" Отмена телескопа WFIRST и россияне на орбите Луны
Ситуация, когда ресурсов хватает на все желаемые проекты, обычно встречается только в компьютерных играх, причем на низком уровне сложности. В реальной жизни, как правило, приходится выбирать, и движение в одном направлении означает стагнацию в других. Очень ярко этот тезис проиллюстрировали две новости прошлой недели, хорошая и плохая. С одной стороны, страны-участницы проекта окололунной станции Gateway подтвердили свою заинтересованность в дальнейшей работе, с другой - в проекте бюджета NASA на 2020 год не нашлось места инфракрасному телескопу WFIRST, что может означать окончание эпохи "флагманских" телескопов агентства.
Когда уходят флагманы
Инфракрасный телескоп WFIRST, который должен иметь поле зрения в 100 раз больше, чем "Хаббл" и предложен для обнаружения экзопланет и изучения темной материи, уже не первый раз находится на грани отмены. Год назад в проекте бюджета NASA на него не предусмотрели денег, но Сенат все-таки выделил средства для продолжения работ. Сейчас же WFIRST находится в худшей ситуации - в Конгрессе США растет недовольство задержками и превышениями сроков телескопа "Джеймс Уэбб", и во второй раз проект могут уже и не спасти.
Проект бюджета NASA по годам, https://www.nasa.gov/sites/default/f...dget_brief.pdf
В целом проект бюджета NASA на 2020 год 21 миллиард долларов, на 500 миллионов меньше, чем год назад. Сокращения не могли не повлиять на уже идущие программы, например, предложено отказаться от разработки версии 1B для ракеты SLS с более грузоподъемной верхней ступенью Exploration Upper Stage. Но самый сильный удар нанесен астрофизике и изучению Земли. Бюджет астрофизического отдела предлагается сократить на 347 миллионов, с 1191 миллионов до 844, а изучение Земли - на 152 миллиона. В целом научную часть бюджета собираются сократить с 6,9 до 6,3 миллиардов.
Джон Морзе, руководитель астрофизического отдела NASA, сообщил в интервью Space.com:
У нас будет "Джеймс Уэбб", отличная обсерватория, но ничего больше. В предложенный бюджет нельзя уместить еще одну обсерваторию, которая будет стоить несколько миллиардов. Поэтому они и отменили WFIRST - на проект общей стоимостью 3 миллиарда долларов и сроками 7-8 лет просто нет средств.
Остановка работ над телескопом, который должен был бы стать следующим после "Джеймса Уэбба" может означать, что в течение многих лет у агентства не будет следующего большого телескопа. Напомню, что проекты агентства группируются по объемам выделяемых средств, и к самым дорогим, "флагманским" (Flagship) миссиям относятся телескопы "Хаббл", "Чандра" и "Джеймс Уэбб". Сопредседатель научной команды WFIRST Дэвид Спергель сообщил space.com дословно:
Если этот бюджет примут, то новых "флагманских" миссий не будет.
Также стоит отметить, что Gateway и SLS не "съели" WFIRST напрямую, на них выделяется на порядок больше средств. Но, например, предложенные 363 миллиона долларов на разработку лунных посадочных аппаратов практически точно совпадают с ежегодными расходами на WFIRST, которые Морзе оценивает в 400 миллионов.
Также, увы, в условиях сокращения бюджета WFIRST является не единственной потенциальной жертвой. Предлагается отменить спутник изучения океана PACE и климатологическое оборудование CLARREO Pathfinder для МКС. И что совсем печально, в проекте бюджета нет денег на образовательную программу STEM, в которой у студентов была возможность работать в проектах агентства. Впрочем, остановка финансирования STEM уже предлагалась в бюджетах 18 и 19 года, но столкнулась с резкой критикой как республиканцев, так и демократов, так что у программы все-таки есть шансы получить средства и в этом году.
Те же и Gateway
Свежая схема окололунной станции Gateway, изображение NASA
В начале марта прошла встреча многосторонней координационной группы, состоящей из представителей NASA, Европейского (ESA), Канадского (CSA) и Японского (JAXA) космических агентств и Роскосмоса, на которой стороны подтвердили свои намерения продолжить работу. После неопределенности второй половины 2018 года отрадно видеть, что "Роскосмос" сохраняет участие в проекте. Также стоит отметить, что Канадское космическое агентство стало первым официальным партнером NASA, 28 февраля этого года, остальные агентства пока что входят только в координационную группу. Состав участников совпадает с агентствами, создавшими МКС, разве что доли участия изменились.
