Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 20 из 29
Like Tree58Likes

Тема: Заводские обозначения самолетов Новосибирского авиазавода

  1. #1
    PPV
    PPV вне форума
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    08.01.2010
    Сообщений
    1,798

    По умолчанию Заводские обозначения самолетов Новосибирского авиазавода

    90-летию НАЗ посвящается!

    Позволю себе открыть ветку, посвященную еще недостаточно освещенной теме заводских обозначений самолетов, выпускавшихся на Новосибирском авиазаводе им. Чкалова.
    Начну со своих собственных изысканий, приведу те данные, что смог найти за прошедшее время. Информация у меня неполная, и относится она преимущественно к машинам нашего ОКБ, но тут уж «чем богаты» …
    Приглашаю поделиться своими познаниями на эту тему всем, кто имеет соответствующую информацию, поэтому в отношении пробелов надеюсь на помощь форумчан. Т.е. дополнения и уточнения приветствуются…

  2. #2
    PPV
    PPV вне форума
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    08.01.2010
    Сообщений
    1,798

    По умолчанию

    В качестве ремарки: система обозначений на НАЗ сложилась далеко не сразу. На начальном этапе она явно была заимствованной: либо с других, ведущих заводов, как это было в отношении И-16, либо от ОКБ, как это было в отношении машин КБ Яковлева или Микояна. Лишь позднее появилась система нумерация изделий, и очевидно, она была сквозная. Номера «изделиям» присваивались по порядку, по всей видимости, в момент запуска КД в производство. Именно этим объясняется такой, к примеру факт, что Су-15, находившийся в серии в Новосибирске с 1966 г. имел обозначение «изд. 37», в то время как Як-28П, выпускавшийся в 1963-65 г.г., имел обозначение «изд. 40». При этом были изделия, которые запускались в производство, и им присваивались номера, но в серию они так и не попали.

    Формат представления информации пока предлагается такой:
    Изд. == «Офиц. название».Дата 1 полета 1-го серийного с-та на НАЗ.ФИО ЛИ
    Последний раз редактировалось PPV; 01.06.2022 в 22:23.

  3. #3
    PPV
    PPV вне форума
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    08.01.2010
    Сообщений
    1,798

    По умолчанию

    О начальном периоде работ Новосибирского завода данные у меня «общеупотребительные», поэтому ограничусь лишь перечислением тех машин, что выпускались, поскольку данных о нумерации изделий за этот период у меня нет:

    Изд. (тип) 2, 4, 5, 10, 24 == И-16. 04.11.1937 г. А.Ф. Тамара
    Изд. (тип) 15 == УТИ-4.
    Изд. ? == И-220. (1939)
    Изд. ? == ЛаГГ-3. 1941 г.
    Изд. А, Я == Як-7. 1941 г.
    Изд. Д, Т, М, В, П, У == Як-9. 1942 г.
    Изд. Ш == Ан-2 (СХ-1). 31.08.1947 г. П.Н. Володин
    Изд. Ф == Як-23. (1948 г.) не выпускался
    Изд. С == МиГ-15 с РД-45Ф. 30.04.1949 г. П.И. Гербинский
    Изд. СД == МиГ-15бис. 02.1950 г.
    Последний раз редактировалось PPV; 04.06.2022 в 15:09.

  4. #4
    PPV
    PPV вне форума
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    08.01.2010
    Сообщений
    1,798

    По умолчанию

    При этом, в документации НАЗ наряду с заводским обозначениями, применялись и обозначения ОКБ:

    Изд. "А", "Я" - для Як-7,
    Изд. "Д", "Т", "М", "В", "П", "У" - для Як-9
    Изд. "Ф" - для Як-23
    Изд. «С», «СД» - для МиГ-15/бис,
    Изд. «СИ» и «СФ» - для МиГ-17/Ф
    Изд. «СТ» - для УТИ МиГ-15
    Изд. «СМ» и «СМ2» - для МиГ-19/С
    Последний раз редактировалось PPV; 01.06.2022 в 22:41.

