Как-нибудь сделаю.
Вид для печати
Радо
Без "как-нибудь...".Это-ПРИКАЗ!:biggrin::biggrin::biggrin:
Я вот с ночи разные-разности пишу,чтоб подвести некое рюземе по теме,а то как-то все по "разным полкам" - без регулирующего стержня.
Иными словам, как говоривали умные люди- " Чтобы найти утраченные идеалы- вернитесь в прошлое!".
Однако время,а следовательно жизнь не стоит на месте.Прошлое нам известно,настоящее тоже,а БУДУЩЕЕ покрыто пеленой тайны- заглянуть в него не удается некому...Остается только анализировать, предполагать, строить догадки-оценивая политические события в мире.Говорить о том,что "КРАСОТА СПАСЕТ МИР" и выдвигать пацифистские лозунги не собираюсь.Последние события в мире показали,что некоторые государства " с через-чур развитой экономикой" уже не считаются с Уставом (п.1ст.1) и резолюциями СБ ООН применяя для оправдания своих неправомочных действийэлементарное "промывание мозгов" собственным гражданам и дезинформацию мировогосообщества.В этой связи преславутая "разрядка" конца 80-годов не принесла в наш мир ничего позитивного,лишь немного уменьшила накопленный ядерный потенциал двух (на тот момент) супердержав СССР-США и якобы сблизила позиции обеих государств в "общих вопросах". Однако, все надеюсь хорошо помнят и то,что у государств не бывает друзей- есть лишь союзники- это классика международных отношений.Любое СУВЕРЕННОЕ ГОСУДАРСТВО-как политическая организация общества осуществляет не только управление обществом,но и несет ОХРАНУ его экономической и социальной структуры и территориальной неприкосновенности в целом.Для этого государство прежде свего опирается на собственную АРМИЮ способную отразить любую агрессию из вне.Вопрос взаимоотношения между государствами в Евросоюзе упускаю для краткости...
Сегодня,компьютер позволяет любому человеку стать полиглотом-читать информацию (пусть даже в плохом переводе) почти на любом языке народов мира.В результате -открывается возможность проанализировать различные доступные источники,обобщить и сделать соответствующий вывод о том-"КТО КАКОЙ КАМЕНЬ НОСИТ ЗА ПАЗУХОЙ".Посему,позвольте высказать собственное мнение по вопросам целенаправленного развития систем РЭБ сегодня и в будущем (с добавлением по страницам иностранной вечати...)
Год назад на страницах электронных СМИ появилось следующее сообщение: В Калужском научно-исследовательском радиотехническом институте (КНИРТИ, г. Жуков), состоялось совещание, организованное ОАО «Авиационная Холдинговая Компания «Сухой». В нем
приняли участие представители ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг». На совещании обсуждались вопросы поставки и внедрения систем активного подавления (САП), которое используется в самолетах СУ-30. ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», являющееся одним из подрядчиков, выполняющих работы по изделиям САП-518 и САП-14, получило положительный отзыв экспертов о качестве производимой продукции. Коллектив «Аксиона», в числе других, поздравили с принятием иностранной комиссией второго этапа приемочных испытаний САП и выразили надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество...
Впечатляет.Однако, чтобы "загвоздить" сегодняший день РЭБ следует снова (или опять) "нырнут" в 70-е годы...
