— У нас нет доступа к архивам DARPA, поэтому воспользуемся открытыми англоязычными источниками. Из них следует, что, во-первых, товарищ Том Мюллер под испытательный стенд для двигателя Merlin задействовал вовсе не свой гараж, а полигон бывшего завода по производству авиационных боеприпасов, расположенный на ридной Техасщине близ городка Макгрегор. Самое интересное, что первые стенды для ракетных двигателей были построены корпорацией Beal Aerospace инженера-энтузиаста Эндрю Била. И все это было сделано в рамках NLI — National Launch Initiative, «Национальной пусковой инициативы». Но программа NLI была завершена в 2000 году, компанию Эндрю Била, фактически, разорили, зато тут же возник гениальный Илон Маск. Резюме: наш новоявленный канадско-американский Леонардо да Винчи буквально «на шару» получил готовую испытательную базу.
Во-вторых, Том Мюллер работал ведущим разработчиком самого большого водородного двигателя в рамках той самой NLI, имевшей госфинансирование по линии совместной программы НАСА и минобороны США. Мюллер за 15 лет прошел путь от рядового инженера до почти вице-президента компании TRW. Этот парень был там самым главным по ракетным технологиям. И вдруг Мюллер, так и не сев в вице-президентское кресло, уходит в компанию совершеннейшего новичка Маска. И уходит Мюллер к Маску не один, а прихватив с собой ведущих специалистов по ракетно-реактивным делам из TRW. При этом Мюллер работает по технологиям знаменитой американской лунной программы, примененным в лунном посадочном модуле, по штифтовым форсункам. Работает — и все это, вместе с уже готовым коллективом специалистов, перебрасывает к Маску.
— Что дальше?
— Дальше интересно. В 2002 году, одновременно с уходом Мюллера, корпорацию TRW покупает гигант Northrop Grumman Corporation. Даже не гигант, а монстр, строивший стелс-бомбардировщики и атомные авианосцы. Этот монстр подает в суд на компанию Маска, которая, путем найма бывшего TRWишника Мюллера, извлекла коммерческую выгоду из интеллектуальной собственности TRW, ныне принадлежащей Northrop Grumman Corporation. Результаты суда показательны — похоже, что малютка SpaceX сумела отбиться от аэрокосмического тираннозавра! Ну, или Маску кто-то помог осуществить очередное чудо.
— А что это вообще за компания такая — TRW?
— 57 место в Fortune Global 500, то есть в рейтинге 500 крупнейших мировых компаний, критерием составления которого служит выручка компании. TRW, или Thompson-Ramo-Wooldridge, — это разработчик всех основных американских разведывательных спутников. Именно TRW создало Pioneer 10 — автоматическую межпланетную станцию, отправленную к границе Солнечной системы, и американские зонды Viking для Марса. TRW — это персонал численностью 122.000 человек.
И вот от такого монстра Том Мюллер вместе с проверенной командой и в обнимку с форсункой сбегает к Маску. При этом, напомню, в TRW Мюллер занимался водородным двигателем, а у Маска безропотно взялся за керосино-кислородный Merlin. Водородный и керосиновый двигатели соотносятся между собой примерно как Ferrari и «Запорожец»...
Чуть не забыл еще один штришок к портрету TRW. Рамо и Вулдридж, основатели компании, были сотрудниками поистине легендарного Говарда Хьюза. Они у него наводимую РЛС ракету «воздух—воздух» большой дальности сделали. Примечательная деталь: ракета имела дальность действия до 180 км и название… Falcon. Так вот, в начале 1950-х, задолбавшись со стилем управления эксцентричного Хьюза, Рамо и Вулдридж решили создать собственную компанию. В этом им помог простой парень по фамилии Томпсон, до того момента владевший компанией, которая еще в 1926 году была поставщиком №1 клапанов и прочих деталей автодвигателей для американской промышленности.
