-
http://waralbum.ru/wp-content/upload...-kovalenko.jpg
Коваленко Александр Андреевич (1909—1984). Участник похода советских войск в Польшу 1939 года и советско-финской войны 1939—1940 годов.
В Великой Отечественной войне с июня 1941 года. Служил в ВВС Северного Флота. Летал на И-16 и «Харрикейне». К началу мая 1942 года командир эскадрильи 2-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан А. А. Коваленко совершил 146 боевых вылетов, в 22 воздушных боях сбил 8 немецких самолётов. 14 июля 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего за время войны сделал 207 боевых вылетов, участвовал в 38 воздушных боях, в которых сбил 13 самолётов противника лично и 6 — в группе.
С 1945 года гвардии подполковник А. А. Коваленко — в запасе, инвалид 2-й группы. Жил в Москве.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени, медалями, британским орденом «За выдающиеся лётные заслуги».
Умер 21 июня 1984 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Его имя присвоено одному самолёту МиГ-31 из состава 174-го Гвардейского Краснознамённого Печенгского истребительного авиационного полка им. Б.Ф. Сафонова.
-
http://waralbum.ru/wp-content/upload...626-osipov.jpg
Летчик, майор Георгий Алексеевич Осипов. 1943 год, Белорусский фронт. Здесь он изображен в кабине истребителя, но в 1944 году он уже летал на бомбардировщике А-20 «Бостон». Место службы в то время — 221-я бомбардировочная Бахмачская ордена Суворова авиационная дивизия, 6-й смешанный Люблинский Краснознаменный авиационный корпус, 16-я воздушная армия.
Успешно прослужил до окончания войны. Написал книгу «В небе бомбардировщики», изданную в 2003 году.
-
http://waralbum.ru/wp-content/upload...-normandia.jpg
Советский летчик, командир 1-ой эскадрильи 18-го ГвИАП капитан Семен Сибирин, сбивший 5 немецких самолетов, поздравляет французского летчика-истребителя капитана Альбера Литтольфа после воздушного боя, в котором он сбил немецкий самолет Fw-189. На заднем плане истребитель Як-1Б эскадрильи «Нормандия».
Семен Алексеевич Сибирин в июле 1944 года был удостоен звания Героя Советского Союза. К концу войны имел на своем счету 16 сбитых самолетов лично и 1 в группе. 6 мая 1949 года погиб при исполнении служебных обязанностей.
Альбер Литтольф погиб в воздушном бою через месяц посте того, как был сделан этот снимок — 16 июля 1943 года. К моменту гибели на его счету было 6 сбитых лично, 8 в группе (10 из этих 14 самолетов Литтольф сбил, воюя против немцев во Франции, Северной Африке и на Крите) и 2 неподтвержденных самолета противника. Посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
-
http://waralbum.ru/wp-content/upload...7d_-1-orig.jpg
Летчики-асы 9-й гвардейской авиационной дивизии у истребителя Белл P-39 «Аэрокобра» Г.А. Речкалова.
Слева направо: Александр Федорович Клубов (дважды Герой Советского Союза, сбил 31 самолет лично, 19 — в группе), Григорий Андреевич Речкалов (дважды Герой, сбил 56 самолетов лично и 6 — в группе), Андрей Иванович Труд (Герой Советского Союза, 25 самолетов сбил лично и 1 в группе) и командир 16-го гвардейского истребительного авиаполка Борис Борисович Глинка (Герой Советского Союза, сбил 30 самолетов лично и 1 в группе).
2-й Украинский фронт. Фотография сделана в июне 1944 года — на самолете Речкалова количество звезд соответствует его достижениям к этому времени (46 самолетов сбито лично, 6 в группе).
