Как интересно, выходит, всё остальное - композиты?
Судя по всему - да. Я так понимаю, в ваших словах немного сарказма? Попробую пояснить.
Если не ошибаюсь, было заявлено, что у Т-50 порядка 25% композитов. То, что мы видим - это внешняя оболочка, обшивка. Вот так и получается, что обшивка композитная, а все внутренности - сталь, аллюминий и титан. Или Вы считаете, если сверху и снизу крыла композит, то он и по всей толщине крыла композит? По крайней мере, мне не известны другие конструкционные материалы, которые перед покраской самолета, были бы серенькими.
- то, что нам захотели показать. Все эти ваши "анализы грунтовок" бессмысленны, потому что в таком виде самоль показывать не будут. Грунтовка там нанесена так, чтобы дезинформировать, я думаю. То есть однозначно сказать, что из какого материала сделано - наверное нельзя.
Кроме того - этот самоль, первый полетевший, рассматривать вообще нужно сам по себе. Ибо судя по нашей традици - "делаем-смотрит как летает-думаем-доводим" самолет серийный будет сильно другой в "мелочах".
У меня какая-то уверенность, что пока это "пустышка". То есть планер без каких либо-композитов. Глядя на фото обшивки отчетливо видны клепки. Видимо сейчас собрали рабочую модель-лабораторию из аллюминия. и В первую очередь погоняют-испытают на разных параметрах сам планер и силовые его эл-ты. Потом начнут заменять на композины и смотреть как будет вести себя материал...
То что "пустышка" - оно и понятно. Нет ни боевоего комплекса, да и практически никакого бортового оборудования. Вооружения для машины тоже нет. Движков тоже...
Гонять пока будут планер...
Значит 117 уже установили на Т50, а то вначале проходило, что пока не собирались.......
По бортовому... Так я понял индийцы для этой машины делают бортовое:
Доля индийской компании Hindustan Aeronautics (HAL) в разработке совместного российско-индийского истребителя пятого поколения составит не менее 25%, сообщает Lenta.ru со ссылкой на газету The Business Standard.
Речь идет о совместной разработке самолета для ВВС Индии, который будет основан на российском перспективном авиационном комплексе фронтовой авиации (ПАК ФА), начавшем наземные испытания в конце декабря 2009 года.
По условиям достигнутого соглашения, индийская компания займется разработкой бортового компьютера перспективного истребителя, как это было сделано в случае с Су-30МКИ. Кроме того, HAL создаст навигационные системы для модифицированного ПАК ФА, большую часть информационных дисплеев в кабине пилота и систему самозащиты.
Кроме того, для Индии будет создаваться двухместная модификация ПАК ФА. Остальные работы в совместном проекте возьмет на себя российская компания "Сухой", создающая оригинальный ПАК ФА.
Стоимость программы разработки истребителя оценивается в 8-10 миллиардов долларов. Россия и Индия намерены заказать одинаковое количество новых самолетов - по 250 единиц. Стоимость одного истребителя оценивается в сто миллионов долларов. ПАК ФА должен будет заменить МиГ-29 и Су-27.
Источник: AVIA.RU, 08.01.2010
У Сухого тоже статья в настоящем времени, что "....Самолет пятого поколения оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующем функцию «электронного пилота», и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой....".
Вообщем уже "оснащен", "вооружен" и летит....
Ну в духе времени... Хотя мне это напомнило программу "Время" застойных времен про успехи в народном хозяйстве, надои, забои, урожаи и педаравиков производства....
Что-то вначале я порадовался, а потом начитался и меня несколько стошнило...
Последний раз редактировалось Холостяк; 30.01.2010 в 22:11.
А мне вот что интересно. Электроника. То, что отставание в этом вопросе уже навсегда - скорее всего правда. Так вот интересно - чьи будут компоненты? Процессоры и т.д.
Судя по всему - да. Я так понимаю, в ваших словах немного сарказма? Попробую пояснить....
Да полноте, какой сарказм, просто интересно. Даже просто обсудить... А мне вот серый композит в некрашеном и не грунтованом виде не попадался, отсюда сомнения.. К тому же полно фотографий вашу мысль мягко говоря не подтверждающие..
Сообщение от Serega
А мне вот что интересно. Электроника. То, что отставание в этом вопросе уже навсегда - скорее всего правда. Так вот интересно - чьи будут компоненты? Процессоры и т.д.
Да когда до неё дойдёт дело? Пока обойдутся китайским ширпотребом, а потом поставят где нить в Зеленограде или Фрязино "нано свечной заводик", масштабы по любому не советские будут...
