" Министры обороны Индии и Франции Манохар Паррикар и Жан Ив Ле Дриан подписали в пятницу в Дели контракт на поставку для ВВС Индии 36 истребителей Rafale на сумму 7,87 млрд евро, сообщило индийское агентство PTI. Тем самым поставлена точка в 16-летней эпопее, ставшей одним из самых длинных тендеров в истории человечества. По данным агентства, стоимость одного истребителя в одноместной компоновке (без учета запчастей, вооружения и обучения) составляет 91 млн евро.
Изначально идею о закупках дополнительной партии французских истребителей Mirage 2000 индийские военные выдвинули еще в 1999 г. после того, как эти самолеты хорошо показали себя в ходе пограничного конфликта с Пакистаном в районе Каргил. Однако затем индийское правительство объявило о тендере на поставку 18 и сборку в Индии еще 108 многофункциональных истребителей (Medium MultiRole Combat Aircraft, MMRCA), условия которого неоднократно менялись. В конце концов в тендере приняли участие французский Rafale, европейский Eurofighter, американские F-16 и F-18, шведский Gripen и российский МиГ-35 - практически все производимые в мире (не считая китайских) истребители, не относящиеся к классу тяжелых.
В 2011 г. во второй тур тендера вышли Rafale и Eurofighter, а в 2012 г. победителем был выбран Rafale. Однако переговоры о цене, производстве по лицензии, гарантиях между французской компанией Dassault и минобороны Индии провалились, при этом общая сумма сделки на 126 машин начала превышать 20 млрд евро. В результатате в 2014 г. было принято решение ограничиться закупкой лишь 36 машин, при этом ценовые переговоры по этому контракту, в ходе которых индийской стороне удалось сбить цену на 750 млн евро, затянулись на два с лишним года.
Две эскадрильи Rafale не смогут решить поставленную ВВС Индии задачу по увеличению количества эскадрилий истребителей с нынешних 32 до 45, контракт полностью противоречит официальной индийской политике make in India по совместному производству на территории страны, а стоимость одного Rafale при этом превышает стоимость двух российских тяжелых истребителей Су-30МКИ (Индия закупила и собирает по лицензии в общей сложности 272 таких машины), отмечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
Поэтому, чтобы обеспечить задачи обороны страны, Индия, возможно, придет к необходимости закупки еще 2-3 эскадрилий Су-30МКИ и глубокой модернизации на своих предприятиях с участием российской стороны остального парка этих истребителей по типу Sukhoi Super 30. "
ВАШИНГТОН, 24 сентября. /Корр. ТАСС Анатолий Бочинин/. Многоцелевой американский истребитель пятого поколения F-35A загорелся в пятницу на базе ВВС Mountain Home в штате Айдахо перед выполнением тренировочного полета. Об этом сообщил информационный портал Defense News.
По его данным, инцидент произошел примерно в полдень по местному времени (19:00 мск). Никто не пострадал. "Пилоту пришлось покинуть самолет во время запуска двигателя из-за пожара, возникшего в хвостовой части", - рассказал порталу официальный представитель ВВС капитан Марк Графф. "Возгорание было быстро ликвидировано", - уточнил он.
Машина была приписана к 61-й эскадрилье истребителей. Причины инцидента выясняются.
23 сентября 2016 года на предприятии корпорации Lockheed Martin в Форт-Уорт (штат Техас, США) состоялась церемония официальной выкатки и передачи Силам самообороны Японии первого построенного для них истребителя F-35А Lightning II - самолета с серийным номером AХ-1 (японский бортовой номер 69-8701). В церемонии приняли участие государственный министр обороны (первый заместитель министра обороны) Японии Кендзи Вакамия, начальник воздушного штаба (командующий) Военно-воздушных Сил самообороны Японии генерал Йосиюки Сигияма, заместитель министра обороны США по закупкам, технологиям и логистике Фрэнк Кендалл и руководство корпорации Lockheed Martin.