Когда в мае 1927 года Чарльз Линдберг стал первым человеком, перелетевшим Атлантику, в двигателе его самолета стояли клапаны Томпсона — вот какая у нас заковыристая история... Сделаем ее еще заковыристее: именно в TRW свою первую работу выполнил Билл Гейтс, у которого — вот странное совпадение! — имелась бабушка по фамилии Томпсон…
Так или иначе, появляется знакомая нам TRW, которая в 1953 году становится генеральным подрядчиком ВВС США по разработке баллистических ракет. Получается, что белая и пушистая TRW, пекущая спутники как блины и пионерствующая в космосе, — это предприятие уровня наших Воткинского или Макеевского заводов. То есть компания, глубоко зарытая в американский ВПК, из которой товарищ Маск в какой-то момент сманивает ведущего специалиста и без пяти минут вице-президента с группой спецов и чемоданчиком совсекретных технологий.
Понятно, что ничего подобного Маск сделать никогда не смог бы, не имей он поддержки на самом высоком уровне. Даже не так — на высочайшем. И вот эти «достижения» Илона Маска, заключающиеся в том, что чужие разработки и чужих специалистов ему буквально вложили в руки, у нас и подают как пример его гениальности.
Приватизация прибыли и «черные дыры»
— Возникает закономерный вопрос: зачем тогда понадобилась вся эта эпопея с «гениальным» Маском?
— Зачем понадобилось в наше время на планете Земля отрабатывать заведомо нерентабельную технологию, при которой якобы «многоразовая» (на деле — нет) первая ступень ракеты-носителя имеет завышенные, по сравнению с одноразовыми аналогами, прочностные и весовые характеристики, таскает на себе лишний запас топлива для посадки и, как следствие, поднимает меньше полезного груза? Зачем трубить повсюду, что первая ступень — многоразовая, а значит куда более финансово выгодная по сравнению с одноразовой, если все это разбивается вдребезги если не о землю, то о проблему послепосадочной дефектовки?
Есть ощущение, что напористость и колоссальные вложения, с которыми идет реализация программы Маска, четко укладываются в какое-то техническое задание. Но параметры и назначение этого ТЗ вовсе не те, что официально декларируются Маском.
Подчеркну еще раз: с чисто инженерной точки зрения, Falcon 9 — это шедевр. С точки зрения ракеты-носителя с первой ступенью многоразового использования, это ублюдок. Таким образом, если мы исходим из соответствия достигнутого на данный момент Маском результата ранее заявленным Маском целям, можно констатировать, что эти цели не достигнуты. Несмотря на то, что для выполнения поставленной задачи Маск получил все и даже больше, чем все. Ведь Илону не только дали готовые технические решения, высочайших профессионалов для реализации этих решений, нужное производство, испытательные стенды и свободный доступ куда угодно. Параллельно со SpaceX сняли затраты на разработку и испытания этих самых технических решений, включая проблему двигателей.
Это то, что я называю национализацией убытков и приватизацией прибыли. Маск пообещал всем джек-пот, получил под это полный карт-бланш и… пока не оправдал оказанного ему высокого доверия американского истеблишмента.
— То есть, по факту получается все же «попил» средств?
— Совершенно не обязательно. Допускаю, что как раз наоборот, — экономия. Например, экономия на пенсиях, когда часть персонала госкорпорации НАСА выводится в частые структуры наподобие SpaceX.
Вообще за всей этой шумихой вокруг Маска забывается, что SpaceX — это не единственная странная компания, работающая рядом с НАСА. Там есть еще, например Scaled Composites Берта Рутана, работающего в альянсе с миллиардером Ричардом Бренсоном. Если мы присмотримся к Бренсону, то поймем, что перед нами Маск более ранней версии — абсолютно та же модель действий!
По факту и SpaceX, и Scaled Composites — это частные «карманные» кампании, в которых на порядок меньше бюрократии и где требуется в разы меньше согласований при работе, чем в НАСА. В них очень удобно быстро отрабатывать что-то донельзя инновационное и столь же удобно прятать разработку чего-то очень секретного. Можно наоборот — взять и выставить там что-то напоказ, чтобы пустить конкурентов по ложному следу. DARPA — это большая «черная дыра», и никто, кроме высшего руководства США, не представляет, что там внутри происходит. SpaceX, Scaled Composites и другие подобные им компании — это маленькие «черные дырочки», возникающие на игровой доске или снимаемые с нее по мере необходимости.
Но вообще, в разбирательстве по делу Маска мне было интересно не это. Куда любопытнее оказалось копаться в открытых источниках, сопоставлять лежащие на поверхности факты и видеть, как лелеемый СМИ сказочный образ гениального одинокого самоучки постепенно превращается в образ способного парня, поставленного государством на вершину настоящего аэрокосмического айсберга. Айсберга, созданного, пусть и опосредованно, но на государственные деньги. Айсберга, большая часть которого стараниями разнообразных интересантов скрыта под «водой», из-за чего простой обыватель ее в упор не замечает.
