С-т был выпущен как 23-12Б, в 1982 г. переоборудован и получил индекс 23-19, в 1985 г. доработан до 23-22Б.
Самолёт с зав.н. 2960325365 имеет необычную историю.
Изначально это был МиГ-23МЛ (23-12Б), предназначенный для поставки в «третьи страны» (индексом «А» обозначались самолёты для стран Варшавского договора, «Б» ‒ для прочих заказчиков). В 1982 году его оснастили более современным оборудованием: радаром Н003Э (Сапфир-23МЛАЭ, который устанавливали на самолёты типа 23-12А), станцией предупреждения об облучении СПО-15 («Берёза»), системой ближней навигации «Клистрон» и блоками выброса помех КДС-23 в подфюзеляжном пилоне. Доработанный самолёт получил индекс 23-19 и бортовой «19-красный». Предположительно, в заводских документах эта модель обозначалась как МиГ-23МЛАЭ. В таком виде самолёт предлагался различным иностранным заказчикам, но безрезультатно.16 февраля 1985 года борт передали на 121 АРЗ, где 4 июля 1986 года переоборудовали в вариант 23-22Б (МиГ-23МЛАЭ-2 по заводской документации). С 24 ноября 1986 года самолёт служил в строевой части, а 27 августа 1991 года стал учебным пособием на Монинской учебной аэродромной базе (МУАБ) ВВИА им. Н.Е. Жуковского. Зимой 1993-1994 годов в МАУБ произошло обрушение двух старых авиационных ангаров. МиГ-23 получил повреждение левой консоли крыла и 17 октября 1994 года директивой Главного штаба ВВС был передан в Музей. Так самолёту удалось спастись от неминуемой утилизации.
С картинками.
https://vk.com/aviarestorermonino
Как руководитель работ по восстановлению МиГ-23МЛАЭ б/н 19 в музее ВВС в Монино, имею доложить следующее:
Люки зашиты совсем не оцинковкой, а листовым алюминием марки АМг, толщиной 1,5 мм. Причём зашито так, что если найдутся или будут изготовлены штатные лючки (на ДЗУСах), то на демонтаж зашивки и установку штатного лючка уйдёт не больше пяти минут. Зашивка сделана с минимально возможным вмешательством в конструкцию самолёта.
Самолёт был собран (фонарь, носовой обтекатель и десятки лючков много лет находились на хранении в ангаре), отремонтированы колёса, зашиты дыры и ликвидированы рваные повреждения крыла, заменён разбитый лобовой триплекс. Вся тяжесть работы легла на плечи волонтёров и сотрудников Музея. Цвета подбирались по невыцветшим участкам обшивки, схемам окраски и фотографиям. Самолёт покрашен антикоррозийной грунт-эмалью, которую безвозмездно предоставил спонсор. Бюджетных денег не было потрачено ни копейки.
Никакой «реставрацией» это никто и нигде не называет. Ни у волонтёров, ни у сотрудников Музея нет соответствующей лицензии. Тот факт, что некоторые бригады делают что-то подобное (может, чуть более замороченно) за большие деньги и называют это «реставрацией» - к нам не имеет никакого отношения.
Основная цель наших с сотрудниками Музея работ - ликвидация многолетней «свалки» («кладбища») самолётов, которую в 2005 году устроил в углу территории предыдущий начальник Музея. Этот объект много лет отравлял репутацию Музея, поэтому в 2019 году, с приходом нового руководства, в том углу начали наводить порядок.
Последний раз редактировалось Antares; 17.10.2021 в 03:13.
Щитки на основные и переднюю стойку имеются, и уже покрашены. Но устанавливать их будем только после перекатки в экспозицию - пока они будут только мешать и поцарапаются.
В следующем году будем восстанавливать английскую техничку, полировать стекло фонаря.
Теплопеленгатор сейчас не достать, разве что муляж городить. Пушечного лафета тоже нет - поэтому пока всё зашито. Сопло взять негде, но зато двигатель внутри ‒ стоит.
Если найдутся желающие всё это добывать и восстанавливать - флаг им в руки. В любом случае, эти недостачи - не повод стыдливо держать самолёт в дальнем углу, где его вообще никто не увидит. Когда он будет в основной экспозиции, будет явно больше желающих его доукомплектовать. Может, даже КБ МиГ обратит на него внимание.
Но я этим заниматься уже не буду. Моя задача - убрать экспонат с «помойки». Там ещё осталось несколько образцов, которые можно внешне восстановить и тоже убрать оттуда, я буду заниматься ими. Пока существует эта «свалка», пока десятки экспонатов стоят некрашенными, пока не отремонтированы старинные ангары, поднять планку для музея будет очень-очень трудно.
P.S. Монино - только по названию «Центральный музей Военно-воздушных сил». А по факту это ‒ всего лишь один из филиалов Центрального музея Вооружённых сил. По статусу как Музей истории военной формы одежды или Музей-кабинет Жукова, просто размером побольше. И все заработанные деньги филиал перечисляет в ЦМВС, хотя посещаемость монинского музея за год выше, чем в головном музее!
Последний раз редактировалось Antares; 17.10.2021 в 02:57.
