Командиры тоже сейчас поступают по "велению времени", что лучше нихрена не делать, чем беспокоить вышестоящих начальников. Бездействие не наказывается никак, в отличии от того, если будешь принимать решения и брать на себя ответственность.., а то вдруг что-то сделаешь и уже накажут за личную инициативу или свой "косяк".., а так - виновные уже есть, лучше поспать-отдохнуть, как говорится "утро-вечера мудренее".... Да и что "попу мучать" если, по большому счету, командир сейчас ничего и не решает..., ну прибежит ночью, соберет с грехом пополам подчиненных по сигналу "Сбор" к утру......
Что за бред? Какие "поспать-отдохнуть", какие "утро вечера мудренее", какой "Сбор"????? Вы вообще соображаете, о чем говорите??? Какую "попу мучать"??? Вы хоть представляете, как построена работа ПСС и как она была организована в день катастрофы??? Вы чем думали, когда писали все это? О каком-то бездействии ненаказуемом, о наказании за личную инициативу... Сидит Командир. У него с ВИСПа пропадает метка вертолета. Экипаж на связь не выходит. Почесал он затылок и думает: "Блин, щас че-то сделаю не то - накажут. Подождем-ка до утра, а там посмотрим. Утро вечера мудренее..." Так, что-ли? Думайте, прежде чем что-то писать. Без обид. Просто сам летаю и душа болит.
Что за бред? Какие "поспать-отдохнуть", какие "утро вечера мудренее", какой "Сбор"????? Вы вообще соображаете, о чем говорите??? Какую "попу мучать"??? Вы хоть представляете, как построена работа ПСС и как она была организована в день катастрофы??? Вы чем думали, когда писали все это? О каком-то бездействии ненаказуемом, о наказании за личную инициативу... Сидит Командир. У него с ВИСПа пропадает метка вертолета. Экипаж на связь не выходит. Почесал он затылок и думает: "Блин, щас че-то сделаю не то - накажут. Подождем-ка до утра, а там посмотрим. Утро вечера мудренее..." Так, что-ли? Думайте, прежде чем что-то писать. Без обид. Просто сам летаю и душа болит.
Душа у всех болит...
Если Вы такой знаток работы ПСС вот и написали бы о результативности этой работы.
Так же как и с "Курском"... Вот командиры сидят и чешут затылки, а люди либо замерзают либо тонут... А в итоге никто за это не отвечает.., так как виновных уже назначили и они все умерли.
Вы не понимаете, о чем я. Я о вашем описании действий командиров. Вы что, всерьез считаете, что условный командир авиационной части способен при пропаже авиационного комплекса СКРЫВАТЬ этот факт до условного утра, которое "вечера мудренее"??? Вы хоть раз присутствовали, к примеру, на пунктах управления во время полетов? Вы хоть представляете себе, ЧТО там происходит, когда экипаж перестает выходить на связь? Когда подтверждается факт катастрофы? Вы хоть представляете, КАК в этой ситуации ведет себя командир? Поэтому повторяю: думайте, прежде чем пишете.
Душа у всех болит...
Если Вы такой знаток работы ПСС вот и написали бы о результативности этой работы.
Так же как и с "Курском"... Вот командиры сидят и чешут затылки, а люди либо замерзают либо тонут... А в итоге никто за это не отвечает.., так как виновных уже назначили и они все умерли.
Уважаемый Холостяк, я ни в коем случае не пытаюсь попрать Вашу осведомленность, в том, или ином вопросе, но, немного..., совсем немного, зная ситуацию с Курском, я на всех форумах прошу не заводить разговоры о спасении, или не спасении л/с этой лодки, ровно как и глубокомысленно рассуждать о причинах ее гибели.
Один великий "подводник", уже спел песню, в которой обвинил фактически одного человека.
Если я Вам скажу, что после того, как лодка плотно легла на грунт, на ней не было живых людей, а история с письмом Колесникова и стучащими по борту матросами - фикция чистой воды, как Вы на это отреагируете?
Я так-же могу привести примеры, хотя-бы из Альбома авиационных происшествий и катастроф, где и при СССР ПСС не всегда справлялась со своими обязанностями. Есть масса погибших лодок, упавших самолетов, пропавших без вести судов различных гос-в, но Вы же не митингуете по каждому этому случаю.
Спросите у американцев, где лежит Трешер, в отличии от него, мы с точностью до кабельтовых, знаем где лежат наши погибшие лодки, фотографии с Триеста в рассчет не идут, слишком много там расхождений с реальностью, которые говорят о том, что скорее всего, до сих пор не известно где лежит эта лодка.
А Вы сразу шашкой махать.
Если я Вам скажу, что после того, как лодка плотно легла на грунт, на ней не было живых людей, а история с письмом Колесникова и стучащими по борту матросами - фикция чистой воды, как Вы на это отреагируете?
Да все это знают. Погибшие сами сообщили об этом в ту же секунду. Даже ВВП и тот сказал, что "лодка утонула" и плыть к ней и спасать кого-либо даже и не нужно.
Я так-же могу привести примеры, хотя-бы из Альбома авиационных происшествий и катастроф, где и при СССР ПСС не всегда справлялась со своими обязанностями.
При СССР ПСС не всегда справлялась. А в РФ ПСС просто не существует. Разницу чувствуете?
Да все это знают. Погибшие сами сообщили об этом в ту же секунду. Даже ВВП и тот сказал, что "лодка утонула" и плыть к ней и спасать кого-либо даже и не нужно.
Докладывали вам лично?
При СССР ПСС не всегда справлялась. А в РФ ПСС просто не существует. Разницу чувствуете?
Это как с Антеем, они есть, но вам сказали что их нет....
Я вас правильно понимаю, ПСС просто не существует, выведена за штат или упразднена?
Уважаемый Холостяк, я ни в коем случае не пытаюсь попрать Вашу осведомленность, в том, или ином вопросе, но, немного..., совсем немного, зная ситуацию с Курском, я на всех форумах прошу не заводить разговоры о спасении, или не спасении л/с этой лодки, ровно как и глубокомысленно рассуждать о причинах ее гибели..
Память у меня не короткая и я, как и все отлично помнят, как кто и что докладывали и какую муйню несли официальные лица с экранов ТВ! И причем ни один мудозвон ни за что не ответил...
Сообщение от Nazar
Один великий "подводник", уже спел песню, в которой обвинил фактически одного человека..
Я тут не вкурсах этого события...
Сообщение от Nazar
Если я Вам скажу, что после того, как лодка плотно легла на грунт, на ней не было живых людей, а история с письмом Колесникова и стучащими по борту матросами - фикция чистой воды, как Вы на это отреагируете?..
Я никак не отреагирую... Я реагую на конкретные факты - на лодке авария, по спасению никто ничего не делал и не мог сделать и поэтому просто мастурбировали, люди кто еще остался в незатопленных отсеках постепеннно умерли, только через год приехали всемогущие норвежцы которые все сделали и всех "спасли".., наши только что могли сделать - так распилить на металлолом при этом рубку лодки вместо памятника уже загнали кому-то...
Самое главное - никто ни за что не ответил.
Сообщение от Nazar
Я так-же могу привести примеры, хотя-бы из Альбома авиационных происшествий и катастроф, где и при СССР ПСС не всегда справлялась со своими обязанностями. Есть масса погибших лодок, упавших самолетов, пропавших без вести судов различных гос-в, но Вы же не митингуете по каждому этому случаю..
Речь не по-факту... Размазываете суть проблемы. Катастрофы случались всегда... Однако способность специальных служб, а в особенности возможности командира части была значительно больше. Я как указал не только возможности командира, но и взаимодействие разных организаций было более теснее и действеннее - так сказать системно. Сейчас ни милиция ни ФСБ палец о палец не ударит. Причем по большому счету упал боевой вертолет! Они однозначно даже и не поднялись для поиска! Это 110%! Как и МЧС ждали команды от своих начальников. В старое доброе время поднимались в тот же момент ВСЕ. Я сам лично участвовал в поисках, так в штаб сразу подъезжали начальство из районной милиции, КГБшники и сами говорили - мужики, у нас вот такие силы и средства - что от нас надо все в вашем распоряжении. В милицейские авто вместе с сотрудниками милиции садили наших офицеров и на поиски... Как и КГБшники тоже помогали своими взможностями. А сейчас попробуй позвонить в милицию и сказать что типа вот у нас вертолет упал на ночь глядя... Что ответят!? Ага!
Так же как и наблюдал я как сажали космонавтов и как работала наша служба ПСС ВВС СССР. Видел какие силы, средства и возможности у них были. Целое управление ПСС было... А сейчас знаете что от них осталось, как и знаете что-нибудь об их "импотенских" возможностях?
Сообщение от Nazar
Спросите у американцев, где лежит Трешер, в отличии от него, мы с точностью до кабельтовых, знаем где лежат наши погибшие лодки, фотографии с Триеста в рассчет не идут, слишком много там расхождений с реальностью, которые говорят о том, что скорее всего, до сих пор не известно где лежит эта лодка.
А Вы сразу шашкой махать.
Сразу про американцев... Пошли они в жопу! Так что спрашивать я их ничего не буду.
Речь идет и я конкретно высказался по факту - о возможности командира по наличию у него полномочий, сил, средств по полноценному выполнению своих обязанностей, а конкретно - по поиску и спасению (даже в мирное время) своего личного состава и боевой техники находящихся в аварийной ситуации.... Так вот - если конкретно разобраться, то ни хрена у командира нет.
Чтоб для контраста, это как пожар на складе подМосквой, когда вся техника и склад сгорел, а командир (начальник) с ведром воды бегал вокруг пожарища и ничего поделать не мог..., как и в МЧС звонил и те его послали..., так его еще потом Медведев крайним сделал и уволил из Армии...
Сейчас специально все какие-либо реальные возможности с командиров сняли. Все это сделано чтоб как в 90-х годах кто-то из командиров не стал решать ситуацию своими силами.. Когда на подстанции питающей РЛС отключали электричество за неуплату, а командир обязан был выполнять боевые задачи - выставлял там свой вооруженный караул, что и ментов не пускали... Как и чтоб не было всяких проблем когда кто-то из командиров решит поднять личный состав против разного рода беспредела творящегося вокруг... Вот и сделали командиров ничем и никем, что тока на своих зеленых человечеков орать мог и лишать их всяких надбавок.
Последний раз редактировалось Холостяк; 19.03.2012 в 18:53.
ИМХО: Очередная песнь про светлое будущее...., хотя и тут цифры ну такие маленькие.....
7 авиабаз, 28 модернизированных аэродромов и новейшие самолеты
Главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин рассказал "НВО" о развитии отечественной военной авиации
«Независимое военное обозрение» продолжает подводить промежуточные итоги реформы Вооруженных сил, что идет в нашей армии и на флоте в последние три года. Главные вопросы, которые мы задаем своим собеседникам, что изменилось за это время в подчиненных им войсках, какие остались нерешенные проблемы, что надо сделать, чтобы реализовать задуманное.
На вопросы ответственного редактора «НВО» отвечает заслуженный военный летчик, главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александр ЗЕЛИН.
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ПОЛЕТЫ
– Хочу начать наш разговор, Александр Николаевич, с сообщения, которое поступило на информационные ленты накануне нашей встречи. Оно о том, что министр обороны России Анатолий Сердюков подписал с генеральным директором компании «Сухой» Игорем Озаром контракт на поставку в ВВС до 2020 года 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34. Какие еще самолеты и вертолеты и в каких количествах поступят на вооружение нашей авиации до двадцатого года?
– Я не буду называть количество, но это до сотни. – До сотни каждого вида?
– Да, по Су-34 цифра уже озвучена – это 92 машины. Но в общей сложности в составе ВВС будет 124 таких летательных аппарата, а в последующем и до 140 машин. В принципе, если говорить о Су-34, президентское лицо этого самолета мы получили, но вместе с тем мы продолжаем наращивать боевые возможности этого бомбардировщика. Оно заключается в чем? Мы ставим мощный бортовой комплекс самообороны, разрабатываем новое оружие, с новыми, расширенными боевыми возможностями. Главным образом «воздух–поверхность», «воздух–РЛС», «воздух–корабль» и планируем, что он станет у нас носителем других ракет большой дальности. Такая работа идет, и я считаю, что это та платформа, которая способна решить эту задачу – то есть нарастить силы ядерного сдерживания в составе стратегической авиации ВВС. Несмотря на то что контракт на поставку заключен, я подписал технические условия на этот контракт, где указал возможность проводить дальнейшую модернизацию по повышению боевых возможностей данного летательного комплекса. – По его эффективности?
– По его эффективности и боевым возможностям в единой системе вооруженной борьбы, которую строит сейчас Генеральный штаб, связанный с вопросом модного понятия сетецентрические системы управления. Чтобы в этом контуре управления с уже установленными средствами связи и средствами АСУ мы решали данную задачу.
Я недавно прибыл из Питера, где под моим руководством проходило заседание межведомственной комиссии по созданию самолета А-100, это продолжение темы А-50У и далее. Будет машина с такими боевыми возможностями, которая создаст возможность не только управлять экипажами в воздухе, но и наведения на все радиоконтрастные и другие цели на земле, но и предполагается управление беспилотной авиацией с этого летательного аппарата.
Такое масштабное планирование. С задачами за 30-е годы. Что касается других закупок, которые предполагается получить ВВС. Это самолет Су-35… – Контракт по нему, как я помню, был подписан на МАКСе на 48 машин.
– Да, на такое количество, но еще будем закупать. Где-то до ста единиц. Я этот самолет рассматриваю в совокупности с самолетом Су-30СМ. Мы сейчас не закупаем и не планируем закупать, пусть это не покажется вам неожиданным, учебно-боевые самолеты. Покупаем боевые самолеты со способностью машины проводить обучение летного состава. Требования к учебно-боевому самолету предусматривают ряд задач, которые летчик отрабатывает в воздухе. К примеру, систему отказов, другие проблемы…
Но сейчас кабина самолета так изменилась, что все эти действия мы можем отработать на земле. На тренажерах. Поскольку несколько многофункциональных индикаторов могут заменять друг друга. И говорить об отказе каких-то приборов и заниматься обучением летчика обходиться без них в воздухе – эта задача сама по себе уходит. Мы ее будем отрабатывать на комплексных процедурных тренажерах на земле. Понимая, что летчика нужно учить летать с отказавшими приборами, но для этой цели создавать самолет и заниматься этим в воздухе мы не будем. Это экономически нецелесообразно, так как у нас много взаимозаменяемых многофункциональных индикаторов. Один отказал, можно перейти на другой и получать всю необходимую информацию.
Могут, конечно, отказать несколько многофункциональных индикаторов в случае, если обесточиться самолет, но это требует от летчика уже совсем других действий, связанных с пилотированием.
Россия отметит 100-летие ВВС грандиозным воздушным парадом
Военно-воздушные силы (ВВС) РФ отпразднуют свое 100-летие мероприятиями, которые будут продолжаться три дня. Об этом рассказал сегодня журналистам главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин.
По его словам, в мероприятиях, приуроченных к празднованию 100-летия ВВС РФ, примут участие представители зарубежных авиационных кругов. А.Зелин отметил, что на данный момент поданы приглашения 115 зарубежным организациям, 69 уже прислали подтверждение. "Планируется участие девяти зарубежных пилотажных групп", - сказал А.Зелин.
Главнокомандующий отметил, что праздничные мероприятия начнутся 10 августа 2012г. в районе Гатчины в Санкт-Петербурге. Затем, 11 и 12 августа 2012г., на аэродроме Жуковский в Московской области будет представлена раритетная авиационная техника времен Первой мировой войны, Великой Отечественной войны, а также современная техника.
Кульминацией празднования станет воздушный парад 12 августа 2012г., который пройдет в Жуковском и который смогут посетить все желающие. По словам А.Зелина, билеты на него выпускать не планируется.
В полетной программе парада будет представлена вся техника, стоящая на вооружении армии, а также перспективные образцы. Зрители также увидят элементы высшего пилотажа российских групп "Стрижи" и "Витязи", а также выступления зарубежных пилотажных групп.
Праздничные мероприятия также будут проходить во всех военных округах России, уточнил А.Зелин.
Забавны "чоткие" формулировки нового облика. "Могут появится" - ну если вдруг "появятся", тогда что добру пропадать. Пусть себе будут.
Недавно сообщали, что в рашке к 20хх (не помню) году "может появится" атомный авианосец - "тоже нефигово"... ;)
Россия создаёт элитное авиаподразделение на новейших истребителях Т-50 Россия создаёт элитное авиаподразделение на новейших истребителях Т-50 - Direct/NEWS
Российская военная авиация в скором времени начнёт пополняться последней новинкой российских военных авиастроителей — истребителем пятого поколения Т-50. Об этом рассказал генерал-полковник Александр Зелин, командующий российскими Военно-воздушными силами. По его словам, управлять этими истребителями будут только самые лучшие российские военные лётчики.Кроме этого, как отметил Зелин, с поступлением Т-50 в ВВС РФ будет создано новое элитное подразделение, состоящее из самых высококлассных военных пилотов — им будут доверять выполнение наиболее трудных боевых задач. По словам генерал-полковника, истребитель Т-50 в случае военного конфликта без труда сможет обеспечить России господство в воздухе.
Главком ВВС РФ также сообщил, что предприятие в Комсомольске-на-Амуре уже приступило к сборке первого Т-50, предназначенного не для тестовых полётов, а для боевого применения. Самолёт Т-50 способен двигаться на скорости свыше 2 тыс. км/ч и преодолевать расстояние свыше 5 тыс. километров. Для взлёта и посадки ему нужно не более 400 метров полосы, а внушительного объёма оружейный отсек Т-50 даёт возможность вооружить его боеприпасами общей массой до 3 т.
Что показала катастрофа одного из лучших боевых вертолетов – Ка-52
Трагедия Ка-52 «Аллигатор» и гибель его экипажа, на мой взгляд, - прямое следствие проведенного реформирования Военно-воздушных сил, а также торжества воинствующего дилетантизма...
Хроника трагедии всем уже известна. Напомню кратко. В понедельник вечером в 21:00 двухместный Ка-52 поднялся в воздух с аэродрома Центра переучивания и боевого применения ВВС, расположенного недалеко от города Торжок. Всего через пять минут, как сообщили на следующий день представители министерства обороны, радиосвязь с экипажем прервалась.
Если судить по этому официальному заявлению, то получается, что машину в полете не сопровождали радары, а местонахождение ее фиксировалось лишь на основании докладов экипажа по рации. Обломки вертолета нашли через двенадцать часов, в 08:45 во вторник, 13 марта. По первоначальному заявлению представителей министерства обороны, штурман Максим Федоров к тому времени был уже мертв, а летчик Дмитрий Ракушкин еще жив, и скончался он по пути в больницу.
Естественно, военный следственный отдел Следственного комитета по Тверскому гарнизону сразу приступил к доследственной проверке по факту случившегося. А для расследования обстоятельств падения вертолета оперативно создали специальную комиссию. На место трагедии во вторник прибыл и Генеральный конструктор фирмы «Камов» Сергей Михеев. Комиссия и следственные органы, конечно, разберутся в причине катастрофы. Однако уже сейчас можно сказать, что это ЧП ярко и трагично показало, к чему привела реформация Вооруженных сил, в которой командование ВВС, кстати сказать, всегда было едва ли не главным застрельщиком.
…В январе 1992-го в Кремлевском дворце съездов проходило Всеармейское офицерское собрание. Советскому Союзу уже подписали смертный приговор, и решался вопрос о судьбе могучей Советской Армии, о судьбе ее офицерского корпуса. Было высказано немало тревожных и очень здравых мыслей, прежде всего о том, что рубить с плеча там, где есть оружие и военная сила, ни в коем случае нельзя. Борис Ельцин, тоже зашедший на это собрание, был категорически против: ему, как раз, очень нравилось рубить и резать по живому.
Так вот, на защиту позиции Б. Ельцина тогда яро бросились офицеры ВВС - делегаты собрания, во главе с маршалом авиации и последним министром обороны СССР Евгением Шапошниковым.
Этот бывший советский маршал отметился еще и тем, что фактически вооружил армию Джохара Дудаева, передав в его распоряжение многие военные арсеналы, находившиеся на территории Северного Кавказа. Об этом писали в прессе после начала боевых действий с кавказскими сепаратистами.
Никаких преференций за свою услужливость Б. Ельцину и его команде Военно-воздушные силы России не получили. Наоборот, 1990-е стали самыми проклятыми в истории боевой авиации нашей страны. Ни новой техники, ни достойных зарплат, ни ремонта аэродромов, ни горючего для полетов. Тем не менее, дух реформаторства просто свел с ума Главный штаб ВВС. Командование Военно-воздушных сил подчинило себе войска ПВО страны, мотивировав это тем, что количество генералов уменьшится, а управление улучшится. Генералов меньше не стало, а противовоздушная оборона страны едва не прекратила свое существование, сплошное радиолокационное поле над Россией просто исчезло. Командование ВВС умудрилось уничтожить авиационное прикрытие Арктики, расформировав на севере почти все части лучших в мире перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31, оставив там многие аэродромы фактически без обслуживания. Затем командование ВВС подчинило себе армейскую авиацию, что привело к ее полной деградации. Авиационные генералы даже смогли перетянуть к себе часть бригад ПВО Сухопутных войск, вооруженных тяжелыми комплексами С-300В. Что удивляться! Не сумев грамотно распорядиться и доведя до полного убожества почти такие же комплексы С-300П, входившие при СССР в ПВО страны, авиаторы положили глаз на то, что тогда находилось в еще прекрасном состоянии. Они вообще хотели забрать все бригады С-300В у «сухопутчиков», что, к счастью, не удалось.
Наконец, когда-то прекрасный 344-й Центр боевого применения и переучивания летного состава Армейской авиации, тот самый, в Торжке, был ликвидирован как самостоятельная единица и переподчинен Липецкому центру.
Теперь он называется: Центр боевого применения и переучивания летного состава (авиационного персонала Армейской авиации) 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ. Официальная аббревиатура: ЦБП и ПЛС (АПАА) 4 ГЦПА П и ВИ МО РФ. Обратите внимание: если раньше в армии и авиации был личный состав, который готовили к боевой работе, то сейчас – персонал, как в какой-нибудь заштатной гостинице.
Ну и что в итоге? Центр в Торжке достиг мирового уровня подготовки и боевого применения? Его оснастили по последнему слову техники? Падение «Аллигатора» показало, во что вылились реформаторские потуги и на что сейчас способен «авиационный персонал», прежде всего - командный.
Итак, упавший вертолет был обнаружен лишь через двенадцать часов после падения, в 10 километрах северо-западнее аэродрома «Торжок». То есть, раненый пилот, возможно, находившийся без сознания, половину суток лежал на морозе в снегу среди обломков своей машины – практически рядом с базой. Более чем вероятно: летчик погиб лишь потому, что ему вовремя не оказали медицинскую помощь.
Вертолет упал не в горном ущелье, не в глухой тайге за сотни верст от населенных пунктов. И нашли его пешие группы, а не с воздуха буквально в двух шагах от базы. В каком веке мы живем?!
Почему не было радиолокационного сопровождения машины? Если бы оно было, то координаты места, где воздушный объект исчез с экрана радара, был бы определен сразу, и тупо прочесывать местность не было бы никакой нужды. Был ли утвержденный маршрут полета? Сообщается, что был, даже опубликована карта предполагавшегося полета. Но в таком случае вообще непонятно, почему пропавшую машину искали. За пять минут она могла улететь максимум на 10-15 километров, и отправить по проложенному маршруту спасательный вертолет надо было немедленно. Этого не сделали! Хотя уже появились сообщения о самоотверженности поисковиков: будто бы в предполагаемый район падения выдвинули аж 300 человек, 20 единиц наземной техники, в воздух подняли два вертолета. Только вот беда, ни у кого не было приборов ночного видения. Зачем вообще необходимо было это перенапряжение фактически слепых сил и средств?
О ночном видении стоит сказать отдельно.
По мнению разработчиков инфракрасных и тепловизионных приборов, упавший Ка-52 можно было найти за считанные минуты.
Для этого над аэродромом требовалось поднять на высоту три-четыре километра вертолет, снабженный мощной техникой ночного видения, и прокрутить его вокруг своей оси, хотя логичнее было бы все-таки лететь по маршруту. Но, даже зависнув над базой, вертолет с тепловизором наверняка зафиксировал бы дышащую жаром на снегу груду металла – того, что осталось от Ка-52 - даже на расстоянии 10 километров. Впрочем, и обычный Ми-8, если бы в нем находился человек со специальными очками ночного видения на глазах, летя по маршруту «Аллигатора», зафиксировал бы горячие обломки через те же пять минут, что длился последний полет Ка-52.
Впрочем, таких чудо-очков в Центре могло и не быть. Они же ведь для отечественных ВВС все еще именно «чудо», хотя во всем мире используются лет двадцать. Зато в Торжке есть целая эскадрилья ночной версии известного «крокодила» - Ми-24ПН. Когда-то их шумно рекламировали - как прорыв в боевом применении классических вертолетов. Машины оснащены специальными приборами, которые позволяют летать и вести боевые действия ночью. Первые Ми-24ПН были доставлены в Торжок еще в 2005-м. И уже несколько лет про ночные достижения этих «вертушек» ничего не слышно. Скорее всего, никаких таких достижений попросту нет.
Однако в Центре боевой подготовки и переучивания персонала постоянно находятся новейшие Ми-28Н «Ночной охотник». Они вроде бы специально созданы для ночной охоты. По идее, Ми-28Н, поднятый в воздух по тревоге, должен был за три минуты - скорость полета у него большая - выйти в точку падения «Аллигатора» и выдать точные координаты места трагедии. Дело в том, что Ми-28Н предназначен, в первую очередь, для поражения вражеской наземной бронетехники в темноте и тумане, и его приборы особо чутко реагируют на тепловое излучение металла. А ясной ночью 12 марта газотурбинные двигатели Ка-52 были еще очень горячими. Более того, «Ночной охотник» имеет специальный отсек, в котором можно разместить двух раненых людей для их эвакуации с поля боя.
То есть, чисто теоретически, экипаж Ми-28Н мог в одиночку найти и спасти хотя бы командира упавшего вертолета Дмитрия Ракушкина. Ни в теории, ни в практике этого не произошло.
А может быть, Ми-28Н, как и Ми-24ПН, на самом-то деле ночью ничего не видит, и громкое имя дано только для громкости? Жаль, если так…
В промышленности специально для вертолетов давно разработаны очень надежные и весьма эффективные радиомаяки. Есть даже конструкции, причем это российское ноу-хау, в которых вся информация о полете фиксируется в сжатом виде на специальном и очень прочном носителе. В случае падения летательного аппарата за доли секунды в эфир уходит мощный сигнал, в котором передаются данные о последних минутах полета и точные координаты места крушения. Сигнал ловят специально настроенные антенны на земле и антенны опять же специальных космических аппаратов. Поиск упавшей машины становится делом чисто техническим, при том, что причина трагедии может быть установлена еще до нахождения самих носителей – «черных ящиков» нового поколения. Все это есть, но только в единичных образцах, на выставках, а не в войсках.
Нежелание ставить на свои боевые самолеты и вертолеты такую аппаратуру военные объясняют по-разному. Когда-то ссылались на нехватку средств. Потом придумали «секретный» повод. Будто бы сигнал с такого маяка первыми поймают враги, и первыми же найдут некие упавшие секреты, а также установят слабые места наших крылатых и винтокрылых аппаратов. И все доводы о том, что сигнал может быть надежно зашифрован, до «персонала» в погонах не доходят.
Сейчас уже появляются первые версии крушения Ка-52 в Торжке. Так как «черные ящики» сохранились хорошо, причины трагедии установят в ближайшее время. Но в данном случае, суть не в самой катастрофе, а в ее развитии.
В истории авиации еще не было случая, чтобы машину, упавшую в десяти километрах от аэродрома и лежащую на открытой площадке, искали половину суток. И если Дмитрий Ракушкин действительно был еще жив через двенадцать часов после катастрофы, а не погиб сразу, то говорить просто не о чем. И вердикт высоких комиссий о причинах падения Ка-52 просто неинтересен. Если сегодня даже в Центре боевого применения и переучивания авиационного персонала Армейской авиации нет нормального радиолокационного сопровождения полетов новых машин, если там же нет по-настоящему эффективной и мобильной поисково-спасательной службы, то есть ли все это в войсках?