Страница 1 из 7 12345 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 20 из 138

Тема: Як-30/32 vs L-29

  1. #1
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    19.02.2009
    Сообщений
    51

    По умолчанию Як-30/32 vs L-29

    Цитата Сообщение от MAX Посмотреть сообщение
    Уважаемые коллеги!
    Будет ли кому интересны модели таких замечательных самолетов, как Як-30 и Як-32.
    Максим, а чем они замечательные?

  2. #2
    MAX
    MAX вне форума
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    09.11.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,311

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Dmitri Посмотреть сообщение
    Максим, а чем они замечательные?
    Тем, что Як-30, даже по сегодняшним меркам, является одним из лучших УТС. За ним одних мировых рекордов штук восемь. Помимо всего прочего, просто красивый самолет. В ОКБ его считают одним из самых удачных и "правильных" самолетов фирмы. Вы про него лучше почитайте в "Авиации и космонавтике" №1, 2003г. Там достаточно грамотно и правильно все написано. И с исторической точки зрения и с технической.

  3. #3
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    19.02.2009
    Сообщений
    51

    По умолчанию

    Хммм..., какие там рекорды...(??) Честно говоря, я всегда думал (хотя особо не интересовался), что Як-30 был всего лишь неудачным конкурсантом на роль массового УТС для Варшавского блока, но проиграл этот конкурс чешскому L-29. Потом вроде попытались сделать одноместную модификацию (Як-32), чтобы как-то удержать проект на плаву, но в таком виде самолёт вообще оказался ни с какого боку для нужд авиации, - ни для вояк, ни для спорта. Вообщем сумбур какой-то. Да и возможно, я что-то путаю.
    Максим, но если есть возможность изготовливать оригинальные наборы пусть даже из полиуретана (главное конечно изготовить сам образец), почему выбор падает именно на этот малоизвестный (и наверно малоинтересный) самолёт? Я так думаю, что при цене набора рублей в 300-400 за 48-й масштаб возможно какой-то спрос на такой набор и появился бы, но при ожидаемой цене набора в 1.500-1.800 рублей....не знаю, - цена тоже имеет значение.
    Последний раз редактировалось Dmitri; 08.03.2009 в 00:16.

  4. #4
    Старожил Форумчанин Аватар для Ученик Чкалова
    Регистрация
    05.03.2007
    Сообщений
    332

    По умолчанию

    Dmitri - Раз особо не интересовались, так зачем же высказывать мнение?
    Конечно, трудно сказать, как проявил бы себя Як в массовом применении, как это случилось с "Элкой", однако, стоит хотя бы полюбопытствовать, как на самом деле 29-й "победил" в конкурсе. Як-30, повторю высказывание Максима - как раз очень удачная машина. Ей просто не повезло, как в свое время Як-20...
    Последний раз редактировалось Ученик Чкалова; 08.03.2009 в 00:19.

  5. #5
    MAX
    MAX вне форума
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    09.11.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,311

    По умолчанию

    В том то и дело, что Як-30 в чистую выиграл тот самый "конкурс". Как он его мог не выиграть, если его масса почти на тонну меньше чем у Л-29 (про Искру вообще молчу)? Поляки после конкурса предлагали нам отдать производство Яка им. Но был сделан "широкий жест" в сторону ЧССР. Плоды того конкурса мы пожинаем до сих пор.
    А что касается цены, то тут можно долго спорить и доказывать. Но есть такая вещь, как себестоимость. Которая, в свою очередь, складывается из цены материала, полиграфии, разработки и т.д. Покажите мне смоляную модель самолета уровня, предположим, того же SAAB J-29 TUNNAN от НеОмеги (по деталировке, качеству исполнения, размерности и пр.) по цене 300 - 400 руб.

