ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по 43-му Севастопольскому Краснознаменному
ордена Кутузова истребительному
авиационному полку
(43-й отдельный морской штурмовой авиационный полк)
43-й истрбительный авиационный полк (иап) был сформирован 11 мая 1938 г. на аэродроме Васильков под Киевом на базе 109-й и 5-й авиационных эскадрилий. Наиболее известной была 109-я Краснознаменная авиационная эскадрилья имени Серго Орджоникидзе. Она являлась одной из старейших авиационных частей в составе ВВС Красной Армии, историческое начало которой связано с годами Гражданской войны. Лётчики эскадрильи принимали участие в боях с фашизмом в Испании, и трем из них было присвоено звание Героя Советского Союза.
В предвоенные годы лётчики полка постоянно привлекались к участию в многочисленных локальных конфликтах в 1939-1940 годах в Китае, в Монголии на реке Халхин-Гол и в советско-финской войне.
К началу Великой Отечественной войны полк входил в состав 36-й истребительной авиационной дивизии и имел на вооружении самолёты И-16 и И-153. В войну полк вступил в первый же день 22 июня 1941 г., когда он был поднят по тревоге с полевого аэродрома Малая Ольшанка для отражения налёта фашистской авиации на Киев.
В условиях превосходства противника в воздухе лётчики полка достойно проявили себя в оборонительном сражении под Киевом в июле-сентябре 1941 г., успешно выполняли задачи по прикрытию столицы Украины и наземных войск, по воздушной разведке и сопровождению бомбардировщиков. Будучи истребителями, лётчики полка регулярно привлекались к штурмовке танковых и моторизованных войск противника. 43-й полк из киевского окружения вышел последним из авиационных полков 20.09.1941 г.
Вместе с наземными войсками в тяжелых боях полк отходил на восток. Этапами его боевого пути стали Киев, Харьков, Белгород, Воронеж. В составе Юго-Западного фронта в неравных воздушных боях полк сбил 67 немецких самолетов. Тогда же первым летчиком полка, удостоенным звания Героя Советского Союза, стал командир эскадрильи капитан Шишкин В.И.
Одной из самых тяжелых и в то же время героических страниц в истории полка стала Сталинградская битва. 7 июля 1942 г. 43-й иап вошел в 220-ю истребительную авиационную дивизию, в составе которой прошел через все сталинградские катаклизмы до конца ноября сорок второго года. В кровопролитные битвы в излучине Дона полк вступил уже на самолёте Як-1.
В условиях пока ещё превосходства немцев в воздухе в ожесточённых боях в августе-сентябре лётчики 43-го полка в очередной раз проявили несгибаемый боевой дух, мужество и героизм. Выполняя задачи по прикрытию сталинградского железнодорожного узла, наших наземных войск под Сталинградом, по сопровождению бомбардировщиков и штурмовиков, в боях за завоевание превосходства сказалась и лётная выучка, и боевое мастерство лётчиков. За два месяца непрерывных боёв в период оборонительного сражения 43-й иап совершил 1600 боевых вылетов, провел 94 воздушных боя, сбил 42 немецких стервятника. Вместе с радостью побед приходила и горечь гибели боевых товарищей. 27 лётчиков полка не вернулись с боевого задания. Среди них 4.09.1942 г. в неравном воздушном бою погиб командир полка подполковник Сюсюкалов Никита Тимофеевич.
1 декабря 1942 г. была произведена реорганизация полков дивизии 2-х эскадрильного состава в полки, состоящие из 3-х эскадрилий. 43-й иап передал свои самолеты и лётный состав в другие истребительные полки 220-й иад на доукомплектование. В начале декабря полк был переведён на аэродром Толмачёво под Новосибирском для переформирования. Вновь он был сформирован из лётчиков дальневосточного 48-го иап и к февралю 1943 г. получил 32 истребителя Як-7б, построенных на средства башкирских колхозников. Командование полком принял участник боёв на Хасане капитан Дорошенков Александр Андриянович. В феврале 1943 г. полк прибыл на аэродром Люберцы под Москвой и вошел в состав 278-й иад (в неё входили также 15-й и 274-й истребительные полки) 3-го истребительного авиационного корпуса генерала Савицкого Е.Я.
С 20 апреля 1943 г. полк принимал самое активное участие в знаменитом Кубанском воздушном сражении. В воздушных боях на Кубани немцы потеряли около 800 самолетов, из них, как минимум, 84 самолета сбили летчики 43-го иап.
С сентября 1943 г. по март 1944 г. полк на самолётах Як-1 и Як-9т участвовал в боях по освобождению Донбасса, юга Украины и сбил более 130 самолётов противника.