Первый построенный для Японии истребитель Lockheed Martin F-35А Lightning II (серийный номер AХ-1, японский бортовой номер 69-8701) на церемониии официальной выкатки и передачи Силам самообороны Японии на предприятии корпорации Lockheed Martin в Форт-Уорт. 23.09.2016 (с) Lockheed Martin
Переданный 23 сентября первый построенный для Японии истребитель АХ-1 фактически был выкачен 14 августа и совершил первый полет в Форт-Уорте 24 августа 2016 года.
Правительство Японии в декабре 2011 года приняло решение о приобретении 42 истребителей F-35A, стоимость соглашения, заключенного с американской стороной по линии Foreign Military Sales (FMS) составляет около 10 млрд долл. Первые четыре F-35A для Японии по данному соглашению полностью изготавливаются Lockheed Martin на предприятии в Форт-Уорте, а остальные 38 должны быть начиная с 2018 года собраны японской корпорацией Mitsubishi Heavy Industries на специально создаваемом для этого предприятии Final Assembly & Check-Out Facility в Нагое. Японская промышленность примет активное участие в субподрядных работах по их производству. Обучение летного состава японских F-35A будет начато в США в ноябре 2016 года.
Предполагается, что заказанные самолеты F-35A в ВВС Сил самообороны Японии поступят на вооружение 301-й и 302-й эскадрилий 7-го авиационного крыла, заменив в их составе истребители McDonnell Douglas F-4EJ-Kai Phantom II. При этом 7-е авиакрыло будет переведено с авиабазы Хякури на авиабазу Мисава.
Первый построенный для Японии истребитель Lockheed Martin F-35А Lightning II (серийный номер AХ-1, японский бортовой номер 69-8701) в первом полете. Форт-Уорт, 24.08.2016 (с) Lockheed Martin "
"ТОКИО, 24 сен — РИА Новости, Ксения Нака. Министр обороны Японии Томоми Инада потребовала прекращения полетов американских штурмовиков Harrier II до выяснения причин крушения самолета этого типа в районе префектуры Окинава.
Об этом она заявила на встрече с заместителем командования дислоцированных в Японии американских войск Чарльзом Чиаротти.
"Мы настаиваем на исчерпывающем выяснении причин и предоставлении информации, на эффективных мерах для того, чтобы не допустить повторения подобного. Само собой разумеется, что до подтверждения безопасности полеты должны быть запрещены", — цитирует слова министра агентство Киодо.
Инада подчеркнула, что, если бы крушение произошло в жилом районе, "это было бы страшное бедствие".
Чиаротти проявил понимание позиции японской стороны, заявив, что "остановка полетов — это часть профилактических мер по недопущению подобного в будущем", и выразил намерение ответить на вопросы японского правительства как можно скорее.
Ранее с требованием остановить полеты штурмовиков к командованию США обратились власти Окинавы.
Приписанный к базе Кадэна ВВС США на Окинаве штурмовик Harrier II 22 сентября упал в море в 150 километрах от побережья. Пилоту удалось спастись."
Наши летчики на праздновании 75-летия 116 авиабазы после выступления остановились, открыли фонарь и развернули Флаг Республики Беларусь. В знак солидарности с командой паролимпийцев, которые пронесли наш флаг в Рио!
Споттер Sammamishman снял специально для ресурса Д.Ценциотти в июле этого года полеты над испытательным центром в Тонопе (да да, там где "Зона 51") пары F-117. Теоретически эти самолеты были сняты с вооружения и отправлены на хранение еще в 2008 году, однако их несколько раз замечали в полете в районе своей родной базы.
Трудно сказать, идет ли речь о испытаниях какого то рода или просто осуществляются дежурные облеты самолетов сданных на хранение по статусу подразумевающее возможность восстановления."
ПРАГА, 26 сен – РИА Новости, Александр Куранов. Чехия и Словакия еще до конца 2016 года могут подписать договор о совместной охране воздушного пространства. Об этом в понедельник заявил в Братиславе чешский премьер Богуслав Соботка по окончании совместного заседания правительств обеих республик, сообщило братиславское интернет-издание Teraz.
"Есть реальные шансы, что данное соглашение (о совместной охране воздушного пространства – ред.) будет подписано до конца этого года", - сказал Соботка. По словам чешского премьера, сотрудничество обеих стран в этой сфере может также оказать влияние на то, с помощью каких именно истребителей ВВС Словакия в будущем будет охранять воздушное пространство республики.
В свою очередь, словацкий премьер Роберт Фицо заявил, что правительство страны ожидает сейчас от нового руководителя военного ведомства, Петра Гайдоша, предложение о будущем развитии ВВС. "Будет ли это путь продолжения лицензии для использования самолетов, ныне находящихся на вооружении в словацкой армии, или это будет вопрос аренды, лизинга, покупки (новых самолетов – ред.), пока трудно сказать", - заявил Фицо. Он также согласился с тем, что есть смысл идти по пути взаимодействия в этом вопросе с Чехией.
На вооружении чешских ВВС с 2005 года состоят 14 истребителей JAS-39 Gripen, произведенных шведской фирмой Saab. Они заменили устаревшие самолеты МиГ-21 советского производства. Годом ранее, в 2004 году, чешское и шведское правительство подписали соглашение об аренде этих самолетов за 19,6 миллиарда крон (986 миллионов долларов), еще около одного миллиарда крон (около 50 миллионов долларов) чешское Минобороны использовало на закупку вооружения для истребителей. В 2014 году аренда самолетов была продлена до 2027 года с ежегодной выплатой 1,7 миллиарда крон (71 миллион долларов).
В 2015 году переговоры со Швецией об аренде истребителей JAS-39 Gripen начало правительство Словакии, предполагая заменить ими ныне состоящие на вооружении самолеты МиГ-29, произведенные в СССР более четверти века назад.
"Взаимодействие (с Чехией в аренде подобных типов самолетов – ред.) – более выгодный и дешевый вариант, мы сможем сосредоточиться на совместном обслуживании этих авиамашин, на совместном обучении пилотов, - сказал Фицо. – Для этого существуют различные возможности, но мы пока очень, очень далеко от подобного решения, потому что политически это весьма сложное и чувствительное решение".
ВИЛЬНЮС, 26 сен - РИА Новости. Учения стран НАТО и партнеров Ramstein Alloy, целью которых является усиление сотрудничества ВВС стран Балтии, пройдут в международном воздушном пространстве Балтийского региона 27-28 сентября, сообщило в понедельник министерство обороны Литвы.
"В этих плановых, проводимых три раза в год, учениях будут усовершенствованы навыки военных единиц ВВС НАТО, единиц наблюдения и контроля, навыки воздушной полиции и других мощностей в Балтийском регионе", - говорится в сообщении оборонного ведомства.
Участниками маневров являются французские военные подразделения ВВС, выполняющие в настоящий момент миссию воздушной полиции НАТО в странах Балтии с истребителями Mirage 2000, дислоцированные на Шяуляйской авиабазе, и немецкие военные единицы ВВС с истребителями Eurofighter Typhoon, дислоцируемые на эстонской авиабазе Эмари. Кроме того, задания во время учений будут выполнять партнеры НАТО и Польши – истребители Швеции и Финляндии.
В министерстве обороны Литвы отметили, что по сценарию транспортный самолет литовских ВВС C-27J Spartan теряет связь. Дополнительный контроль и управление самолетом будет осуществлять самолет E-3A с системой предупреждения и контроля НАТО (Airborne Warning and Control System, AWACS). ВВС Латвии выделят вертолет для осуществления спасательного сценария. В рамках учений проверят взаимодействие военно-воздушных сил участников со специалистами из центра управления полетами гражданского аэропорта Латвии и Эстонии.
Учения Ramstein Alloy организовывают единицы ВВС НАТО, находящиеся в Рамштайне ( Германия), вместе с центром объединенных операций, который расположен в Эдеме ( Германия). Маневры Ramstein Alloy проводятся в Балтийском регионе с 2008 года, в рамках которых осуществляются тренировки ВВС стран Балтии и НАТО, а также стран-партнеров. Маневры длятся два дня и проводятся три раза в год.
МОСКВА, 27 сен - РИА Новости. Россия и Индонезия продолжают переговоры на экспертном уровне о поставках российских истребителей Су-35, а также обсуждают возможный контракт на поставку самолетов-амфибий Бе-200, сообщили во вторник заместитель гендиректора АО "Рособоронэкспорт" Сергей Гореславский и замглавы дипмиссии Индонезии в России Симболон Ласро в ходе презентации книги "Россия - Индонезия: вехи сотрудничества".
"Мы действительно ведем консультации по той заинтересованности, которую проявляют наши индонезийские коллеги, в том числе, работаем по теме Су-35. Индонезийская сторона неоднократно высказывалась, что они останавливаются на выборе этой боевой машины, что было логично, так как она продолжает линейку самолетов "Су" ( Су-27, Су-30), которые уже стоят на страже обороноспособности этой страны... Контракт будет заключен тогда, когда будет заключен, сейчас идут активные переговоры на экспертном уровне", - заявил Гореславский.
"Мне известно об интересе Индонезии (в самолете-амфибии Бе-200 - ред.) и об обсуждениях этого вопроса, однако это все предполагает исследований и консультаций определенных министерств и агентств в Индонезии, поэтому пока рано говорить о каком-либо прогрессе по этой теме", - заявил замглавы дипмиссии Индонезии в России.
Гореславский в свою очередь отметил, что на выставке "Гидроавиасалон" в Геленджике индонезийская делегация проявила интерес к российским самолетам-амфибиям, там же состоялись предварительные переговоры. Он отметил, что индонезийские партнеры могут посетить заводы-изготовители самолетов.
"Впереди ждет большая работа. Будем рассчитывать, что их интерес к нашим машинам Бе-200 будет сохраняться", - сказал журналистам Гореславский.
Посол Индонезии в РФ Вахид Суприяди ранее сообщил, что Индонезия намерена закупить у РФ восемь истребителей Су-35. По его словам, законы страны также предусматривают передачу технологий. В конце апреля в госкорпорации "Ростех" заявляли, что принципиальное решение по поставке Су-35 Индонезии уже принято и сейчас обсуждаются детали готовящегося соглашения.
В конце прошлого года министр обороны заявил, что получил от президента Индонезии Джоко Видодо прямое указание закупить Су-35 для замены устаревших американских истребителей F-5 Tiger, чей возраст достиг 40 лет.
После длительных проволочек руководство США близко к тому, чтобы дать «зеленый свет» целому пакету крупнейших контрактов в области закупки вооружений монархиями Залива.
Как правило, крупные контракты в области военно-технического сотрудничества изначально заключаются между государствами, имеющими дружественные отношения, и после согласования экономических и технических вопросов, финальное политическое одобрение является пустой формальностью. Однако совершенно по-другому ситуация сложилась с сразу несколькими крупными заказами по приобретению американских истребителей, сделанными два-три года назад в начале резкого обострения ситуации на Ближнем Востоке, странами, традиционно считающимися региональными союзниками США, как Бахрейн, Катар и Кувейт. Саудовская Аравия успела заключить крупнейшее соглашение в той же области, однако его выполнение США, судя по всему практически саботировали, причем на последней стадии, в Президентской Администрации.
По иронии судьбы практически все контракты должны были отойти фирме Boeing, истребительное «отделение» которой в отсутствие других зарубежных заказов находилось на грани закрытия, поддерживаемое небольшими заказами палубных истребителей F/A-18E/F“SuperHornet” для ВМС США. Сложилась уникальная ситуация, когда американские законодатели утверждали в оборонном бюджете даже больше самолетов этого типа, чем флот просил по категории «неприоритетных расходов». Поддержка производителя из родного штата — это святое!
Катар планировал сделать крупный заказ сразу на 72 (36 в первом транше) тяжелых многоцелевых истребителя F-15E “Strike Eagles” — пожалуй, лучшей ударной машины западного производства, которую можно купить сегодня. При этом в августе 2015 г. эмират уже подписал с Францией контракт на закупку 24 истребителей “Rafale” на сумму €6,3 млрд. Довольно комичным на этом фоне выглядит тот факт, что в нынешних ВВС Катара истребителей всего дюжина.
Кувейт, в свою очередь, планировал приобретение 28 истребителей (возможно, с опционом на еще 12) F/A-18E/F “Super Hornet” — эта изначально палубная машина активно продвигается Boeing и на «сухопутные» рынки, но пока успеха удалось достичь только с продажей в Австралию. Не дождавшись за несколько лет «формального» одобрения сделки в Штатах, он подписал с итальянским правительством контракт на приобретение 28 истребителей Eurofighter “Typhoon” [1].
Бахрейн планировал покупку 18 истребителей F-16 “Fighting Falcons” фирмы LockheedMartin. Говоря о контракте на истребители F-16, нельзя не вспомнить о запросе ОАЭ от 2014 г. на приобретение 30 новых истребителей и модернизации имеющихся самолетов этого типа, который в свое время вызвал большой интерес в экспертной среде появлением новой модификации Block 61 и сгинул в небытие. Возможно, и он был задержан по политическим соображениям, хотя заинтересованы ли в нем ОАЭ до сих пор, сказать трудно.
В отличие от перечисленных выше государств Саудовская Аравия успела в 2011 г. заключить огромную сделку на приобретение 84 истребителей F-15SA («эксклюзивной», наиболее продвинутой версии F-15E), модернизацию 68 своих F-15S до этого уровня и большое количество сопутствующих материалов и вооружения на баснословную сумму $29,4 млрд [2]. К настоящему моменту собрано не менее 40 истребителей, однако все они до сих пор находятся в США. В качестве причин назывались проблемы с новой, цифровой (в авиационной терминологии электронно-дистанционной) системой управления, однако если бы самолет имел затруднения с управляемостью или надежностью, разве Boeing выпускал бы его десятками, игнорируя технические проблемы? Очевидно, вопрос имеет политическую составляющую.
Чтобы представить себе недовольство американских оборонных концернов и лоббистов (в первую очередь конечно Boeing) ситуацией можно упомянуть, только в «зависших» контрактах Катара и Кувейта речь шла о сумме не менее $20 млрд. и обеспечении работой на многие годы производственных линий. В течение нескольких лет американские законодатели неоднократно высказывали свое резкое недовольство тем фактом, что Администрация Обамы практически отдает заказы европейцам, но она была непреклонна. Так что же удерживало Белый Дом? Называлось и нежелание сорвать переговоры по Иранской ядерной сделке, и проявление недовольства излишне своевольной внешней политикой (в первую очередь это упоминалось в связи с йеменской авантюрой Дома Саудов, которая вызывает определенное недовольство у властей США), однако главная причина в другом.
Все это время шли переговоры о новой программе военной помощи Израилю. Иерусалим на фоне обострения обстановки в регионе, иранского ракетно-ядерного фактора и так выдвигал беспрецедентные требования. Было невыгодно подливать масла в огонь крупными поставками оружия монархиям Залива, конечно, являющимся противниками Ирана, но и с Израилем имеющим отношения, мягко говоря, натянутые (а точнее — никаких, так как они не признают его права на существование). Соглашение об оказании военной помощи было, наконец, подписано 14 сентября, согласно ему в 2019-2028 фин. годах США будут ежегодно вливать в оборонный бюджет Израиля около $3,8 млрд, на которые он будет приобретать оборонную продукцию американского производства. Хотя эта сумма превосходит предыдущую программу (сейчас Израиль ежегодно получает «всего» около $3 млрд), она все же меньше, чем требования Израиля, которые приближались к $50 млрд на десятилетний срок.
Израильская сделка подписана, и, словно по заклинанию, ворота в пещеру с сокровищами шейхов Залива вновь открыты для американского ВПК во всю ширь. В самое ближайшее время стоит ожидать финализации контрактов. Чувства заинтересованных сторон ярко передал сенатор от штата Теннеси Боб Коркер: «это словно освобождение заложников, когда деньги, наконец, прибыли».
1. “Typhoon” — международный, в первую очередь англо-итало-немецкий проект, но продвижением в отдельные страны партнеры занимаются по отдельности, заранее поделив территории.
2. Авторитетнейший отечественный аналитический центр, специализирующийся на тематике экспорта вооружений — ЦАСТ, назвал эту сделку вероятно крупнейшим оборонным контрактом в истории."