Самое смешное, что согласно формуляру, самолёт 4 июля 1986 года переоборудовали из 23-12 в 23-22Б (номер бюллетеня 0596118623), про 23-19 там нет ни слова. И начинается формуляр с 1985 года.
Может, перед нами совсем не 23-19, а обычный МиГ-23МЛ 23-12Б (как записано на обложке формуляра), переделанный в МиГ-23МЛД 23-22Б?
А связь между б/н 19 и индексом 23-19 - вымышленная? Может такое быть? Нет?
Если есть доступа к Часть 4 формуляра (Радиоэлектронное оборудование) - будет интересно как менялась комплектация изделия - сняли СПО-10, поставили Л006 и т.д.
Руководства по эксплуатации я не видел, только формуляр в 4-х частях. Публиковать снимки пока нельзя, к сожалению.
Не видел, вроде нет. Но надо будет рассмотреть поподробнее.
Я успел пролистать только 1 часть, где общие данные. Да и то, когда листал, не знал многих подробностей об истории борта. Как появится возможность, доберусь до остальных частей и изучу подробно. Они есть, все четыре.
Постараемся сделать подробную публикацию об истории самолёта на музейном сайте, чтобы и Музею от этого польза была. Ссылку опубликую, если всё срастётся.
Пока вся информация, которую мне удалось найти о самолёте и «поженить» друг с другом, чтобы не было противоречий, изложена здесь:
https://vk.com/wall-173678697_216425
Последний раз редактировалось Antares; 17.10.2021 в 14:41.
Antares, большое спасибо за работу вам и вашим коллегам-волонтерам! Надеюсь, сможете вытащить из "помойки" и спасти оставшиеся машины. Успехов вам всем и удачи!
Саша, да ну, привыкать, что-ли? Ну да, по идее должна была быть Н-008Э, но осталась 003Э. А ты вспомни МИГ-23М, чьё фото мы обсуждали: по виду он был МИГ-23 обр. 71 года, а оказался 23М! По крайней мере так утверждалось. У них зачастую оказывались намешаны в кучу признаки разных машин на одной.
В формуляре радиооборудование я ещё не смотрел, поэтому пока при написании текста опирался на вот эту фотографию 2005 года:
Кроме того, сама антенна РЛС и кое-что из оборудования сохранилось, мы их подробно изучим. При беглом осмотре антенны РЛС шильдик с названием мне найти не удалось...
По внешнему виду, насколько я понимаю, Н003 и Н008 практически не отличаются.
Последний раз редактировалось Antares; 18.10.2021 в 02:03.
БРЛС Н008Э должен содержать следующие блоки:
01. Блок Н008-01 - антенна
02. Блок Н008-42 - распределитель гетеродинного сигнала
03. Блок С23МЛ-74А - блок имитации и контроля цели
04. Блок С23МЛ-12Б - передатчик КНП
05. Блок С23МЛ-02А - передатчик импульсный
06. Блок С23-37 - высоковольтный выпрямитель индикации
07. Блок С23МЛ-65 - блок автоматической регулировки яркости
08. Блок С23-75 - пульт регулировки яркости
09. Блок С23-05 - индикатор
10. Блок С23МЛ-64 - блок управления контролем
11. Блок С23-50 - комплект антеннофидерного устройства
12. Блок Н008-89А - высокочастотный приемник
13. Блок Н008-40 - комплект монтажный
14. Блок С23-15 - блок разверток
15. АСП - авиационно-стрелковый прицел (в Н008Э не входит)
16. Блок С23МЛ-44 - пульт управления средний
17. Блок С23МЛ-24 - пульт управления левый
18. Контейнер радиоэлектронных блоков Н00810
19. Блок Н008-94 - блок коммутации
20. Блок H003-17 - блок питания
21. Блок H003-27 - блок питани АВМ
22. Блок H003-54 - блок сопряжения с КЗА (контрольно-записывающей аппаратурой)
23. Блок Н008-30 - распределительная коробка питания
24. Блок Н008-61Э - блок целеуказания
25. Блок С23-67 - блок терморегулирования
26. Блок С23-57 - стабилизатор тока индикатора
27. Блок Н008-34 - пульт управления правый
У экспортные 23-18А были:
Н008-01
Н008-89А
Н003-51
С23-МЛ-02А
С23-МЛ-12Б
С23-МЛ-74А
Н008-10А
Н003-17
Н003-79
Н008-03
Н003-19
Н008-29
Н008-49-1
Н008-49-11
Н003-34
С23-МЛ-44
С23-МЛ-64
С23-МЛ-84
Н003-94
Н008-30
Н003-69
Н008-20А
У экспортные 23-22А были:
Н008-01
Н003-51
Н008-61Э
Н008-42
С23-МЛ-24
Н008-34
С23-МЛ-44
С23-МЛ-64
С23-МЛ-74А
С23-МЛ-84
Н008-94
С23-05
С23-15
Н008-55
С23МЛ-65
С23-75
Н003-06
Н003-07
Н003-17
Н003-27
С23-37
С23-57
С23-67
Н003-18А
Н003-28
Н003-29
Н008-49 I
Н008-49 II
Н003-69
Н003-79
Н008-10
Н008-30
Н008-20