— Можно ли сделать вывод, что Илон Маск для ВПК США — это не какой-то пришлый нувориш, а очень даже свой?
— Такие технологии, такие ресурсы, такие возможности, которые получил Илон, чужому в руки не дадут. Илон Маск для ВПК США такой же «в доску свой парень», каким был Билл Гейтс со своей бабушкой по фамилии Томпсон.
— Итак, Маск — это красивая пиар-картинка, за которой скрываются куда более крупные структуры, чем SpaceX?
— Да.
Какая еще рентабельность?!
— Правильно ли считать, исходя из вашего текста «Макаронный монстр Илона Маска», что главным камнем преткновения на пути первой ступени Falcon 9 к реальной многоразовости является проблема послепосадочной дефектовки?
— Ступень не выдержала температурного перегрева. «Она слишком быстро летела!» — сообщил Илон Маск. Ребята, если примененные вами материалы не держат температурный режим, вам придется отказаться от режима полета, приводящего к критическому для материалов ступени температурному режиму... Либо вы себя ограничиваете по выбранному режиму полета, либо вы меняете материалы. То есть, проблемы Маска с надежностью первой ступени Falcon 9 не исчерпываются одной дефектовкой.
Идем по теме «надежность» дальше. Сейчас у «девятки» Маска — девять двигателей Merlin. На будущей Falcon Heavy, распиаренной как «самая мощная ракета в мире», двигателей будет уже 27. И тут в дело вступит теория вероятности. Обеспечить штатную надежную работу девяти двигателей по определению проще, чем 27-ми. К самому двигателю претензий нет — его концепция была за сумасшедшие государственные деньги отработана еще в бытность трудов над лунным посадочным модулем и новейшим водородным двигателем по программе «Национальной пусковой инициативы». Но вот необходимость серьезной модернизации для Heavy уже отработанной на «девятке» схемы управления девятью двигателями появится точно. То есть, то, что инженеры Маска научили девять двигателей Merlin хорошо работать на Falcon 9, вовсе не означает, что 27 таких же двигателей будут столь же хорошо работать на Falcon Heavy. 27 двигателей! Чтобы понять, что это за кошмар, надо просто вспомнить печальную историю лунной Н-1 Королева…
Теперь вернемся к дефектовке. Вот у вас есть первая ступень Falcon 9 — пятидесятиметровая дура. Она спускается из ближнего космоса. Вы ее по мере возможности аккуратно сажаете, но ваша аккуратность вовсе не отменяет перегрузок, действующих в момент посадки, — механических и температурных. Посадили — отлично. Что дальше, после ликования, обнимашек и шампанского?
— Дальше — дефектовка?
— Дальше вам надо у севшей ступени проверить все сварные швы, все двигатели. А первая ступень — это не просто бак и не та конструкция, которая вся на болтах и легко разбирается. Вы представляете, какие затраты понадобятся на то, чтобы всю эту конструкцию под названием «первая ступень» размонтировать, прозвонить, просветить, прогнать, протестировать, проверить там каждую деталюшечку, а потом все смонтировать вместе заново? Представили?
Закончили дефектовку и монтаж, снова запустили Falcon 9, снова посадили первую ступень, и что теперь? Теперь — новая дефектовка с соответствующими затратами. Без дефектовки — никак. Малейшее упущение и — бах! Хорошо если без человеческих жертв обойдется…
Страшно представить затраты на дефектовку первой ступени «девятки», и вообще не представимы затраты на дефектовку первой ступени Heavy с ее кучей двигателей. Какая-такая рентабельность, о чем вы?
Получается, что инженеры Маска создали ракету-носитель тяжелого класса, которая может вывести на орбиту полезный груз, прекрасно выводимый сейчас на орбиту ракетами-носителями среднего класса. Почему? Потому что вместо части полезного груза ракете-носителю Маска приходится нести запас топлива, необходимый для посадки первой ступени. Зачем это понадобилось? Чтобы потом самую дорогую часть ракеты-носителя — ее первую ступень — использовать повторно.