-
http://waralbum.ru/wp-content/upload...SSR-A-0133.jpg
Стрелок-оружейник гвардии ефрейтор Клавдия Ефимовна (3-я эскадрилья 6-го гвардейского штурмового авиационного полка) загружает 20-мм боеприпасы к пушке ШВАК штурмовика Ил-2.
http://waralbum.ru/wp-content/upload...-гбап1.jpg
Зимние снаряжение и окраска Су-2 на аэродроме Буденовка в зимнюю стужу 1941 года третьей эскадрильи 210 ББАП . Фото из архива дважды Героя Советского Союза Г.Ф. Сивкова.
http://waralbum.ru/wp-content/upload...SR-A-00831.jpg
Летчики у истребителя Ла-5 №60 дважды героя СССР Е.Я. Савицкого эскадрильи «Валерий Чкалов» 159-го истребительного авиаполка, построенного на средства трудящихся Горьковской области. На заднем плане — транспортный самолет Як-6, выпущенный, по некоторым данным, серией 381 машина. (подпись под фото спорная)
http://waralbum.ru/wp-content/upload...SR-A-00851.jpg
Истребитель-бомбардировщик Як-9Б осуществляет бомбоментание.
Бомбометание 300 и 400 кг бомб было допустимо только с горизонтального полета ввиду того, что Як-9Б не удовлетворял нормам прочности редакции 1943 г. для пикирующих бомбардировщиков.
Прицельное бомбометание можно было производить с горизонтального полета, на выводе из пологого пикирования и с пикирования под углами до 45 градусов. При соответствующей тренировке летного состава в бомбометании на выводе из пикирования можно было добиться поражения целей размером до 50 м.
-
http://waralbum.ru/wp-content/uploads/2010/01/p60.jpg
Старший лейтенант Василий Сергеевич Ефремов (1915—1990), будущий дважды Герой Советского Союза, перед ночным вылетом в тыл противника. Самолет — бомбардировщик СБ.
-
http://waralbum.ru/wp-content/upload...к-СБ-1.jpg
Бомбоотсек советского фронтового бомбардировщика СБ.
http://waralbum.ru/wp-content/upload...0648decde1.jpg
Советский тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 готовится к полётам в ночное время.
http://waralbum.ru/wp-content/upload.../и-153б1.jpg
Самолет И-153 с ПВРД (прямоточным воздушно-реактивным двигателем) ДМ-2 прошел испытания в сентябре 1940 года, прирост скорости составил 30 км/ч.
http://waralbum.ru/wp-content/upload...12/tb3_141.jpg
Советский тяжёлый бомбардировщик ТБ-3РН 52-го гвардейского авиаполка. Это одни из последних рабочих ТБ-3 — самолет устарел еще до начала войны, официально был снят с вооружения в 1939 году, но использовался до 1945 года.
ТБ-3РН является высотной модификацией бомбардировщика ТБ-3. На этой модификации были установлены двигатели АМ-34РН, четырёхлопастные винты, одно двухметровое главное шасси и пулемёты ШКАС в турелях. Практический потолок такого самолёта был увеличен до 7740 м.
-
http://waralbum.ru/wp-content/upload...аллая.jpg
В полете советский истребитель Ла-5Ф. В кабине летчик-испытатель В. Расторгуев.
http://waralbum.ru/wp-content/upload...-РККА..jpg
И-16 тип 4, Р-Z, СБ на занятиях в авиационном училище ВВС РККА.
http://waralbum.ru/wp-content/upload...in-TB-3-21.jpg
И.В. Сталин лично осматривает бомбардировщик ТБ-3.
http://waralbum.ru/wp-content/upload...yak-eremin.jpg
Самолет-истребитель Як-1Б в зимнем камуфляже. На борту самолета — дарственная надпись «Лётчику Сталинградского фронта Гвардии Майору тов. Ерёмину от колхозника колхоза „Стахановец“ тов. Головатого». На этом самолете летал Герой Советского Союза Борис Николаевич Еремин (1913—2005), который в годы войны совершил 342 боевых вылета, провел свыше 100 штурмовок позиций противника, участвовал в 70 воздушных боях, сбил 23 немецких самолета (8 лично, 15 в группе).
-
http://waralbum.ru/wp-content/upload...090712-il2.jpg
Жительницы Ленинграда П.В. Баринова и ее дочь Е.П. Баринова вместе с пилотом капитаном Г.М. Паршиным, летавшим на самолете Ил-2, подаренным Бариновыми. В кабине штурмовика — воздушный стрелок старший сержант И.Г. Скрипников.
