Про причины расширения ВЗ, по моему, было написано в монографии "Классика второго поколения". У меня под рукой нет журнала, могу процитировать с "первоисточника", речь в этом отрывке идет об испытаниях Р13-300 на Су-15 №№ 07-11 и 11-37:
"В ходе испытаний ... были обнаружены самопроизвольные остановы двигателей на больших числах М при работе двигателя на режиме II форсажа при наборе высоты и при разгонах. При исследовании причин явления, оказалось, что неустойчивость работы двигателя была связана с несогласованностью режимов работы Р13-300 и воздухозаборника. Проще говоря, это было связано с недостаточным для двигателя расходом воздуха, т.е. малым проходным сечением исходного воздухозаборника на Су-15. Для ликвидации этого явления в перспективе необходимо было расширить входное устройство, но для налаженного серийного производства это было неприемлемо, поэтому пришлось просто ограничить применение форсажа на Су-15 с Р13-300 только режимом I форсажа. Оказалось, что и этого вполне достаточно для улучшения характеристик самолета. ... Возможность задействовать режим I форсажа появилась на Су-15 только после модернизации, когда на самолете были установлены расширенные воздухозаборники."
Последний раз редактировалось PPV; 10.11.2010 в 00:22.
Ну и далее, непосредственно про испытания расширенного ВЗ:
"Для испытаний нового воздухозаборника был выделен серийный Су-15 N 13-40, который получил в ОКБ заводской шифр 0009. Расширенные воздухозаборники для него были изготовлены опытным производством ОКБ, а их установка на самолет осуществлялась в Новосибирске, на филиале ОКБ. Ведущим инженером по самолету был назначен В.П. Васильев. 30 октября 1970 г. летчик-испытатель ОКБ Е.С. Соловьев облетал эту машину на заводском аэродроме в Новосибирске и ко 2 сентября перегнал ее в Москву. К 29 ноября 1970 г. ОКБ совместно с ЛИИ завершило на самолете предварительный этап заводских испытаний, по результатам которого было дано положительное заключение для производства, и документация по новому варианту заборника была передана на серийный завод для внедрения в серию на Су-15ТМ. Но полностью программу ЛКИ закончили только весной 1971 г. Столь долгий этап доводки объясняется тем, что в ходе заводских испытаний на машине было выявлено довольно неприятное явление. При наборах высоты на режиме II форсажа двигателей на высотах свыше 16 км и близких к предельным значениях М=1,95-2,1 на самолете возникали незатухающие боковые колебания, что существенно затрудняло пилотирование. Это потребовало проведения дополнительной программы испытаний для выяснения причин явления и его устранения. "
Далее объясняется причина снятия с самолета ВЗ компенсации донного сопротивления в ХЧФ:
"Дальнейшие исследования привели к парадоксальному результату: колебания в боковом канале на 13-40 были ликвидированы только в варианте, когда с самолета были сняты заборники подпитки сопла в ХЧФ, во всех прочих вариантах ликвидировать неустойчивость в боковом канале не удавалось. Альтернативным вариантом являлось изменение настроек демпферной части САУ-58. Этот вариант не требовал серьезных изменений конструкции и после испытаний именно он был рекомендован для серии на Су-15ТМ. "
А чуть ниже - про то, что в серии ВЗ подпитки сопла были сняты с серии 10-30...
Последний раз редактировалось PPV; 10.11.2010 в 00:35.
Все вышеописанное можно было прочитать в А+В, вот не удосужился-каюсь.
Но я хотел выяснить и прилагал фото верхней обечайки СВЗ двигателя самолетов ТМ с 12серии. А водотражатель был установлен не только на ТМ но и на других Су-15, эта доработка выполнялась на АРЗ, и уже после 1980г.
Среди Т была машина с №91имевшая ещё и имя собственное "Имени...":с большими СВЗ, 2форсажем, и без ВЗ компенсации донного сопротивления_там их просто никогда не было, отсутствовали следы демонтажа.