Продолжение следует
К началу 70-х годов успехи микроэлектроники за рубежом позволили создать большие интегральные схемы (БИС) со степенью интеграции 10 тыс. активных элементов на один кристал.Стоимость НИОКР была настолько высока,что заставило их изготовителей начать поиски массового применения БИС специализация для конкретного применения которых достигалась-бы программным путем.Дальнейший путь развития привел к созданию на основе одной БИС-микропроцессорной системы (МПС БИС).В дальнейшем проведенный анализ показал,что данная МПС может с успехом применятся в различных областях производства(16%),аэрокосмич еской техники(15%),связи(14%),военной техники(9%),медицине,образов ании,транспорте (3-2%) и информационно-измерительной техники (18%).Первое поколение было представлено 4-х разрядными функционально законченных МП Intel 4040 и Rockwell PPS-4 серийное производство которых было налажено в 1972г.Объем адресуемой памяти был соотвестственно 8 и 4 Кбайт,а число команд -50. Понятно,что все НИОКР проводились по программе военного ведомства США,которое выдвинуло свой стандарт MIL-STD-883 для последующих разработок.Чуть позже все выпущенные фирмой Intel 8-разрядные МП -М8080А,М8085А и М8048 были включены в этот стандарт.Думаю не стоит перечислять все,что выпускала в те годы фирма Intel для МО США,однако отмечу,что в средине 70-х фирма Texas Instruments произвела фурор начав производство 16-разрядного военного МП SBP 9989 пяти модификаций( с различной тактовой частотой (3-4,5Мгц). Как раз в этот период просматривается быстрое вытеснение бортовой аналоговой РЭА в авиации США.Интересно отметить растущее применение цифровых бортовых комплексов по годам в авиации США: 1972г-А-7D/E (3 БЭВМ-навигация,ус-ва отображения,СУАО "В-З"),1974г-F-15( 8-БЭВМ),F-111(11-БЭВМ),1977г.-В-1 (15-БЭВМ).К средине 70-х годов,в США количество различных корпораций,фирм и фирмочек (которые начали "стругать бабло" на базе МП-техники)было насколько высоко,что привело почти к полной неразберихи выпускаемого ассортимента,что вынудило военное руководство МО США "ударить по столу кулаком"...
Работа Grumman Aerospace Corp. в области "стыковок" или "ОХ уж этот интерфейс"....
Продолжение следует.
Окрик из Department of Defense заставил всех производителей встрепенуться относительно выдвинутых условий Response Multiplex Data Bus Military Standart.Суть стандарта заключалась в том,чтобы он удовлетворял всем регламентным требованиям бортовых авиационных систем информационного обмена,отличался высокой пропускной способностью,помехозащище ностью и имел небольшую массу.Концепция магистрального интерфейса была положена в основу всех будущих конструкций электронного оборудования начиная от Ф-16,Ф-18 до легкого вертолета.
В соответствии с утвержденными военными стандартами MIL-STD-1533B бортовые подсистемы распределенной обработки данных связывались по средствам витой пары которая заключалась в бронированный "чулок" для резервирования (жизниобеспечения МПС) предусматривалось наличие на борту ЛА второй витой пары проводников.Аппаратура сопряжения(адаптер) должна была состоять из ПП-устройства работающем с тактовой частотой 12 мГц с трансформаторным выходом к магистральным шинам.Кодирование и перекодирование должно было производится в соответствии коду "Манчестер-2" (параллельно-паследовательное кодирование с контролем достоверности принятого сигнала).К работе над интерфейсом было привлечено много фирм.Однако окончательной победы в сражении добилась фирма Груммэн, интерфейс которой проказал наивысшую скорость передачи данных 47 тыс.информационных слов в секунду. На втором местеоказался интерфейс фирмы ILC Data Device Corp.
Далее будет -два слова о фирме Thomson,авиатренажерах,скрыто связи или что
думали сотрудники знаменитой фирмы Зилог создавая "лебединную песню" Z-80(16-разрядного процессора)///
Итак испытания проведенные в режиме "реального времени и пространства" показали,что авиационный интерфейс фирмы Груммэн действительно боевой, жизнеспособный продукт.Каждый теринал включенный в магистральную шину имел кроме трансформаторной развязки еще и дополнительные защитные сопротивления, что делало саму магистральную шину нечувствительной к коротким замыканиям. Вероятность возникновения ошибки при передаче инф.слова оценивалась как 10 в минус седьмой степени.К слову сказать на Space Shuttle акже установлены интерфейсы фирмы Груммэн,которые связывают между собой и различным оборудованием, ВСЕ- 22 (!) магистральных шины.