Перед войной семья Прасковьи Васильевны Бариновой состояла из шести человек: муж, три дочери и сын. В 1942 году в блокадном Ленинграде умерли муж Прасковьи Васильевны и младшая, пятилетняя дочь. Сын Виктор, воевавший в ополчении, пропал без вести в боях за оборону города.
27 января 1944 года, в день праздничного салюта в честь полного освобождения Ленинграда от блокады, мать и дочь Бариновы (они обе работали в 27-й Ленинградской поликлинике: мать — санитаркой, дочь Женя — медсестрой) внесли все свои сбережения (в том числе и наследство, оставленное их семье одним из родственников) в фонд обороны страны, и обратились с просьбой к правительству — построить на эти деньги самолет, назвав его «Месть Бариновых».
1 июня 1944 года новый самолет-штурмовик Ил-2 в присутствии Бариновых был торжественно передан лучшему летчику 943-го штурмового авиаполка 13-й воздушной армии Ленинградского фронта капитану Георгию Михайловичу Паршину. На левой стороне фюзеляжа была надпись «Месть Бариновых», на правой — «За Ленинград». На этом самолете Г.М. Паршин сделал более ста боевых вылетов, принимал участие в освобождении Эстонии, Латвии, Литвы, в штурме Берлина, сбил 10 самолетов, уничтожил большое количество техники и живой силы противника. Ему было дважды присвоено звание Героя Советского Союза — 19.08.1944 и 19.04.1945.
Г.М. Паршин погиб 13 марта 1956 года при выполнении испытательного полёта на самолёте Ил-28. П.В. Баринова умерла в 1974 году, ее дочь Евгения — в 1972.
http://waralbum.ru/wp-content/upload...062009yak9.jpg
Истребители Як-9Д, 3-я эскадрилья 6-го ГвИАП ВВС Черноморского Флота.
Пилотируют:
№"22" – Герой Советского Союза Гриб Михаил Иванович (17 лично сбитых самолетов);
№"31" – Воронов Владимир Иванович;
№"26" – Герой Советского Союза Белозёров Иван Павлович (8 лично сбитых самолетов на апрель 1944 г.);
№"30" – В. Акулов.
Май 1944 г., район Севастополя.
http://waralbum.ru/wp-content/upload...116-utesov.jpg
Леонид Утесов на крыле истребителя Ла-5Ф, построенного на средства его ансамбля «Веселые ребята». Момент передачи машины в войска.
Ла-5Ф с бортовым номером «14» белого цвета «Веселые Ребята» старшего лейтенанта Александра Мастеркова, 5-й гвардейский истребительный авиаполк. На правом борту фюзеляжа сделана надпись «От джаз-оркестра Л. Утесова».
Это один из двух истребителей Ла-5Ф, построенных на сбережения артистов джаз-банды Леонида Утесова. Самолеты были переданы летчикам 5-го ГИАП в ноябре 1943 г. Оба самолета летали в составе 5-го ГИАП до самой Победы.
http://waralbum.ru/wp-content/upload...-lagg3-915.jpg
Истребитель ЛаГГ-3 с бортовым номером 915, 88-й ИАП, Северный Кавказ, лето 1943 г. В 88-м ИАП имелись самолеты, закупленные на средства трудящихся Грузии. На борту фюзеляжей этих истребителей по-грузински было написано «За Советскую Грузию» («Сабтчота Сакартвело»). Крайне необычен для советских ВВС трехзначный цифровой номер, равно как и место его нанесения — вертикальное оперение.
-
http://waralbum.ru/wp-content/upload...0621-lagg3.jpg
Истребитель ЛаГГ-3 66-й производственной серии с бортовым номером 932, 88-й ИАП, Северный Кавказ, лето 1943 г. В 88-м ИАП имелись самолеты, закупленные на средства трудящихся Грузии. На борту фюзеляжей этих истребителей по-грузински было написано «За Советскую Грузию» («Сабтчота Сакартвело»). Крайне необычен для советских ВВС трехзначный цифровой номер, равно как и место его нанесения — вертикальное оперение.
-
Вложений: 10
-
Цитата:
Сообщение от
Холостяк
http://waralbum.ru/wp-content/upload...7d_-1-orig.jpg
Летчики-асы 9-й гвардейской авиационной дивизии у истребителя Белл P-39 «Аэрокобра» Г.А. Речкалова.
