Учебно-боевой самолёт - Як-130
Внутреннее обозначение ОКБ: Як-130.
Обозначение НАТО: Mitten — «Рукавица».
Тип: Учебно-боевой самолёт.
Разработчик: ОКБ им. А. С. Яковлева.
Производитель: Иркутский авиазавод (ИАПО) (с 2011 года), ранее Авиастроительный завод «Сокол».
Первый полёт: 25 апреля 1996 года.
Статус: производится, эксплуатируется.
Годы производства: с 2009.
Стоимость единицы: $7.5 млн (ВКС России), $15 млн (экспортная).
Начало эксплуатации: февраль 2010 года.
История создания:
Конкурс на создание нового УБС был объявлен в конце 1980-х годов. Новая машина должна была стать двухдвигательным универсальным самолётом для подготовки лётчиков, начиная от первоначального лётного обучения и заканчивая особенностями боевого применения, а также для поддержания лётных навыков в строевых частях.
В перспективе, данные самолёты должны полностью заменить устаревший парк самолётов чехословацкого производства L-39, по приблизительной оценке это должно произойти в течение 10-13 лет, и стать основной учебно-боевой единицей российских ВВС. Многие из L-39, используемых в России в качестве самолётов для тренировки курсантов, давно отлетали свой ресурс. Именно поэтому ещё в конце 1980-х в СССР был объявлен тендер на разработку учебно-тренировочного самолёта. Серийное производство L-39 завершено в 1999 году, а L-159, современную версию самолёта, Министерство обороны Российской Федерации не заказывало в связи с изменением геополитической ориентации Чехии и её переходом в лагерь «вероятного противника».
Российские ВВС выбрали два проекта — Як-130 и МиГ-АТ. Для разработки нового самолёта требовались большие средства, которых не имели ни разработчики, ни Министерство обороны России, поэтому самолёты проектировались совместно с иностранными фирмами — Як-130 с итальянской Alenia Aermacchi, а МиГ-АТ — с французскими компаниями. Из-за разногласий с итальянским партнёром совместная разработка на завершающем этапе прекратилась. Каждая из компаний получила документацию на базовую версию будущего самолёта (планер), после чего выпустили собственные варианты самолётов: Aermacchi построили УТС M-346, а ОКБ им. Яковлева — учебно-боевой самолёт Як-130. За L’Alenia Aermacchi остались права на дистрибуцию и маркетинг самолёта во всём мире, за исключением СНГ (включая Россию).
Внешне итальянский самолет М-346 практически не отличается от Як-130, но оборудование и двигатели итальянцы установили собственные.
Первый полёт опытный образец Як-130 совершил 25 апреля 1996 года под управлением лётчика-испытателя Андрея Синицына.
В феврале 2005 года на Як-130 совершил полёт действующий на тот момент главнокомандующий ВВС России Владимир Михайлов.
В декабре 2009 завершены ГСИ.
После передачи производства в 2011 году на «Иркут», предприятие приняло решение создать на основе Як-130 лёгкий штурмовик с РЛС (Барс-130) и высокоточным вооружением.
Характеристики самолета позволяют использовать его в качестве легкого штурмовика, самолета-разведчика, истребителя-бомбардировщика и самолета радиоэлектронной борьбы. На его базе планируют сделать новейший ударный беспилотник.
История производства:
Потребность ВВС России в подобных самолётах оценивается 250 единиц, а потребность мирового рынка — 2500 единиц.
Серийное производство Як-130 планировалось развернуть на двух заводах — в Нижнем Новгороде и Иркутске. На Нижегородском заводе «Сокол» производство началось в конце 2008 года (поставки для ВВС России по заказу Министерства обороны), самолёт также будет производиться на Иркутском авиационном заводе (для экспортных поставок).
4 июня 2008 года президент корпорации «Иркут» Олег Демченко сообщил журналистам о том, что Иркутский авиационный завод приступает к выполнению заказа на производство для ВВС России 62 учебно-боевых истребителей Як-130. По его словам, «есть большой заказ на Як-130, он подписан и бюджет утверждён Минобороны, 62 самолёта будут делаться на Иркутском заводе». Планируется, что первый Як-130 будет произведён уже до конца 2008 года, а поставки для ВВС России начнутся в 2009 году.
19 мая 2009 года совершил первый полёт серийный Як-130, из числа заказанных для ВВС России. В декабре 2009, по сообщению Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по Военно-воздушным силам, главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин подписал «Акт о завершении государственных совместных испытаний учебно-боевого самолёта Як-130».
16 ноября 2011 года Министерство обороны Российской Федерации и корпорация «Иркут» подписали контракт на поставку учебно-боевых самолётов Як-130. Согласно документу, до 2015 года ВВС России получат 55 новых машин, которые должны обеспечить первоочередные потребности в подготовке военных лётчиков.
В конце января 2012 Минобороны сообщило, что планируется увеличить число заказанных Як-130 на 10 единиц.
В связи с разрывом производственной кооперации с Украиной в начале 2015 года НПЦ «Салют» заявил о завершении полной локализации производства авиадвигателей АИ-222-25.
Планируется в будущем заменить двигатели на разрабатываемые двигатели СМ-100 тягой до 3000 кг.
Конструкция:
Як-130 — двухдвигательный моноплан классической аэродинамической схемы со среднерасположенным высокомеханизированным стреловидным крылом, боковыми воздухозаборниками, цельноповоротным горизонтальным оперением. Кабина с тандемным расположением сидений и единым фонарем.
Самолёт оборудован цифровой комплексной системой управления КСУ-130 (разработана в МИЭА), выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полёта и позволяющей, в учебных целях, имитировать характеристики устойчивости и управляемости других самолётов. Позволяет готовить пилотов на самолёты 4 и 5 поколений (Су-30, МиГ-29, F-16 и F-15, Rafale и Eurofighter Typhoon, F-22, F-35). Самолёт имеет электронную индикацию, построенную на трёх жидкокристаллических МФЦИ (многофункциональных цифровых индикаторах) размером 15×20 см, без электромеханических приборов, на каждого пилота. В передней кабине есть индикатор на лобовом стекле.
Для учебных машин характерна хорошо проработанная система катапультирования пилотов. Катапультирование производится с помощью кресел класса «0-0». Отличительная черта Як-130 — возможность успешно и безопасно проводить катапультирование при нулевой скорости, а также на малой высоте (вплоть до нулевого уровня).
Для повышения ремонтопригодности полностью отказались от композитов, все элементы планера сделаны из лёгких алюминиево-магниево-литиевых сплавов — в отличие от «брата-близнеца» Aermacchi M-346, в котором композиты всё же есть, что, впрочем, никак не сказалось на массе самолёта. Самолёт способен взлетать с малоподготовленных (в том числе грунтовых) аэродромов.
За время полёта от Иркутска до Армавира Як-130 расходует менее 7,5 тонн авиационного топлива. Этот показатель в несколько раз меньше расхода топлива любого самолёта, стоящего на вооружении Российских ВКС.
Тактико-технические характеристики Як-130:
Технические характеристики:
Экипаж: 1 или 2 человека
Длина: 11,493 м
Размах крыла: 9,84 м
Площадь крыла: 23,52 м2
Высота: 4,643 м
Масса пустого: 4600 кг
Нормальная взлётная масса: 7700 кг
Максимальная взлётная масса: 10 290 кг
Силовая установка: 2 × ТРДД АИ-222-25
Тяга: 2 × 2500 кгс
Лётные характеристики:
Максимальная скорость: 1050 км/ч
Скорость сваливания: 160—180 км/ч
Практический потолок: 12 500 м (ограничение по кислородной системе)
Скороподъёмность: 4 мин. 49 сек. — 12 500 м
Тяговооружённость: 0,8
Длина разбега: 510—940 м
Длина пробега: 610—880 м
Вооружение:
Боевая нагрузка: 3000 кг
Управляемые ракеты: класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73, — 2—4 шт. (1-2, 8-9 точки подвески).
Неуправляемые ракеты: блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8, блоки Б-13Л с неуправляемыми ракетами С-13, неуправляемые ракеты С-25ОФМ, - 2—4 шт. (2-3, 5-6 точки подвески).
Бомбы: корректируемые и обычные авиационные бомбы калибром до 500 кг, 2—4 шт. (2-8 точки подвески).
Ресурс самолёта: 10 000 часов
Модификации:
Як-130Д - демонстратор технологий.