Страница 52 из 116 ПерваяПервая ... 24248495051525354555662102 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1,021 по 1,040 из 2309
Like Tree472Likes

Тема: Война в корее

  1. #1021
    Старожил Форумчанин Аватар для Vitali Acote
    Регистрация
    19.09.2011
    Сообщений
    538

    По умолчанию

    На сколько я помню vovan22 использовал либо первоначальные источники (документы боевых частей), либо итоговые документы американских штабистов разного уровня. Верить им вполне можно. Но таблица не закончена. Посмотрите - в интересующем нас сентябре 1951 года есть приписка "Нет двух Ф-86". А когда они, собственно, были потеряны? Я вот не знаю, а это по сути может быть любой день, да и сама причина потери этих двух Сейбров остаётся неизвестной.

    Кстати Док_М, что там на счёт сентябрьских боёв говорят традиционные источники по американским потерям - Томпсон, Комиссия и Корвалд? Я в этих вопросах не ориентируюсь, так что ваши комментарии были весьма кстати. Если не затруднит, то выпишите в табличку все потери Сейбров за сентябрь 1951 года по данным источникам, может тогда и сумеем отыскать "пропавших".

  2. #1022
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    17.11.2011
    Сообщений
    626

    По умолчанию

    Виталий, давайте не сразу за весь месяц, а по дням. Боюсь просто запутаться.
    Ну вот стал рыться в Комиссии и КОРВАЛДе. В последнем ничего нового нет. А вот Комиссия....

    Ну вот 2 сентября.
    Тот день, когда были потеряны МиГи Колпикова и Акатова, а американская сторона признала потерю F-86А № 49-1258 Лэйтона..
    Вот в Комиссии есть ещё 1 "сейбр":
    - 510902 F-86A № 49-1327, 4th Ftr-Int Gp, Damaged while jettisoning tanks
    Т.е. "повреждён во время сбрасывания баков". Нет указаний о дальнейшей судьбе и то, что непременно сбит, но всё же...
    За 9 и 10 - Комиссия молчит. Молчит и КОРВАЛД и Томпсон.

    Итак, для Вас (всё же очень важно Ваше мнение) вопросы:
    - что делаем с "новыми" данными Владимира за предыдущее (апрель, июнь и 9 сентября)?
    - подробное описание заявок наших от 9 сентября.

    Для Transit'а:
    - что делаем с "новыми" данными Владимира за предыдущее (апрель, июнь и 9 сентября)?
    - что по F-86A № 49-1327 от 2 сентября?
    "...Долг тяжелее горы, тогда как смерть легче пёрышка.." (Рескрипт императора Мэйдзи 4.02.1882 г.)

  3. #1023
    Старожил Форумчанин Аватар для Vitali Acote
    Регистрация
    19.09.2011
    Сообщений
    538

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Док_М Посмотреть сообщение
    Итак, для Вас (всё же очень важно Ваше мнение) вопросы:
    - что делаем с "новыми" данными Владимира за предыдущее (апрель, июнь и 9 сентября)?
    Я бы их оставил, ибо они основаны на американских документах.

    Цитата Сообщение от Док_М Посмотреть сообщение
    Итак, для Вас (всё же очень важно Ваше мнение) вопросы:
    - подробное описание заявок наших от 9 сентября.
    Что касается заявок лётчиков 64 ИАК от 9.09.51, то это дело долгое, ибо десятки лётчиков вели прицельный огонь по Сейбрам, и кто из них в конечном счёте попал по одним описаниям понять проблематично. Я могу, конечно, дать эту информацию, но только по ней решить, кто там реально отличился совершенно точно не выйдет. Нужно описание боя с американской стороны.

  4. #1024
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    17.11.2011
    Сообщений
    626

    По умолчанию

    Виталий, в Вашей книге прекрасно описаны обстоятельства результативных стрельб наших пилотов. И в принципе, в основной массе можно по ним при сопоставлении с американскими данными судить об авторстве.
    Да вот беда - та электронная версия книги, что у меня, заканчивается ещё июлем. Я цитировал из неё. А сейчас - не могу. У Игоря Сейдова... Вы сами говорите, что не всё сходится с официальными описаниями. У Вас точно есть дальше. Надо как раньше - кратко, ёмко по всем официально засчитанным победам.
    Как иначе сличать заявки, личные счета уточнять?
    Прошу Вас, если можно, приводить описание заявок. Это правда важно.

    И, кстати, нельзя ли у Вас попросить полную электронную версию Вашей книги?
    "...Долг тяжелее горы, тогда как смерть легче пёрышка.." (Рескрипт императора Мэйдзи 4.02.1882 г.)

  5. #1025
    Старожил Форумчанин Аватар для Vitali Acote
    Регистрация
    19.09.2011
    Сообщений
    538

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Док_М Посмотреть сообщение
    Прошу Вас, если можно, приводить описание заявок. Это правда важно.
    Краткие отрывки из оф.архивных дел с описанием результативных атак по Ф-86 за 9.09.1951:

    1. 176 ГИАП: I) «Истр.пр. начали уходить с набором высоты, и зв. Сучкова атак. их снизу-сзади под R-0/4. Огонь вёл Сучков по ведущему сам. ведомой пары с Д. 700 2 дл.оч. из 3 точек. В рез. атаки Ф-86 резко развернулся вправо и нач. снижаться под большим углом, оставляя за собой большой шлейф дыма.»

    II) «Резким разворотом влево звено Геся атаковало истр.пр. на встречн. курсах под R-1/4. Огонь вёл Гесь по ведущ. сам. ведущ. звена с Д. 600 1 ср. оч. из 3 точек. В рез. атаки Ф-86 развернулся влево и перешёл в отвесное пикирование.»

    2. 196 ИАП: I) «Ведомый Фукин по прик. Митусова атак. ведущ. сам. этой же пары Ф-86, сблизившись сзади на Д. 300-250, под R-1/4 открыл огонь кор. очередями, наблюдая разрывы снарядов в правой плоскости самолёта. Израсходовав БК, Фукин вышел из атаки…»

    II) «В момент атаки Митусовым 4 Ф-86, пара Мит. сама была атакована парой Ф-86, но пара Иванова атаковала эту пару, и Ф-86 стали уходить… Иванов… сблизившись с ведом. пары Ф-86 сзади на Д. 300-350, под R-0/4 открыл огонь из 3 точек 2 ср. очер., после кот. атакованный сам. сделал неуправляемый переворот и ушёл вниз, после чего Иванов начал атаковать ведущего. Сблизившись с ним на Д.500-550, под R-0/4-1/4 открыл огонь из 3 точек 2 ср. очер.

    Ведомый Кочегаров прикрывал атаки Иванова, а во время последней атаки продолжил атаковать ведущего, сблизившись сзади под R-1/4-2/4 на Д. 400-500, открыл огонь из 3 точ. 3 ср. оч., атакованный сам. переворотом ушёл вниз. В момент выхода из атаки пара Иванова была атакована парой Ф-86, сделав 2 верт. манёвра, пара Иванова зашла сзади паре Ф-86, и, сблизившись на Д.400-350, под R-1/4-0/4 Иванов отк. огонь2 ср.оч. из 3 точ., после чего пара Ф-86 переворотом ушла в сторону моря.»

    3. 523 ИАП: «2 Ф-86 оторвались от ведущей пары и ушли спиралью влево, эту пару стала преследовать пара Самойлова, кот. под R-0/4 на в.4000 с Д. 500 открыл огонь до Д. 240 – 3 оч.(кор., ср., дл.). Ф-86 задымил и начал беспорядочное падение.»

    4. 17 ИАП: I) «Волков, сблизившись на развороте с ведущим, на Д. 700-600 под R-2/4 открыл огонь, трасса снарядов прошла по сам.пр., который произвёл вираж вправо со снижением. Волков в момент снижения сам.пр. преследовал его и дал ещё 3 очереди. После чего сам.пр. сделал правый переворот и с Уг. Пикирования 70-80 гр. упал на землю в р.юж.Тайсен 20-25 км.»

    II) «Хвостанцев, заметив пару Ф-86 справа-снизу, стал преследовать сам.пр. Произвёл атаку по ведущему в момент выхода его из виража. Огонь вёл с Д. 300-200 под R-0/4. В рез. атаки на сам.пр. произошёл взрыв.»

    Помимо этих атак были и другие прицельные стрельбы, но их описание займёт в два-три раза больше места.


    Цитата Сообщение от Док_М Посмотреть сообщение
    И, кстати, нельзя ли у Вас попросить полную электронную версию Вашей книги?
    Электронной версии книги у меня никогда не было - первую часть я печатал для издательства на печатной машинке, а вторая часть так и осталась в рукописном виде.
    Последний раз редактировалось Vitali Acote; 17.03.2015 в 23:50.