  5. #5
    PPV
    PPV вне форума
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    08.01.2010
    Сообщений
    1,798

    По умолчанию

    Заводские номера изделий в КД появились лишь начиная с МиГ-17:

    Изд. 20 == МиГ-17. 06.1952 г. П.И. Гербинский
    Изд. 22 == МиГ-17Ф. 12.1952 г.
    Изд. 24 == УТИ МиГ-15. 04.1953 г. П.И. Гербинский, Т.Т. Лысенко
    Изд. 25 == МиГ-19. 06.1955 г. Б.З. Попков
    Изд. 26 == МиГ-19С (СМ-9/3)
    Изд. 27 == Т-3 (ПТ-8).
    Изд. 28 == П-1. строилось 3 опытных образца
    Изд. 30 == МиГ-19СВ (СМ-9/3В)
    Изд. 32 == МиГ-19 (СМ-50). не выпускался
    Изд. 34 == Су-9 (Т-43). 05.1958 г. В.М. Пронякин
    Изд. 35 == Т-37. не выпускался
    Изд. 36 == Су-11 (Т-47). 08.1962 г. Е.С. Соловьев
    Изд. 37 == Су-15 (Т-58). 06.03.1966 г. И.Ф. Сорокин
    Изд. 37М == Су-15Т. 20.12.1970 г. В.Т. Выломов
    Изд. 37М == Су-15ТМ. 10.1971 г.
    Изд. 40 == Як-28П. 31.01.1963 г. В.М. Волков
    Изд. 41 == Су-24 (Т-6). 31.12.1971 г. В.Т. Выломов
    Изд. 42 == Су-15УТ. 10.12.1969 г. В.Т. Выломов, В.А. Белянин
    Изд. 43 == Су-15УМ. 23.04.1976 г. В.Т. Выломов, В.А. Белянин
    Изд. 44 == Су-24М. 20.06.1979 г. В.Т. Выломов, Г.В. Гридусов
    Изд. 45 == Су-24МК. 30.05.1987 г. Е.Н. Рудакас, В.В. Рудаков
    Изд. 46 == Су-24МП. 24.03.1983 г. В.Т. Выломов, В.А. Глинчиков
    Изд. 48 == Су-24МР. 06.09.1982 г. И.Я. Сушко, Ю.Н. Харченко
    Изд. ? == Су-24БМ. не выпускался
    Изд. ? == Су-24БМ2. не выпускался
    Изд. 57 == АКУ-58
    Изд. 59 == АКУ-58-1
    Изд. 66 == Су-34. 18.12.1993 г. И.В. Вотинцев, Е.Г. Ревунов
    Изд. ? == Ан-38. 23.06.1994 г. А.К. Хрустицкий, Е.Н. Рудакас
    Изд. 80 == БПЛА "Пчела" ОКБ Яковлева 1988-90 гг
    Изд. 85 == С-70
    Последний раз редактировалось PPV; 01.06.2022 в 22:41.

  6. #6
    Старожил Форумчанин Аватар для Алексей Коваль
    Регистрация
    02.06.2011
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    297

    По умолчанию

    А Т-60С был изделием 54, или всё же «объект 54» вне нумерации завода?
    Интересно погадать над пропущенными пока номерами. И после 48 до 66 уж очень большой интервал… с другой стороны, изделие не обязательно же самолёт. Какие-то иные производимые устройства (и гражданские в том числе, если были), агрегаты и узлы, производимые «на сторону», наверное, тоже.
    Последний раз редактировалось Алексей Коваль; 12.07.2021 в 03:41.
    Fencer likes this.

  7. #7
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    11.10.2012
    Сообщений
    1,029

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от PPV Посмотреть сообщение
    Изд. ? == Ан-38. 23.06.1994 г.
    Разве не 38?
    "Су-34 - История Серий" - Ссылка
    "Ми-35М - История Серий" - Ссылка
    "Ка-226 - История Серий" - Ссылка
    "Ансат - История Серий" - Ссылка
    "Як-130 - История Серий" - Ссылка

  8. #8
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    08.01.2014
    Сообщений
    1,229

    По умолчанию

    [QUOTE=PPV;
    Изд. ? == Ан-38. 23.06.1994 г.[/QUOTE]

    от АНТК Хрустицкий А.К.-второй Акименко (Ахрименко ???), по-моему с ЛИИ
    PPV likes this.

  9. #9
    PPV
    PPV вне форума
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    08.01.2010
    Сообщений
    1,798

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Алексей Коваль Посмотреть сообщение
    А Т-60С был изделием 54...?...
    Версия имеет право на существование...

  10. #10
    Старожил Ветеран Аватар для FLOGGER
    Регистрация
    19.02.2006
    Адрес
    С-Пб
    Сообщений
    5,425

    По умолчанию

    А Т-60 - это что? Я что-то не в курсе.

  11. #11
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    08.01.2014
    Сообщений
    1,229

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от PPV Посмотреть сообщение
    Изд. ? == Ан-38. 23.06.1994 г. А.К. Хрустицкий, Е.Н. Рудакас
    Не, первый полёт москвич был, Рудакас позже ввёлся
    Fencer likes this.

  12. #12
    PPV
    PPV вне форума
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    08.01.2010
    Сообщений
    1,798

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от stream Посмотреть сообщение
    Не, первый полёт москвич был, Рудакас позже ввёлся
    https://cont.ws/@su-35/1366505

  13. #13
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    08.01.2014
    Сообщений
    1,229

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от PPV Посмотреть сообщение
    ...моя информация от первого механика выпускавшего самолёт в тот первый полёт, как-то не верится, что первый вылет отдали бы заводу...на МАКС-95, да, экипаж Хрустицкий-Рудакас

  14. #14
    PPV
    PPV вне форума
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    08.01.2010
    Сообщений
    1,798

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от stream Посмотреть сообщение
    ...моя информация от первого механика выпускавшего самолёт в тот первый полёт, как-то не верится, что первый вылет отдали бы заводу...на МАКС-95, да, экипаж Хрустицкий-Рудакас
    Тут важно, кто был назначен командиром экипажа. Если Хрустицкий командир, а Рудакас 2-й пилот, то все приличия соблюдены...
    PS: Хрустицкий - не москвич, он был от Антоновской фирмы, из Киева...
    Последний раз редактировалось PPV; 18.07.2021 в 13:23.

  15. #15
    Старожил Форумчанин Аватар для Алексей Коваль
    Регистрация
    02.06.2011
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    297

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от FLOGGER Посмотреть сообщение
    А Т-60 - это что? Я что-то не в курсе.
    Проект 80-х годов, ударный самолёт с элементами малозаметности на частичную замену и в дополнение к Ту-22М (и затем в дополнение к новому поколению разработки ОКБ Туполева, например, Ту-170), практически дошедший до постройки прототипа.

    Вот тут цитаты из различных воспоминаний и ряд мнений — наверное, наиболее полный тред на эту тему: http://forums.airbase.ru/2006/11/t51...-to-znaet.html.

    Ещё потом кто-то где-то писал, что якобы даже построили НЧФ на НАЗе, скорее всего, для отчёта и попытки получить дальнейшее финансирование. Очень уж неоднозначный проект был. Хотя первые наработки, исходно «суховские», может, были более перспективными, но их отменили в угоду тому, что описан Самойловичем в его книге «Рядом с Сухим» (см. по ссылке), и Лукашевичем (Buran.ru), видевшим проект во время работы в ОКБ (его воспоминания по ряду моментов выглядят достаточно вольными, в частности, именно из них проект в некоторых источниках стали неверно называть Т-54).

    Считается, что на НАЗе уже была готова оснастка для производства машины.

    Также есть упоминания в книге Августиновича «Битва за скорость», плюс, воспоминания Лукашевича чуть более полные, чем приведены по ссылке выше (исходный тред на «Новостях космонавтики» удалён). Позже найду и добавлю.

    В Сети есть и другие материалы, если гуглить, но все они компиляции и производные. Поэтому их не привожу, хотя там есть указанные материалы. Пусть тут лучше будут первоисточники.

    Подбирая материалы для цитирования, нашёл ещё и хорошо забытую ссылку — и на Airforce есть иллюстрация фрагмента конструкции с прямым упоминанием изделия «54»: Книга о вооруженцах ОКБ Сухого - специализированная летопись

    350f4c22-11fa-4665-91ac-6b0529681eff.jpeg

    См. также схему одного из первых вариантов Т-60 с плаката 2 ЦНИИ МО.
    Видимо, это как раз тот, что восходит ещё к Су-24БМ и в некоторой части к Т-10Е (? — насчёт последнего могу ошибаться, надо посмотреть даты).

    b7415860-31ee-4f49-a255-b37bfc5af680.jpeg
    Последний раз редактировалось Алексей Коваль; 19.07.2021 в 17:06.
    OKA and FLOGGER like this.

  16. #16
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    08.01.2014
    Сообщений
    1,229

    По умолчанию

    Бомбардировщик-90, объект 54, самолет Т-60 (Т-60С)

    Фрагмент из книги «Битва за скорость»

    https://sciencestory.ru/obekt-54-samolet-t-60-t-60s/
    OKA, Fencer and GThomson like this.

  17. #17
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    08.01.2014
    Сообщений
    1,229

    По умолчанию

    Легкий однодвигательный истребитель C-54, 1991год

    scan20210719134052_001t2.jpg scan20210719134132_001t2.jpg
    Последний раз редактировалось stream; 19.07.2021 в 13:35.
    Fencer and OKA like this.

  18. #18
    Старожил Ветеран Аватар для FLOGGER
    Регистрация
    19.02.2006
    Адрес
    С-Пб
    Сообщений
    5,425

    По умолчанию

    Алексей Коваль , спасибо большое! А то я уж стал думать, что это уж нечто такое секретное, что и ответить на вопрос нельзя. Но, думаю, тогда бы уж и не поднимали эту тему - зачем нарываться?

  19. #19
    PPV
    PPV вне форума
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    08.01.2010
    Сообщений
    1,798

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от stream Посмотреть сообщение
    Легкий однодвигательный истребитель C-54, 1991год

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	Scan20210719134052_001т2.jpg 
Просмотров:	261 
Размер:	339.4 Кб 
ID:	105497 Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	Scan20210719134132_001т2.jpg 
Просмотров:	257 
Размер:	344.7 Кб 
ID:	105498
    Листовка относится к проекту УТС С-54, который представлялся на конкурс аванпроектов УТС ВВС СССР на замену Л-39, в котором кроме нас участвовали КБ Микояна, Яковлева и Мясищева.
    Проекты истребителей с одноименным названием относятся к более позднему, постсоветскому периоду.
    Ну а к теме топика все это вообще никак не относится...
    lindr likes this.

  20. #20
    PPV
    PPV вне форума
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    08.01.2010
    Сообщений
    1,798

    По умолчанию

    Внёс некоторые дополнения в перечень обозначений.
    Вспомнилось, в частности, что опытный И-220 ОКБ Сильванского строили на НАЗ.
    Аналогично в отношении опытного Ан-2 (СХ-1) - также строился в Новосибирске.
    В отношении Як-23 уточнение: на НАЗ в 1948 г, прошёл цикл запуска КД в серию, но потом комплект документации и оснастка были переданы в Тбилиси, т.к.в 11.1948 в серию был запущен МиГ-15.
    Добавлено "Изд. 32"= МиГ-19 (СМ-50).
    Ну а по ТВ была озвучена информация по "Изд. 85" ...
    Последний раз редактировалось PPV; 03.01.2022 в 02:19.

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •