Нет, смытый он мне нравится куда больше. Гораздо полезнее и информативнее. Было бы хорошо, если б кто-нибудь сделал толковый отсъем его.
Нет, смытый он мне нравится куда больше. Гораздо полезнее и информативнее. Было бы хорошо, если б кто-нибудь сделал толковый отсъем его.
https://russianplanes.net/id325828
Самолёт сменил бортовой номер и камуфляжную окраску. Вместо 57 он стал 51. Кроме того, на правом воздухозаборнике нанесено изображение пикирующего сокола, впервые появившиеся на самолётах МиГ-23МЛД 168-го иап из украинского Староконстантинова во время их пребывания в Афганистане (с 1987 года его самолёты работали с баз в Баграме и Шинданде). Аналогичный рисунок украшал и МиГ-23 из состава 979-го иап с белорусского аэродрома Щучин.на самолёте есть шильдик с номером 10728
Известный Чешский тигр, вот только как его историю поместить в реестр, когда он прошел через столько событий.
МиГ-23 МЛ с серийным номером 0390324644 был построен 24.11.1982 г. на заводе №30 (МАПО). Через три дня он совершил свой первый полет, а затем еще 7 учебно-тренировочных полетов. Истребитель имел бортовой номер 4644 и 23 декабря 1982 года самолет был отправлен в Чехословакию вместе с двумя МиГ-23 МЛ. В Чехословакии самолет впервые поднялся в воздух 25 апреля 1983 года и его пилотировал Ф. Главицей.
В 1984 году самолет принял участие в учениях «Щит-84».
Роковым для этой машины едва не стал 1988 год, когда 23 сентября из самолета во время полета вылилось все масло, но, к счастью, пилот капитан Д.Младек сумел вернуть самолет на базу. После этой предпосылки к летному происшествию двигатель Р-35 был заменен.
В 1991 году последовала еще одна замена двигателя.
В сентябре 1991 года «4644» стал одним из нескольких самолетов, которые представляли чешскую армию на британском авиасалоне International Air Tatto на авиабазе Фэрфорд. Самолет пилотировал Й. Милер. В том же году истребитель был представлен на первом международном дне в аэропорту Прага-Кбелы.
В 1992 году самолет совершил 1000-ую посадку, и в этом же году он был представлен на авиасалоне CSIAF92 в Братиславе. CSIAF - Чешский международный авиационный фестиваль.
В 1993 году МиГ-23 МЛ 4644 был снят с вооружения и первым из «двадцати третьих» получил гражданский международный транспондер и спутниковую навигацию GPS.
На рубеже марта и апреля 1994 года «4644» был одним из двух МиГ-23МЛ, на которых на базе в Мон-де-Марсане испытывались французские зенитные управляемые ракеты Matra R.550 Magic II. В мае он принял участие в боевых стрельбах в Балтийском море на Слупском полигоне. В июне он принял участие в праздновании 50-летия высадки союзников в Нормандии на авиабазе Йовиллтон. В августе 1994 участвует в Словацком международном дне авиации на аэродроме в Братиславе.
В сентябре 1994 года он получил новый камуфляж «тигр» и в октябре Богумил Завадил перелетел на нем в Часлав. С октября 1994 по март 1995 года на самолете был проведен ремонт на 31-й авиаремонтной базе. В июле 1995 самолет принял участие в визите на базу в Нойбурге. В 1996 года вернулся в аэропорт Plané.
В 1997 году МиГ совершил 1500-ую посадку, двигатель был заменен и восстановлен в ремонтных мастерских в Plané. На базу Часлав самолет вернулся в мае 1998 года. В связи с модернизацией аэропорта Часлав в августе и сентябре он летал из Náměště nad Oslavou, тогда было принято решение о прекращении эксплуатации самолетов МиГ-23МЛ к концу 1998 года. К этому времени «4644» налетал в общей сложности 1050 часов. Самолеты МиГ-23 МЛ постепенно перегоняли на утилизацию в Českých Budějovic. Самолет «4644» перегнали со своей базы в Чаславе 9 декабря 1998 года, пилотировал его подполковник Йозеф Милер.
Интересно, что даже в 1999 году самолет поддерживается в эксплуатации авиаремонтными мастерскими в Českých Budějovic, где на нем летают местные летчики-испытатели, чаще всего майор Zdeněk Ouda. Самолет используется в качестве испытательной платформы для разработки L-159. В сентябре 1999 года в последний раз принимает участие в авиасалоне CIAF1998 в Hradci Králové на статической демонстрации. В 1999 году «4644» также принимал участие в праздновании 159-летия создания 99-й эскадрильи Королевских ВВС. В 2000 году принимал участие в праздновании 60-летия создания 312-й эскадрильи RAF. Вскоре после этого он был выведен из эксплуатации и выставлен у ворот аэропорта в Plane, а в настоящее время есть упоминания о его передаче в аэропорт Часлав. Общий налет этого борта составил 1136 часов и 41 минута, при 1823 зарегистрированных посадках.
Много раз пытался выяснить судьбу 114 иап. Когда работал с реестром МиГ-23, потом с реестром МиГ-29. Везде стандартная фраза: «114 иап летал на аэродроме Божий Дар (Миловица). На вооружении были МиГ-29, когда в начале 90-х полк перебазировался в Ивано-Франковск, где и был расформирован.» Конец истории, никто больше не знает. Но в этой истории не хватает начала и нет конца.
Во-первых: 114 иап начал получать МиГ-29 в начале 1991 года с завода. Но он успел получить всего 7 боевых МиГ-29 и 3 спарки МиГ-29УБ, так как было принято решение о выводе с территории Чехословакии в СССР и 21 июня 1991 года полк перебазируется в Ивано-Франковск. А на чем полк летал до переучивания? Нет такой информации. На нашем форуме у Sr10 нашел сообщение, что при перебазировании в Ивано-Франковск в составе полка кроме 10 МиГ-29, были еще 26 МиГ-23 М/УБ. Больше ничего я найти не смог.
Во-вторых: откуда 114 иап прибыл на аэродром, правильно говоря Божи Дар (чеш. Boží Dar), и когда получил МиГ-23? Нет информации, как будто полк сформировали в 1991 и сразу стали вооружать МиГ-29. Но это же не правда. Обратил внимание на полное название полка - истребительный авиационный таллинский краснознаменный полк. Начал искать по этому наименованию и нашел 159-й истребительный авиационный таллинский краснознаменный полк. Однако история 159 иап заканчивается в 1945 году, а по более позднему времени поисковики выдают 159-й гвардейский новороссийский краснознаменный полк. Но это разные воинские части и гвардейцы не летали на МиГ-23. Я хотел забросить поиски, но случайно наткнулся на сообщение - 159-й истребительный авиационный полк 21 июля 1972 года был переименован в 114-й истребительный авиационный полк (Директива ГШ ВВС № 314/3/01114 от 21.07.1972 г.). Но что было с 1945 по 1972? Узнал, что 159 иап входил в состав 275 иад (истребительной авиадивизии), но она была расформирована 20 сентября 1960 года. Однако, удалось узнать, что не задолго до своего расформирования, в 1957 году, 275 иад вошла в состав 36-й воздушной армии и тогда 159 иап базировался на аэродроме Кишкунлахаза (Венгрия), где летал на истребителях МиГ-17. В рамках операции «Дунай» в 1968 году 159 иап перебазируется на аэродром Божи Дар. Уже находясь в Чехословакии, сменив обозначение с 159 на 114 иап, переучивается на МиГ-23.
В третьих: в Ивано-Франковске 114 иап не был расфомирован. В 1991 году объединили 114 и 145 иап, объединенный полк получил обозначение 114 иап. Меня все время интересовало, почему у нового полка название 114, а не 145? Логично, что 145 полк, который полностью перевооружился на МиГ-29, должен принять в свой состав 114 иап, который получил только 10 МиГ-29. Однако, мне однажды попалась на глаза следующая гипотеза – 114 иап начал получать МиГ-29 и на заводе была готова партия новых МиГ-29 для 114 иап, чтобы не отменять эти поставки, новому полку присвоили обозначение 114 иап и новые борта пришли по назначению. Кстати, это были самые новые МиГ-29, которые остались на территории Украины.
А история 114 иап не закончилась. В соответствии с директивой министра обороны Украины от 2 декабря 2002 года 114-й истребительный авиационный полк объединили с подразделениями обеспечения, в результате чего образовалась бригада тактической авиации (114 брта). Базируется на аэродроме Ивано-Франковск, летает на МиГ-29.
Столько усилий, а информации практически больше не стало. А может кто-то знает более подробную историю 159-го истребительного авиационного таллинского краснознаменного полка?
Последний раз редактировалось cherven; 06.01.2024 в 09:16.
Закончил свои поиски по 114 иап получается следующая картина
114–й истребительный Таллинский Краснознаменный авиационный полк. В/ч 55714, с 1968 в/ч 19981. Создан в сентябре 1940 как 159 иап. В 1945 г базировался на аэродроме Унгра (Хаапсалу, Эстония), в 1951 переучивание на МиГ-15, в 1955 переучивание на МиГ-17. В августе 1957 перебазирование на аэродром Кишкунлацхаза. В июне 1960 перебазирование на аэродром Калоча (Венгрия). В июне 1961 перебазирование на аэродром Черляны (Львовская область). 1965 переучивание на МиГ-21. 21 августа 1968 перебазирование на аэродром Кошице (Чехословакия). Октябрь 1968 перебазирование на аэродром Слиач (Чехословакия). 21 июля 1972 года был переименован в 114-й истребительный авиационный полк (Директива ГШ ВВС № 314/3/01114 от 21.07.1972 г.). В декабре 1975 перебазирование на аэродром Божи Дар (Миловице, Чехословакия). 1978 переучивание на МиГ-23М. 1990 переучивание на МиГ-29. 21 июня 1991 перебазирование на аэродром Ивано-Франковск (Украина), к этому времени в полку было 10 МиГ-29 и 26 МиГ-23. В 1991 объединение с 145 иап. 2 декабря 2002 преобразован в 114 брта.
Не много удалось узнать, если кто располагает дополнительной информацией, присоединяйтесь. Остался нерешенным важный вопрос - куда делись 26 МиГ-23. В Ивано-Франковске их не было. Их получили какой-то полк на территории Украины или сразу отправили на базу хранения? Может кто знает?
Не менее интересная история происходила в 100 км на северо-запад, на соседнем с Ивано-Франковском аэродроме с удивительным названием Стрый. Там базировался 179-й иап. В 1978 году полк переучивается на МиГ-23М. После освоения новой техники, в 1979 полк становится 179-м апиб. На вооружении было 40 МиГ-23М и 6 МиГ-23УБ.
Освоение курса боевой подготовки истребительно-бомбардировочной авиации шло очень не гладко. 30.07.1979 в аварии был потерян МиГ-23М. 1983 год был очень сложным, четыре аварии на МиГ-23М (09.02.1983, 11.03.1983, 03.12.1983 и 26.12.1983) и она катастрофа МиГ-23УБ (21.04.1983, летчики погибли, фамилий, к сожалению, не знаю. Знаю, что в кабине инструктора был проверяющий инспектор). После этого было еще три аварии МиГ-23М (11.07.1984, 11.02.1987 и 04.06.1987) и одна катастрофа МиГ-23М (14 июня 1988г, лётчик к-н Лукаш В. успешно катапультировался, однако самолет упал на жилой дом, погибли два подростка). Итого получаем 9 потерянных МиГ-23М и одна спарка МиГ-23УБ. Компенсировали эти потери или нет я не знаю.
10 марта 1988 года 179-й полк переформирован из истребительно-бомбардировочного в истребительный, выведен из состава ВВС ПрикВО и включен в состав 28-го кПВО 2-й ОА ПВО. Теперь он называется 179-й иап ПВО. И уже через два года, в 1990 году переучивается на МиГ-23МЛД. По состоянию на ноябрь 1990 года в полку было 43 МиГ-23МЛД.
К 1 февраля 1992 года, во исполнение решений Верховного Совета и Указов Президента Украины, 28-й кПВО (в/ч 78488) принят в состав 8-й ОА ПВО с частями обеспечения, дислоцирующимися на территории Украины, в том числе и 179-м иап ПВО.
В октябре 1994 года 179-й иап ПВО переименован в 10-ю авиационную базу в составе 179-го полка, 87-го отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения, 319-го отдельного батальона связи и радиотехнического обеспечения.
В декабре 1996 года 10-я авиационная база расформирована.
В 1998 году аэродром Стрый закрыт. Плиты разобраны, здания разрушены.
А теперь, как всегда, вопросы. Откуда в полк пришли МиГ-23М и МиГ-23УБ? (Предположительно это были новые борта с завода).