  6. #1026
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    15.10.2010
    Сообщений
    582

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Transit Посмотреть сообщение
    1.09.1951 г., в интервале времени 11:25-12:16, группа из 15 F-86 патрулировавшая районы Синыйчжу и Синанджу наблюдала в воздухе 40 самолетов противника. Сначала наблюдалась группа из 6 МиГ-ов в районе 8 км восточнее Чонгджу, боевого контакта с которой не произошло. Затем в 11:52 на высоте 11220 м была обнаружена группа из 34 МиГ-15, в районе 8 км севернее Тайчон. Как только "Сейбры" развернулись в сторону противника, МиГ-и разделились на элементы по 8 самолетов. Одна 8-ка противника вступила в бой в районе 10 км восточнее Сончона, в результате которого на счет лидера группы "Сейбров" м-ра Маршалла (Maj. Winton W. Marshall) занесена одна вероятная победа. Он сумел сблизиться с одним МиГ-ом и дал по нему несколько очередей с дистанции 850-510 м, после чего тот перевернулся и за ним наблюдалось появление пламени и дыма. Ещё одна 6-ка МиГ-ов начала отход за реку после короткого столкновения.
    Когда отделившаяся от общей группы пара "Сейбров" покидала район 8 км восточнее Чонгджу, следуя на высоте 10200 м, её сверху атаковал одиночный МиГ-15. Американские летчики спикировали до 6120 м и противник отстал. Потерь или повреждений у американской стороны нет.

    2.09.1951 г., в 10:00, одиночный RF-80 (летчик 1st Lt. Clarence M. Murphy) обнаружил в районе 19 км с.с.-в. Тайчон группу из 12 МиГ-15 следовавшую курсом на юг. 4 МиГ-а отделились от группы и выполнили на разведчика один заход с открытием огня. Мёрфи сбросил ПТБ и выполнил маневр уклонения, вернувшись на базу без повреждений.

    В интервале времени 12:15-12:50 несколько групп "Сейбров" общей численностью в 21 машину провели ряд очаговых боев с 40 МиГ-ами. Первая группа F-86 вышла в район 5 км восточнее Чонгджу и приступила к патрулированию параллельно реке Ялу, меняя высоты в диапазоне 6800 - 12580 м. Через минуту патрулирования, в районе Пакчона, были обнаружены 12 МиГ-15 следовавшие с превышением в 900 м. Летчики "Сейбров" развернулись влево на противника и лидер группы сумел сблизится с отставшим от строя МиГ-ом дав по нему очередь в 180 выстрелов. Наблюдались попадания в кабину летчика, после чего пораженный самолет перешел в штопор и упал на землю. №2 в группе "Сейбров" при резком довороте лидера на противника отстал и дальнейший бой вел в одиночку. Он обнаружил пару МиГ-ов в районе Пакчона и выполнил на них безуспешную атаку. После появления ещё четырех МиГ-ов летчик "Сейбра" поспешил ретироваться.
    Ещё две группы "Сейбров" (Red и White) в 12:15 вышли в район 48 км ю.-з. Чогджу на высоте 11900 м и продолжали следовать в район 21 км с.-в. Тайчон с набором высоты 13600 м. В процессе патрулирования была обнаружена группа из 8 МиГ-ов, следовавшая в направлении реки Ялу. "Сейбры" начали преследование в направлении Синыйчжу, но противник смог уйти. В ходе дальнейшего патрулирования, в районе 18 км в.ю.-в Чонгджу была обнаружена тройка самолетов противника. Лидер группы Red сумел сблизится с одним из МиГ-ов и атаковал его с дистанции 500 м постепенно сближаясь до 100 м. У атакованного МиГ-а выключился двигатель, после чего он потерял управление и упал в районе 24 км с.с.-в Чонгджу. Падение подтверждено лидером группы Blue.
    С этими же МиГ-ами имела боевой контакт группа "Сейбров" white. №1 и №2 из этой группы попали под атаку МиГ-ов и постоянно выполняли оборонительное маневрирование. Тем не менее в одном из эпизодов White №1 сумел контратаковать и сбить МиГ-15, который упал в районе 14 км с.-з. Куну-Ри. Оба F-86 в итоге смогли уйти от атак противника и вернулись на базу без повреждений.
    Последняя группа "Сейбров" (Blue) в 12:15 вышла в район 16 км южнее Чонгджу на высоте 11560 м и начала патрулирование, следуя в направлении точки 64 км севернее Чонгджу. В 12:35 группа Blue встретила и атаковала 6 МиГ-ов в 5 км восточнее Тайчона. Blue №1 (Maj. Winton W. Marshall) и №2 (1st Lt. Laurence C. Layton) в паре заняли позицию сзади противника и лидер сумел дать несколько удачных очередей по замыкающему МиГ-у (№6). Самолет противника упал и сгорел в районе 6.5 км восточнее Тайчона. В свою очередь пара была контратакована в районе 10 км севернее Аньджу и Blue №2 был подбит в правое полукрыло, после чего загорелся. Летчик катапультировался в 25 км ю.-з. Синыйчжу.
    Итог боя: американским летчикам записаны 4 победы над МиГ-15 (только один летчик противника катапультировался), при потере одного "Сейбра"
    1st Lt. Ralph D. "Hoot" Gibson - 1 победа
    Col. Francis S. Gabreski - 1 победа
    Maj. Winton W. Marshall - 1 победа
    Capt. Richard S. Johns - 1 победа
    Потерян F-86A 49-1258 335 FIS 4 FIG (летчик 1st Lt. Laurence C. Layton) квадрат YD0169, время 12:55

    В 12:55, в районе 9 км западнее Сончона, группа из 4 F-84 обнаружила 2 МиГ-15. Лидер F-84 довернул на противника и обменялся с ведущим МиГ-ом огнем в лобовой атаке. Далее противник ушел с набором высоты. Потерь и заявок нет.
    Цитата Сообщение от Док_М Посмотреть сообщение
    ...
    2 сентября.
    Вот, Виталий пишет:

    К сожалению, у меня нет продолжения книги Виталия. Моя версия заканчивается на июле. Посему далее я пользуюсь только И.Сейдовым "Красные дьяволы.."
    Вот по нему вообще обстоятельства боя наоборот - сначала, в начале 10-го утра был поднят для работы по F-80 18-й ГИАП в "полном составе". "Шутов" не нашёл, сам попал под удар "сейбров" в ходе которого был сбит ведомый Щукина ст. л-т Акатов.
    Приводится описание стрельбы Щукина (".. на одном из манёвров на какое-то мгновение сверху вперёд моего самолёта с превышением скоровти вышел Ф-86. И по его манёвру я почувствовал, что он меня не видит. Мне осталось только довернуть немного, хорошо прицелиться и с дистанции 70-80 м открыть огонь, от которого "себр" клюнул носом и устремился к земле.." стр. 215).
    Так же указано, что Герасименко Н.И. стрелял с дистанции 120 м., дистанция стрельбы его ведомого Капитонова М.Н. не указана.
    Однако отмечено, что в бою был потерян ещё 1 МиГ - ст. л-т Колпиков С.Т. оторвался от своего ведущего кап. Тарасова Д.А. и был сбит, погибнув при этом.
    Приводится и выдержка из отчёта 64-го ИАК, согласно которой, именно Пулов сбил единственный реально потерянный F-86А № 49-1258 335 FIS 4 FIG (летчик 1st Lt. Laurence C. Layton), т.к. именно после его атаки отмечено катапультирование американского пилота:
    "..в результате нападения, проводимого против вражеских истребителей, майор Пулов сбил один из них сзади под ракурсом 0/4 с дистанции 400 м метров. Пилот одного Ф-86, согласно наблюдениям экипажей, покинул самолёт на парашюте..".
    Правда, перед этим сам Сейдов почему то вольно приписывает Лэйтона ведомым именно к Гибсону (хотя мы теперь точно знаем, что он был ведомым у Маршалла) и утверждает, что его сбил именно Щукин, "отомстив" за гибель ведомого Акатова...
    Реальность, как мы видим несколько иная.
    По 2-му сентября вставлю и свои "5 копеек"...
    Во-первых, время в наших и американских документах. По информации Transitа у американцев период боев 12:15…12:50, у нас по документам 64 ИАК 10:40…10:50 Пекинского (11:40…11:50 Среднекорейского) у 17 ИАП и 10:40…11:20 (11:40…12:20) у 18 ГвИАП. Т.е. Время боя у нас и американцев совпадает только для 18 полка и то, всего лишь на 5 мин, что странно. При этом из описания, приведенного Transitом, следует, что группы Red, White и Blue вели бой именно с 18 ГвИАП. Причем Blue №1, ведущий Лейтона, вступил в бой в 12:35, т.е. через 15 мин после окончания боя 18 полком и аж через 45 мин после того, как бой закончил 17 ИАП. Странно, при том что район боя и по нашим, и по американским данным, совпадает…
    Теперь о наших победах. В тех записях по 2.09.51, что я у себя нашел, описаны атаки только 4-х летчиков – Оськина, Сморчкова, Щукина и Пулова. Видимо, я не стал переписывать всё описание боя, а ограничился действиями тех, кто были наиболее вероятными «претендентами» на победу. Итак:
    1. Пулов атаковал Ф-86 с Д=400 м под R=0/4-1/4. Сбитие Ф-86 подтверждает ведомый ст. л-т Гостюхин и ФП (ф. 303 ИАД, оп. 539825с, д.1, л.л. 3, 4). Как видите, Док, здесь нет ничего про покидание самолета пилотом «Сейбра». Фраза «Пилот одного Ф-86, согласно наблюдениям экипажей, покинул самолёт на парашюте» в приведенной Вами цитате - пример словесной «эквилибристики». В ней нет прямого утверждения, что катапультировавшийся пилот покинул именно «Сейбр», атакованный Пуловым. Т.е. прямого вранья нет – действительно, один Ф-86 был реально сбит и кто-то из наших летчиков, причем не обязательно из 17 ИАП (на это тоже нет никаких указаний), действительно мог видеть катапультирование Лейтона. Но, эта фраза, поставленная сразу после описания атаки Пулова, для читателя, не выискивающего скрытые смыслы, как бы подтверждает его победу. Как это произошло с Вами, Док. Так что, на мой взгляд, победа Пулова сомнительна, тем более, что атака Пулова была в первой половине боя, а Лейтон был сбит в его конце.
    2. Оськин атаковал одиночный Ф-86 с Д=750…600 м одной длинной очередью. (ф. 303 ИАД, оп. 539825с, д.4, л. 159). Тоже сомнительно, что Лейтона сбил он. Хотя… Дмитрий Павлович был отличным стрелком. Во всяком случае 24.10.51. по «Метеору» Хэмилтона-Фостера он попал именно с такой дистанции (700-650 м). И попал отменно: выбил левый двигатель, перепахал баки на левой плоскости, разбил правый борт фюзеляжа и правую консоль стабилизатора, вывел из строя управление по тангажу. Австралийцу удалость дотянуть до Кимпхо и сесть, хотя правый мотор на заходе встал. Однодвигательный Ф-86 такие попадания бы не пережил.
    3. Сморчков преследовал одиночный Ф-86, сблизился с ним … Ф-86 заметил это, сделал на Н=8000 м переворот, маневр повторил Сморчков и начал сближение с Ф-86. После вывода из пикирования Ф-86 продолжал уходить со снижением. На снижении Сморчков дал с Д=500…600 м под Р=1/4…2/4 4 коротких и одну длинную очереди. Ф-86 перевернулся и упал на склон сопки 10-15 км северо-западнее Дзюнсен ((Сукчхон – Л.К.) (ф. 303 ИАД, оп. 539825с, д.4, л. 160).
    4. Щукин зашел в хвост Ф-86 с Д=420…300 м под Р=1/4 дал длинную очередь. Ведущий Ф-86 сделал переворот и ушел в море, ведомый начал плавный левый вираж. Щукин сблизился с ним и дал 3 очереди. Ф-86 вышел на прямую и стал уходить со снижением. Щукин сблизился с ним и хотел атаковать, но закончился БК. Щукин видел разрывы снарядов на самолете. Поражение зафиксировано ФП (ф. 303 ИАД, оп. 539825с, д.4, л. 160).