Достойный вклад внёс 43-й полк в разгром врага в Крыму в апреле-мае 1944 г. К этому времени в полку появились свои подлинные асы, которые стали настоящими организаторами воздушного боя. Они повседневно оттачивали своё лётное мастерство и досконально изучали, совершенствовали тактику современной истребительной авиации. В период освобождения Крыма с 20.03. по 12.05.1944 г. лётчики полка сбили 54 самолёта противника и уничтожили на земле 30 вражеских самолётов.
Во время грандиозного наступления Красной Армии в Белоруссии и Литве в период с 23 июня по 23 августа 1944 г. полк входил в состав 3-го Белорусского фронта на самолётах Як-1 и Як-9т, -9д, -9к. Лётчики проявляли доблесть и мужество в боях по освобождению городов Орша, Борисов, Сморгонь, Вильнюс, Каунас и при форсировании советскими войсками реки Березина. В ходе операции «Багратион» они сбили 52 самолёта противника.
Боевая деятельность 43-го иап в окончательном разгроме Германии была ознаменована участием его в Берлинской операции. Приняв на вооружение самый совершенный для того времени истребитель Як-9у, в феврале полк перебазировался на аэродром Кёнигсберг-на-Одере. Битва за Берлин началась 16 апреля 1945 г. и грохотала 16 дней. За этот период лётчики полка сбили 53 немецких самолёта, один сожгли на земле. Сами потеряли 5 самолётов. Последняя схватка с гитлеровскими лётчиками в воздухе для полка была 1 мая 1945 г., когда командир звена ст. лейтенант Костиков Ф.М. сбил ФВ-190 под Берлином.
Воздушные бои для 43-го полка закончены, но личный состав был вынужден вести оборону аэродрома от прорывавшихся на запад 1,5 тысяч немецких солдат и офицеров. За период наземных боёв с противником со 2 по 4 мая 43-й полк в своём секторе обороны уничтожил до 150 и взял в плен до 250 немцев.
За четыре года войны полк 70 раз менял свою дислокацию. Последний, семьдесят первый аэродром, на котором приземлились лётчики полка, был Эльшталь в 12 км западнее Берлина. За эти четыре года лётчики полка произвели около 13,5 тысяч боевых вылетов, сбили в воздушных боях, как минимум, 503 немецких самолёта и 80 сожгли при штурмовках на земле. Погибли в воздушных боях, сбиты зенитной артиллерией и умерли от ран 101 лётчик полка и потеряно 147 самолётов. Боевая эффективность 43-го иап – 4:1 в пользу лётчиков полка.
При штурмовках они уничтожили около 10,5 тыс. солдат и офицеров противника, более 1500 автомобилей и много другой различной техники врага.
Командование достойно отличало боевую работу 43-го полка. В 1941-1942 годах командиры дивизий, командующие армий и ВВС фронта неоднократно объявляли благодарность личному составу полка за штурмовые и бомбовые удары по вражеским войскам, за своевременную и успешную воздушную разведку.
Командование 278-й иад, оценивая боевую работу полков за 1943-1945 годы, отмечало, что на Кубани, в небе Донбасса, на юге Украины, в Крыму, в Белоруссии и Литве 43-й полк сбивал самолётов противника больше, чем другие полки дивизии. Поэтому на всех этапах боевых действий командование дивизии вручало переходящее Красное знамя Новосибирского обкома ВКП(б) «за лучшие показатели в боях с гитлеровской авиацией» неизменно 43-му полку.
За мастерское выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками личный состав полка 21 раз отмечался благодарностями в приказах Верховного Главнокомандующего И.Сталина.
Приказом Верховного Главнокомандующего от 24.05.1944 г. «за образцовое выполнение заданий командования при освобождении города Севастополь» 43-й полк получил почётное наименование «Севастопольский». Наименование «43-й иап» увековечено на гранитном памятнике, воздвигнутом на «Сапун-горе».
Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 10.07.1944 г. «за образцовое выполнение приказов командования в боях с немецкими захватчиками при форсировании реки Березины, за освобождение города Борисова и проявленные при этом доблесть и мужество» полк награждён орденом Красного Знамени.
Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР «за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при прорыве обороны немцев на Одере, за разгром Берлинской группировки немецких войск и овладение Берлином – центром германского империализма и очага немецкой агрессии» полк награждён орденом Кутузова 3-й степени.
На небосклоне народной памяти в полку и по сей день ярко горят звёзды первой величины – лётчики, удостоенные звания Героя Советского Союза.
Герои Советского Союза 109-й аэ за Испанию:
1. Ковтун Карп Иванович 31.12.1936 г.
2. Рычагов Павел Васильевич 31.12.1936 г.
3. Шмельков Николай Иванович 31.12.1936 г.
За образцовое выполнение боевых заданий командования в годы Великой Отечественной войны и проявленные при этом мужество и героизм звания Героя Советского Союза удостоены лётчики 43-го иап:
1. Шишкин Василий Иванович 27.03.1942 г.
2.Кочетов Александр Васильевич 13.04.1944 г.
3. Маковский Спартак Иосифович 13.04.1944 г.
4. Меркулов Владимир Иванович 26.10.1944 г.
5. Бородин Николай Васильевич 23.02.1945 г.
6. Лебедев Семён Андрианович 23.02.1945 г.
7. Осадчиев Александр Дмитриевич 15.05.1946 г.
8. Костиков Фёдор Михайлович 15.05.1946 г.
9. Конукоев Назир Титуевич 06.05.1965 г.
Воспитанники 43-го полка, удостоенные звания в других авиационных полках:
1. Бенделиани Чичико Кайсарович 24.08.1942 г.
2. Кобылецкий Иван Иванович 15.05.1946 г.
3. Джабидзе Давид Васильевич 15.05.1946 г.
После окончания войны с 12 мая 1945 г. полк приступил к плановой наземной и лётной подготовке. К декабрю 1945 г. он был переведён на штаты мирного времени и переучился на самолёт Як-3. В 1948 г. полк получил на вооружение последний истребитель с поршневым двигателем Ла-9, а в 1950 г. перешел на реактивную технику и освоил самолёт МиГ-15.
За время пребывания в Группе советских войск в Германии полк базировался на аэродроме Эльшталь, а с 1949 г. – на аэродроме Пенемюнде.
Высшей и наиболее эффективной формой воздушной выучки, вершиной боевого мастерства всего личного состава полка в мирное время является лётно-тактическое учение (ЛТУ). Они регулярно проводились в эскадрильях и в полку. Весь личный состав систематически привлекался к дивизионным и корпусным учениям, успешно осваивал перехваты и уничтожение бомбардировщиков противника на всех диапазонах высот до практического потолка. На всех годовых и инспекторских проверках по итогам ЛТУ и учебно-боевой подготовки за год полк, как правило, получал оценку «отлично» и был признан одним из лучших полков 16-й воздушной армии ГСВГ.
В сентябре 1953 г. полк перебазировался на аэродром Тукумс (Латвийская ССР) и в короткий срок переучился на новые самолеты «МиГ-17, МиГ-17П». В эти годы полк неоднократно участвовал в войсковых и исследовательских учениях ВВС и ПВО. На соревнованиях на первенство 30-й воздушной армии ПрибВО по воздушной стрельбе и перехватам полк, как правило, занимал первое место.
В апреле 1960 г. полк из истребительного преобразован в авиационный полк истребителей-бомбардировщиков. Способность решать новые задачи, высокую летную и тактическую выучку личный состав продемонстрировал на крупномасштабных маневрах «Днепр-67», за что был удостоен благодарности министра обороны СССР. За образцовое выполнение заданий на учениях командир полка полковник Ланцев К.И. был награжден орденом Ленина, а командир эскадрильи майор Никольский А.Д. – орденом Красного Знамени.
В 1967 г. полку было вручено Памятное знамя ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР на вечное хранение как символ мужества и воинской доблести, проявленные личным составом в годы Великой Отечественной войны и при охране неба над Родиной в мирное время.
В июне 1968 г. полк, в который раз, меняет место дислокации и перелетает на аэродром Чойбалсан, МНР. В сложных природно-климатических условиях, практически «на голом месте», полк сразу после перебазирования приступил к плановым полетам. В 1974 г. освоил новые современные самолеты Су-17, а в 1979 г. – Су-17МЗ. Летный состав участвовал во всех учениях «Восток», в том числе и с аэродромным маневром полного состава полка на другой театр военных действий. В течение двадцати лет полк неизменно являлся лидером среди всех авиационных полков 23-й воздушной армии Забайкальского военного округа.
За высокую боевую подготовку и отличные действия на учениях в 1973 г. полк был награжден вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть, проявленные на учениях». В 1974 г. за мастерское и безупречное выполнение заданий командования на учениях «Восток-74» личный состав 43-го полка получил благодарность от Министра обороны. За оказание интернациональной помощи по охране восточных рубежей Монголии полку навечно вручено Знамя трудящихся Восточного Аймака, а многие военнослужащие награждены монгольскими орденами и медалями.
В июля 1990 г. полк вернулся к местам боевой славы однополчан в Крым и перелетел на аэродром Гвардейское ВВС Краснознаменного Черноморского флота. Для севастопольцев наступил наиболее сложный период в послевоенной истории полка, где в полной мере проявились их мужество и стойкость, преданность воинскому долгу, чести и своим героическим традициям.
В условиях хронического отсутствия топлива, электроэнергии, финансирования возникла реальная угроза саморазвала. Но весь личный состав 43-го отдельного морского штурмового авиационного полка выстоял перед жестким прессингом переподчинения иностранной армии, остался верен присяге и Боевому знамени и сегодня является ударной авиацией Краснознаменного Черноморского флота. В настоящее время имеет на вооружении многоцелевые истребители Су-30СМ, фронтовые бомбардировщики Су-24 и более четверть века летает без лётных происшествий.
С 43-м полком много лет поддерживает плодотворную связь и проверенную многими годами крепкую, поистине армейскую дружбу Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина.
В апреле 1960 г. в отряд космонавтов «гагаринского» набора прибыл лётчик 43-го апиб старший лейтенант Бондаренко Валентин Васильевич. 23 марта 1961 г. во время эксперимента в барокамере с повышенным содержанием кислорода возник пожар и мировая космонавтика понесла первую потерю – Валентин Бондаренко погиб.
В январе 1963 г. в Центр подготовки космонавтов прибыл начальник политотдела 43-го полка майор Добровольский Георгий Тимофеевич. Пройдя полный курс подготовки, в июне 1971 г. выполнил полёт в качестве командира космического корабля «Союз-11» и первого экипажа первой в мире орбитальной станции «Салют». При возвращении с орбиты Добровольский Г.Т. вместе с членами своего экипажа Волковым В.Н. и Пацаевым В.И. погиб из-за разгерметизации спускаемого аппарата космического корабля. Приказом Министра обороны СССР от 06.09.1971 г. Герой Советского Союза лётчик-космонавт СССР подполковник Добровольский Г.Т. навечно зачислен в списки 1-й авиационной эскадрильи 43-го полка.
Последним Героем Советского Союза из воспитанников 43-го полка стал Кульчицкий Николай Евгеньевич. В 1961 г. командир звена капитан Кульчицкий Н.Е. ушёл из полка на испытательную работу. Будучи в ОКБ Туполева А.Н., испытывал дальние бомбардировщики Ту-16, Ту-22, стратегический бомбардировщик Ту-95, пассажирские самолёты Ту-134, Ту-154, а также их модификации. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой техники, 23.08.1977 г. лётчику-испытателю Кульчицкому Н.Е. было присвоено звание Героя Советского Союза.
Первым Героем Российской Федерации из воспитанников полка стал Богдан Сергей Леонидович. В 1991 г. заместитель командира эскадрильи майор Богдан С.Л. ушёл из полка в Центр испытания авиационной техники и подготовки лётчиков-испытателей в г. Ахтубинске. Активно участвовал в испытании самолётов Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-35, освоил 54 типа и модификаций самолётов. 29.01.2010 г. перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50 (истребитель пятого поколения, ныне Су-57) впервые поднял в воздух воспитанник 43-го полка лётчик-испытатель ОКП Сухого П.О. Богдан С.Л. 23-го 05.2011 г. ему присвоено звание Героя России.
В «родную гавань» полк вернулся с самолётами Су-24 и Су-24МР. Для повышения боеспособности полка командование приняло решение о включении в его состав и многоцелевых истребителей Су-30СМ. В августе 2014 г. личный состав полка приступил к теоретическому переучиванию на новую авиационную технику. Первым в полку на самолёте Су-30СМ вылетел командир 43-го омшап подполковник Киселёв Андрей Леонидович 16.09.2014 г.
За 76 лет своего существования, до 2014 года, полк 75 раз менял свою дислокацию – 71 раз за годы Великой Отечественной войны и 4 раза в послевоенное время. В марте 2014 года Крым вернулся на свою историческую родину, в состав Российской Федерации, и стал вопрос об усилении военной группировки на южном направлении страны. Для формирования полноценной авиационной составляющей в Крыму 4.07.2014 г. полк в 76–ой раз поменял свою дислокацию и перебазировался с аэродрома Гвардейское на аэродром Саки.
Полк неоднократно менял и своё наименование. Сначала 43-й иап, затем отдельный авиационный полк истребителей-бомбардировщиков, авиационный полк истребителей бомбардировщиков. После перехода из одного вида Вооружённых Сил в другой, переподчинения из ВВС в морскую авиацию ВМФ в 1990 г., полк стал именоваться как отдельный морской штурмовой авиационный полк (омшап), затем как отдельная эскадрилья (омшаэ) и вновь как отдельный полк (43-й омшап). Во время «сердюковской реформы» в ВВС и в авиации ВМФ полноценная полковая структура была ликвидирована, и полк, потеряв свой легендарный номер «43», стал безликой 7058-й авиационной базой. После ликвидации этой базы он, как эскадрилья, вошёл в 7057-ю авиационную базу.
Но история развивается по спирали. И после возрождения в авиации годами проверенной опытом и практикой полковой структуры, 17.07.2014 г. полк вновь восстановил свой исторический статус как 43-й Севастопольский Краснознамённый ордена Кутузова отдельный морской штурмовой авиационный полк.
Начальник почты летчиков-космонавтов СССР и РФ
Ветеран 43-го полка Б.ЕСИН