Куда дели МиГ-23М, после перевооружения на МиГ-23МЛД? (Около 20 МиГ-23М остались в Стрыю. Они стояли вдоль рулежной дорожки в районе 2 АЭ). А куда убыли остальные?
Что случилось с самолетами после расформирования 179-го иап в декабре 1996 года? (Предположительно МиГ-23 МЛД и МиГ-23УБ были перегнаны на базу хранения в Чугуев в 1997 году. МиГ-23М были утилизированы прямо на стоянке, где они простояли семь лет).
Уважаемые знатоки, если у кого есть более подробная информация, поделитесь!
Последний раз редактировалось cherven; 19.01.2024 в 13:55. Причина: база разделки в Чугуеве
Никогда не было - и вот опять. В конце 80-х и начале 90-х на территории Украины не было полков с МиГ-23П на вооружении. Однако 805 АРЗ Днепропетровск делал ремонт МиГ-23П. Когда в начале 1992 года Украина объявила, что все самолеты на ее территории - собственность страны и начала формировать свои ВВС, в Днепропетровске задержались четыре МиГ-23П. Зачем? Даже эскадрилью из них не сделать, просто оставили, а вдруг продадим?
В 1994 году 805 АРЗ закрыли, но еще в сентябре 1996 было сообщение, что четверка МиГ-23П хранится в Днепропетровске. Что было дальше не знаю, но если не продали, значит утилизировали. Вот эти борты
0390617099 П №30 1979 СССР 23 06 15 Бн 23 красный 805-й АРЗ Украина, Днепропетровск Кайдаки на хранение сентябрь 1996г
0390617630 П №30 1980 СССР 37 07 14 Бн 37 красный 805-й АРЗ Украина, Днепропетровск Кайдаки на хранение сентябрь 1996г
0390617869 П №30 1980 СССР 85 10 08 Бн 85 синий 805-й АРЗ Украина, Днепропетровск Кайдаки на хранение сентябрь 1996г
0390618690 П №30 1981 СССР 71 15 19 Бн 71 красный 805-й АРЗ Украина, Днепропетровск Кайдаки на хранение сентябрь 1996г
Думаю 85 был из 765 полка, остальные из 472, есть мнения?
Насчет 472 иап, в конце своего исторического пути полк стал последним местом службы для с-тов четырех полков: 28 гв. иап,191 иап, 415 иап и 683 иап (не считая изначально принадлежавших 472 полку) - тот ещё пёстрый "зверинец".
Имеется ввиду самолеты 472 ИАП по состоянию на 1991 год. Позже они не могли попасть на Украину.
Кто ищет, тот всегда найдет! Долгое время я ищу данные о МиГ-23 из 114-го иап. А смог найти только сообщение о том, что 114-й иап в 1978 году начал переучиваться на МиГ-23М. На начало 1991 года в полку было 10 МиГ-29 и 26 МиГ-23. И вот неожиданно ( большое спасибо lindr за помощь) выясняется , что в Липецке на 4020 БРС в марте 2004 года находился МиГ-23МЛД ( 0390312715 ) из 114-го иап ( в/ч 55714 ). Этот самолет попал в 114-й иап 29.05.79, а 11.03.86 снят с учета и передан в 773-иап.
Как много информации в этом коротком сообщении. Получается, что 114-й иап в 1978 году переучивается на МиГ-23, а в начале 1979 году получает с завода новые МиГ-23 МЛА. В 1985 году самолеты прошли доработку до МиГ-23МЛД. В 1986 году начинается переучивание на МиГ-29 и 114-й иап раздает часть своих МиГ-23 по другим полкам, базирующимся на территории стран Варшавского договора. Получается, что до вывода из Чехословакии полк летает на МиГ-29 (одна АЭ) и на МиГ-23МЛД (две АЭ). 21 июня 1991 перебазирование на аэродром Ивано-Франковск (Украина). В Ивано-Франковск убывает личный состав полка и самолеты МиГ-29 и МиГ-23УБ. А оставшиеся МЛД передаются в другие полки, с которыми они уходят в СССР.
так как речь идет о 1991 годе, то возможно МЛД пошли сразу в Липецк на хранение. Никаких следов я не нахожу.
В/ч 53990 - 871 иап Смоленск, в/ч 52029 - Тамбов (база хранения и разделки АТ)
Последний раз редактировалось AndyK; 22.02.2024 в 22:29.