  6. #6
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    19.02.2009
    Сообщений
    51

    По умолчанию

    Нет ребята, как раз можно много спорить о том, как же на самом деле выиграл конкурс L-29, но факт останется фактом: азы пилотирования все наши лётчики осваивали именно на L-29 (как сейчас на L-39). Коньюктурное это было решение или нет, но Як-30 тем не менее остался за бортом, и никто ничего определенного об этом самолёте сейчас сказать не сможет. Да, летал. Возможно неплохо. Ну и что с того? Я не верю, что это был "шедевр авиастроения". Иначе его бы так просто не пригнорировали. А все разговоры про полит-коньюктуру сейчас часто исходят в угоду той же полит-коньюктуре, только уже на современный лад.
    L-29 летал наверное не хуже (по крайней мере никаких особых нареканий на этот самолёт никогда не было), но именно с пилотирования L-29 начали свою карьеру наши лётчики, и многочисленные спортмены ДОСААФ.
    По цене. Вы начали ветку фактически о коммерческом продукте. Не о самоделке, которую делаете для себя, а именно о наборе для продажи. Я высказал свою точку зрения о перспективах такого проекта. И свои соображения о розничной цене. Реально ли вписаться в такие цифры или нет, это уже совершенно другой вопрос.
    С уважением,
    Дмитрий
    Последний раз редактировалось Dmitri; 08.03.2009 в 01:40.

  7. #7
    Администратор Ветеран Аватар для Kasatka
    Регистрация
    15.10.2005
    Адрес
    London
    Сообщений
    1,459

    Thumbs up

    Цитата Сообщение от MAX Посмотреть сообщение
    .....Плоды того конкурса мы пожинаем до сих пор.
    .......
    а что плохо элка учила наших летчиков летать?
    или плоды в том, что Яковлев остался за бортом?
    нуу... видимо не хватило политической дальновидности и талантливой наглости. Выживает сильнейший. И лучший в конечном итоге.
    Let's drink Guinness!

  8. #8
    MAX
    MAX вне форума
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    09.11.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,311

    По умолчанию

    Плохое в том, что наша страна отдала "чужеземцам" на многие годы такое важное направление в авиации как учебные реактивные самолеты. Ничего плохого в том, что раньше летчики учились на Л-29 и Л-39 нет, конечно. А вот на чем они будут учиться дальше? Может нам Хоки начать закупать? Свой Як-130 уже 10 лет до серии довести не можем.
    И всетаки, настоятельно рекомендую всем скептикам повнимательнее изучить историю. Ссылки на теперешнюю полит коньюктуру абсолютно бессмысленны. Есть факты. Есть живые свидетели.

  9. #9
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    19.02.2009
    Сообщений
    51

    По умолчанию

    А что, с УТ авиацией у нас сейчас всё так критично?
    Цифрами не располагаю, но парк L-39-х по-моему пока ещё жив-здоров. Какая необходимость сейчас финансировать закупки новейших МиГ-АТ и Як-130? Всему своё время.
    А что касается Як-30. Да, видимо был повертлявее конкурентов. Но требовался-то именно УТ самолёт, а не "спортсмен для авиашоу". То есть в каком-то смысле летающий чемодан, не очень чувствительный к малейшим движениям руля, но способный выполнять элементарные фигуры высшего пилотажа. Вот вам и прибавка в массе в тонну у L-29. Зато устойчивый как танк.
    Затем. Мог Як-30 эксплуатироваться с грунтовок (а это одно из важнейших качеств для наших УТС)? Нет.
    А L-29, со своими колёсами НД, эксплуатировался вовсю.
    Из Як-30 наверное мог бы получиться отличный спортивный самолёт (в общем-то это и был конёк яковлевсекого КБ), но на роль массового УТС он, даже на вскидку, уж явно не подходил. Ну какая тут политконьюктура?
    Максим, читать надо не сопутствующие комментарии, а отвлечённо сопоставлять важнейшие характеристики. И только потом делать выводы, какой самолёт был лучше для конкретных задач. Что бы Вы могли выделить у Як-30 как хотя бы одно достоинство для массового УТС по сравнению с L-29? То есть некие факты, на которые Вы ссылаетесь.