Хоть одна успешно севшая первая ступень Falcon 9 снова летала?
— Нет, не летала.
— Почему-то я не удивлен.
— Так может, в будущем полетит?
— Вот тогда к этому разговору и вернемся.
Что еще добавить к сказанному? Я приношу извинения перед моими читателями — в своей статье я ошибся. Указал, что Маск транспортирует свои ракеты-носители с завода на стартовый комплекс по ж/д. Мне и в голову не могло прийти, что Маску приходится использовать для этой операции автотранспорт. Видимо, особенности железных дорог США не позволяют транспортировать изделия Маска с их феноменальными продольными габаритами.
Впрочем, эта моя ошибка никак не влияет на уже озвученный вывод о том, что концепция ракеты-носителя с первой ступенью многоразового использования — это ошибка. Причем, так думаю не только я… У США и у России есть такое понятие как «полезная нагрузка гарантированного выведения». Это та полезная нагрузка, которую страна должна выводить на орбиту с абсолютной гарантией. Как правило, речь о полезной нагрузке, которая позволяет без запредельного риска выводить на орбиту спутники военного назначения. Так вот, после всех приключений Маска с Falcon 9 американцы сняли с «перспективной» Falcon Heavy эту честь — вывод на орбиту военных спутников. Это говорит о многом.
— То есть, пусть Маск и дальше балуется с многоразовостью, а свои спутники-шпионы янки будут поднимать… Кстати, чем они их будут поднимать?
— Одноразовой «Дельтой» компании Boeing.
Это не экономика, это политика
— И все же, многие почитатели Маска считают, что концепция многоразовой первой ступени крайне прогрессивна, а сам он гений.
— С точки зрения человека, знающего изнанку космической отрасли, все выглядит иначе. Я, кстати, не спорю с тем, что Маск гений. Только его гениальность заключается не в том, что он сел и «с нуля» все изобрел, а в том, что он гениально исполняет роль топ-менеджера предоставленной ему команды специалистов. Команды, которая отлично справляется с оптимизацией поставленной перед ними задачи по созданию многоразовой ракеты-носителя.
Им сказали: «Вот вам производственная площадка, а вон там, за горизонтом, — пусковой комплекс». Пояснили, что доставить ракету-носитель из точки А в точку Б ни по ж/д, ни на барже по воде не выгорит. Только автотранспортом и за 7—8 дней, потому что тащить придется с остановками, иначе на радиусах изделие перекроет все полосы намертво и главным достижением Маска станет не многоразовая ступень, а многоразовые автопробки. И что же? Его спецы справились. Правда, для перевозки автотранспортом габариты ракеты пришлось вытянуть в «макаронину»…
Адепты Маска утверждают, что он похоронит наш «Роскосмос» экономически — низким ценником на пусковые услуги. Ребята, если у вас накладные расходы, заключающиеся в содержании стендового хозяйства, НИОКРов и т.д., то есть «все корешки» снимаются с компании, оставляя ей одни лишь «вершки», вы в бухгалтерской отчетности сможете нарисовать любой нужный вам ценник на пусковые услуги. Но это не экономика. Это, дорогие мои, уже политика! Проект Маска не экономический, он политический. Именно по этой причине Илон Маск до сих пор, несмотря на все свои неудачи, прет вперед как танк и вместо вылета в трубу мечтает о полетах на Марс. Соответственно, кто кого там похоронит, будет решать тоже политика.
Читайте также: Она полетела! Колонка Андрея Союстова о старте с Восточного
— Есть ли какие-то реальные альтернативы проекту Маска? Вопрос, разумеется, не про одноразовые ракеты-носители, а про многоразовые системы.
— Конечно, есть. Это, например, проект Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского…
— МАКС?
— Он. Многоцелевая авиационно-космическая система, разрабатывавшаяся в НПО «Молния». В рамках этого проекта самую проблемную часть концепции Маска — многоразовую первую ступень — заменял сверхтяжелый самолет Ан-225. Точнее, разработанный на базе «Мрии» Ан-325. Вот этот самолет-носитель и должен был поднимать на нужную высоту космического корабль. Далее следовал воздушный старт, и космоплан со «спины» самолета-носителя уходил на орбиту.
— Разве этот проект не оказался навсегда похоронен под руинами СССР?
— Я бы не был столь категоричен. Есть сразу два события, которые вселяют в меня оптимизм.
