Вчера ОАО «Роствертол» (Ростов-на-Дону) запустило в серийное производство боевой ударный вертолет Ми-28Н «Ночной охотник». Первая из трех боевых машин, предназначенных по подписанному весной 2005 года контракту для отечественных ВВС, поднялась вчера в воздух в присутствии главкома авиации генерала армии Владимира Михайлова. В будущем году главком пообещал закупить на «Роствертоле» еще 7 вертолетов Ми-28Н, и постепенно заменить парк боевых ударных Ми-24 на «Ночного охотника». В свою очередь генеральный директор «Роствертола» Борис Слюсарь заявил о своих планах в будущем году за счет новых вертолетов увеличить свой гособоронзаказ с 200 до 300 млн рублей.
Как сообщили „Ъ“ в руководстве «Роствертола», в 2005 году руководство предприятия и ВВС Минобороны РФ заключили контракт на поставку для отечественной малой авиации трех новых боевых ударных вертолетов Ми-24Н, которые призваны прийти на смену устаревшим «крокодилам» — Ми-24, выпускаемым ростовским заводом с 1972 года. Сам главком ВВС Владимир Михайлов неоднократно заявлял о намерении заказать «Роствертолу» порядка 300 машин данной модели.
Вчера в Ростове в его присутствии поднялся в воздух первый из вертолетов партии, предназначенной для нужд российских ВВС.
Ъ Ми-28Н — ударный боевой вертолет нового поколения с современным комплексом вооружения: управляемыми (типа «Атака», «Игла») и неуправляемыми (С-13,С-24) ракетами, пушкой калибра 30 мм. Масса боевой нагрузки — 2,4 т, максимальная скорость — 305 км/ч, два двигателя ТВЗ-117ВМА по 2200 л.с. Потолок — 5700 м, дальность полета — 1 тыс. км. Экипаж — 2 человека. Оснащен мощной броневой защитой (от пуль 12,7 мм и снарядов калибра 20–23 мм) и интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования.
Как пояснили „Ъ“ на предприятии, ударный вертолет Ми-28Н, являющийся модификацией вертолета Ми-28, впервые был поднят в воздух 14 ноября 1996 года. Основное отличие от Ми-28 заключается в том, что все органы управления бортовым оборудованием интегрированы в единую систему. Это позволило разместить в отдельных кабинах летчика и штурмана-оператора. Все текущие параметры полета выводятся посредством системы отображения информации, состоящей из шести многорежимных ЖК-индикаторов — по три в каждой кабине.
На сегодняшний день вертолет совершил уже более 100 испытательных полетов, и предполагается, что уже в начале 2006 года он будет передан ВВС. Сам контракт на первую партию вертолетов был выполнен «Роствертолом» за счет инвестиционного кредита Сбербанка РФ в сумме 450 млн рублей.
По утверждению гендиректора «Роствертола» Бориса Слюсаря, в настоящий момент уже существует линейка Ми-28 в различных модификациях, которые могут быть выполнены по желанию заказчика. В том числе и Ми-28НЭ — для экспортных поставок. По его словам, заинтересованность в «Ночном охотнике» уже выразили представители Алжира, которым в феврале 2006 года покажут машину в действии. Интерес к новой разработке ростовчан проявляют также Индия и Китай.
Со своей стороны генерал Михайлов пообещал в 2006 году закупить у «Роствертола» 7 «Ночных охотников» с постепенной заменой этой моделью других ударных вертолетов. Кроме того, было подтверждено намерение ВВС приобрести в будущем году дополнительно 20 транспортных вертолетов Ми-26Т.
Это, по утверждению господина Слюсаря, позволит «Роствертолу» в 2006 году увеличить свой гособоронзаказ с 200 до 300 млн рублей.
Впрочем, по мнению специалистов, в настоящий момент вряд ли рентабельно полностью заменять парк Ми-24 «охотниками». Гораздо логичнее было бы на том же ростовском заводе продолжить модернизацию вертолетов этого типа. К тому же экспортный вариант «крокодила» — Ми-35 достаточно востребован в Юго-Восточной Азии, Африке и Южной Америке.
СЕРГЕЙ КИСИН