  10. #10
    MAX
    MAX вне форума
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    09.11.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,311

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Dmitri Посмотреть сообщение
    А что, с УТ авиацией у нас сейчас всё так критично?
    Цифрами не располагаю, но парк L-39-х по-моему пока ещё жив-здоров. Какая необходимость сейчас финансировать закупки новейших МиГ-АТ и Як-130? Всему своё время.
    А что касается Як-30. Да, видимо был повертлявее конкурентов. Но требовался-то именно УТ самолёт, а не "спортсмен для авиашоу". То есть в каком-то смысле летающий чемодан, не очень чувствительный к малейшим движениям руля, но способный выполнять элементарные фигуры высшего пилотажа. Вот вам и прибавка в массе в тонну у L-29. Зато устойчивый как танк.
    Затем. Мог Як-30 эксплуатироваться с грунтовок (а это одно из важнейших качеств для наших УТС)? Нет.
    А L-29, со своими колёсами НД, эксплуатировался вовсю.
    Из Як-30 наверное мог бы получиться отличный спортивный самолёт (в общем-то это и был конёк яковлевсекого КБ), но на роль массового УТС он, даже на вскидку, уж явно не подходил. Ну какая тут политконьюктура?
    Максим, читать надо не сопутствующие комментарии, а отвлечённо сопоставлять важнейшие характеристики. И только потом делать выводы, какой самолёт был лучше для конкретных задач. Что бы Вы могли выделить у Як-30 как хотя бы одно достоинство для массового УТС по сравнению с L-29? То есть некие факты, на которые Вы ссылаетесь.
    Дмитрий, вот Вы, вроде разбирающийся человек. Делайте такие интересные штучки, а в истории авиации, такое впечатление, что не очень в курсе событий. У меня создалось такое впечатление, что Вы про Як-30 первый раз услышали здесь от меня. Вы предлагаете мне пересказать и доказать при этом (что я, в принципе могу сделать) всю фабулу и историю того конкурса. Если начнутся перечисление характеристик, то они будут не в пользу Л-29, уж поверьте. О каких колесах с низким давлением вы говорите (это что за основная такая харрактеристика?)? Як-30 (на нем, кстати, никогда не стояли пневматики высокого давления)за два года до конкурса прошел испытания на всех видах грунтовых аэродромов, включая раскисшее поле (испытание проводили в Люберцах). На момент проведения конкурса Як-30 был полностью испытан (проведены полностью заводские и почти закончились государственные испытания, самолет уже был рекомендован в серию), а Л-29 был еще только прототипом, который потом здорово поменялся.
    Да собственно, что я тут распекаюсь. Убедительно прошу, прочитайте, хотя бы, вот эти две ссылки, перед тем как написать свой следующий пост.
    http://www.airwar.ru/enc/other/yak30.html
    http://www.airwar.ru/enc/other/yak32.html

    У меня тут возникла одна мысль крамольная. Вы уж не обижайтесь, если что. Раз Вы, человек причастный, так сказать, к "смоляному производству" развели такую контрпропаганду против этого проэкта, то может у Вас зреют планы самим построить эту модель? А таким способом Вы убираете конкурентов? Забавно, не правда ли?

  11. #11
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    19.02.2009
    Сообщений
    51

    Unhappy

    Ну вот, очень даже продуктивная и интересная дискуссия получается.
    О Як-30 я всё же слышал и раньше Но сильно по этому самолёту не копал, не интересен он был особо мне.
    Что касается смоляного производства, то всего лишь вершина айсберга. Мне в принципе интересно всё, что касается авиации (особенно то, чего пока не знаю).
    По объекту дискуссии. С эксплуатацией с грунтов разобрались. 1-1 между Як-30 и L-29. Я ошибся. Насчёт шасси память подвела, а в интернете набрать в поисковике "Як-30" сразу не догадался.
    Но вот по управляемости. Попал-таки в точку. Читаем. "Шихина, привыкшая к тяжелому управлению по элеронам на Як-18, не успела освоить очень легкое управление Як-30". И это чемпионка мира по пилотажу. А что тогда говорить о неоперившихся курсантах? Очко тут в пользу L-29. На вскидку уже 2-1 в пользу L-29, как самолёту, способному прощать ошибки неопытного пилота.
    Рекорды по скорости и высоте. Ну это уже совсем не для УТС. Хотя уже в 1964 году эти рекорды побил тот же L-29.
    Развёртывание производства.
    Поляков с лицензией на Як-30 кинули. Но зачем было вообще объявлять конкурс на УТС, если к тому времени Як-30 был великолепен и уже готов к серийному производству. Наверное было бы логичнее сразу развернуть лицензионное строительство Як-30 в Чехии (как это было с МиГ'ми). Вот вам и загрузка чешского авиапрома. А так, с L-29 кого они работой сверх того загрузили? Только лишних человек 50 с чешского КБ.
    Сейчас модно ругать Хрущёва, и всё, что относилось к Советскому Союзу. Почитаешь, так вообще кажется, что люди тогда в Кремле были сплошь глупые и недальновидные (не чета сегодняшним).

    Ну и что касается "конкурента" в лице Неомеги. Нет Макс, клянусь, даже близко не лежало. Свою "контрпропаганду" я начал, когда в опросе уже было 9 голосов в верхней строке. Если было бы желание подпортить бизнес конкуренту, я бы высказался наоборот. Ребята, давайте, делайте! Классный прототип! А сам потихоньку начал бы тот же Ла-15 строгать Эта дискуссия скорее наоборот. Может подогреет интерес к такой модели. Увидим, чем закончится опрос.

  12. #12
    Старожил Форумчанин Аватар для Ученик Чкалова
    Регистрация
    05.03.2007
    Сообщений
    332

    По умолчанию

    Господа - стоит уже отдельную ветку открыть по "Элке" и Яку...
    Пожалуй, разговоры о том, кто сильнее - крокодил или тигр - прерогатива чисто умозрительная и цитаты - всего лишь несовершенная аргументация любого форума. Мои друзья, что полетали на 29-м, хорошего впечатления о машине. Но ограничений и своеобразных черт у "чеха" было предостаточно. Впрочем, как и у любого самолета. И реакция по элеронам - фактор, к которому надо просто привыкнуть. Корректнее было говорить о том, что отдав тему за рубеж (дело не в тупости руководства, а в специфике исторического момента), мы получили то, что получили. И, сорри, "в свое время" так вот запросто не залетают "свои" УТС.
    Давайте все же вернемся к более знакомым публике вещам - масштабным моделям. При цене в пределах 900-1000 рэ было бы интересно приобрести Як в 48-м. Но он будет стоить больше, in fact...

  13. #13
    MAX
    MAX вне форума
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    09.11.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,311

    По умолчанию

    Опять Вы выдергивайте из текста только то, что пожелаете нужным.
    Что это за учебный реактивный самолет усилие на ручке которого больше 3-5кг.? А именно такое усилие было у Як-30. А эта чемпионка (не к 8-му марта будет сказано), практически в первом своем полете на реактивном самолете, решив "выпендрица" (именно так по расказам наших "дедов" из ОКБ) перед летчиком испытателем начала нарушать все инструкции. Что, курсанты в первом вывозном полете так же начинают крутить ручкой во все стороны?
    Почему Вы не сравнивайте двигатели (расходы, приемистость, эксплуатацию)? Неужели специально спроектированный двигатель для УТС оказался хуже, приспособленного для Л-29 гражданского двигателя?
    Почему Вы не упомянули защищенность двигателя от попадания посторонних предметов? На Л-29 ничего небыло сделано для этого, а на Як-30, помимо сеток на ВЗ, стояла сетка на двигателе и специальный отстойник для попавших в ВЗ посторонних предметов. То же, немаловажный фактор для самолетов интенсивно работающих с грунтовых полос.
    Почему не сравнивается нагрузка на крыло - важнейший показатель летных характеристик?
    В общем, таких вопросов можно задавать еще очень много. Поверьте.

    Я и не собирался ругать "ту эпоху". Просто речь идет о том, что самолет то наш был лучше, но был сделан реверанс в сторону чехов (они, кстати, и сами это признают) и сейчас ничего не исправишь. Такой шаг был сделан. Вот и все. Если бы в тот момент в СССР приехал не чешский премьер, а польский, например, то могли бы принять и Искру. Чем черт не шутит. И что, Вы бы мне доказывали, что Искра лучше потому, что на ней выучилось не одно поколение летчиков?
    Я не утверждаю, что Л-29 был плохой самолет. Я всего лишь говорю о том, что Як-30 был получше Л-29. Но жизнь распорядилась по другому, к сожалению.

  14. #14
    Старожил Форумчанин
    Регистрация
    05.11.2005
    Адрес
    СПб-Мск-НН
    Сообщений
    589

    По умолчанию

    Почитал ваши перебранки, братцы... Хочу сказать одно. В прошлом году посчастливилось потрогать руками и пофоткать свежеотреставрированный и доведенный до летного состояния Як. В то время это была спарка, и тогда он был облетан и в Быково находился ещё. Это уже сейчас ребята облетали вторую, одноместную машину, и готовят ещё одну... Так вот, из разговоров с владельцами и летчиком-испытателем (фио опущу) - Як это очень классный самолет ! Я своими ушами слышал, и глазами видел людей, которые по совокупности летных данных оценили Як на порядок выше Элки. Летных данных, вы слышите ? А не исторического результата... Не производите подмену понятий, вот и всё. Всем удачи !

  15. #15
    Администратор Ветеран Аватар для Kasatka
    Регистрация
    15.10.2005
    Адрес
    London
    Сообщений
    1,459

    По умолчанию

    мне кажется понятие летных данных для курсанта и летчика-испытателя вещи очень разные.
    да вообщем-то тут никто и не спорит, что Як-30 летает лучше и шустрее.
    Let's drink Guinness!

  16. #16
    Старожил Ветеран Аватар для muk33
    Регистрация
    12.01.2009
    Сообщений
    1,129

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Мелихов Александр Посмотреть сообщение
    Я своими ушами слышал, и глазами видел людей, которые по совокупности летных данных оценили Як на порядок выше Элки. Летных данных, вы слышите ? А не исторического результата... Не производите подмену понятий, вот и всё. Всем удачи !
    Кто-то где-то сказал. И наверняка эти люди из известной конторы. Есть ОТТ, есть ГОСТы, есть нормируемые характеристики устойчивости и управляемости (в том числе и нагрузок на ОУ), маневренности и т.д. Есть и СПЕЦИФИЧЕСКИЕ требования к УС и УБС. Оценка самолета, это не личные ощущения отдельного летчика-испытателя, которому хорошо всё, что поднимается в небо и не падает, а материалы акта летных испытаний. А одним из разделов сего документа (обязательным) является сравнительная оценка испытываемого образца с аналогами. Не отрицаю политическую подоплеку решения, но если бы победа Як-30 была бы безоговорочной, Л-29 в училищах бы не увидели. Кстати в НИИ ВВС для испытаний УБС предпочитали (и предпочитают) испытателей-выходцев из учебных полков.

  17. #17
    MAX
    MAX вне форума
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    09.11.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,311