Для начала напомню информацию про Пола Аллена. Это тот самый Пол Аллен, который является школьным приятелем нашего старого знакомого Билла Гейтса, соучредителем корпорации Microsoft и человеком, просубсидировавшим создание Бертом Рутаном и его Scaled Composites суборбитального космического корабля SpaceShipOne. Так вот, Аллен в компании со все тем же Рутаном приступили к осуществлению проекта Stratolaunch, который есть ничто иное как американское воспроизведение идеологии МАКСа. Вместо космоплана там, правда, предусматривается использование капсулы, но сути это не меняет. Есть неожиданный нюанс, а может и, напротив, ожидаемый... Знаете, кто должен заниматься разработкой орбитальной капсулы для Stratolaunch? SpaceX Илона Маска!
Теперь о втором событии. В декабре 2015 года внезапно было приостановлено банкротство НПО «Молния». Сейчас «Молния» входит в состав госкорпорации «Ростех» Чемезова, и я очень надеюсь, что старое соперничество ракетчиков и авиационщиков будет преодолено ради реанимации МАКСа. Наша страна обладает всеми необходимыми ресурсами, чтобы это было сделано.
— Каков будет приблизительный финансовый выигрыш с использованием системы типа МАКС?
— Пуски подешевеют минимум вдвое.
Андрей Союстов"
Гений или фейк: Дмитрий Конаныхин о «макаронном монстре» Илона Маска
Интересная статья
На тему старта с "Восточного" :
"В ходе летных испытаний малого космического аппарата «Аист-2Д» получены новые снимки земной поверхности.
На 24 мая состоялось более 130 сеансов связи с космическим аппаратом по управлению, более 20 сеансов по приему целевой информации. Оптико-электронной аппаратурой «Аврора» отснято около 300 000 км2 земной поверхности.
Система управления движением, система терморегулирования, система энергопитания аппарата работают штатно. Система приема и преобразования информации целевой аппаратуры и высокоскоростная радиолиния для передачи информации на Землю функционируют штатно. Продолжаются работы по настройке оптико-электронной аппаратуры.
МКА «Аист-2Д» был запущен 28 апреля в ходе первой пусковой кампании с космодрома Восточный.
Разработка нового малого космического аппарата «Аист-2Д» велась в рамках комплексного проекта РКЦ «Прогресс» и Самарского университета «Создание высокотехнологичного производства маломассогабаритных космических аппаратов наблюдения с использованием гиперспектральной аппаратуры в интересах социально-экономического развития России и международного сотрудничества», реализуемого по Постановлению Правительства РФ от 09.04.2010г.№218.
МКА «Аист-2Д» предназначен для проведения большого количества научных экспериментов, а также для отработки и сертификации целевой аппаратуры дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), обеспечивающей аппаратуры и их программного обеспечения для дальнейшего использования в перспективных разработках РКЦ «Прогресс».
Масса МКА составляет 531 кг. Срок активного существования – не менее трёх лет.
На МКА установлена широкозахватная мультиспектральная оптико-электронная аппаратура (ОЭА) видимого диапазона «Аврора». На аппарате также установлена аппаратура для наблюдения Земли в ИК-диапазонах, которая позволит обнаруживать очаги пожаров в отсутствие видимости в темное время суток и при облачности. Также на «Аисте-2Д» установлена радиолокационная аппаратура, разработанная в Поволжском государственном университете телекоммуникаций и информации (ПГУТИ). Ученые ПГУТИ планируют отработать с ее помощью возможность наблюдения из космоса путем пассивной локации Земли в P-диапазоне частот не только видимых поверхностей, но и подповерхностных структур.
На «Аисте-2Д» установлено 6 типов научной аппаратуры, в том числе для исследования воздействия факторов космического пространства на различные электронные компоненты, для изучения деградации образцов поверхностных элементов КА, для регистрации микрометеоритов и частиц космического мусора в околоземном пространстве и другие.
Управление спутником, а также прием и обработка информации с него осуществляется АО «РКЦ «Прогресс». "
РКЦ Прогресс Пресс-релиз от 25 мая 2016 года
РКЦ Прогресс Избранные изображения
Cогласен)))
При этом можно представить себе, что если бы в 1913 году Игорю Сикорскому продемонстрировали, скажем, опытный Боинг-747, он бы наверняка сказал: "Здорово! Отлично! Но... дальше вам надо у севшего самолёта проверить все сварные швы, все двигатели. Вы представляете, какие затраты понадобятся на то, чтобы всю эту конструкцию размонтировать, прозвонить, просветить, прогнать, протестировать, проверить там каждую деталюшечку, а потом все смонтировать вместе заново?"
И что следует из этого комментария? А, заодно, и из "интересной" статьи?
Про Маска снова))
Посадка первой ступени Falcon 9 на баржу
Прикольно она садится))
"Американская аэрокосмическая компания SpaceX снова сумела успешно посадить первую ступень ракеты-носителя Falcon 9 на плавучую роботизированную платформу в Атлантическом океане. В ходе этого запуска, ставшего пятой по счету космической миссией ракеты с начала года, на орбиту был выведен тайский спутник связи Thaicom 8 массой около трех тонн.
Ракета-носитель стартовала с космодрома на мысе Канаверал в 17:39 27 мая 2016 года (0:39 28 мая 2016 года по времени Москвы). Ступень приземлилась в 650 километрах от точки старта спустя почти десять минут после старта. По оценке SpaceX, в ходе этого запуска Falcon 9 почти достигла максимальной проектной скорости.
Вторая по счету успешная посадка первой ступени Falcon 9 на баржу состоялась 6 мая текущего года. Первая такая успешная посадка произошла в апреле 2016 года. Прежде такие попытки проваливались. Первая успешная посадка на сушу была выполнена первой ступенью Falcon 9 22 декабря 2015 года.
По оценке компании SpaceX, возвращаемая первая ступень ракеты-носителя может существенно удешевить космические запуски. Благодаря такому решению стоимость вывода спутников на орбиту при помощи Falcon 9 будет до 30 процентов дешевле, чем с использованием современных ракет-носителей.
Запущенный в космос спутник спроектирован и построен американской компанией Orbital ATK. Thaicom 8 предназначен для ведения вещания на территории Южной и Юго-Восточной Азии. В настоящее время тайский спутник уже находится на орбите и работает в штатном режиме. Срок службы аппарата рассчитан на 15 лет.
Василий Сычёв"
https://nplus1.ru/news/2016/05/28/falcon
"Причиной провальной попытки надуть модуль BEAM на Международной космической станции, предпринятой 26 мая 2016 года, стало трение между его складками. Об этом на своей странице на Facebook написала компания Bigelow Aerospace, разработавшая модуль. Согласно заявлению компании, поведение некоторых материалов в космосе пока еще плохо изучено и может быть непредсказуемым.
По данным Bigelow Aerospace, модуль BEAM находился в упакованном состоянии более 15 месяцев. Это на десять месяцев дольше изначально запланированного периода. «Следовательно, существует вероятность того, что материалы, из которых выполнена внешняя часть модуля, поведут себя не так, как ожидалось», — говорится в записи компании.
При попытке развернуть BEAM 26 мая давление внутри модуля оказалось выше запланированного. При этом, вопреки ожиданиям, модуль разворачивался существенно медленнее, чем ожидалось. Подачу воздуха несколько раз прекращали, однако устранить быстрый рост давления не удалось. В результате было принято решение прекратить процедуру надувания модуля.
Вторая попытка надуть BEAM намечена на 9 утра по летнему восточному времени (16:00 по московскому времени). Если она также окажется неудачной, следующая попытка будет перенесена на более поздний срок.
Надувной космический модуль BEAM является первым частным и первым надувным модулем на Международной космической станции. В полностью развернутом состоянии объем модуля должен составить около 16 кубических метров. Благодаря возможности расширяться модули, подобные BEAM, занимают существенно меньше места при транспортировке и обладают меньшей массой.
Василий Сычёв"
https://nplus1.ru/news/2016/05/28/module
Последний раз редактировалось OKA; 28.05.2016 в 15:35.
Многие технические новшества, кажущиеся заведомо нерентабельными, спустя какое-то время становятся абсолютно привычными и массовыми. Молодому Николаю II то ли на день рождения, то ли ещё по какому поводу, подарили алюминиевый портсигар, потому что промышленный алюминий стоил тогда дороже золота. Прошёл десяток лет или полтора, и граф Цеппелин начал строить из нового металла дирижабли.