    Получается, что наиболее вероятные претенденты на победу над Лейтоном – Щукин и Сморчков. На мой взгляд, Лейтона сбил Сморчков. У него единственного указано место падение Ф-86, причем оно близко к указанному американцами. А если учесть, что направления и расстояния от населенных пунктов, сообщаемые летчиками в своих докладах, приблизительны, можно сказать, что наши и американские координаты практически совпадают. Кроме того, есть ещё один момент, правда, не документальный. Принимать его во внимание, или не принимать – решайте сами. Сморчков рассказывал нам об этом бое, причем было это в 1990 году, за 6 лет до того, как я сделал записи, которые тут привел. Так вот, его рассказ практически полностью совпадает с описанием боя (причем не только этого боя, но и всех остальных, о которых он рассказывал), дополняя его некоторыми подробностями, которые в документы не попали. Так вот, по его словам, «своего» Ф-86 он атаковал после атаки Оськина и в этом бою был единственный случай, когда он ВИДЕЛ СВОИМИ ГЛАЗАМИ столкновение с землей сбитого им самолета. Кадр его ФКП прилагаю.
    Такие вот дополнения к бою 2.09.1951г.
    Миниатюры Миниатюры 51-09-02_smorchkov_f86.jpg  
    Последний раз редактировалось Leonid Krylov; 23.03.2015 в 00:20.

  7. #1027
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    17.11.2011
    Сообщений
    626

    По умолчанию

    Спасибо, Леонид, за уточнение.
    Если Вы заметили, я с самого начала указал, что делал выводы на основании текста книги И.Сейдова, цитировав ЕГО слова.
    К сожалению, книга Виталия у меня закончилась летом 1951 г., а это был единственный источник, где описание заявок дано по ДОКУМЕНТАМ частей.
    Так что не судите строго. Но, безусловно, Ваши данные многое проясняют.
    И сразу же вопрос - нет ли дополнений, уточнений по уже разобранным месяцам и по сентябрю?
    Вы, безусловно, просматриваете ветку, это очевидно. Есть ли у Вас коррективы по разобранному?
    "...Долг тяжелее горы, тогда как смерть легче пёрышка.." (Рескрипт императора Мэйдзи 4.02.1882 г.)

  8. #1028
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    17.06.2009
    Сообщений
    822

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Док_М Посмотреть сообщение
    Для Transit'а:
    - что делаем с "новыми" данными Владимира за предыдущее (апрель, июнь и 9 сентября)?
    - что по F-86A № 49-1327 от 2 сентября?
    Я бы не стал торопиться включать данные потери в список, как достаточно сомнительные. Кратко могу охарактеризовать их следующим образом:

    3-го апреля - мы обсуждали этот бой ранее на страницах 40-41 и действительно пришли к выводу, что один американский самолет был поврежден без уточнения типа. Сейчас, опираясь на документы могу точно сказать, что это был не "Сейбр" а F-80. Произошло событие в 11:00, в квадрате XE1838, когда группа F-80C 80 FBS 8 FBG возвращалась на базу после нанесения бомбового удара по цели в районе Синыйчжу. Предположительно пилотировал самолет Capt. Richard L. Hellwege. Бой с "Сейбрами" произошел следом и закончился для них без повреждений.

    18-го апреля - в документах сказано, что "Сейбры" повреждений не имели. Тем не менее в литературе встречается упоминание о попадании в РН F-86A 49-1227 снарядом 37-мм. Приводится даже фотография. Возможно, дата в описании фото приведена неправильно.

    25-го июня - в наличии есть целый ряд документов с описанием этого дня и в одном из них действительно сказано о повреждении двух "Сейбров". Остальные "хором" говорят о повреждении одного и аварии его на посадке.

    2-е сентября - повреждение F-86A №49-1327 не могу прокомментировать.

    9-го сентября - согласно документам сбитых "Сейбров" за этот день нет. Только поврежденные.

    Цитата Сообщение от Vitali Acote Посмотреть сообщение
    Перед тем как продолжить разбор осенних боёв хотелось бы уточнить ряд моментов. Поскольку тут всплыла работа И.Сейдова "Красные дьяволы в небе Кореи...", то я решил сверять приведённые там данные с нашими выводами, и в этой связи у меня сразу возникли несколько вопросов.
    Приведенные потери значатся у меня либо другими датами, либо по иным причинам, чем воздушные бои.

  9. #1029
    Старожил Форумчанин Аватар для Vitali Acote
    Регистрация
    19.09.2011
    Сообщений
    538

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Transit Посмотреть сообщение
    Я бы не стал торопиться включать данные потери в список, как достаточно сомнительные.
    Мне кажется вы торопитесь со своими выводами. Разбор источников информации, имеющихся у vovan22-на, проходил на "9" стр. этой ветки. Приведу оттуда отрывок:
    Цитата Сообщение от Вован22 Посмотреть сообщение
    Таблица будет по официальным материалам:
    1.Статистического сборника .
    Сам сборник это свод всех данных: составы, базирование, численность боеготовность, налет ,потери, победы, повреждения, расход топлива и боеприпасов, ротация, как по задачам, так и по месяцам для всех типов самолетов
    2. Ежедневные отчеты 5 ВА. ( есть номера и обстоятельства потери)
    3. Отчеты о потерях и повреждениях .( есть номера и обстоятельства потери)
    4. Индивидуальные карты самолетов.( те что есть есть у меня)
    На основе данных отчетов, указанных в пунктах 2 и 3 базируется и сам Статистический сборник.
    То есть уровень информации, которой располагал vovan22, очень серьёзный. Для примера возьмём 9 сентября. В "ваших" документах дано упоминание о двух повреждённых Ф-86, а в документах vovan22 даны серийные номера двух Сейбров, один из которых числится полностью потерянным. Очевидно, что в данном примере источник информации у vovan22 более детализированный, и соответственно ему больше веры. Хотя возможность ошибки никто не отменяет.
    Последний раз редактировалось Vitali Acote; 23.03.2015 в 15:53.

  10. #1030
    Старожил Форумчанин Аватар для Vitali Acote
    Регистрация
    19.09.2011
    Сообщений
    538

    По умолчанию

    Кстати, саму таблицу по потерям Сейбров vovan22 скинул на "10-й" странице данной ветки. Там же были его примечания:
    Цитата Сообщение от Вован22 Посмотреть сообщение
    Сбрасываю рабочий вариант таблицы «Потери Ф-86 в период декабрь 50-декабрь 51.»
    Пояснения к ней:
    1. Красным выделены потери по американским документам, синим поврежденные самолеты, черным данные Томпсона.
    2. Месяц разбит на две строки: В верхней строке месяца официальные данные, в нижней данные Томпсона.
    Если в нижнюю строку данные не занесены, значит данные Томпсона совпадают с официальными.
    Согласно Томпсону от от огня МиГов потеряно-22 самолета( Включены потери по графам не вернулся с БЗ. средство поражения не известно)

    Согласно документам:
    22-Достоверно установленные потери в Воздушном бою от МиГов.
    Если учесть, что в более поздний период после выяснения причин пропавших без вести эта цифра вырастает до 25 самолетов.
    Летные проишествия у Томпсона, не подразделяются на проишествия произошедшие с самолетами Союзных Сил и проишествия в целом по Дальневосточным ВВС. И не показываются отдельно для других частей, не входящих в состав Союзных сил.

  11. #1031
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    17.06.2009
    Сообщений
    822

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Vitali Acote Посмотреть сообщение
    То есть уровень информации, которой располагал vovan22, очень серьёзный. Для примера возьмём 9 сентября. В "ваших" документах дано упоминание о двух повреждённых Ф-86, а в документах vovan22 даны серийные номера двух Сейбров, один из которых числится полностью потерянным. Очевидно, что в данном примере источник информации у vovan22 более детализированный, и соответственно ему больше веры. Хотя возможность ошибки никто не отменяет.
    Виталий, не зависимо от уровня документов они должны дополнять друг друга, а не противоречить - первоисточник то один! Абсолютно точно, что оба "Сейбра" поврежденные 9.9.1951 вернулись на базу. Через год их оба списали, но это уже другая история.

    11.9.1951 г. в интервале времени 12:45-12:55 группа из 10 F-84E выполняла сопровождение разведчика RF-80 на высоте 7500 м. В районе 34 км ю.-в. Синыйчжу группа была атакована 16 МиГ-ами, которые подошли на высоте 8200 м в сторю колонна четверок. Одно звено МиГ-15 сделало круг над американскими самолетами, двигаясь по часовой стрелке, а другое звено двигалось против часовой стрелки. В свою очередь американцы так же разделились - четверка F-84 пошла вниз с прикрываемым разведчиком, а остальные постарались отвлечь на себя противника. Одиночный МиГ отделился от своих и выполнил атаку с пикирования на лидера оставшейся группы F-84 (им был 1st Lt. Arthur E. Oligher), но проскочил вперед и был контратакован. Наблюдались попадания в самолет противника и появление черного дыма. На высоте 1500 м подбитый самолет выполнил переворот на большой скорости и контакт с ним был потерян. Засчитан как вероятно сбитый.
    В 16:30, в районе 13 км ю.-в. Сунчона, группа из 4 F-80C выполняла атаку наземной цели. Одна из пар находилась выше, прикрывая действия коллег и в этот момент подверглась атаке 3 МиГ-15. Вторая пара заметила опасность и пошла вверх, но так же была атакована 8 МиГ-15. В ходе завязавшегося боя один из летчиков "Шутингстаров" сумел дать одну удачную очередь и получил на свой счет вероятно поврежденный самолет противника (есть и такая градация побед в ВВС США). Сами F-80 повреждений не получили.
    В 17:50, в районе 12 км с.с.-в. Пхеньяна, четверка F-80C 35 FBS 8 FBG следовавшая для атаки наземной цели в район Мяого, обнаружила перед собой на высоте 8500 м. группу из 20 МиГ-15. Американские летчики разделились на пары и вступили в бой с 6 и 2 МиГ-15 соответственно. В ходе боя один F-80С 49-852 был потерян (летчик 1st Lt. Sterling J. Bushroe). На земле, в квадрате YD3852, наблюдался взрыв. Кроме того видели парашют, раскрывшийся на высоте около 2500 м. Коллеги встали в круг в районе предполагаемого приземления, но обнаружить сбитого летчика не смогли.

  12. #1032
    Старожил Форумчанин Аватар для Vitali Acote
    Регистрация
    19.09.2011
    Сообщений
    538

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Transit Посмотреть сообщение
    Виталий, не зависимо от уровня документов они должны дополнять друг друга, а не противоречить - первоисточник то один!
    В идеале так и должно быть, но бывает далеко не всегда. Первоисточник может просто не иметь полной информации, либо она будет не совсем достоверна, либо и то и др. вместе взятое. С подобными случаями мы уже не раз сталкивались, как по Советской стороне, так и по американской.

    Цитата Сообщение от Transit Посмотреть сообщение
    Абсолютно точно, что оба "Сейбра" поврежденные 9.9.1951 вернулись на базу. Через год их оба списали, но это уже другая история.
    А источник этой информации не подскажите? Просто F-86Е "50-672", упомянутый в таблице vovan22 в качестве боевой потери, в традиционных источниках по потерям Сейбров вроде бы нигде не значится.

  13. #1033
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    17.11.2011
    Сообщений
    626

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Vitali Acote Посмотреть сообщение
    А источник этой информации не подскажите? Просто F-86Е "50-672", упомянутый в таблице vovan22 в качестве боевой потери, в традиционных источниках по потерям Сейбров вроде бы нигде не значится.
    Transit, Вы говорите, что оба "сейбра", повреждённые 09.09.1951 г. и вернувшиеся на базу (этого некто ни в коем случае не отрицает) были списаны через год.
    То есть Вы знаете их номера, т.к. я не представляю, как иначе проследить их судьбу.
    Ведь в тех документах, что Вы приводите (ежедневные отчёты, например) нет дальнейшей судьбы этих самолётов (да и номеров часто нет), да и как она может быть, ежели это отчёт за конкретный день.
    То есть у Вас есть их номера. Приведите их тогда, пожалуйста.
    И по этому номеру - 50-672 - у Вас нет ничего?
    "...Долг тяжелее горы, тогда как смерть легче пёрышка.." (Рескрипт императора Мэйдзи 4.02.1882 г.)

  14. #1034
    Старожил Форумчанин Аватар для Vitali Acote
    Регистрация
    19.09.2011
    Сообщений
    538

    По умолчанию

    Продолжим разбор боевой работы 64 ИАК отрывками из моей книжки: "11 сентября советское командование решило нанести очередной удар по противнику силами всего корпуса. В 11.06 советские РТС в районе Пхеньяна засекли 12 В-29 и до 70 истребителей и штурмовиков противника, направляющихся на северокорейские коммуникации, и уже через четыре минуты в воздух начали подниматься советские истребители. Но американское командование не стало дожидаться подхода всех советских групп и при подходе первых МиГов вывело все свои силы из района действия 64 ИАК. В бой с противником удалось вступить лишь лётчикам 17 ИАП...

    Воздушный налёт противника был успешно сорван, при этом ст.л.Волков сбил 1 Ф-84, а к.Пономарёв сразу два..." К этому добавлю, что лётчикам 17-го полка встретились не только отдельные группы Ф-84, но и Сейбры, правда, особого желания вести бой американские лётчики не демонстрировали.

    Далее из книжки: "Вечером на отражение штурмового удара были посланы последовательно два полка 303 ИАД... в 15.28 в 20 км юго-восточнее Дзюнсена на высоте 3000 м [группа 523 ИАП] обнаружила 8 Ф-80, которые парами вели поиск наземных целей.

    ...Сверху сзади МиГи внезапно обрушились на противника, при этом к.Охай и ведомый последней пары ст.л.Семененко сумели добиться успеха...

    В 16.35 на перехват штурмовиков противника вылетели 26 МиГ-15 17 ИАП под командованием зам.ком. 303 ИАД гв.подп.Куманичкина. Следуя на высоте 6-8 тыс. м, полк встретил 8 Ф-84, которые после штурмовки уходили на свою территорию на высоте 5000 м. Приказав двум восьмёркам остаться в прикрытии, Куманичкин с десятью истребителями левой спиралью пошёл на сближение с противником.

    Ведущая пара зашла в хвост второй паре Ф-84, и Куманичкин с дистанции 300-200 м дал по одному Тандерджету длинную очередь. Атакованный самолёт загорелся и пошёл к земле. В это же время пара к.Пономарёва атаковала последнюю пару противника. С дистанции 250-200 м к.Пономарёв и его ведомый ст.л.Божко одновременно выпустили по одной средней очереди по вражеской паре, при этом атакованный нашим ведущим Ф-84 от попавших снарядов взорвался прямо в воздухе. После атаки Пономарёв левым боевым разворотом вышел вверх, а вот его ведомый попал под обстрел китайских зениток. Один из снарядов попал прямо в самолёт ст.л.Божко, и лётчик был вынужден катапультироваться."
    Последний раз редактировалось Vitali Acote; 26.03.2015 в 18:42.

  15. #1035
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    17.06.2009
    Сообщений
    822

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Док_М Посмотреть сообщение
    То есть у Вас есть их номера. Приведите их тогда, пожалуйста.
    И по этому номеру - 50-672 - у Вас нет ничего?
    Так ведь их привел в своей таблице вован22 - 50-672 и 49-1139. Боюсь, что он опирался в данном случае не на документы, а на мнение Джо Бреннана (один из составителей таблицы по Корее для сайта ACIG). Именно Бреннан связывает оба этих номера с боем 9.9.1951, и делает предположение что их списали по результатам повреждений. "Традиционные" источники вразнобой дают для этих номеров другие даты - например у Томпсона вы можете их найти в таблице за сентябрь 1952 года, а у Джо Бауэра для 49-1139 дата повреждения дана как 13.9.1951, ну и т.д.
    Раз уж американские историки работавшие с учетными карточками самолетов не могут составить единое мнение, то нам это явно не под силу. Именно поэтому я предлагаю не торопиться записывать в потери поврежденные 9.9.1951 "Сейбры". Док_М верно заметил, что имеющиеся в нашем распоряжении документы (ежедневные отчеты) не могут дать ответ был ли позже списан поврежденный самолет, но факт повреждения и возвращения на базу они четко фиксируют.

    12.9.1951 г. в 13:00, в районе 72 км севернее Пхеньяна (vic YE1753), группа из 53 F-86 следуя на высоте 9520 м наблюдала приблизительно 30 МиГ-ов выполняющих круги на высоте 15300 (!) метров. Боевого столкновения не последовало.
    В интервале времени 17:25 - 17:48 группа из 32 F-84Е 136 FBG встретила около 30 МиГ-ов в районе 15 км севернее Пхеньяна (vic YD4055) и провела с ними четыре очаговых боя:
    - одно звено F-84 было атаковано сверху, с позиции 5 часов, двумя МиГ-15 в районе 28 км севернее Пхеньяна. В то же время ещё одна пара МиГ-15 оставалась сверху, прикрывая действия напарников. Летчики "Тандерджетов" развернулись в сторону противника и смогли очередью вдогон повредить одного из нападавших, который пошел с набором высоты. Со вторым МиГ-ом сблизиться не удалось. Затем группа была атакована второй парой МиГ-15 сверху, с 9 часов. На этот раз МиГ-и выходили из атаки пикированием и F-84 преследовали их снижаясь до 2000 м. Удачной очередью ещё один МиГ-15 был поврежден. Очередная пара МиГ-15 пыталась атаковать с пикирования, но сразу вышла из атаки, как только "Тандерджеты" развернулись в её сторону. Сверху, над районом боя наблюдались ещё 25 МиГ-ов, которые не атаковали;
    - другое звено F-84 находясь на высоте 7820 м подверглось атаке двух МиГ-15 сзади, с 6 часов. Уклоняясь от огня противника американские летчики встали в правый вираж и были безрезультатно атакованы ещё одной парой МиГ-ов. Повреждений нет;
    - звено F-84 подверглось атаке четырех МиГ-15 сверху, с 8 часов, в районе 37 км с.с.-з. Пхеньяна. "Тандерджеты" успели развернуться в сторпону противника и встретить его атаку в лоб. Ответной очередью один из нападавших был поврежден на встречных курсах. Своих повреждений нет;
    - в заключительном бою звено F-84 подверглось атаке четырех МиГ-15. На этот раз огонь противника оказался точным и два F-84E были поражены. Летчик одного из них (Capt. F. Chapman) катапультировался и приземлился на острове Чодо, ю.-з. Чинампо, а второй поврежденный самолет успешно вернулся на базу.
    Результат боя: три МиГ-15 засчитаны как поврежденные, свои потери 1 F-84E сбит (49-2399), летчик катапультировался и был спасен, ещё 1 F-84E поврежден (степень не указана).

    13.9.1951 г., в 12:10, в районе 10 км ю.-в. Сончона (квадрат XD7099), четверка F-51 39 FIS 18 FBG выполнявшая атаку железно-дорожных линий подверглась нападению трех МиГ-15. Противник выполнил около 9 заходов и сбил один "Мустанг" (летчик 1st Lt. William E. Jackman), который упал в 16 км южнее Сончона.
    В 12:23 группа из 35 F-86 вышла в район патрулирования (квадрат XD9095) и наблюдала в воздухе на высотах 8160-11900 м около 64 МиГ-ов:
    - 16 МиГ-ов в районе 26 км с.с.-з. Куну-ри;
    - 16 МиГ-ов в районе 13 км с.-з. Синанджу;
    - 16 МиГ-ов в районе 24 км с.с.-в. Куну-ри;
    - 16 МиГ-ов в районе 64 км с.с.-з. Синанджу.
    Два звена "Сейбров" разделились между двумя группами МиГ-ов, но не смогли сблизиться с противником. В районе контакта с МиГ-ами у одного F-86 334 FIS 4 FIG произошло "самовыключение двигателя" и летчик катапультировался в районе 48 км с.-з. Чиннампо (1st Lt. Joseph J. Burke, подобран ПСС).
    В 18:10, в районе 16 км южнее Куну-ри, четверка МиГ-15 со стороны солнца атаковала в одном заходе разведчик RF-80, следовавший на высоте 715 м. Повреждений нет.
    Итого за день заявок нет, свои потери F-51D 44-72427 в воздушном бою, F-86A 48-0256 отказ двигателя.

  16. #1036
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    17.06.2009
    Сообщений
    822

    По умолчанию

    Необходимо отметить, что 12.9.1951 г. на аэродром Андунь перебазировалась 4-я иад ВВС НОАК (55 самолетов МиГ-15 и 56 летчиков). С 20-го сентября китайские летчики начали патрулирование района к северу от Пхеньяна "с целью прикрытия линий снабжения и операций наземных войск". С этого момента не стыкующиеся с "нашим описанием" воздушные бои можно будет относить на участие китайцев.

    Что касается непосредственно боевых действий, то с 14 по 18 сентября включительно воздушных столкновений не отмечено.

    19.9.1951 г. в интервале времени 10:42-11:25 группа из 37 F-86 в ходе патрулирования района Синыйчжу провела ряд боев с 40 МиГ-15:
    - 10:42, первое звено "Сейбров" вышло в район патрулирование на высоте 12240 м и обнаружило 4 МиГ-а в 13 км с.-в. Чогджу и ещё 10 МиГ-ов восточнее на 1000 м выше себя. Пара F-86 взяла курс на 10 МиГ-ов и встала в оборонительный круг снижаясь до земли, после чего противник ушел так и не добившись попаданий.
    - 10:45, в районе 26 км с.с.-в. Чонгджу звено F-86 наблюдало 4 МиГ-а. Боевого контакта не произошло;
    - 10:45, в районе 16 км в.с.-в. Чонгджу пара МиГ-15 выполнила лобовую атаку на другое звено F-86. Заявок и повреждений нет;
    - 11:10, в районе 40 км с.с.-з. Чонгджу летчики наблюдали вдали группу МиГ-15. Без боевого контакта;
    - 11:12, пара F-86 обнаружила 10 МиГ-15 следующих с набором на высоте 10200 м и атаковала их сзади. Один из летчиков "Сейбров" дал несколько очередей с дистанции 400 м и наблюдал попадания в правое полукрыло. Летчик второго F-86 так же вел стрельбу с дистанции 510 м и попал в фюзеляж другого МиГ-а. Не смотря на повреждения самолеты противника вышли из зоны огня в наборе высоты и скрылись.
    - 11:15, три F-86 встали в оборонительный круг против 4 МиГ-ов. В течение 8 минут (!) противники продолжали вираж постепенно спускаясь с 10200 м до 3400 м. За время столкновения "Сейбры" добились попаданий в крылья двух МиГ-ов;
    - 11:15, четыре звена F-86 следовавшие на высоте 10200 м наблюдали 8 МиГ-15 в 13 км севернее Куну-ри. Несколько позже 16 МиГ-ов безуспешно пытались атаковать отставшую от этой группы пару "Сейбров". Летчики F-86 уклонились от атаки;
    - 11:20, в 19 км ю.-з. Сончона одиночный МиГ встал в круг с "Сейбрами" и снижался до высоты 4760 м. Ни одна из сторон так и не смогла занять выгодной позиции, после чего МиГ разорвал круг выходом в лобовую атаку и скрылся.
    Результат боя: заявлено повреждение 4 МиГ-15 без своих потерь или повреждений. Причем оба раза успеха добивалась одна и та же пара (Maj. Lewis W. Powers - 1st Lt. Otis Gordon), получившая на свой счет по два самолета.

    В 11:01, в 5 км севернее Чонгджу, 7 F-84 136 FBW осуществлявшие эскорт одного RF-80 обнаружили 16 МиГ-15 следовавших курсом в.ю.-в. на высоте 10200 м. Шесть МиГ-15 откололись от группы и составом пар попытались атаковать "Тандерджеты". F-84 встали в оборонительный круг и в течение 4 минут "кружились" с МиГ-ами. Противник так и не заняв позицию для атаки начал отход в южном направлении. Пара F-84E (1st Lt. Arthur E. Oligher - Lt. Frank J. Kuzmech) воспользовалась моментом и смогла сблизиться с замыкающим МиГ-ом на дистанцию 300 м. Открыв огонь американцы добились попаданий и наблюдали появление черного дыма. Противник ушел в направлении реки Ялу. Результат боя: один МиГ-15 засчитан паре как поврежденный, своих потерь и повреждений нет.

    В 17:00 группа из 22 F-84E 49 FBG провела несколько разрозненных боев с 30 МиГ-15:
    - в 16 км ю.-в. Синанджу, приблизительно 24 самолета противника атаковали группу F-84. Сначала две четверки МиГ-ов выполнили стрельбу с выходом из атаки влево, затем последовал заходе ещё 12 МиГ-ов. Уклоняясь от противника летчики "Тандерджетов" развернулись влево и снова попали под удар сверху с 12 часов следующей 8-ки МиГ-15. Американцы спешно начали отход к побережью на высоте 2000 м;
    - в 25 км с.с.-з. Пхеньяна звено F-84 было атаковано 8 МиГ-ами. Сбросив бомбы американцы успешно выполнили маневр уклонения и ушли домой;
    - Звено F-84 обнаружило пару МиГ-ов перед собой и пыталось атаковать их, но противник уклонился от боя;
    - Звено F-84 (лидер Capt. Dennis L. Skeen) наблюдало около 30 МиГ-ов на высотах 6120-6800 м. Две тройки МиГ-ов попытались атаковать сверху с 7 часов, но "Тандерджеты" встали в левый вираж, закончив который лидер F-84 оказался в хвосте замыкающего МиГ-а и сумел дать по нему длинную очередь. МиГ загорелся и взорвался в 17:04. Находившееся в районе звено "Метеоров" ВВС Австралии наблюдало горевший МиГ и раскрытие парашюта в 16 км в.ю.-в. Синанджу. В результате капитан Скин получил на свой счет сбитый самолет противника;
    - ещё одно звено F-84 было атаковано сзади с 7 часов двумя МиГ-15. Вовремя обнаружив противника "Тандерджеты" развернулись в его сторону, тем самым сорвав атаку. МиГ-и повторили заход на замыкающую пару и смогли добиться попаданий в один F-84 (степень повреждений указана как Minor).
    Результат боя: сбит один самолет противника, при легких повреждениях одного F-84E. Все указанные "Тандерджеты" несли бомбовую нагрузку перед боем и вынуждены были избавляться от нее при обнаружении МиГ-ов.

    В 17:04, в ходе выполнения бомбовой атаки по цели в районе Синанджу, 11 F-80 подверглись нападению 4 МиГ-15. Одно звено "Шутингстаров" было вынуждено избавиться от своих бомб. Другое звено, находившееся на высоте 350 м, встретило в лобовую атаку противника, обменявшись с ним огнем. После этого "Шутингстары" начали отход с набором высоты в облачность. После выхода над облачностью наблюдались ещё 16 МиГ-ов, с которыми контакта не было.

  17. #1037
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    17.06.2009
    Сообщений
    822

    По умолчанию

    20.9.1951 г. в интервале времени 10:05-10:40 две группы общей численностью в 34 F-86, выполнявшие боевое патрулирование, встретили в районе до 60 МиГ-ов, с которыми провели ряд очаговых боев:
    - в 09:55 первые группы "Сейбров" вышли в район патрулирования и начали следование от точки 16 км ю.-в. Сончон в направлении точки 56 км с.с.-в. Чогджу на высоте 9520 м. В 10:05, в районе 60 км с.с.-в. Чонгджу были обнаружены 16 МиГ-15, следовавших курсом ю.-з. Одна из групп "Сейбров" попыталась преследовать противника и в этот момент была атакована одиночным МиГ-ом, который выходя из атаки воспользовался высокой скоростью, соединился с уходящей группой МиГ-ов и покинул район;
    - в 10:10 группа "Сейбров" обнаружила звено МиГ-15 на высоте 6800 м и начала его преследование. Звено противника распалось на одиночные самолеты и начало отход в сторону Ялу. F-86 начали преследовать один МиГ, но замысел сорвала шестерка самолетов противника, кружившаяся на высоте 15300 м. Отделившаяся от нее пара спикировала на "Сейбров", прикрыв отход товарища. Стороны разошлись без потерь;
    - в 10:21, в районе с.-в. Синыйчжу, 8 МиГ-ов обменялись огнем с парой F-86. Без результата;
    - в 10:36, к северо-востоку от Пхеньяна, пара F-86 наблюдала ниже себя несколько МиГ-ов. Боевого контакта не было;
    - четверка МиГ-ов обменялась онем с группой F-86 кружившей над Синыйчжу. Наблюдались попадания в левое крыло и фюзеляж одного МиГ-а. Оставляя черный дым он ушел в северном направлении;
    - два F-86 атаковали четверку МиГ-15 в 19 км западенне Сунчона, но противник перешел в набор высоты и скрылся;
    - в 10:40 четверка МиГ-15 атаковала один F-84E (из группы и-б бомбивший ж.д. пути), на помощь которому поспешила пара "Сейбров". Обнаружив F-86 замыкающая пара противника разделилась - один пошел влево-вниз, а второй вверх. Американские летчики смогли поразить в крыло МиГ набиравший высоту - за ним появился белый дым, но самолет продолжил набор высоты и скрылся;
    Итог боя: на счет летчиков "Сейбров" занесены два поврежденных МиГ-а (Capt. Richard H. Johns и Lt. John W. Honaker). Своих потерь и повреждений нет.

    Одновременно с "Сейбрами", в интервале времени 10:35-10:45 несколько контактов с МиГ-ами имели группы F-84 и одиночный RF-80. "Тандерджеты" наносили удары по ж.д. путям и именно их действия прикрывали F-86:
    - в 10:36 около 20 МиГ-ов выполнили два безрезультатных захода на 4 F-84 в районе 32 км севернее Пхеньяна. Все попытки "Тандерджетов" контратаковать срывались противником, который вел себя очень агрессивно;
    - в 10:35 другое звено F-84 наблюдало 16 МиГ-ов в районе Пхеньяна и атаковало два из них. Противник вел себя не агрессивно и уклонившись от атаки ушел;
    - в 10:45 одиночный RF-80 был атакован 12 МиГ-ами над Синанджу, но сумел уклониться и ушел без повреждений.
    Результат боев: заявок, потерь и повреждений нет.

    В 15:30, в районе 40 км с.с.-з. Пхеньяна 16 F-80C 36 FBS 8 FBG следовавшие на высоте 4000 м, были атакованы 20 МиГ-ами. Первую атаку противник выполнил сзади с шести часов, со стороны солнца, затем повторив заход со стороны 3-х часов, сверху. В результате атаки противника один F-80 получил повреждения хвостовой части и закрылка снарядом 23-мм, который не взорвался и прошел на вылет. В свою очередь одна пара "Шутингстаров" оказалась в удобной позиции и смогла контратаковать. Один МиГ был поражен очередью в район крыла и за кабиной.
    Результат боя: один МиГ-15 поврежден (занесен на счет Lt. Rafael A. Dubreuil), один F-80C поврежден.

  18. #1038
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    17.11.2011
    Сообщений
    626

    По умолчанию

    Transit, спасибо за уточнение. Действительно, я сам не проявил должной настойчивости - № 50-672 списан у Томпсона действительно 11.09, но только 1952 г. Соответственно, в 1951 потерян быть точно не мог. Вопрос закрыт.
    Единственное - я прошу Вас - не давайте сразу несколько дней подряд. Пожалуйста... У меня нет советских описаний - они есть только у Виталия. А на данных И.Сейдова не всегда удаётся выстроить точную картину. В результате разборы дней просто путаются и становиться сложно ориентироваться в датах, номерах и т.п.

    Вот пока есть возможность разобрать только 11 сентября, т.к. только по нему Виталий дал данные. Кое что посмотрел я у Сейдова.
    Итак, попытаемся сопоставит наши и американские описания. Боёв в этот день было несколько.
    В первой половине дня - один:
    1) По И.Сейдову, но не цитатно: На отражение первого, в период 11.00 - 12.00 было поднято 24 МиГ-15 из 17-го ИАП под командованием ком.полка майора Г.И.Пулова. В ходе произошедшего боестолкновения (7 - 10 минут) лётчиками полка заявлено 3 F-84:
    - 2 F-84 засчитано капитану Пономарёву М.С. (Первый F-84 обстрелян с 300-400 м с задней полусферы, одна длинная очередь, прошедшая по словам Пономарёва "по фюзеляжу". Результаты стрельбы не наблюдал. Второй F-84 атакован сзади-сверху с дистанции 450 м, одна средняя очередь, в результате которой самолёт по словам пилота загорелся).
    - 1 F-84 засчитан ст.лейтенанту Волкову Н.С. (Атака с задней полусферы, дистанция 500 - 600 м, одна длинная очередь. Атакованный F-84 перевернулся на спину и ушёл под пару Волкова. По словам пилота, наблюдал падение самолёта в сопку на траверзе о.Симбито).
    По Виталию приведу его подробные слова с параллельного форума, когда разбирали этот день аж от 22.01.2011 23:29: "..Уточню некоторые детали боев 11 сентября 1951 года.
    Первый свой вылет 17 ИАП начал в 11.10. Американцев комполка Пулов увидел в 11.42. Первого «своего» Ф-84 Пономарев атаковал сзади с дистанции 300-400 м под R-2/4 одной длинной очередью. «Трасса прошла вдоль самолета противника от носа до хвоста». Второго Ф-84 Пономарев атаковал сзади-сверху с дистанции 450 м под R-0/4 одной средней очередью, наблюдая как тот «… загорелся и взорвался в воздухе в районе Тэйсю 3-5 км от береговой черты». Волков атаковал «своего» Ф-84 сзади с дистанции 600-500 м под R-1/4-2/4 одной длинной очередью, после чего «…Ф-84 перевернулся на спину и ушел под пару Волкова. Волков левым боевым разворотом вышел из атаки и наблюдал падение Ф-84 в сопку на траверзе острова Синби-то (наблюдал падение самолета в сопки южнее Тэйсю – 2й вариант описания боя)». По докладам пилотов, дешифровки ФКП и рапорту Корейской армии было засчитано 3 победы.."

    С американской стороны это соответствует Вашему:
    "..в интервале времени 12:45-12:55 группа из 10 F-84E выполняла сопровождение разведчика RF-80 на высоте 7500 м. В районе 34 км ю.-в. Синыйчжу группа была атакована 16 МиГ-ами, которые подошли на высоте 8200 м в сторю колонна четверок. Одно звено МиГ-15 сделало круг над американскими самолетами, двигаясь по часовой стрелке, а другое звено двигалось против часовой стрелки. В свою очередь американцы так же разделились - четверка F-84 пошла вниз с прикрываемым разведчиком, а остальные постарались отвлечь на себя противника. Одиночный МиГ отделился от своих и выполнил атаку с пикирования на лидера оставшейся группы F-84 (им был 1st Lt. Arthur E. Oligher), но проскочил вперед и был контратакован. Наблюдались попадания в самолет противника и появление черного дыма. На высоте 1500 м подбитый самолет выполнил переворот на большой скорости и контакт с ним был потерян. Засчитан как вероятно сбитый.."
    Явно просматривается, что американцы далеко не полностью описывают обстоятельства боя. И тем не менее. Результат боя 0:0 с оверклеймом 3/0 : 1/0.
    2) Первый бой после обеда. По Виталию:
    ".."Вечером на отражение штурмового удара были посланы последовательно два полка 303 ИАД... в 15.28 в 20 км юго-восточнее Дзюнсена на высоте 3000 м [группа 523 ИАП] обнаружила 8 Ф-80, которые парами вели поиск наземных целей.. Сверху сзади МиГи внезапно обрушились на противника, при этом к.Охай и ведомый последней пары ст.л.Семененко сумели добиться успеха.."
    А вот его же слова от 2011 г г.: "..523 ИАП начал подъем в 15.09, а 8 Ф-80 наши летчики обнаружили в 15.28. «…Сбито с первой атаки оба самолета противника под R-2/4». ФКП Охая подтвердил воздушную победу, а у Семененко пленка была засвечена, но тот видел попадания снарядов в американца. «…Ф-80 создавали во время атаки большие угловые перемещения, и наши экипажи не могли проводить эффективные атаки».."
    Это по Сейдову не цитатно, но Виталию пока так же не противоречит: Первыми на перехват поднялся 523-й ИАП (в 15.25). В ходе боя засчитано 2 победы над F-80:
    - 1 F-80 засчитан капитану Охаю Г.У. (атака сверху на большой скорости).
    - 1 F-80 засчитан ст.лейтенанту Семененко И.К. (атака сверху сзади с короткой дистанции. По словам пилота очередь попала в фюзеляж между крыльями и F-80 развалился в воздухе).
    По времени это явно соответствует следующему американскому описанию:
    "..В 16:30, в районе 13 км ю.-в. Сунчона, группа из 4 F-80C выполняла атаку наземной цели. Одна из пар находилась выше, прикрывая действия коллег и в этот момент подверглась атаке 3 МиГ-15. Вторая пара заметила опасность и пошла вверх, но так же была атакована 8 МиГ-15. В ходе завязавшегося боя один из летчиков "Шутингстаров" сумел дать одну удачную очередь и получил на свой счет вероятно поврежденный самолет противника (есть и такая градация побед в ВВС США). Сами F-80 повреждений не получили.."
    Итог боестолкновения 0:0 с оверклеймом 2/0 : 1/0.
    3) Второй послеобеденный бой. По Виталию от 2011 г:
    "..В 16.26 по данным РТС в районе Сенсен на высоте 6000-7000 м была обнаружена группа штурмовиков противника (24 самолета) с курсом 360 градусов…
    В 16.58 в районе Дзюнсен на высоте 5000 м группа Куманичкина (10 самолетов) встретилась с 8 Ф-84 в боевых порядках «колонна пар» с курсом 170 град. Выполнив левую спираль, наши истребители стали заходить самолетам противника в хвост...
    Куманичкин дал команду: «атаковать противника 2 эскадрилье. 1 и 3 прикрывать бой» и, выполнив левую спираль, пошел на сближение с самолетами противника. Куманичкин, сблизившись со второй парой Ф-84 до дистанции 200-300 м, под R-2/4-3/4 дал одну длинную очередь, в результате которой самолет загорелся и пошел к земле...
    Звено Пономарева заходило в хвост замыкающей паре Ф-84. Пономарев вышел на прямую на дистанцию до 2000 м. Сблизившись на дистанцию 250 м открыл огонь по ведомому пары Ф-84 под R-0/4. Дал 1 среднюю очередь. Атакованный Ф-84 взорвался в воздухе. Ведомый Пономарева одновременно атаковал ведущего Ф-84. Пономарев, сблизившись с противником до 200 м, резко развернулся влево и левым боевым разворотом вышел из атаки, после чего заметил, что его ведомого л. Божко в паре нет. Три раза запросил по радио, но Божко не отвечал. В районе воздушного боя наблюдали парашютиста. В этом же районе вела огонь зенитная артиллерия китайцев. Пономарев передал на ВПУ-2, чтобы запросили, где находится Божко. Божко во время воздушного боя прикрывал Пономарева и в момент выхода из боевого разворота слышал запрос Пономарева, но не успел ответить, так как произошел сильный взрыв на самолете, и он вынужден был покинуть его катапультированием. На месте катапультирования установлено, что Божко сбили зенитки китайцев. Группы Щербакова и Артемченко ввиду отсутствия истребителей противника воздушный бой не вели. Воздушный бой шел 10-12 минут. Сбито 2 Ф-84 и один подбит. ФКП подтверждает сбитые Куманичкиным и Пономаревым, подбил Божко. Израсходовано: Н-63, НС-224.".
    "
    А вот что можно почерпнуть у И.Сейдова (не цитатно):
    В 16.35 поднят 17-й ИАП в составе 26 экипажей. В ходе боя (16.58), длившегося 10 - 12 минут, заявлено 2 победы над F-84:
    - 1 F-84 засчитан подполковнику Куманичкину А.С. (Атака с дистанции 200-300 м, под R-2/4-3/4 дал одну длинную очередь, в результате которой самолет загорелся и пошел к земле).
    - 1 F-84 засчитан капитану Пономарёву М.С. (Атака с дистанции 250 м под R-0/4, 1 средняя очередь. Атакованный Ф-84 взорвался в воздухе).
    В этом же бою ЗА китайцев сбит ведомый капитана Пономарёва лейтенант Божко А.Т.
    С американской стороны это сопоставляется со следующей кариной:
    "..В 17:50, в районе 12 км с.с.-в. Пхеньяна, четверка F-80C 35 FBS 8 FBG следовавшая для атаки наземной цели в район Мяого, обнаружила перед собой на высоте 8500 м. группу из 20 МиГ-15. Американские летчики разделились на пары и вступили в бой с 6 и 2 МиГ-15 соответственно. В ходе боя один F-80С 49-852 был потерян (летчик 1st Lt. Sterling J. Bushroe). На земле, в квадрате YD3852, наблюдался взрыв. Кроме того видели парашют, раскрывшийся на высоте около 2500 м. Коллеги встали в круг в районе предполагаемого приземления, но обнаружить сбитого летчика не смогли.."
    Итого, 2 наших заявки и 1 реально потерянный F-80C.. Всё уже сильно упростилось - уже не 7 заявок и 1 реальная победа, а всего 2.
    Вопрос - кто?
    Описание у всех весьма яркое, но вот по Сейдову, опять же, указано, что горение "тандерджета", атакованного Куманичкиным, видел "весь состав полка", находившийся в воздухе.
    Куманичкин - бесспорный ас ВМВ, а вот Пономарёв.. У него уже много заявок (5, если быть точнее, до этой, в т.ч. две - утром), но НИ ОДНА не подтверждается реально.
    Есть и ФКП Куманичкина, где несмотря на крайне невыгодный ракурс стрельбы видны разрывы снарядов на F-84 и рядом, да и вероятность поражения цели рассчитана Валентином (510-th), как 28%, что весьма много, тем более, если это лишь последний кадр ФКП.
    Тогда же при разборе, Виталий высказал предположение, что Пономарёв принял взрыв самолёта своего ведомого Божко (поражение ЗА китайцев) за взрыв атакованного им противника. Я тогда с ним не согласился... Теперь же... Как я сказал выше, ни одна из стрельб Пономарёва (5) не была результтивной, а картины он описывал красочные. А вот Куманичкин за всю Корею стрелял всего 1 раз, но во время ВМВ - много и хорошо.
    Плюс взрыв-то в воздухе в том бою был ВСЕГО ОДИН. И взорвался именно МиГ Божко. То есть, цель обстрелянная Пономарёвым взорваться уже не могла никак.
    Виталий, очевидно, был тогда прав, предположив следующее 23.01.2011 13:37: "..По Пономареву я вижу ситуацию следующим образом: убрав палец с гашетки, он стал искать ведомого, отвлекся на какое-то время, а затем увидел взорвавшийся самолет, который принял за атакованный Ф-84...". Очевидно теперь, что так, скорее всего и произошло.
    Американцы так же впали в заблуждение, приняв парашют в воздухе за своего катапультировавшегося пилота. На самом деле на парашюте спускался Божко, катапультировавшийся из взорвавшегося от попадания ЗА своего МиГа.
    А американский пилот так и не смог покинуть погибающую машину и погиб в кабине своего "шута", сбитого командиром 303-й ИАД, асом ВМВ, ГСС п-ком Куманичкиным из крайне невыгодного положения. Тогда мы (и я в том числе) высказались против авторства Куманичкина в победе. Теперь становится очевидным, получив американские данные, что именно он сбил тот "шут", приняв, правда, его за "тандерджет", что, в прочем, простительно.
    Итог боя 1:0 с оверклеймом 2/1 : 0/0.

    Итог дня 1 : 1 с оверклеймом сторон 7/1 : 2/0

    В заключение - биография Куманичкина и карточка погибшего американца, их фото и тот самый ФКП Куманичкина:


    Куманичкин Александр Сергеевич
    Родился 26 Августа 1920 года в посёлке Баланда Саратовской области, в семье рабочего. С 1930 года жил в Москве. Окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично - заводское училище. Работал токарем на обувной фабрике "Буревестник" и учился в аэроклубе. С 1938 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов и был оставлен в ней лётчиком - инструктором.
    С июля 1942 года в действующей армии. До июля 1943 года служил в 927-м ИАП, по ноябрь 1944 года - в 41-м ГвИАП, по май 1945 года - в 176-м ГвИАП.
    К ноябрю 1943 года командир эскадрильи 41-го гвардейского истребительного авиационного полка ( 8-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) гвардии капитан А. С. Куманичкин совершил 196 боевых вылетов, провёл 36 воздушных боёв, лично сбил 18 и в паре 1 самолёт противника.
    13 апреля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
    К маю 1945 года выполнил более 300 боевых вылетов, участвуя в 70 воздушных боях уничтожил около 30 самолётов противника (В своих воспоминаниях, Александр Сергеевич указывает, что его последняя победа была 36-й. Эту же цифру приводит в своей книге и его бывший ведомый С. М. Крамаренко. У Н. Г. Бодрихина читаем: 31 лично и 1 в паре, ещё 6 в Корее. Итого - 38;
    М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 27 личных и 2 групповые победы в ВОВ.
    После войны продолжал служить в ВВС.
    В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы усовершенствования командиров частей.
    Участник Корейской войны 1950 - 1953 годов. Командовал 303-й истребительной авиационной дивизией.
    В приказе командира 64-го ИАК Лобова 0027 от 24.02.1952 г. "Об итогах боевых действий 303-й ИАД" приведены следующие данные: ГСС полковник Куманичкин А.С. лично сбил 1 F-84.
    Это именно 11 сентября 1951 г.
    В 1954 году окончил Высшую военную академию и назначен начальником 4-го Центра боевого применения ВВС в Воронеже.
    В 1960 году получил тяжёлую травму шейных позвонков при прыжке в воду во время купания, списан с лётной работы и назначен начальником разведки Воздушной армии в Закавказье.
    С 1961 года Гвардии генерал-майор авиации А. С. Куманичкин - в запасе.
    Жил в Воронеже, работал начальником лётно-испытательной станции на Воронежском авиационном заводе.
    Умер 24 октября 1983 года. Похоронен на Юго-Западном кладбище в Воронеже.
    Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( шесть ), Красной Звезды ( дважды ), медали.

    1LT STERLING JOSEPH BUSHROE

    DISTINGUISHED FLYING CROSS
    35TH FIGHTER BOMBER SQUADRON
    AIRCRAFT TYPE: F-80C № 49-852

    HOSTILE, DIED WHILE MISSING (MIA)
    REMAINS NOT RECOVERED
    DATE OF LOSS: SEPTEMBER 11, 1951
    SERVICE NUMBER: AO1911963

    BORN: NOVEMBER 2, 1926
    HOME OR PLACE OF ENLISTMENT: ERIE, MICHIGAN, MONROE COUNTY
    LOCATION OR BATTLE ZONE: NORTH KOREA
    TOWN OR AREA: NEAR TAECHON-NI
    Comments: First Lieutenant Bushroe was the pilot of a F-80C Shooting Star fighter interceptor with the 35th Fighter Bomber Squadron, 8th Fighter Bomber Group. On September 11, 1951, while on a combat mission in the Taechon-ni area, North Korea, his aircraft was shot down by a MiG aircraft. He was listed as Missing in Action and was presumed dead on December 31, 1953.
    FINAL DISPOSITION DATE: DECEMBER 31, 1953
    KOREAN WAR PROJECT KEY NO: 4045
    Миниатюры Миниатюры kumanich1.jpg   11.09.1951-.-107.jpg   .jpg   kumanichkin_a_s_np-1-.jpg  
    Последний раз редактировалось Док_М; 29.03.2015 в 23:55.
    "...Долг тяжелее горы, тогда как смерть легче пёрышка.." (Рескрипт императора Мэйдзи 4.02.1882 г.)

  19. #1039
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    25.09.2007
    Сообщений
    50

    По умолчанию

    По 11.09 хотелось бы уточнить...

    Итог дня 1 : 1 с оверклеймом сторон 7/1 : 2/0
    Но МиГ Божко пострадал от китайцев, "дружеский огонь", а американцы побед даже не заявляли. Так может, все-таки, 1:0?

    P.S. Вроде еще один похожий случае ранее уже был.

  20. #1040
    Старожил Форумчанин Аватар для Vitali Acote
    Регистрация
    19.09.2011
    Сообщений
    538

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Transit Посмотреть сообщение
    12.9.1951 г. в 13:00, в районе 72 км севернее Пхеньяна (vic YE1753), группа из 53 F-86 следуя на высоте 9520 м наблюдала приблизительно 30 МиГ-ов выполняющих круги на высоте 15300 (!) метров. Боевого столкновения не последовало.
    Согласно документам 64 ИАК 12 сентября в полдвеннадцатого утра на отражение вражеского налёта опять был поднят весь первый эшелон корпуса, но американские самолёты при подходе МиГов сразу ушли в сторону Корейского залива.

    Цитата Сообщение от Transit Посмотреть сообщение
    12.9.1951 г. В интервале времени 17:25 - 17:48 группа из 32 F-84Е 136 FBG встретила около 30 МиГ-ов в районе 15 км севернее Пхеньяна (vic YD4055) и провела с ними четыре очаговых боя
    Если судить по нашим документам количество "Очаговых боёв" было на порядок большим. В моей рукописи это три с лишним страницы убористого текста. Стоит ли их набирать, если по американским данным потери пришлись на последнее боестолкновение?

    Из моей книжки: "В 15.54 на свободную охоту вылетела шестёрка истребителей 176 ГИАП под команд. гв.к.Сучкова, но уже через несколько минут советские РТС зафиксировали большую группу вражеских истребителей-бомбардировщиков, и группа была направлена на перехват этих самолётов.

    ...как оказалось американское командование направило на участок дорог Ансю-Цинампо до 90 своих самолётов, и руководство 64 ИАК дало команду на подъём всего первого эшелона корпуса.

    ...Первыми вступили в бой... лётчики 176 ГИАП... Впоследствии гв.к.Сучкову было засчитано 2 победы, а гв.к.Крамаренко, гв.ст.л.Гоголеву и гв.ст.л.Кравцову по одной.

    196 ИАП в составе 16 истребителей под командованием гв.м.Митусова... в районе Ансю обнаружил большую группу Ф-80 и Ф-84...
    Видя большую скорость сближения, Митусов с ведомым на пикировании выпустили тормозные щитки, но одновременно со снижением скорости наша пара стала доступна для атак истребителей сопровождения. Четвёрка ф-84 зашла в хвост самолёту Митусова и открыла по нему огонь. Практически одновременно родвергся нападению двух Ф-84 и ведомый ст.л.Фукин. В результате атаки МиГ-15 Митусова получил 12 пулевых пробоин, а МиГ-15 Фукина - две.

    ...В целом... лётчикам 196 ИАП удалось вытеснить за береговую черту несколько десятков вражеских истребителей-бомбардировщиков, при этом к.Бокачу, к.Иванову, к.Шеломонову и ст.л.Рыжкову было засчитано по одной воздушной победе.

    Последними в 16.52 встретили самолёты противника лётчики 523 ИАП, которых повёл в бой сам командир 303 ИАД гв.ген-м Лобов. Следуя в составе 22 истребителей на высоте 8000 м, полк в 20 км юго-восточнее Дзюнсена обнаружил на высоте 4000 м до 30 американских истребителей-бомбардировщиков, которые шли на город со стороны моря.

    Лобов приказал группам к.Охая и к.Мазилова остаться в прикрытии, а сам восьмёркой пошёл в атаку. Первую атаку наши истребители ппровели внезапно сверху сзади, при этом гв.ген-м Лобов с дистанции 200 м сбил один Ф-80, после чего вышел своим звеном боевым разворотом вверх и занял исходное положение для ноой атаки.

    После первой атаки американские самолёты неприцельно сбросили бомбы и стали уходить на юго-восток... бой разбился на поединки отдельных пар и звеньев. Первая восьмёрка МиГов продолжила наносить удары по Шутинг Старам, а прикрывающие группы обрушились сверху на Тандерджеты. Во второй атаке Лобов снова зашёл в хвост паре Ф-80 и с короткой дистанции сбил ведомого американца, а ведомый второй пары из группы к.Охая ст.л.Зыков в первой же атаке сбил 1 Ф-84. Остальные лётчики полка также производили атаки по вражеским самолётам, но менее удачно, так как американские самолёты при приближении МиГов вставали в крутой вираж и сильным угловым вращением уходили из-под пушечных трасс.

    На третьей атаке гв.ген-м Лобов зашёл в хвост ещё одной паре Ф-80 и атаковал с короткой дистанции ведомый самолёт, который задымил и резким снижением ушёл в сторону моря. За десять минут боя советские лётчики успели провести 14 атак... Впоследствии из трёх заявленных воздушных побед гв.ген-м Лобову было засчитано две, плюс одну победу занесли на личный счёт ст.л.Зыкова.

    К моменту подхода к району боя 16 истребителей 17-го полка, американских истребителей-бомбардировщиков там уже не осталось, и наши лётчики, проведя патрулирование, вскоре возвратились на свой аэродром."
    Последний раз редактировалось Vitali Acote; 31.03.2015 в 00:30.

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •