Паша, спасибо большое! Мои предположения подтвердились.
60 лет назад, 5 февраля 1962 года вышло постановление правительства, согласно которому был принят на вооружение комплекс перехвата Су-11-8М. Дата довольно примечательная, поскольку на мой взгляд само это событие имело довольно противоречивый характер.
На фото - один из опытных самолетов Т-47, проходивших ГСИ:
Разработка Су-11 была задана весной 1958-го, одновременно с Су-9, по сути, как модификация одного и того же исходного базового самолета, носившего на тот момент времени обозначение Т-3. Напомню, что это было время, когда небо над нашей Родиной безнаказанно бороздили вражеские U-2, и Н.С. Хрущев с одной стороны, бурно негодовал по этому поводу, а с другой – занимался сокращением авиационной тематики в угоду «ракетному» направлению работ. В этой ситуации на первый план у военных выступали пожелания войск ПВО, требовавших создания специализированных высотных самолетов-перехватчиков, и именно в этот момент было введено в оборот понятие «авиационных ракетных комплексов перехвата».
Последний раз редактировалось PPV; 05.02.2022 в 16:19.
Первым из них стал Су-9-51. Су-9 создавался как самолет 1-го этапа, как более простой для реализации. На нем ставилась менее мощная РЛС ЦД-30 и ранее уже отработанная система ракетного вооружения с УР «ВВ» типа К-5М с наведением по радиолучу, и это, конечно, сильно ускорило процесс испытаний. Чтобы максимально сократить процесс создания, самолет запустили в серию на заводе № 153 в Новосибирске еще до окончания госиспытаний, а годом позднее к выпуску машины подключили еще и завод № 30 в Москве. В строй первые самолеты пошли летом 1959-го, ГСИ завершили в апреле 1960-го, и осенью того же года комплекс приняли на вооружение. Суммарный серийный выпуск Су-9 (включая Су-9У) на 2-х заводах составил 1064 самолета. Однако спешка, в которой проводились все эти работы вышла для самолета «боком». Начальный период эксплуатации оказался довольно «кровавым», освоение машины в войсках шло на фоне высокой ее аварийности…
Су-11 по времени шел вслед за Су-9, и конечно же, во многом уже с учетом тех «шишек», которые успели набить ранее. Принципиальным его отличием от «первопроходца» была установка новой системы вооружения, которая исходно предназначалась для опытного перехватчика ОКБ-115 Як-27К, и включала более мощную РЛС типа «Орел» и более мощные и дальнобойные ракеты «ВВ» типа К-8, оснащенные ГСН 2-х типов: полуактивной радиолокационной и пассивной тепловой.
В качестве ремарки: Почему эту систему не удалось довести на Як-27К – я не знаю. Кстати, это вопрос вообще очень интересный, разработка первых отечественных УР «ВВ» с системами самонаведения типа К-6, К-7, К-8, довольно слабо отражена в историографии, за исключением статей Ангельского в журнале "ТиВ" и вспомнить почти нечего…
Последний раз редактировалось PPV; 05.02.2022 в 23:57.
Испытания этой системы вооружения как раз и отняли больше всего времени. Попутно пришлось решать вопросы, связанные с ухудшением ЛТХ базового самолета: из-за установки на самолете более тяжелой и габаритной РЛС и подвески новых ракет снизилась скорость и дальность полета, их пришлось компенсировать установкой более мощного двигателя АЛ-7Ф-2 и увеличением на борту количества топлива. Так или иначе, ГСИ самолета закончили в июне 1961-го, в итоговом акте было отмечено, что по сравнению с Су-9 новый перехватчик имеет явные преимущества за счет расширения диапазона высот, скоростей и ракурсности перехватываемых целей, дальности их обнаружения и захвата, дальности стрельбы и помехозащищенности ракет. Ну и после положенного периода согласований, 5 февраля следующего 1962 года вышло то самое ПСМ, которым самолет был принят на вооружение. Между прочим, одним из пунктов этого постановления были заданы работы по дальнейшей модификации самолета, что привело в конечном счете к появлению на свет Су-15, но это уже совсем другая, отдельная история…
А возвращаясь к Су-11, на мой взгляд в его судьбе печальную роль сыграли два основных обстоятельства:
- высокая аварийность его предшественника Су-9,
- Як-28П, с инициативой по ускоренному запуску которого в серию выступил в начале 1961-го командующий авиацией войск ПВО Е.Я. Савицкий.
Свою роль сыграла также катастрофа, случившаяся 31.10.1962-го в Новосибирске на первой серийной машине, в которой погиб летчик-испытатель ГНИКИ В.М. Андреев.
На фоне всех этих событий военные с очень большой опаской и предубеждением относились к Су-11, его серийный выпуск был существенно ограничен (построено 108 самолетов), а период доводки машины уже после ее внедрения в серию растянулся еще на 2 года. Первые серийные машины были переданы в строй только летом 1964-го, ими были вооружены 3 полка перехватчиков. В строю, как и Су-9, Су-11 находились вплоть до 1980 года. …
Последний раз редактировалось PPV; 05.02.2022 в 16:16.
Интересно отметить, что в тот же самый день 5 февраля 1962 года было принято несколько постановлений правительства, и одним из них было ПСМ о создании будущего МиГ-25 ...
Потрудитесь пролистать несколько страниц назад, пост N 611
В архиве НАЗ хранятся чертежи большинства машин, запускавшихся там в производство.
А вот архива завода "ЗнамяТруда" больше нет.
Однако благодаря помощи коллег с фирмы Микояна, удалось вывезти оттуда полный комплект КД на Су-9 и Су-9У.