"НЬЮ-ЙОРК, 28 мая. /Корр. ТАСС Алексей Качалин/. Астронавты NASA успешно развернули надувной модуль BEAM (Bigelow Expandable Activity Module) на Международной космической станции (МКС), предназначенный для проживания экипажей орбитального комплекса. Об этом сообщили в Управлении США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).
"Мы подтверждаем завершение операции развертывания BEAM до полного объема", уточнили в центре управления полетами в Хьюстоне (штат Техас).
Астронавты Джеффри Уильямс и Тимоти Копра успели сделать это как раз к завершению вахты на МКС. Они действовали медленно и осторожно, открывая и закрывая клапан подачи воздуха в модуль с интервалами в несколько секунд. Это делалось для того, чтобы избежать повторения фиаско, которое постигло первую попытку в четверг.
В четверг Уильямс и его коллега из NASA Тимоти Копра попытались развернуть модуль BEAM, но он начал раскрываться неравномерно, датчики зафиксировали недопустимый уровень давления, и операция была приостановлена.
Эксперты также считают, что в целом модуль находится в нормальном состоянии. Они также заверили, что эта операция никак не отразилась на станции и ее экипаже, в состав которого помимо двух американцев входят российские космонавты Юрий Маленченко, Олег Скрипочка и Алексей Овчинин, а также британский астронавт из Европейского космического агентства Тимоти Пик.
Модуль BEAM был доставлен на МКС 10 апреля на борту грузового корабля Dragon и должен пройти двухлетнюю проверку, которая покажет, насколько надежно он может защитить экипаж станции от солнечной радиации, космического мусора и экстремальных температур. Диаметр этой конструкции после раскрытия должен составить около 3 метров, длина - около 4 метров, а "обитаемый объем" - 16 кубометров. Когда испытания закончатся, модуль будет отсоединен от МКС, сойдет с орбиты и сгорит в плотных слоях атмосферы Земли."
Подробнее на ТАСС:
ТАСС: Космос - Надувной модуль NASА на МКС развернут полностью
https://twitter.com/Space_Station
Про Маска)) :
Прикольно она садится)) Прям как на Луну)) Пишут, что в июне впервые вторично запустят летавшую ступень))
Познавательно :
http://zelenyikot.livejournal.com/95190.html
"РОСКОСМОС. КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ «ГЛОНАСС-М» УСПЕШНО ВЫВЕДЕН НА РАСЧЕТНУЮ ОРБИТУ 29.05.2016 15:43
В соответствии с циклограммой полета навигационный космический аппарат «Глонасс-М» №53 (создан компанией «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф.Решетнёва») выведен на расчетную орбиту и взят на управление средствами Главного испытательного космического центра им. Титова. С космическим аппаратом установлена и поддерживается устойчивая телеметрическая связь. Бортовые системы спутника «Глонасс-М» №53 функционируют нормально.
Вывод на орбиту космического аппарата «Глонасс-М» № 53 был проведён в рамках поддержания функционирования орбитальной группировки российской системы ГЛОНАСС, обеспечивающей глобальный охват услугами спутниковой навигации.
ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система (ГЛОНАСС) – российская спутниковая система навигации, предназначена для оперативного навигационно-временного обеспечения неограниченного числа пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования. ГЛОНАСС – единственная система в мире, которая предоставляет доступ к гражданскому сигналу глобального позиционирования в двух частотных диапазонах L1 и L2 потребителям по всему миру на безвозмездной основе."
http://www.roscosmos.ru/22272/
Последний раз редактировалось OKA; 29.05.2016 в 22:40. Причина: доп.
"РОСКОСМОС. ЗАВЕРШАЮТСЯ ПОИСКОВЫЕ РАБОТЫ В ЗОНАХ ПАДЕНИЯ ФРАГМЕНТОВ РН «СОЮЗ-2.1А» 30.05.2016 17:20
Поисковые группы РОСКОСМОСА (ФГУП «ЦЭНКИ») завершают работы по поиску и эвакуации фрагментов отработавших ступеней ракеты-носителя «Союз-2.1а», запущенной 28 апреля 2016 года с космодрома ВОСТОЧНЫЙ.
