Да, в книге "Воздушная мощь...." и ряде других были утверждения, что 6 "Кольтов"- лучшее оружие. Однако почему-то американцы перешли на 4х20мм, а потом на "Вулкан"? И почему сегодня нет истребителей с "Миниганами"?
А оценка того, что все же эффективнее, делалась примерно так. Для каждого типа самолета и калибра снаряда можно определить среднее необходимое для поражения число попаданий. Для МиГ-15 и F-86 оно приблизительно составляло 1 попадание - 37мм, 2-3 -23 мм и несколько десятков 12,7. Далее, для разных дальностей расчитывалась вероятность одного попадания, и верояность попадания среднего необходимого для поражения числа попаданий при очереди 1, 2, 3 сек. Уже не помню точных данных, занимались такими задачами для самоподготовки давно в ВВА, но 2х23 и 1х37 даже при их скорострельности однозначно выигрывали у 6х12,7 при бое против истребителя (помню, именно такая расчетная задача, помимо других прочих, нас была). При действиям по бомбардировщикам это преимущество увеличивалось, на определенной дальности 12,7 мм пульки не пробивали полностью обшивку! И как бы "ковбои" не гордились своими "Кольтами", премущество их уже в ходе Второй Мировой войны подверглось большому сомнению! Наибольшая эффективность приемлемых вариантов вооружения с учетом характеристик, веса пушки и боезапаса получалась у 30 мм при общем темпе около 2000 в/мин (это две "Дэфа" или 1 ГШ -30I).
А о поводу АСП-3, да и АСП-5 всех модификаций, эти разработки теоретиков, которые пытались показать практикам, что задачи прицеливания ими решены. АСП-3нм можно было применить при атаке почти неманеврирующей (с кренами до 45) цели, что мы и делали зелеными курсантами на Л-29 на втором курсе КВВАУЛ. АСП-5 был не лучше, хотя и был сопряжен с СРД. АСП-ПФД тоже годился для стрельбы в режиме "Гиро-300", когда цель, база которой введена заранее вписывалась на дальности 300 с ромбы подвижной марки, причем марка оставалась в поле отражателя до перерузок около 6. Остальное время десятки килограмм гиросковов и вычислителей возились мертвым грузом, и основной сеткой была наподвижная. Я обычно выводил обе, для ведения как сапроводительной в режиме "Гиро-300", так и сопроводительно-аграддительной по неподвихной сетке. На снимке с СШ-45 сетка АСП-ПФД, стрельба по наземной цели, высота около 50м.
Последний раз редактировалось Fighter; 29.03.2011 в 11:56.
Уважаемый Fighter
О "возимом мертвом грузе" я с Вами полностью согласен т.к. настройка оптической ПСВС было делом деликатным и довольно сложным.Угловые поправки строились автоматически и бывало не всегда стыковались с теми которые вводились летчиком.Возможно посему режим "неподв." ,в отличии от "Гиро"(который помниться еще имел и ограничения по перегрузке до3) был востребован чаще. Кстати, а как вел себя в подобных ситуациях-АСП-ПФ?
Последний раз редактировалось alexvolf; 29.03.2011 в 00:24.
В режиме Гиро, стрелять, что по воздушной, что по наземной цели было почти невозможно. Любое колыхание продольной оси (перегрузка, скольжение), без которого не обойтись при прицеливании, приводило в уходу прицельной марки, т.е требовало дополнительной коррекции, которая уводила марку опять в сторону. Более приемлемым при стрельбе по в/ц был режим "Гиро-300" при нем марка не так болталась и удерживалась в пределах экрана на больших перегрузках. Хотя, в реальном бою этот режим был тоже малоприменим, в основном при учебной стрельбе по цели, выполняющей хотя интенсивное, но плавное маневрирование. Надо понимать, что к этому времени пушечное вооружение у истребителей стало дополнительным к основному - управляемым ракетам. По наземным целям несколько раз в молодости стрелял из пушки в режиме "Гиро" и измерением дольности в режиме "Закрепленный луч". Но тоже так надо было все делать плавно, словом не понравилось! В мирное время из пушки обычно стреляли в непод, по вспомогательной сетке (там на ней такой крестик), основная сетка в режиме "автомат" установливалась сама на угол прицеливания 12,5 тыс, что соответствало дальности 1500м и углу пикирования 20 град. Ну, а в Афганистане из пушки стрелял так, пологое пикирование 10-15 град, начало стрельбы с расчетом на небольшеой недолет и чисто визуальным определением, что пора! Далее по взрывам на земле педалями понаправлению загоняю трассу а цель, когда трасса на цели, отжимаю ручку от себя и доставляя цели весь остаток боекомплекта. Вывод резкий с перегрузкой 7 тоже визуально по высоте, где то 25-50м. стрельба продолжалась всего 4-4,5 сек, уходил весь БК 200/250 снарядов. По мирному времени конечно нарушение всех методик. Правда, чтобы так стрелять, надо достаточно полетать ниже деревьев, чтобы чувствовать каждый метр высоты.
Без этого опыта следовать методике не советую.
Fighter
Помниться,в году 68-69-м "зеленых" курсантов учили еще и бомбометанию с Л-29 в пикировании, с использованием АСП-3НМУ (с заранее выбранным углом упреждения).Многое забылось,но некоторые условия помняться до сих пор- высота ввода 1500,угол пикирования 30,приборная скорость 300 км/час,высота сброса по прибору 900.Интересно отметить,что угол упреждения заранее выставлялся на земле.Сейчас уже не помню сколько тысячных составлял радиус неподвижного кольца,но отчетливо помню чтобы положить бомбу в центр,цель следовало держать в верхнем крае кольца при пикировании...
Нет, в Каче (71 г) на Л-29 мы только "стреляли" по воздуху. По наземным целям на четвертом курсе на МиГ-21ПФ с ПКИ с С-5. МиГ-21ф-13 с АСП-5 и пушкой НР-30, на которых летали на 3 курсе, тогда отдали "друзьям". При бомбометании на МиГ -21 угол прицеливания всегда выставлялся заранее (или в полете, с разными вариантами боеприпасов) и был различен для разных бомб (от 5 до 7 град). В горах его также корректировали для различных высот цели.
Перегрузка была небольшая, да и длилась мгновения, вся очередь с полным БК - 4 сек. А куда прицел может уйти на "непод"?
По воздушным целям реальная стрельба примерно такая же - чем ближе, тем лучше. В Корее тоже далее 600 м редко кто сбивал, а на на 100 м и прицеливаться практически не надо. Вообще прицелы той поры имели самый важный недостаток. Углы прицеливания и упреждения измерялись гироскопом, определяющим угловую скорость стреляющего, с учетом дальности до цели (вводимой СРД или вручную). Таким образом, прицел нормально определял углы только при определенной длительности сопровождения прецельной маркой цели. А в бою надо было быстро загнать эту марку на цель, что приводило к раскачиванию марки, в результате прицел выдавал непонятно какие углы. Сегодняшние прицелы работают принципиально по иному. ОЛС или РЛС, захватив цель выдают ее точные угловые координаты и дальность, прицел же расчитывает углы и надо лишь совместить марку прицела с маркой цели. Причем, процесс прицеливания на разбалтывает марку прицела как ранее.
Говоря о ПСВС не стоит забывать о том,для чего они собственно первоначально создавались.В качестве иллюстрации американская
револьверка-GAU-8...
Кстати вопрос- не у кого нет инфо касаемо эпизодов применения GAU-8 в воздушном бою?
На обычных серийных "бисах", действительно, стояли АСП-3Н, однако самолеты 64 ИАК с ноября 52-го года дорабатывались под установку АСП-3НМ, как те, что на тот момент были в частях Корпуса, так и те, что поступали на пополнение позднее. МиГ-15бис с АСП-4Н и СРД появились в 64 ИАК уже после Корейской войны
Последний раз редактировалось KAPACb; 31.03.2011 в 23:53.
Ответ на сообщение Fighter от 28.03.2011, 13:46
1. Вся наша истребительная авиация летала в годы ВОВ с лицензионной копией американского прицела, отечественное обозначение ПБП-1.
2 ПРИЦЕЛЫ АСП-1,АСП-3 копии американских гироприцелов периода ВОВ.
АСП-4 тоже копия. американского прицела.
Американцы при калибре пулеметов 12,7мм сделали ставку на повышение точности и кучности стрельбы.
Так при пристрелке оружия для F-86Е в тире по мишени 3,6м на 3,6м :
Для дистанции 540м(1800футов)-66,7% пуль должны попасть в круг радиуса 4,5 тыс дальности относительно центра цели.
При стрельбе в воэдухе по стандартной мишени -истребитель с использованием РД.
добивались на дистанции 360м-27,8% попаданий
На дистанции-540м-22% попаданий.
Для вывода из строя Миг-9 стрельба сзади( из Справки)-требовалось попадание от8 до 14 пуль( в зависимости от типа БП).калибра 12,7мм
1. В настоящее время опубликованы данные по восстановлению боевых повреждений самолетов авиации флота в Корейской войне 1950-1953 годы.
Многие Пантеры возращались с повреждениями от попаданий 37мм снарядов, некотора часть имела до двух попаданий 37 мм снарядов.
По некоторым случаям указано время восстановления от 6 до 8 часов.
Вован22.
Категорически утверждать (выделенное) я -бы не стал.Причина простая.
Не стоит сбрасывать со счетов предвоенный советско-германский хозяйственный договор.НКАП (а в целом ВВС и вся авиапромышленность)
получили от германской промышленности далеко не единичные образцы
различных прибамбасов-в том числе и новейшие по тем временам ОП....
Что касается пристрелок "пукалок" F-86 спорить не берусь.
Однако как сие действо происходило в период ВМ (в том числе и на авианосцах)
смотрите фото