Понятно, что "ТМ", но есть непонятные моменты:
- с одной стороны, конусообразный обтекатель РЛС, т.е. машина до 8-й серии.
- с другой стороны, уже сняты верхние ВЗ в ХЧФ, значит машина после 10-й серии?
Возможен, конечно и такой вариант, что на машине после 8-й серии уже в строю выполнили доработки по снятию ВЗ в ХЧФ, или наоборот, на машине после 10-й серии "воткнули" острый обтекатель РЛС...
"тупые пилоны" - это какие АПУ: ПУ-1-8, или, наоборот, ПУ-2-8?
То, что нет пилонов под Р-60 - ничего не значит, доработки осуществлялись после 1979-го...
В общем, интересно узнать, когда и где сделан снимок, т.е. желательно поискать комментариев к фото из текста или найти первоисточник фото с соответствующими комментариями...
Последний раз редактировалось PPV; 10.11.2010 в 19:26.
Некоторые летчики упоминали, что был на определенном этапе дефицит оживальных коков и возможно эпизодически устанавливали острые.
Павел, где ты пропадал столько дней, не в командировке? Я уж не знал, что думать. Тут такие дебаты...
Теперь поотвечаю маненько.
По поводу "37"-го на Ходынке. Я уже просто забыл, что это несерийная машина, ну, да ладно. По поводу памятника "37". Я практически уверен, что это СУ-15ТМ. Если внимательно посмотреть на линии бликов вдоль в\з, то видно, что эта линия не прямая, а, как бы расходится ближе ко входу в\з. Т. е., на мой взгляд, там есть расширение.
На второй фото точно не простой 15-й. 100%. Об этом говорит расшивка НЧФ. В\з, если опять же, смотреть по бликам (очень полезная вещь-расматривание бликов, доложу я вам), то мне кажется, что и здесь линия бликов не прямая. Поэтому я и считаю, что это ТМ.
Более поздние пилоны ПУ-2-8.
Почему конус конический-я, конечно, не знаю. Всяко может быть, всякие бывают машины. С МИГ-25 тоже бывают вопросы: и от той машины есть что-то, и от этой...
Отсутствие Р-60 тоже ни о чем не говорит.
Теперь у меня вопросы.
1) Павел, как же так, что у тебя нет статьи из АиВ? Вернее, я думаю, статья у тебя есть, нет журнала, да?
2)Что, "37" с Ходынки пропал? Нет? А "01"?
Николай, я же написал: "У меня под рукой нет журнала, могу процитировать с "первоисточника", ... ". Это в том смысле, что брал с исходной статьи, подготовленной для публикации и отосланной в редакцию, и которую киевляне, в соответствии со своими соображениями, "причесали", и в чем-то сократили. Так что действительно, вполне возможно, что в "АиВ" этого нет...
Однако сейчас перечитал, что написал, и понял, что в свое время невнимательно вычитывал текст. Ну как можно было написать: "30 октября 1970 г. летчик-испытатель ОКБ Е.С. Соловьев облетал эту машину на заводском аэродроме в Новосибирске и ко 2 сентября перегнал ее в Москву." Следует читать "30 августа 1970 г.", далее по тексту.
Так что, не торопись вклеивать, Коля!
Последний раз редактировалось PPV; 10.11.2010 в 22:01.
Да нет, журнал, конечно есть, но лежит где-то далеко, лень доставать. Гораздо ближе компьютер с исходником статьи, но я так и не удосужился выяснить, что именно киевляне исключили из нее для публикации...
На Ходынке самолеты сейчас в таком состоянии, что смотреть на них нет никакого желания - все побитые и разграбленные, стоят на огороженной площадке, куда никого не пускают. Так что где именно борт 37 я не в курсе. А 01 уже давно стоит у нас на территории, в качестве памятника...