Из опубликованной схемы видно, что в наибольшей степени Gateway является американским проектом - три модуля создаются в NASA, и сменные логистические отмечены как совместные NASA и JAXA. ESA создают один модуль и участвуют вместе с JAXA в еще одном. Один модуль будет делать Россия, а Канада предоставит манипулятор. Корабль Orion состоит из командного отсека NASA и сервисного, создаваемого в ESA. Так что соотношение долей получается похожим на 4(NASA):2(ESA):1(JAXA):1(CSA):1(Роскосмос ). Логично предположить, что космонавты и астронавты будут представлены на станции пропорционально доле участия в проекте, аналогично МКС. И, если "Орион" будет летать с экипажем 4 человека, то 2 кресла займут американцы, одно, скорее всего, достанется европейскому астронавту, а последнее по какой-либо схеме будут получать астронавты Канады, Японии и российские космонавты. Это заметно отличается от привычного нам распределения ролей на МКС, где наиболее сильно присутствие американцев и россиян, европейцы летают регулярно, но не в каждом полете, японцы летают реже раза в год, а канадцы появляются раз в несколько лет. Также, поскольку станция предполагается посещаемой, экипажи будут зависеть от непосредственно выполняемых работ, например, сборку первых трех модулей будут выполнять американцы и европейцы, а первый канадец, японец или россиянин прилетят с первым модулем или важным оборудованием соответствующей страны.
По текущим планам Gateway будет представлять собой посещаемую станцию на высокоэллиптической гало-орбите вокруг Луны. В 2022 году на коммерческой ракете-носителе к Луне должен отправиться модуль Power and Propulsion Element (PPE) с солнечными панелями и электрореактивным двигателем.
В 2024 одновременно полетят European System Providing Refuelling, Infrastructure and Telecommunications (ESPRIT), модуль с дополнительными запасами топлива, коммуникационным оборудованием и шлюзом для научного оборудования и небольшой U.S. Utilization Module с пространством для экипажа. Станцию из трех модулей соберет экипаж первой экспедиции посещения, прилетевший на корабле Orion. Затем к комплексу добавят два обитаемых модуля, сменный логистический, канадский манипулятор (должен прилететь на первом логистическом) и российский многофункциональный модуль, судя по изображению, являющийся главным образом стыковочным отсеком. Gateway планируется использовать как для миссий к Луне, так и для отправки марсианского корабля в 2030-х."
https://lozga.livejournal.com/189717.html
Марс- как много в этом звуке...Кудыж без него ( ̶н̶а̶х̶р̶е̶н̶ ̶о̶н̶ ̶н̶у̶ж̶е̶н̶ )
" У берегов Камчатки в декабре взорвался метеорит. Сила взрыва достигла 173 килотонн
Пол Ринкон Корреспондент Би-би-си по вопросам науки
Неподалеку от побережья Камчатки в декабре произошел крупный взрыв метеорита, сообщает НАСА.
Взрыв был вторым по величине за последние 30 лет, и уступает лишь взрыву метеорита над Челябинском шесть лет назад.
Взрыв не сразу заметили, так как он произошел над Беринговым морем.
Мощность взрыва была в 10 раз больше, чем у атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму.
Линдли Джонсон, специалист НАСА по защите Земли от внеземных объектов, сказал в интервью Би-би-си, что взрывы такого масштаба случаются лишь два-три раза за 100 лет.
Что известно о взрыве?
18 декабря, примерно в полдень по местному времени, метеорит пробился в атмосферу Земли со скоростью 32 километра в секунду, на крутой траектории в семь градусов.
Метеорит, размером в несколько метров, взорвался в 25,6 км над поверхностью Земли, с энергией удара в 173 килотонны.
"Энергия взрыва достигла 40% энергии взрыва над Челябинском, но так как это произошло на Беринговым морем, в новости этот момент не попал", - говорит Келли Фаст, специалист НАСА по околоземным объектам.
По ее словам, тот факт, что большая часть Земли покрыта водой, защищает человечество от таких взрывов.
Взрыв метеорита был замечен военными спутниками. НАСА получила информацию об этом от ВВС США.
Линдли Джонсон говорит, что взрыв произошел вблизи маршрутов многих международных авиакомпаний, летающих между Азией и Северной Америкой.
Сейчас исследователи пытаются узнать, видел ли взрыв метеорита кто-то из пилотов.
Что делать?
В 2005 году конгресс США распорядился, что к 2020 году НАСА должна обнаружить не менее 90% астероидов размером 140 метров и больше, находящихся на орбите, близкой к Земле. Подобные небесные тела называются "беспаспортными проблемами", так как если они упадут на Землю, их взрыв затронет целые регионы.
Ученые, однако, считают, что им понадобится еще 30 лет для того, чтобы выполнить это указание конгресса.
Обычно после обнаружения летящего в сторону Земли околоземного объекта НАСА точно устанавливает его траекторию и часто может предсказать, на какую часть Земли он упадет.
Например, в июне 2018 года обсерватория в штате Аризона обнаружила 3-метровый объект, названный 2018 LA, за восемь часов до того, как тот достиг Земли. НАСА изучила его орбиту и пришла к выводу, что он упадет на юге Африки.
Именно над Ботсваной был замечен огненный шар в небе, а затем на Земле были найдены осколки метеорита."
https://www.bbc.com/russian/news-47612240
" А потом про этот случай раструбят по БиБиСи" ))
https://www.youtube.com/watch?v=KvxYVpg_ey8
Отличнные возможности для создания в ВКС отдела по изучению перспектив использования пролетающих метеоритов в военных целях против супостатов))
Прям как в знаменитой комедии "Звёздный десант" (Starship Troopers) ))