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от muk33 Посмотреть сообщение
    Кто-то где-то сказал. И наверняка эти люди из известной конторы. Есть ОТТ, есть ГОСТы, есть нормируемые характеристики устойчивости и управляемости (в том числе и нагрузок на ОУ), маневренности и т.д. Есть и СПЕЦИФИЧЕСКИЕ требования к УС и УБС. Оценка самолета, это не личные ощущения отдельного летчика-испытателя, которому хорошо всё, что поднимается в небо и не падает, а материалы акта летных испытаний. А одним из разделов сего документа (обязательным) является сравнительная оценка испытываемого образца с аналогами. Не отрицаю политическую подоплеку решения, но если бы победа Як-30 была бы безоговорочной, Л-29 в училищах бы не увидели. Кстати в НИИ ВВС для испытаний УБС предпочитали (и предпочитают) испытателей-выходцев из учебных полков.
    Цитирую:
    "Государственные испытания закончились 14 августа 1961 г. По заключению НИИ ВВС Як-30 был рекомендован на вооружение. Эту рекомендацию подписал главнокомандующий ВВС, главный маршал авиации К.А.Вершинин. Точно по графику, в феврале 1962 года, были отработаны и переданы заводу ╧ 116 чертежи и техническая документация для серийного производства. На новом заводе в Тюмени был запущен в серию двигатель РУ19-300. Як-30 подготовили для показа в Париже, но отправка его на выставку не состоялась."
    С августа 1961 г. в течение двух месяцев на подмосковном аэродроме Монино проходили сравнительные летные испытания Як-30 (борт "90"), L-29 ╧ 003 и TS-11 ╧ 03. От Советского Союза летали летчики ГК НИИ ВВС Ю.А.Антипов, В.К.Подольный и начальник управления А.Г.Терентьев.
    Хотя конкурс официально и не был объявлен, атмосфера в Монино была довольно напряженная. Вскоре выявился аутсайдер - TS-11 "Искра". Она была почти на 1000 кг тяжелее Яка и не по всем статьям подходила под понятие У ТС. Поляки сразу и достаточно определенно высказывались за приоритет "тридцатки". Летавший от польской стороны Станислав Адамович, прошедший войну в деголлевской эскадрилье, не стесняясь, говорил, что он предпочитает, "конечно, красавец Як, в крайнем случае, наш утюг - "Искру".
    При фактически равной тяге двигателей, L-29 был тяжелее на 40 %! Это и предопределило ощутимое превосходство Як-30 по всем летным характеристикам. Кроме того, его более совершенный двигатель давал существенную экономию топлива при массовой эксплуатации, а малая масса самолета обеспечивала гораздо меньшую трудоемкость при изготовлении. Себестоимость Як-30 была в два раза меньше, чем у L-29 и в 2,5 раза меньше, чем у TS-11.
    Примерно через месяц после начала сравнительных испытаний произошло событие вроде бы прямого отношения к полетам в Монино не имевшее: в Москву прилетел с визитом президент ЧССР Антонин Новотный. Прошла еще неделя и наши соперники - чехи - повеселели: они загадочно улыбались и давали понять, что решение состоялось. Позже мы узнали, что именно на этой встрече было решено специализировать авиационную промышленность Чехословакии на создании и серийном производстве УТС для стран Варшавского Договора. Поэтому Н.С.Хрущев принял "политическое решение": самолет строить чехословацкий.
    После этого облеты трех самолетов-конкурентов стали носить формальный характер. Поляки это поняли, их делегация покинула СССР и они приняли на вооружение "Искру", которую считали не хуже "Дельфина". У Як-30 стали выискивать недостатки, чтобы задним числом оправдать уже принятое решение. Дело даже дошло до переделки отчетов, чтобы доказать преимущества L-29, вместо того чтобы открыто объявить: выбор сделан ради дружбы с союзником. Известно, чем кончилось заигрывание с Чехословакией. Советской авиапромышленности был нанесен очередной хрущевский удар, последствия которого сказываются и через десятилетия. Было закрыто перспективное направление развития авиации в нашей стране. Техника в очередной раз проиграла политике Было нанесено незаслуженное оскорбление коллективу ОКБ, для которого Як-30 -один из удачных и любимых самолетов. 28 ноября 1961 г. заместитель председателя Совета Министров Польской Народной Республики С.Ярошевич обратился в Совмин СССР с предложением о передаче лицензии на производство в ПНР самолета Як-30, как для нужд Польши, так и для Советского Союза и о поставке двигателей РУ19-300 и некоторых авиационных приборов для использования их на самолете Як-30 польского производства. Ответ Косыгина был вежливым, в дружественном тоне, но отрицательным: "...в случае организации производства самолета Як-30 на предприятиях ПНР, Советский Союз не сможет обеспечить Вашу потребность в двигателях РУ19-300 и некоторых комплектующих изделиях в связи с тем, что это приведет к уменьшению поставок нашей промышленностью самолета Як-30 для Советского Союза. Нами намечается удовлетворять потребности Советского Союза в самолетах Як-30 за счет собственного производства..." Вот так! Дружба - дружбой, а симпатии... чехам.
    В ноябре 1961 г. в ЛИИ и ОКБ положительно оценили новые улучшения на Як-30 ╧3. На нем установили прицел АСП-ЗН, фотокинопулемет ФКП-2-2 и два контейнера с реактивными снарядами (или две бомбы по 50-100 кг). На ручке управления появились кнопка управления стрельбой и кнопка сброса бомб. Был улучшен обзор из задней кабины путем перекомпоновки приборной доски и защитной перегородки между кабинами. В отчете по испытаниям отмечалось, что "обзор инструктора стал лучше, чем на Як-18 и МиГ-15УТИ и лучше, чем был бы на L-29 в случае проведения на нем доработок заголовников кресел по требованию НИИ ВВС". После замены загрузочной пружины усилия на ручке управления при взлете и посадке стали 5-6 кгс, как и на L-29, и обеспечили стандартную отработку элементов взлета и посадки.
    В Заключении от 1 февраля 1962 г. ЦАГИ, ЦИАМ и ЛИИ, рассмотрев итоги сравнительных облетов, отметили, что Як-30 полностью доведен и превосходит соперников по всем летным, эксплуатационным и экономическим характеристикам .
    После этого В.Ф.Устинов и П.В.Дементьев предприняли еще одну попытку спасти Як-30. В письме в адрес ЦК КПСС от 2 февраля 1962 г. они, опираясь на совместное заключение институтов, предложили, учитывая большую потребность в УТС, оставить производство L-29 в Чехословакии, а Як-30 принять на вооружение и организовать его серийное производство у нас. К сожалению, это предложение также было отвергнуто.
    Як-30 еще раз продемонстрировал свое превосходство, когда на втором самолете ("50") были установлены официальные мировые рекорды для легких реактивных самолетов категории C-1-d (полетная масса 1750-3000 кг): Скорость на базе 15-25 км - 767,308 км/ч. 22 сентября 1961 г., В.П.Смирнов и Н.И.Самоходкин. Полетная масса 2160 кг. Был превышен рекорд 750,340 км/ч от 19 мая 1960 г., который установил Л.Зекавица на самолете "Матиса" 451-ММ (Югославия). Для сравнения: в той же категории М.Л.Попович 10 июня 1964 г. установила на L-29 мировой рекорд скорости на замкнутом маршруте 100 км - 607,200 км/ч."

  18. #18
    Старожил Ветеран Аватар для FLOGGER
    Регистрация
    19.02.2006
    Адрес
    С-Пб
    Сообщений
    4,601

    По умолчанию

    Все замечательно в этой информации и интересно. Только мне сдается, что сравнивать рекорды на базе 15-25 км и на 100-км маршруте совсем некорректно. Треугольный 100-км маршрут является самым трудным для прохождения, и скорость на нем всегда меньше, чем на базе 15-25 км. Единственно, о чем говорит это место в статье, так это о том, что на ЯКе рекорд на 100-км маршруте установить не смогли.

  19. #19
    Форумчанин Форумчанин
    Регистрация
    19.02.2009
    Сообщений
    51

    По умолчанию

    Статья, которую привёл Макс, очень, я бы даже сказал, чересчур, эмоциональна и предвзята.
    Теперь обратимся к истории L-29 (статья написана намного более сдержанно и объективно).
    Сайт Барнаульского училища http://vaul.ru/L-29.htm
    Читаем.
    В конце 1959 года был объявлен конкурс на разработку единого УТС стран Варшавского Договора. В творческом соревновании приняли участие конструкторские коллективы из СССР, Польши и Чехословакии. Но провести этот конкурс смогли лишь в 1961 году, когда была завершена первая стадия летных испытаний опытных УТС в СССР и Польше. Советский Як-30 с двигателем РУ-19 ОКБ С.К.Туманского впервые поднялся в небо 20 мая 1960 года, а польский TS-11 «Iskra» с двигателем SO-1 - 5 февраля 1960 года. «Дельфин» к этому времени летал уже почти целый год. Весной 1961 года Л-29А «ОК-02» был отправлен в СССР для участия в конкурсе. В августе-сентябре 1961 года на подмосковном аэродроме Монино под руководством Заслуженного летчика-испытателя СССР п-ка Ю.А.Антипова проходили сравнительно-испытательные полеты всех трех машин. По летным характеристикам и пилотажным качествам лучшим был признан Як-30, который при приблизительно такой же, как и у зарубежных аналогов, тяге двигателя был более чем на тонну легче. Однако Як-30 не имел вооружения и был в основе своей больше спортивным учебным самолетом, чем самолетом для первоначального обучения военных летчиков. «Искра» уступала «Дельфину» и по летным данным, и по степени завершенности летных испытаний, и по технологичности. По большинству параметров победителем был признан «Дельфин».

    Далее в стаье довольно сдержанно упомянута и политическая составляющая этого решения.

    Можно теперь перечитать мой пост выше. О спортивности. Один в один. Какие могут быть тут споры?
    Даже глядя на фото Як-30, не появляется у меня ощущения, что это срубленный на совесть УТС для военных. В яковлевском КБ опять просчитались с концепцией, начав не совсем уместную в данном случае борьбу с лишним весом. Типа это правило такое в авиации, - чем легче, тем всегда лучше.
    А в результате получили самолёт, который порывом ветра с траектории сдует, но зато это можно подправить едва заметным движением руля. Главное, сильно ручкой управления не манипулировать. Мне это видится примерно так, если не переводить всё в цифры.
    Последний раз редактировалось Dmitri; 10.03.2009 в 03:14.

  20. #20
    MAX
    MAX вне форума
    Старожил Ветеран
    Регистрация
    09.11.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,311

    По умолчанию

    Дмитрий, Вы, всетаки, немного все путайте. Вы постоянно пытаетесь доказать, что Л-29 был лучше, потому, что на нем (в конце концов) наши (и не только) летчики обучались в училищах.
    Почему к статье, в которой, кстати, признается превосходство Як-30, у Вас больше доверия, чем к статье написаной участниками тех событий? Может кто-нибудь из Барнаульского училища учавствовал в тех испытаниях? К сожалению, в Барнаульском училище могут написать только о той технике, которую эксплуатировали. А утверждение о том, что "Дельфин был признан победителем" взято из заключительного акта сравнительных испытаний, когда политическое решение было уже принято и необходимо было подвести под это основу.
    Что это значит "не имел вооружения"? На момент испытаний ни на одном из трех самолетов небыло даже пилонов. В последствии, вооружение было установлено и прошло полный цикл испытаний.
    Вы постоянно делайте упор на "спортивность" Як-30. Какая спортивность, если самолет был сделан по требованиям ВВС и полностью им отвечал, в том числе и по пилотажным возможностям?
    Почему УТС должен производить впечатление "срубленного на совесть" самолета? Может по другому немного? Может культура конструирования на тот момент в ОКБ Яковлева была чуть выше, поэтому и не выглядит Як-30 как "утюг"?
    Вы готовы документально подтвердить слова о том, что Як-30 "сдувало с траектории"? Или это плод сравнения взлетных масс двух самолетов?
    Странная ситуация происходит. Я Вам задаю вопросы, а Вы на них не отвечаете. Если уж Вы так уверены в своей правоте, сравните основные (хотя бы) ЛТХ этих самолетов. Цыфры вещь упрямая.
    Я еще раз повторю свою мысль о том, что я не пытаюсь доказать то, что Л-29 был плохим самолетом. Я лишь говорю о том, что на тот момент Як-30 был чуть лучше. В том, что Як-30 не пошел в серию нет его вины. Просто так сложилось на тот период.

    Для FLOGGER:
    Да, это разные рекорды, но они преведены лишь для сравнения. На Як-30 рекорд на 100км не успели подготовить. Программу закрыли раньше. В конце-концов, дело не в рекордах.

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •