Нда... что называется, "однако"....
В номер 1 за 2005 год журнала "Мир Авиации" опубликован материал Владислава Мартьянова "Жизнь в авиации минус один день", посвященный Геннадию Николаевичу Осиповичу.
Хотелось бы обратить внимание дискутирующих на ряд некоторых немаловажных моментов.
Во-первых, вопреки сложившемуся "стереотипу" перехват выполнялся не на самолете Су-15ТМ, а на простом Су-15.
В 1976 году м-р Осипович перевелся в 777 иап, дослужился сперва до комэски, а затем до замком АП по летной работе в звании п-пк. Полк эксплуатировал б/у Су-15 ранних модификаций, переданные из других частей в связи с поступлением туда новой техники.
Выдержка из публикации:
"777 ИАП ПВО уже стоял в очереди на оснащение новой техникой — во второй половине лета 1983 года его 2-я АЭ убыла переучиваться на МиГ-23. Остальным эскадрильям посулили МиГ-31, и обещание это впоследствии было выполнено даже раньше, чем ожидалось. Побывав в июле того года в отпуске, Геннадий Николаевич уже настраивался на освоение нового перехватчика («сидел, ждал и дождался...»), когда около 6 часов утра по местному времени 1 сентября (по Москве было еще 31 августа) он был поднят в воздух с боевого дежурства. Поначалу ничто не вызвало тревоги — такие подъемы с целью тренировки бывали и раньше («Ту-16 идет - не включает «свой-чужой»»), но прозвучавшая вскоре после взлета команда проверить оружие (две Р-98 и подвесную пушку) заставила насторожиться. Наводимый с земли, «мустанг» (это означает, что машина относилась к промежутку от 1 -й до 10-й серии выпуска включительно. В ряде авиационных изданий утверждается, что перехват выполнялся на Су-15ТМ, но в это время на вооружении 777 ИАП находились лишь более ранние версии Су-15 (информация Г.Н. Осиповича)- прим.авт) с красным номером 17 устремился навстречу нарушителю..."
Что было и чего не было.
Цитата:
"Что случилось в остаток той ночи, широко известно. Об этом уже немало написано, и автор не считает нужным повторять то, что было. Хотелось бы лишь уточнить, чего не было.
Вопреки получившей распространение в некоторых средствах массовой информации версии, что «Боинг« шел только с включенными проблесковыми огнями, необходимо сказать, что самолет был освещен («я когда выскочил на одну высоту -огни в два ряда»), о чем летчик и доложил на землю (характерный признак «Боинга-747» — двухпалубный салон в носовой части фюзеляжа- прим. авт.). Из-за возникшей заминки лайнер и перехватчик пересекли южную оконечность Сахалина, и уже над Японским морем с земли поступила команда на уничтожение нарушителя.
Еще одно распространившееся заблуждение - сбитие той ночью сразу нескольких самолетов. Согласно этой версии подполковник Г.Н. Осипович (позывной 805) уничтожил RC-135, а пассажирскую машину сбили сами американцы или даже японцы. Французский исследователь Мишель Брюн разыскал даже свидетелей падения в Японское море SR-71, кусок обшивки которого вроде бы выловили японские рыбаки. В подтверждение этой версии обычно приводят слова пилота МиГ-23 майора Литвина (позывной 163), поднятого с аэродрома Смирных вслед за Су-15. Осипович: «Я как раз в «воронке» оказался, и меня с земли не видели. У него запрашивают - он в 14-ти километрах находился - что он видит, а он: «Наблюдаю воздушный бой!». Я услышал и передаю ему: «Молчи, что ты болтаешь!», а он все воевать хотел - пацан молодой. Уж так он потом переживал, что не ему этот «Боинг« достался...».
Еще одно распространившееся ныне мнение, которое должно было подтвердить тезис о целом ряде воздушных схваток в ту ночь — два вылета Г.Н. Осиповича в ту ночь, которые якобы имели место. На деле вылет был лишь один.
Не подтверждаются и сведения о том, что в ту ночь в небо поднимались только что прибывшие МиГ-31. Четыре машины этого типа действительно поступили в 777 ИАП, но это произошло вечером 7 сентября (уточнить это обстоятельство удалось благодаря тому, что временно поселить экипажи-перегонщики собрались в трехкомнатной квартире, которую и освобождал Г.Н.Осипович в связи с переводом. Уже с утра 7 сентября торопить семью лично прилетел начальник штаба воздушной армии, который и сообщил, что сюда летит звено МиГ-31 и надо поспешать с упаковкой вещей.- прим. авт.). Помимо МиГ-23, с материка (аэродром Постовая) к месту инцидента направлялось звено МиГ-21, но их вскоре завернули обратно. Кроме того, с Сокола подняли Су-15, который пилотировал командир 1-й АЭ 777 ИАП майор Сергей Тарасов (позывной 121), а вслед за ним — еще два «ферзя» (так на жаргоне летчиков ПВО называют самолеты, в случае необходимости поднимаемые в воздух для усиления уже взлетевших штатных дежурных истребителей- прим. авт). Больше истребителей в ту ночь в районе нарушения границы в воздухе не было.
И, наконец, хотелось бы опровергнуть возникшую уже в 1983 году версию о том, что командир сбитого «Боин-га-747-230В» (з/н 20559, регистрация HL7442) был таким опытным, ну таким опытным, что ну никак не мог ошибиться. В подтверждение этой версии был даже пущен слух, что командир лайнера до 1980 года был шеф-пилотом тогдашнего диктатора Южной Кореи Пак Чжон Хи. Увы, в биографиях командира корабля Чун Бюн Ин, второго пилота Сон Дун Хви (оба в свое время летали в ВВС на F-86) и бортинженера Ким Ю Дун, как установила уже в 1992-1993 годах международная комиссия, таких фактов не прослеживается."
Что же было дальше?
"Целые сутки летчик пребывал в непонятном положении — им никто не интересовался и никуда не вызывал. В ночь на 2 сентября в полк позвонили из Южно-Сахалинска и потребовали немедленной явки подполковника Осиповича пред грозны очи командующего Дальневосточной ставкой генерал-лейтенанта Цоколаева. Перед этим он уже успел побывать на аэродроме Елизово (Камчатка), и, поскольку тамошние авиаторы нарушителя упустили, «папахи к ушам попришивал» (по информации Г.Н. Осиповича, в числе летчиков, которые поднимались на перехват в ту ночь с Камчатки, был и А.И.Босов, который, служа в 431 ИАП ПВО на Су-15ТМ, 20 апреля 1 978 года подбил над Карелией южнокорейский же «Боинг-707», удивительнейшим образом допустивший погрешность в курсе более чем на 1 80 градусов. Однако же повторно нанести материальный ущерб «Кореан Эрлайнс» летчику не удалось. В этот раз было поднято звено, но оно нарушителя не обнаружило — не сработало что-то из радиотехнических средств. Затем обнаружение все же произошло, но догнать его камчатским истребителям из-за выработки топлива уже не удалось. - прим. авт.). Так как ни самолета, ни машины прислать за Осиповичем не удосужились, летчику пришлось садиться в свою «шестерку» и гнать сорок километров до города."
По поводу записи радиобмена
"Помимо прочего, по приказу с самого верха летчику пришлось переозвучить записи речевого накопителя. Теперь переговоры писались не на проволочный, а на обычный кассетный магнитофон (фоновые шумы имитировались с помощью... обыкновенной электробритвы). Согласно дополнительным указаниям нескольких полковников из Генштаба текст переговоров претерпел некоторую трансформацию. Упор теперь делался на то, что «Бо-инг-747» не был опознан летчиком как пассажирский самолет в связи с тем, что якобы на нем были включены лишь проблесковые маячки. Фраза о светящихся иллюминаторах в новую редакцию уже не попала. Так рождалась версия о том, что советская ПВО на самом деле сбила RC-135 (в темноте разве отличишь на глаз 747-й от 707-го?), а по поводу южнокорейского лайнера, мол, лучше поинтересоваться бы вам, господа хорошие, где-нибудь в другом месте (удалось установить, что на траверзе Камчатки к «Боингу» действительно пристраивался самолет вроде RC-135, но затем произошло расхождение целей. Советская сторона упирала на то, что благодаря этой провокации (а она, несомненно, имела место) не удалось точно установить, какой же самолет отвалил в сторону, а какой продолжил полет в сторону Сахалина постепенно забирая все дальше на запад. Сообщение летчика о двух рядах иллюминаторов лишь испортило всю версию. Для этого и понадобилось редактирование записи радиопереговоров. Однако, как известно, запись одновременно вели и японцы, так что эта хитрость лишь повредила репутации СССР - прим.авт). С этим вариантом записи начальник Генштаба и отправился на известную пресс-конференцию".
Ну а дальше, естесственно, от летчика постарались как можно быстрей "избавиться"
"Не успела улечься вызванная перехватом суета, как начальство поинтересовалось у летчика, куда он хотел бы перевестись. «Мы, говорят, все равно убирать тебя отсюда будем. Говорю: «В Майкоп». Они: «А где это?»».
На сборы семье дали предельно малое время («я ни машину не успел продать, ни мебель, все в два спичечных ящика поместилось»), а затем на специально присланном на Сокол Ан-24 летчик и его домочадцы 7 сентября во второй половине дня были перевезены в Хабаровск, где дальнейшую эстафету принял Ил-76..."
Ну и наконец о достоверности сведений, добытых забугорными журналистами и исследователями.
"Начали приезжать и зарубежные исследователи, настаивавшие на доскональных ответах на вопросы о том, что же все-таки произошло в ту ночь. Спрашивающие частенько просто не понимали, что такое полет на реактивном истребителе, тем более ночью, и продолжали ставить в тупик — таких подробностей того полета припомнить было решительно невозможно.
«Американец этот спрашивает меня через переводчика: «Сколько было до цели?» Я говорю: «Метров пятьсот». Он: «А точнее?» Я: «Четыреста девяносто семь с половиной!» Он доволен и записывает. Потом спрашиваю у переводчика (наш парень, майкопский): «Ты-то хоть лексику нашу авиационную по-английски понимаешь?», а он мне: «Я ее и по-русски-то не понимаю».
Полный текст статьи (OSR, MsWord без фото) - здесь.
http://korandy.narod.ru/Osipovitch.zip