Последний раз редактировалось An-Z; 30.01.2010 в 23:37.
Нет, желтые панели, это как раз аллюминий. Покрывают специальным грунтом. Этот грунт флюарисцентный в ультрафиолете. Применяется для дефектоскопии.
Уважаемый МАХ
Как там Высоцкий пел "Нет ребята все не так..."
Самый простой и дешевый люминесцентный состав который применялся и применяется в люминисцентной дефектоскопии это смесь авиационного масла с керосином и мылом-который хорошо затекает в трешины а затем легко смывается.Люминисцентный метод широко применяется при проверке лопаток двигателя.Невидимые поверхностные и предповерхностные трещины выявляются дефектоскопией при помощи вихревых токов,а глубинные пороки как например усадочные раковины или непровары особливо в крупногабаритных деталях нередко выявляются
при помощи ультрозвуковой дефектоскопии...
Речь идет не о "самом простом и дешевом" люминисцентном составе для дефектоскопии вообще. Этот способ давно известен. Речь идет о грунтовании панелей и деталлей из аллюминевых сплавов, совмещенном с дефектоскопией.
Раз, Вы не доверяете моим словам. Давайте найдем кого-нибудь из Иркутска, например (наверное есть у нас на форуме такие). Чтобы из первых уст, так сказать, рассказали, какую линию и для чего купили несколько лет назад у Аирбаса. Еще можно поискать один из прошлогодних выпусков Авиаторов про Иркутский завод. Там это дело все подробненько показали. Это новая и прогрессивная технология.
А мне вот что интересно. Электроника. То, что отставание в этом вопросе уже навсегда - скорее всего правда. Так вот интересно - чьи будут компоненты? Процессоры и т.д.
Как раз по процессорам в нашей военной электронике на 2010 год ситуация такова, что 95 процентов изделий - отечественного производства, но выпускаемые либо по лицензиям, либо сопроектированные на базе западных прототипов.
Эта цифра (по процессорам) несколько выше, чем средняя по заказным микросхемам вообще - в целом доля отечественных изделий ниже.
Прошло несколько дней после первого полета ПАК ФА Т-50. Страсти и восторги не много улеглись. Поэтому настало время более объективной оценки произошедшего события, свободного от эмоций. Тем более все мы являемся налогоплательщиками. И нам не должно быть безразлично куда и как и с какой эффективностью тратятся наши налоги.
И в этом случае наша позиция при всем стремлении к объективности, должна быть все же более критичной.
Учитывая специфичность темы, я буду опираться, прежде всего, на высказывания должностных лиц в своих выступления[ и интервью, причастных к разработке и созданию истребителя 5-го поколения. В частности:
Начальника вооружения ВС РФ до 2001 года А. Ситнова
Начальника вооружения ВС РФ после 2001 года А. Московского. Который, со своим приходом, переподчинил себе управление заказов и поставок ВВС, через которое осуществляются платежи за разработки новой техники. Входит в совет директоров ОКБ Сухого. В этот же совет входил и другой заместитель МО РФ, отвечающий за экспорт вооружения-М. Дмитриев.
Главкома ВВС до 2002 года А. Корнукова
Главкома ВВС с 2002 годаВ. Михайлова.
В.Колядина- председателя ВНК ВВС, председателя конкурсной комиссии по истребителю 5-го поколения. Числился в то время в качестве кандидата на должность зам главкома ВВС по вооружению. Это номенклатура заместителя МО ВС РФ- начальника вооружения ВС РФ А. Московского.
Начальника 30ЦНИИ МО РФ генерал-майора авиации А.А.Герасимова.
Генерал полковника В.П. Козлова. Начальника ВВА им Ю.А. Гагарина
Генерального директора РосАвиакосмоса Ю. Коптева, в декабре 2001 года избранного президентом Совета директоров ОКБ Сухого.
И Клебанова, в то время главы Минпромнауки.
ЧАСТЬ 1
В конце 2000 года произошло важное событие, определившее размерность ПАКФА.
ВВС уточнили состав перспективной группировки фронтовой авиации. В бытность свою Главкомом,А. Корнуков в 2001 году в одном из интервью поведал о ее составе.
Из интервьюА. Корнукова:
….«Останется максимум три вида летательных аппаратов:
легкий- типа штурмовика
средний-для решения истребительно-ударных задач.
и тяжелый.
В зрв два комплекса. В противовоздушной операции– приоритет в борьбе с СВН будет отдан ЗРВ. ЗРВ основная огневая сила ВВС, решающая ¾ задач по уничтожению СВН. У нового комплекса будет 3 ракеты, большой дальности, средней дальности, ближнего боя.»…
В качестве легкого, без труда вырисовывается Як-130.
Корнуков, в том же интервью заявил следующее
….« Ни какого УТС ВВС не нужно. Зачем нам «голубь мира»? Нам нужна машина, которая учила бы не только летать, садиться, пилотировать, но и работать по воздушным целям и наземным целям.
Про тяжелый самолет рассказал Ю. Клишин.
…«Су-27ИБ заменит Су-27, Су-24, Ту-22М3 – особенно по ракетному вооружению, при условии реализации всех заложенных в нее программ.»…
«Средний» класс рассмотрим несколько позже. Добавлю, что ВВС в тот период заявили о том, что взяли курс на практическую реализацию формулы Эффективность-стоимость-реализуемость.
С упором на унификацию и стандартизацию. Не буду останавливаться на преимуществах, которые дают эти две составляющие. Только отмечу, что наиболее полно эти преимущества сказываются при практической реализации принципа «Одновременного финиша».
Остается средний –истребительно-ударный.
Вот на нем и остановимся подробнее.
В 1998 году в дополнение к МФИ, исходя из двух типажного парка, ВВС выдало задание на разработку «легкого» истребителя. В классе до 20 тонн. Научная обоснованность этой размерности была подтверждена начальником ГосНИИАС Федосовым. ГосНИИАС как раз этим и занимался. Но ВВС указали на разработку истребителя средней размерности между МиГ-29 и Су-27. В начале 2001 года ВВС сформировали требования. Программа стала называться ПАК ФА. Начался конкурс аванпроектов.
И уже в своей книге Федосов указывает на «научную» обоснованность разработки истребителя с взлетной массой в пределах 20-23 тонны. http://forums.airforce.ru/images/smilies/smile.gif
В одном из интервью В. Колядин осторожно заявляет, что размерность будет компромиссом между требованиями ВВС и возможностями промышленности.
Свойства самолета также будут определяться наличием технологий и возможностями промышленности
То, что это должен быть истребительно-ударный вариант не у кого сомнений не вызывало.
По степени важности многофункциональность ставилась на первое место в приоритетах.
Однако, объективно нужен многофункциональный самолет для решения, прежде всего ударных задач. Дело в том , что после ликвидации ИБА как рода авиации, у ФБА существенно расширилась область боевых действий( глубина от70 до 450км). Объем решаемых задач возрос на 40%. Если раньше, в войне против развитого противника ФБА основные усилия сосредотачивали на поражении аэродромов противника, то теперь должны были тратить часть своего летного ресурса на борьбу со средствами ПВО.
Чем ранее занимались истребители бомбардировщики. А также полностью замкнуть на себя борьбу с оперативными резервами. ( « Военно-Воздушные силы РОССИИ в современной войне» автор статьи Генерал полковник В.П. Козлов. Начальник ВВА им Ю.А. Гагарина. Опубликовано в журнале «Военная Мысль»)
Об этом сказал и Колядин в том же интервью. Заявив, что ПАК ФА не будет уступать по характеристикам JSF и по ряду параметров Ф-22.
Кроме того Колядин заявил что требованиями ВВС предусмотрено, создание модификаций целевой направленности.
В приоритетах в порядке значимости, после многофункциональности, шли всепогодность и круглосуточность применения, сверхманевренность, безфорсажный сверхзвук и только потом малозаметность. ВВС заявляли, что при решении большинства задач требования малозаметности не являются определяющими. Это видно в том числе и из интервью Корнукова, Колядина и других лиц. Малозаметность в перечне требований на первые места не ставилась.
Далее с приходом к рулю В Михайлова ситуация стала меняться.
Уже в 2003 году Начальник 30ЦНИИ МО РФ генерал-майор авиации А.А.Герасимов в статье «Тревожная несовместимость» в ВВФ сентябрь-октябрь 2003 года.(рекомендую прочесть всем) Заявил следующее:
« Вот пример управленческих решений которые не поддаются объяснению:
-прекращение финансирования ОКР по МиГ-МФИ на этапе начала летных испытаний экспериментального образца - несмотря на то, что с ней был связан практически весть научно технический прогресс в отраслях сопряженных с разработкой АТ. Через несколько лет та же работа открыта под названием ПАК ФА.»..
Начальник 30ЦНИИ МО РФ знал, что говорил.
Еще на этапе разработки аванпроектов и их представления на конкурсную комиссию выяснилось, что единства взглядов на то, каким должен быть новый истребитель не было. Микояновцы, представители ЦАГИ, ряда других ведомств да и в среде генералитета ВВС и ГШ поддерживали идею двух типажного парка.
Дело дошло до того, что в открытую, через СМИ специализирующиеся на освещении авиационной тематики, начальника ЦАГИ стали обвинять в некомпетенции, в том что человек находится не на своем месте. Досталось и Никитину.
А мнение их было такое: Невозможно, при возможностях нашей промышленности создать мастера по решению всех задач. На сегодняшний день деление на «легкий» МФИ- специализирующийся преимущественно на ударных задачах не менее 70% летного ресурса и «тяжелый МФИ» специализирующийся преимущественно на истребительных задачах не менее 70% летного ресурса процесс объективный. Как мы бы этого не хотели. И база доказательная у них была достаточно серьезная.
Но их не послушали.
Кроме того, Михайлов не совсем был доволен перекосом в сторону ударных задач.
В одном из интервью он заявил , у разработчиков все JSF прорисовывается.
В период 2005-2007 год можно выделить еще несколько произошедших событий.
Для многих, эти события прошли незамеченными.
1. Погосян осторожно заявил о пересмотре требований к ПАК ФА.
2. Специалисты 30 ЦНИИ разработали методику определения оптимального состава авиационной группировки исходя прежде всего из решаемых задач по критерию стоимость-эффективность. Вывод делался о целесообразности иметь парк группировки из 4 типов! самолетов. Штурмовик, МФИ легкий, МФИ тяжелый, Фронтовой бомбардировщик. Эта методика со всеми выкладками была опубликована в открытой печати.
3. В. Михайлов заявлял о возможности разработки легкого МФИ.
4. Представители промышленности уже в открытую говорили что ВВС должно в конце концов определиться, что им нужно.
5. Отказ военных демонстрировать на МАКС 2005 МиГ-МФИ на статической стоянке.
Эти факты говорили только об одном, в ходе проектирования самолета вес полез вверх. Что кстати мы и наблюдали в опубликованных ТТХ . Не о каком взлетном весе в пределах 20-23 тонны речь уже не шло.
Разработчики в ходе проектирования пришли к тому, что нужно определиться с приоритетом задач. Мастера на все руки не получалось.
Но об этом говорили на протяжении 4 лет. И говорили весьма компетентные люди. Начальник 30 ЦНИИ Герасимов, спецы ЦАГИ, Никитин.
На Выходе имеем самолет, заточенный в большей степени под истребительные задачи. Стоила ли овчинка выделки? Вот об этом и говорил в своей статье начальник 30 ЦНИИ Герасимов, на выдержку из которой я сослался выше.
Это если кратко.
А чем лучше ПАК ФА Т-50, МиГа –МФИ изделие 1-44. ?
КАК Сухой стал победителем и тема малозаметности это уже в о второй и третьей части .
Про МФИ 1-44 уже наверное говорить поздно. Но(по слухам) тема прекращения финансирования работ по "легкому", которая в РСК "МиГ" велась до недавнего времени, находится в шлейфе событий вокруг Т-50. "Боливар не выдержит двоих", хотя обоснованность двух типового состава высказывали и высказывают весьма авторитетные источники. Вообще многие события вокруг Т-50, наверное напрямую связаны с пережовыванием, и частичным уже проглатыванием, "Суховским менеджментом" РСК "МиГ".
Вообще в последнее время, на взгляд стороннего наблюдателя и дилетанта конечно, все что происходит вокруг АХК "Сухой" очень забавно. Сухой делает "беркут", через некоторое время трезвые люди спрашиват "А зачем?", "Суховцы" отвечают-"не мешайте. Мы занимаемся модернизацией самолетного парка ВВС и доведением Су-34 до боевых кондиций". Потом снова вопрос где модернизация и Су-34? Ответ "Не мешайте со своими дурацкими вопросами, мы строим "самолет всех времен и народов Суперджет" для гражданской авиации. Через некоторое время снова вопрос -"как там Суперджет, соотвествует ли он критерию "затраты-результат"? Ответ-"закройте рот недоброжелатели, у нас "забот полон рот" по ПАК ФА." Дальше наверное все будет происходить по аналогии, если еще появятся вопросы. Нынешний "Сухой" напоминает рефлексирующего художника, который правда исправно получает гонорары даже за неготовые полотна.
Последний раз редактировалось Андрей; 03.02.2010 в 02:06.
По 2м обсуждаемым спорным вопросам - 1) "типажность" парка истребителей и 2) "композитное содержимое" Т-50,
хочу заметить следующее:
1) старая свалка авиа-экспертов и военных разного ранга и количества звёзд известны очень давно и повсеместно - в США также. Мой прогноз развития ситуации таков - оздоравливающее влияние Кризиса выразится в том ("по одёжке протягивай ножки"), что амбиции неуёмных наших милитаристов прирежут к такому варианту:
1)Т-50 - тяжёлый истребитель для противостояния почти всей авиации противника. С добавлением Миг-31, как элемента ПВО-ПРО.
"Лёгкий" истребитель делать не станут - и это правильно. На то будет модификация Миг-39/35, которая адаптирована уже для всех условий, включая авианосцы. С добавлением средних бомбардировщиков на базе бывшего Су-27 - это закрывает все нужды боевой авиации, кроме тяжёлых бомбардировщиков и пехотных штурмовиков. Все остальные планы наших милитаристов на фоте происходящего в стране Коллапса экономики выглядят преступно-утопичными. Даже присоединяя нынешний урок США: в США идёт тотальная и разумная ревизия всех их милитаристских безумных опусов прошлого - закрыта программа Ф-22, наполовину урезана программа Ф-35, закрыты пректы военных вертолётов - нового атакующего и старого альтернативного Апачу ("Кобра"?), закрывается программа военного конвертоплана "Оспрей". В общем - очень рациональные и разумные шаги. (Не говоря уж про прикрытие всех фантастических программ освоения Луны и Марса и строительства под это новых ракет-носителей).
2) про "композиты" в конструкции Т-50. Думаю, в большей части это "уточная" дезинформация. На другом форуме выкладывался расклад температур по нашим боевым самолётам прошлого. И этот расклад резко возражает против композитов в конструкции Т-50. Вспоминая ещё, что по образованию я также материаловед, должен напомнить как плохо ведут себя композиты при перепадах температуры. И если конструкция Миг-35/31 при скоростях 3М нагревается до 300град, то конструкция Т-50 при его заявленном крейсерском 1-2М будет резко нагреваться до 200 град, а затем резко термоциклироваться до отриц. температур при манёврах и боевых виражах. Термоциклирование в диапазоне 300 град смертельно практически для любых композитов (кстати железо-бетон - тоже ведь композит). Потому следовать нелепой моде и всяким глупостям корреспондентов о композитах я бы не рекомендовал. На возражение об обшивке космических челноков - у меня своё возражение - смотрите сколько раз за свою 30 летнюю жизнь слетал этот челнок, сколько часов он провёл в полёте и сколько времени его готовят к каждому полёту.
Хороший констркуционный материал, стойко сопротивляющейся жестскому и быстрому термоциклированию под нагрузкой на сегодня известен только один - это металл.
Про МФИ 1-44 уже наверное говорить поздно. Но(по слухам) тема прекращения финансирования работ по "легкому", которая в РСК "МиГ" велась до недавнего времени, находится в шлейфе событий вокруг Т-50. "Боливар не выдержит двоих", хотя обоснованность двух типового состава высказывали и высказывают весьма авторитетные источники. Вообще многие события вокруг Т-50, наверное напрямую связаны с пережовыванием, и частичным уже проглатыванием, "Суховским менеджментом" РСК "МиГ".
Вообще в последнее время, на взгляд стороннего наблюдателя и дилетанта конечно, все что происходит вокруг АХК "Сухой" очень забавно. Сухой делает "беркут", через некоторое время трезвые люди спрашиват "А зачем?", "Суховцы" отвечают-"не мешайте. Мы занимаемся модернизацией самолетного парка ВВС и доведением Су-34 до боевых кондиций". Потом снова вопрос где модернизация и Су-34? Ответ "Не мешайте со своими дурацкими вопросами, мы строим "самолет всех времен и народов Суперджет" для гражданской авиации. Через некоторое время снова вопрос -"как там Суперджет, соотвествует ли он критерию "затраты-результат"? Ответ-"закройте рот недоброжелатели, у нас "забот полон рот" по ПАК ФА." Дальше наверное все будет происходить по аналогии, если еще появятся вопросы. Нынешний "Сухой" напоминает рефлексирующего художника, который правда исправно получает гонорары даже за неготовые полотна.
А мне нынешний Сухой напоминает машину, подминающую под себя всё и вся: захватывает руководство РСК "МиГ", продвигает "Суперджет" отодвигая все другие проекты (Ту-334 и т.д.), забирает производство Як-130 с "Сокола" на ИАЗ... В итоге получится один монополист разработчик и изготовитель самолетов - Сухой. Моё личное мнение
Последний раз редактировалось ZaSlon; 07.02.2010 в 13:35.