Сегодня, 30 мая 2016 года, в Алданском районе Республики Саха (Якутия) обнаружены обе створки углепластикового головного обтекателя ракеты-носителя. После эвакуации этих фрагментов продолжавшаяся больше месяц после пуска работа поисковых групп будет успешно завершена.
Ранее специалисты обнаружили в Зейском и Тындинском районах Амурской области все четыре боковых блока первой ступени, а в Вилюйском улусе Республики Саха (Якутия) – 16 фрагментов второй ступени ракеты-носителя общей массой почти в 1 тонну. Все фрагменты были найдены в заданных районах падения. Впервые в российской космической практике для определения мест падения фрагментов второй ступени ракеты-носителя были применены радарные следящие системы.
В поисковых работах вместе со специалистами Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ФГУП «ЦЭНКИ»), авиационных подразделений и МЧС, участвовали представители органов власти Якутии и Амурской области и экологи природоохранных организаций. В районах обнаружения фрагментов были взяты экологические пробы снега и почвы, и проведены экспресс-тесты. Подтверждено, что никакого негативного воздействия на окружающую среду падение отработавших ступеней ракеты-носителя не нанесло."
Государственная корпорация по космической деятельности РОСКОСМОС |
"При запуске спутника «Глонасс-М» произошла нештатная ситуация
Нештатная ситуация произошла во время работы третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2.1б» при выведении спутника «Глонасс-М» в воскресенье с космодрома Плесецк (Архангельская область), сообщил источник в ракетно-космической отрасли. Двигатель РД-0124 производства воронежского конструкторского бюро химавтоматики выключился раньше намеченного срока, и разгонному блоку пришлось отрабатывать этот недостаток за счет собственных двигателей."
При запуске спутника «Глонасс-М» произошла нештатная ситуация ― Спутник / Новости
"Москва. 30 мая. INTERFAX.RU - Астронавты в середине недели установят ряд датчиков внутри надувного модуля BEAM (Bigelow Expandable Activity Module) американской компании Bigelow Aerospace, а затем покинут его, сообщили "Интерфаксу" в представительстве NASA в ЦУПе.
"Этот экспериментальный модуль даст возможность изучить, в каких условиях его можно использовать для работы человека. В течение двух лет он будет собирать информацию и затем будет отстрелен и затоплен в океане", - сказал собеседник агентства.
Он уточнил, что планов по запуску еще одного надувного модуля к МКС пока нет, и "сначала предстоит проанализировать результаты работы действующего модуля".
Модуль BEAM массой 1360 кг был создан по контракту с НАСА стоимостью $17,8 млн. Он был доставлен на МКС 10 апреля с помощью грузового корабля Dragon частной компании SpaceX.
Ранее Bigelow Aerospace отработала технологии создания трансформируемых модулей с помощью двух экспериментальных космических кораблей типа Genesis, которые запускались с помощью российских ракет-носителей "Днепр".
BEAM представляет собой полую камеру объемом 3,6 кубометра, которая при закачке воздуха раздувается в 4,5 раза до 16 кубометров. Модуль предназначен для проживания и работы будущих экипажей МКС. Его планируется прикрепить к шлюзу жилого модуля Tranquility, надуть и использовать в экспериментальном режиме в течение двух лет.
Члены экипажа должны будут побывать в нем несколько раз, чтобы установить, насколько надежно внешняя оболочка надувного отсека защищает от радиационного излучения и космического мусора.
Российские космонавты посетят американский частный надувной модуль BEAM после того, как он будет полностью развернут и активирован.
В Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" планируют отправить надувной модуль к российскому сегменту МКС в рамках действующей Федеральной космической программы до 2025 года.
В процессе разворачивания и заполнения BEAM воздухом ранее возникли проблемы. Так, эти операции были отложены до 27 мая из-за технических проблем.
"Астронавты на МКС столкнулись с проблемой перед заполнением воздухом надувного модуля BEAM. На панели управления наддувом появился сигнал отказа, сообщающий о том, что нет подтверждения разрезания лент, удерживающих корпус модуля в сложенном состоянии", - пояснял со своей стороны источник в ракетно-космической отрасли. По его словам, через некоторое время проблему удалось решить.
Утром в пятницу было принято решение попытаться вернуть модуль в исходное состояние, так как при повторной попытке наддува существовала угроза деформации.
Успешно развернуть модуль удалось лишь 28 мая."
http://www.interfax.ru/russia/510788