Слева направо: Александр Федорович Клубов (дважды Герой Советского Союза, сбил 31 самолет лично, 19 — в группе), Григорий Андреевич Речкалов (дважды Герой, сбил 56 самолетов лично и 6 — в группе), Андрей Иванович Труд (Герой Советского Союза, 25 самолетов сбил лично и 1 в группе) и командир 16-го гвардейского истребительного авиаполка Борис Борисович Глинка (Герой Советского Союза, сбил 30 самолетов лично и 1 в группе).
2-й Украинский фронт. Фотография сделана в июне 1944 года — на самолете Речкалова количество звезд соответствует его достижениям к этому времени (46 самолетов сбито лично, 6 в группе).
Виноват! Дурак! Исправлюсь!
Принял Глинку за Покрышкина.
-
Вложений: 10
...........................
-
Вложений: 3
-
Встретилось : "Последний рейс пилота Мамкина" . По ссылке : http://photo.oper.ru/news/print.php?t=1051606171 Биографическая справка: Александр Петрович Мамкин, гвардии лейтенант. Родился в 1916 г. в селе Крестьянское Воронежской обл. С 1931 г. работал в колхозе, в 1934 поступил в Орловский финансово-экономический техникум. В 1936 в составе 9-го набора поступил в Балашовскую школу ГВФ. В 1938 стал кандидатом в члены ВКП(б). После школы работал в Таджикском управлении ГВФ. С 1942 года в составе 105 гв. ОАП ГВФ совершил не менее 70 ночных вылетов в немецкий тыл к партизанам на самолёте Р-5. В ночь с 10 на 11 апреля 1944 посадил горящий самолёт с эвакуированными из немецкого тыла (10 детей, 3 взрослых) на своей территории; умер от ожогов 17 апреля. Награждён орденом Красного Знамени (посм.), орденом Отечественной войны I ст., медалью «Партизану Отечественной войны» I ст. Похоронен в г. Велиж Смоленской обл.
-
Вложений: 2
.................................................. .................
-
-
http://upload.wikimedia.org/wikipedi.../KamaninA1.jpg
Самый молодой пилот Второй Мировой. Сын Героя Советского Союза Каманина....
Возвращаясь из очередного вылета, пилот У-2 эскадрильи связи 5-го гв. ШАК заметил штурмовик, лежащий на брюхе на нейтральной полосе. Подведя свою машину ближе, он обнаружил, что кабина Ил-2 закрыта: значит, лётчик внутри, видимо, раненый. Взаимовыручка среди лётчиков — святой закон. У-2 мастерски приземлился на испещрённую воронками нейтралку и «запарковался», закрывшись от немцев штурмовиком. В кабине действительно сидел тяжело раненный в голову лётчик лейтенант Бердников; задание по аэрофотосъёмке он выполнил, но доставить результаты съёмки на базу уже не смог. Первым в У-2 перекочевал фотоаппарат с плёнкой, затем, ценой неимоверных усилий, безвольное тело спасённого раненого летчика. Подсуетившиеся с плановой контратакой, артиллеристы и танкисты при содействии штурмовиков отвлекли внимание немцев от наглого кукурузника, и У-2, пританцовывая у воронок, удачно взлетел с нейтралки. За спасение товарища и доставку разведданных лётчик Каманин был награждён орденом Красной звезды.
Лётчику Аркадию Николаевичу Каманину было 14 лет...
...В 1944 году сержант Каманин заслужил второй орден Красной Звезды: при нападении на штаб фронта отряда бандеровцев он под обстрелом взлетел на своём У-2, забросал нападающих ручными гранатами и вызвал подкрепление.
Вдумайтесь: 14-летний боевой летчик... В 16 лет - две "Красных звезды" и БКЗ!!!
Весной 1945 года 16-летний старшина Аркадий Каманин доставил в партизанский отряд под Брно питание для рации и секретный пакет, совершив полуторачасовой полёт за линию фронта по неизученному маршруту в горной местности со сложным рельефом. Этот вылет командование оценило орденом Красного Знамени.
Увы, в 18 лет, уже после войны, Аркадий Каманин умер от менингита...
http://static.oper.ru/data/site/akamanin22op.jpg
И это сын одного из первых Героев советского Союза, героя-летчика, спасавшего челюскинцев...
http://upload.wikimedia.org/wikipedi...Kamanin_NP.jpg
-
Вложений: 2
Нашел среди бумаг интересные таблицы, собранные в период преподавания военной истории в академии. Источники: издание ГШ "Гриф секретности снят.." . немецкие данные из Сборника статей "WELTKRIEG 1939-1945" Stutgart 1957.
Пояснения к обозначениям.
Для ВВС СССР данные в тысячах самолетов.
"Было" - боевой состав на начало года/периода (для наших ВВС 1941 на 21.06)
"Пост" - поставлено в состав ВВС за год/период.
"Пот." - потери за год, для немецких ВВС за период, для наших ВВС потери всего/ из них боевые потери. Итоговые даные "Всего" потери за войну для ВВС СССР надо читать 106,4/46,1 (боевые потери всего 106,4/из них боевые потери 46,1тыс. самолетов)
В строках разбивка по родам и общий итог по боевым самолетам, строка "Всего" учитывает в том числе вспомогательные, транспотрные, учебные самолеты.
* По потерям немецких ВВС данные только до декабря 1944 г.
-
Вложений: 1
-
Вложений: 1
-
-
-
-
8 июня 1937 года Чкалов, Беляков и Байдуков начали свой беспримерный полет СССР-США через северный полюс. Так начиналась история Сталинского маршрута.
http://img15.nnm.ru/d/2/a/b/c/27e890...a7e053a926.jpg
Ссылка: http://nnm.ru/blogs/Dmitry68/stalinskiy_marshrut_sssr-ssha_chkalov_18_iyunya_1937_g/
-
Р-39 аэрокобра комэска Н. И. Прошенкова, 69-й ГвИАП, весна 1945 года.
http://forum.exler.ru/uploads/127/post-1205737797.jpg
-
-
Вложений: 2
С форума коллекционеров исторической фотографии...
"Ветераны авиации" - участники 1 мировой войны.....
Первый слева полковник Никитин Сергей Никитич (род. в 1893 г.), старший унтер-офицер, летчик. С 25.12.1914 г. служил во 2-м армейском авиационном отряде. С 28.2.1916 г. по январь 1917 г. обучался в Гатчинской военной авиационной школе. С 25.2.1917 г. продолжил обучение в Севастопольской военной авиационной школе. 12.3.1917 г. сдал экзамен на звание «летчик». С 25.3.1917 г. летчик 6-го Сибирского корпусного авиационного отряда. По сведениям на 1923 г. – военный летчик 4-го авиаотряда. Командир 2 авио-отряда (1924 г.)
Награжден орденом Красного Знамени Хорезмской ССР (23.4.1924 г.), двумя орденами Красного Знамени РСФСР (Прик.РВСР № 260: 1925 г.;Прик.РВСР № 335: 1924 г.), двумя орденами Красного Знамени и орденом Ленина.
второй справа вроде как Кудрин Борис Николаевич, второй слева вроде Смирнов Сергей Федорович
-
Вложений: 2
.................................................. ....
-
МИХАЙЛИК Яков Данилович
Герой Советского Союза, полковник в отставке.
Родился 7 мая 1922 года в селе Максимовка ныне Кременчугского района Полтавской области (Украина), в крестьянской семье. Отец - Михайлик Данила Дмитриевич (1896-1982). Мать - Михайлик (Цимбал) Харитина Тимофеевна (1898-1972). Супруга - Михайлик (Ставинская) Раиса Юлиановна (1927 г. рожд.), медицинский работник. Дочь - Мизецкая Елена Яковлевна (1948 г. рожд.), медицинский работник. Дочь - Белякова Галина Яковлевна (1953 г. рожд.), инженер. В семье Михайликов растут внук, три внучки, правнук и правнучка.
После окончания в 1938 году семилетки Яков Михайлик работал слесарем в кременчугском депо. Как и многие подростки тех лет, мечтал стать летчиком. Поступил учиться в местный аэроклуб и вскоре выполнил ознакомительные полеты на У-2.
На выпускном экзамене в аэроклубе появился незнакомый военный летчик - он отбирал кандидатов в Чугуевскую авиационную школу пилотов. Полет Якова летчик одобрил. 26 февраля 1940 года Михайлик принял присягу, стал военным.
Яков Михайлик был выпущен из училища в июне 1941 года в звании сержанта. Его послали в Багай-Барановку близ Саратова, где переучили на Як-1. В составе 211го истребительного авиаполка вскоре он прибыл в Подмосковье, где его полк вошел в состав бригады Резерва ВГК и должен был прикрывать с воздуха подступы к столице.
Михайлику нравился Як-1, на аэродроме даже шутили: "Яшка полетел на "яшке"..." В подмосковном небе Михайлик открыл свой личный боевой счет - сбил Ю-88. Над Медынью был сбит сам. "Осколки эрликоновского снаряда, - вспоминает Яков Данилович, - оставили на теле множество шрамов, а некоторые так и остались под кожей. Спасибо нашему полковому врачу, не отправил в тыловой госпиталь..."
Вскоре Яков был направлен в район Вольска (севернее Саратова), в 8й запасной авиаполк. В августе 1942 года, получив новые Як-1, 211й истребительный авиаполк майора Лескова был введен в состав 220й истребительной авиационной дивизии 8й воздушной армии и направлен под Сталинград.
Полк приземлился на полевом аэродроме у совхоза "Сталинградский". По краям огромного поля уже стояли штурмовики Ил-2. Едва техники заправили самолеты бензином, маслом и сжатым воздухом, как поступил боевой приказ. Обстановка требовала немедленного ввода прибывающих полков в бой.
Первый вылет над Волгой запомнился Михайлику на всю жизнь. "Карусели" смешались, - вспоминает Яков Данилович. - В каждом из горизонтальных и вертикальных кругов - и наши, и немцы. В воздухе творилось что-то невообразимое. Такого мне не приходилось видеть даже в самые горячие дни под Москвой".
Прошло всего несколько дней беспрерывных схваток в небе - и в полку осталась лишь часть командного состава и несколько летчиков. Сержанта Якова Михайлика перевели в 237й истребительный авиаполк майора Исаева, а остальных отправили в тыл на переформирование.
С 237-м полком Я. Михайлик прошел от берегов Волги до Берлина - уже в составе 16й воздушной армии, куда его дивизию ввели 10 сентября 1942 года.
"Вылетали, - вспоминает он, - по 4-5 раз в день. От непрестанного напряжения наваливалась чудовищная усталость. Но обстановка на земле требовала постоянной поддержки с воздуха. И мы летали, летали, летали..."
Однажды прямо на аэродроме Михайлику вручили сразу 2 боевые медали и орден Красного Знамени. Однополчане шутили: "Яшка получил полную шапку наград!"
В Сталинградской битве сбил 7 самолетов противника лично и 2 - в группе. Вскоре сменил сержантские лычки на офицерские звездочки. Дивизия получила звание гвардейской и почетное наименование "Сталинградской", а 237й полк стал 54-м гвардейским.
Полк воевал потом над Курском и Орлом, в Белоруссии (там Михайлика сбили в третий раз - к счастью, и тогда обошлось без госпиталя). Затем была Польша и, наконец, Берлин.
К маю 1945 года Яков Данилович совершил 316 боевых вылетов, лично сбил 17 немецких самолетов и 6 - в группе. Звание Героя Советского Союза ему присвоили 15 мая 1946 года. Его грудь украсили орден Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, три ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны, много лет спустя - орден "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР", он награжден также многими медалями. Всего за день до Победы герою исполнилось 23 года...
После войны Яков Михайлик "успел", пока не был списан с летной работы, полетать на одном из первых советских реактивных истребителей - Як-15. В 1955 году он окончил Военно-воздушную академию в подмосковном Монине и еще 20 лет служил в ВВС.
Живет в Москве.
.............
Яков Данилович
Михайлик написал книгу "Соколиная семья". Издана в Москве. Издана ОАО "Газета Гудок". По заказу ОАО "РЖД".
http://geroiros.narod.ru/wwsoldat/20...ihailik_yd.jpg