Применение на борту ЛА цифровых систем потребовало введения еще одного новшества- устройства отображения информации,которые по мере развития БЭВМ становились все более насышиными. В 1981г. на 34-й международной аэрокосмической выставке в Ле-Бурже фирма Thomson CSF устроила презентацию приборной доски для кабины перспективного пассажирского самолета А-310 которая содержала шесть индикаторов выполненных на цветных ЭЛТ.На данные индикаторы выводилась информация об управлении полетом,навигации и контроль практически всех бортовых систем самолета.Красочное изображение самих различных приборов хранилось в постоянных запоминающихся устройствах (ПЗУ) БИС 2900 фирмы dvanced Micro Devices,а сама информация поступала от различных терминалов которые сообщались по средствам 32-разрядной информационной магистрали стандарта ARINC.Данная презентация была настолько зрелишной,что очень скоро фирма Боинг взяла этот стандарт за основу для своей продукции (Боинг-757,767),а фирма Singer Co( США) для реализации имитатора кабины самолета для мощного авиационного тренажера,который и был построен в 1982г. Тренажер в отличии от предыдущих моделей создавал большую иллюзию полета,мог отображать до 400 рельефов местности,менять до 32 уровней градации яркости (предыдущие могли только до 10).Иными словами-полный "АТАСС" с великолепным стереофоническим ревом двигунов...
Эти вроде как Z8000 называются...
В свое время разные умные дядьки насоздавали массу различных алгоритмов и математическим формул,по которым (согласно их утверждению) мы собственно и существуем.Так или иначе,но ХХ век реализовал много из того что напридумывали ученые 17-19 веков.МП-техника в основе которой лежала алгебра Булля очень быстро научилась реализовывать в жизнь быстрое преобразование Фурье и алгоритмы Калмана,а это в свою очередь открывало путь для нового вида связи-на сей раз цифровой.Впервые применить ее в качестве основной,американцы решили на Шаттле(для передачи телеметрии и всяческих сообщений) с которого собственно и собирались нам "напакостить в режиме звездных войн".Правда чтобы это все нормально функционировало- фирме Motorola понадобилось несколько лет для разработки микропроцессора 6800.Система получилась достаточно сложной но компактной.Для ускорения выполнения преобразования Фурье система имела дополнительный блок TRW 16А1,а нестационарный алгоритм Кальмана (обработка сигнала на фоне шумов) обрабатывался блоком TMS9900.
Попытки бойцов "невидимого радиофронта" выудить для себя пользительную инфо закончилось донесением вышестоящему руководству о том что вероятный противник применил новый вид ЗАС...
Стоимость первой системы информ.каналов примененная на Шаттле перешагивала рамки разумного,однако ее испытание показали,что работа устройства по детектированию принимаемого кода,его преобразованию,кадровой синхронизации, поиску и слежению по задержке инфор.сигнала,синхронизаци я в диапазоне отношения сигнал/шум от 2 до 11dB достигалась с вероятностью 0,9.Дальнейшая работа научного корпуса "селиконовой долины" была направлена на существенное уменьшение как стоимости ак и габаритов "причендал" для засекречивания данных при передаче в системах цифровой связи.Первая БИС-ПШД для засекречивания была изготовлена фирмой Advanced Micro Devices и названа 9518.БИС имела два ключа-Е и D соответственно для шифрования и дешифрования, которые передавались от абонентского к главному терминалу.Главный ключ обеспечивал защиту ключа E и D. ПШД сопрягалась в трех разных вариантах с МП Zilog Z-80-01.
А ЗАС имеет отношение к РЭБ? Что то нас уносит всё дальше от темы..
An-Z
Это я издалека подхожу к теме, дальше будет научный прорыв Зеленограда,но перед этим история П/Я 65-69,разработки-наработки
разные творческие мысли наших до сих пор "неизвестных" конструкторов
этого филигранного дела.
Чтобы опосля не возникло вопроса -"А опять натырили все у америкосов"...
Продолжаем тему -"шаг вперед- три назад".
Коротная сводка,что мы имели на вооружении ВВС к началу 70-х годов в качестве самолетов РЭБ для Групповой защиты дальней и фронтовой авиации:
1952-1955гг.
Самолет РЭБ Ту-16СПС. Бортовая станция СПС-1 и СПС-2 групповой защиты. Подавление наземных РЛС метрового и дециметрового диапазона.Управление СПС-1 и 2 осуществлялось оператором систем подавления вручную за 3-5 минут по алгоритму-"поиск излучения -настройка передатчика помех -подавление РЭС".
Самолет РЭБ Ил-28ПП.Бортовая станция СПС-2. Функции оператора станции выполнял штурман.
1955-1959гг.
Самолет РЭБ Ту-16П-Елка.Постановщик пассивных помех.На борту имелось 7 автоматов АСО-16 и 2 автомата АПП-22.
Самолет РЭБ Ту-16П.Бортовая ламповая автоматическая станция активных помех (САП) групповой защиты "Букет".Была крайне громоздкой и энергоемкой,что потребовало наличие на борту дополнительного генераторного оборудования переменного и постоянного тока.
Самолет РЭБ Ту-16П. Бортовая лампово-полупроводниковая САП групповой защиты "Резеда-А" ("Резеда-АК") и индив.защиты " Сирень".Последняя была установлена в хвостовой части фюзеляжа на месте ОУ-ДК-7.
Самолет РЭБ Ту-16П. Бортовая САП СПС-4 "Модуляция" (сведения о станции отрывистые и противоречивые) совместно с "Резедой" и САП индив.защиты "Сиренью".
1960-1964гг.
Самолет РЭБ Ту-16П. Бортовая САП групповой защиты СПС-5 "Фасоль" и "Сирень".
Самолет РЭБ Ту-22П. Бортовая САП групповой защиты СПС-5"Фасоль",СПС-6"Лось",САП "Сирень". Последняя была установлена в хвостовой части фюзеляжа на месте ОУ-ДК-20С.
Самолет РЭБ Ан-12ПП.Бортовая САП групповой защиты "Букет-4" (весь набор),СПС-5м" Фасоль",САП "Сирень"
1965-1968гг
Самолет РЭБ Ту-16ПП Бортовая САП групповой защиты "Букет-4"(весь набор), САП "Сирень".
Самолет РЭБ Ту-22П-1 Бортовая САП групповой защиты СПС 4м"Клюква",СПС-55 из комплекта "Букет-4",СПС -5м"Фасоль".
Самолет РЭБ Як-28ПП Бортовая САП групповой защиты СПС "Букет-4",СПС 5м. Станции САП в различной комплектации устанавливались в легкосъемном спецконтейнере в бомбовый отсек самолета.
Самолет РЭБ АН-12ПП Бортовая САП групповой защиты СПС Букет-4,САП "Сирень"
Самолет РЭБ Ту-22П-2 Бортовая станция групповой защиты СПС-4М,СПС-5М,СПС-77
"Букет-4м" -Станция предназначена для подавления РЛС ОНЦ в 10 см диапазоне частот. Помеховое воздействие – засветка индикатора помехой кругового обзора ЧМ-ШП сигналом.Ширина полосы прицельных помех 30Мгц; заградительных 150МГц. Станция может работать в автоматическом или полуавтоматическом режиме. Основными составными частями СПС на борту самолета являются:разведывательный приемник,анализатор,устрой ство наведения,4 передатчика. Антенна приемника имеет воронкообразную диаграмму направленности,что позволяет вести круговой прием по азимуту.Принятый РЭС поступает на вход приемника который определяет и запоминает несущие частоты облучающих РЛС. Работает по безпоисковому методу. Состоит из 30 одинаковых каналов, которые своими полосами пропускания перекрывают весь рабочий диапазон РЛС см-диапазона. Частота определяется по номеру сработавшего канала.Каждый канал представляет собой супергетеродинный приемник. УПЧ приемника нагружен на АЧД. При приеме радиоимпульса РЛС ждущий мультивибратор вырабатывает стандартный сигнал, длительностью 10 мкс и А(амп)=50В (ИИ) который является основным для дальнейшего запуска анализатора-сумматора.Анализатор оценивает каналы приемника и производит выбор дальнейшего режима подавления РЛС. Канальные ЗУ анализатора хранят информацию в течении 8 мс.Если анализатор определил,что сработавшие каналы приемника совпадают с частотами "родных" РЛС происходит блокировка,в противном случае- сигналы от ЗУ подаются на общий сумматор и на ЗУ групп. 30 каналов станции разбиты на 6 групп по 5 каналам. Это сделано для перекрытия групп по 5 каналам спектрами заградительных помех. Общий сумматор подсчитывает число сработавших каналов и определяет необходимое число прицельных и заградительных помех.По сигналу сумматора ЗР и общего сумматора анализатор совмещения спектра выбирает необходимый режим подавления РЛС.Передатчик собран на лампах обратной волны (ЛОВ).
Позволю себе без спросу влезть в самый разгар дискуссии, но только для того, чтобы выложить немного информации из книги про КНИРТИ (выходные данные книги см. ветку "Новые поступления"). Думаю, будет небесполезно.
Продолжение - про станцию "Смальта":
Продолжение - про станции групповой защиты:
Продолжение - про "Смальту" и "Хибины":
Спасибо огоромное! :smile:
Самолет РЭБ Як-28ПП Бортовая САП групповой защиты СПС "Букет-4",СПС 5м. Станции САП в различной комплектации устанавливались в легкосъемном спецконтейнере в бомбовый отсек самолета.
---------------------------------------------------------------------------------------
На Як-28ПП ещё устанавливалась СПС 141-143 "Сирень". А легкосъёмный спецконтейнер в бомбовом отсеке - сильно сказано! :-)))
Leonid46
По задумке конструкторов- спецконтейнер был легкосъемный:biggrin:,они-ж не думали,что на аэродромах почти всегда пронизывающий ветер с морозом.А Серень -28-му подарили уже где-то после 72-го...
У меня ж расклад пасъянса пока до 1970г. Хотел далее поведать о целенаправленном развитии всяческих прибамбасов,но уваж.Павел-опередил,за что ему персональное -спасибо.А то я так увлекся,что Зеленограду и другим научным городам мало-бы не показалось...:biggrin:
Еще 2 скана из книги - в память о А.Н. Денисове - создателе САП "Сорция". По воспоминаниям сотрудников, работавших по теме Су-27, его в шутку называли "черным полковником", поскольку он часто ходил в своей морской форме...
Характерный момент, на Западе сейчас прописалась категория так называемых ложных целей, которыми осуществляется "насыщение" ПВО, обеспечивая тем самым преждевременное вскрытие ее и расход ЗУР. Один изпредставителей этого класса - рейтеоновкая MALD. Применения которой (в том числе и в "ударном" варианте) они отрабатывают из грузотсека транспортных самолетов.
У нас по моему с этим глухо....
Lans2
" Нам чужой земли не надо,а своей и пядь не отдадим..."
Да момент характерный для запада,который во все века стремился переиначить мир-проявляя присущую ему агрессию.Впадать с политику не буду,но это основная черта капитализма.
Все эти беспилотники существенная головная боль для ПВО-
пойди пойми что летит толи КР с ЯГЧ толи MALD...Однако учитывая,что
данный вопрос давно стоит на повестке дня - решения кой-какие по этой теме думаю принимаются...
О какой "зашоренности и отсталости" может идти речь? Есть вещи о которых "ТАСС не уполномочен сообщать!".
Что тольку например в том,что америкосы опубликовали в свое время инфо о YAL-1 Боинг 747-400 с йодисто-кислородным лазером на борту названное в свою очередь "конформным окном"? Возможно удивили цивильных обывателей но не наших военспецов которые к примеру в начале 80-х годов испытывали подобные боевые установки на БТТ-технике...