Пора пригласить Сергей Исаев в эту тему. :)
Я написал:
Я предположил бы, что они принадлежат 2-й авиационной эскадрилыи 32 гиап (упомянутому в Вашей книге).
Однако, это - предположение.
Вы сделали спрошенный:
Самолет выглядит подобным картине MiG-23M в книге.
В Вашей книге В.К.Забышний и В.Н.Ивлиев написали, что группа самолетов собиралась послать в Египет. Правильно?
Они должны подтвердить, что эти самолеты принадлежат этой группе.
Это имеет смысл?
Последний раз редактировалось lindr; 14.11.2011 в 17:03.
1) Начнем с того, что В.К. Забышний и В.Н. Ивлиев никому ничего не должны.
2) В русском языке выражение "собирались послать" и "послать" имеют различные значения.
3) На С. 95 упомянутой книги вы можете прочитать: "... Но в июле 1972 года новый президент Египта Анвар Садат заявил о фактическом разрыве военно-технического сотрудничества с СССР и группа (1-й аэ 32 гиап на самолетах МиГ-23М) была расформирована..." Т.е. эта группа и эти самолеты остались на аэродроме Шаталово Смоленской области.
4) Вышесказанное имеет смысл?
Есть небольшой вопрос: вы упомянули как крайний срок июль 1972 года.
А когда собственно новопостроенные Миг-23М стали поступать в части?
Насколько я помню первый МиГ-23М это 1701 и увы ближайшая известная мне точная дата
023003104 М 07.73 СССР 44 871-й ИАП
Не подскажите номера серий самолетов 1-й аэ 32 гиап в 1972?
Были ли это уже машины с Сапфир-23Д?
Последний раз редактировалось lindr; 14.11.2011 в 18:00.
Скажите пожалуйста, что за документ вы имеете ввиду. Мне бы очень хотелось узнать точное число выпущенных МиГ-23 по годам.
Нет проблем. You could write in English to: sm.isaev@gmail.ru
Имею ввиду архивную справку завода-производителя, что видел в музее ОКБ МиГ. Я о ней упоминал в посте №394. Правда прошу прощения, в ней был указан не выпуск по годам, а давалась информация в таком виде: модификация самолёта - годы выпуска - общее количество выпущенных. К сожалению у этого документа был один недостаток МиГ-23С и МиГ-23Б не выделялись отдельно, а указывались в купе с МиГ-23 и МиГ-23БН.
Сергей, а разве на этом фото из архива О.А.Державина не Миг-23М 32 гиап? На фото с-т явно в камуфляже для южных климатических зон, бортовой номер, если я правильно вижу 21. В книге рисунок борта 27 красный в аналогичном "южном" камуфляже. С учетом воспоминаний ветеранов приведенных тобой (см.фрагмент), вроде как все один к одному складывается Не по пути в Египет, конечно снят, но тем не менее шаталовский же самолет? И видно же, что человек не совсем хорошо по-русски говорит, чего уж так то...
Да, и в свете всего этого, возможно он и недалек от истины, предполагая, что на снимке, о котором спрашивает Мигариус, шаталовский с-т - из партии, предполагавшейся для поставки в Египет.
Попутно вопрос. 32 гиап получил только 12 камуфлированных 23М, остальные потом получал в традиционной в те годы для 23-их серой окраске?
1) 32 гиап в Шаталово первым в ВВС получил МиГ-23С, затем "образца 1971 г.", затем МиГ-23М, МиГ-23МЛА и, мне кажется, свои МЛА первым же отгонял на 121 АРЗ в Кубинку на доработку в МЛД.
2) Судя по воспоминаниям ветеранов, эти самолеты были с "Сапфир"-23Д.
3) Заводских и иных номеров самолетов 32 гиап (ЛаГГ-3, Як-1/7/7б/1б/9, Ла-5/Ф/ФН/7, Як-11, МиГ-9, Як-17, МиГ-15/17, МиГ-19, МиГ-21Ф/Ф-13/ПФ/ПФМ/У, МиГ-23С/обр. 1971 г./М/МЛА/МЛД/МЛ) не имею
Вот что рассказывали ветераны 32 гиап:
В.К. Забышний (летчик):
В июле 1972 года наш полк получил новые самолеты МиГ-23М. На этих самолетах крыло было «3-й редакции» – тонкая передняя рамка с отклоняющимися носками при выпуске закрылков и большая площадь крыла, что в свою очередь обеспечивало большую устойчивость самолета на взлете и посадке, а также меньшую скорость отрыва и скорость посадки. Фюзеляж у «М» стал длиннее, чем у МиГ-23С, была увеличена площадь киля, что улучшило путевую устойчивость. Заправка МиГ-23М стала на 700 литров больше, так как за счет удлинения фюзеляжа был установлен еще один топливный бак (бак №4).
Первые МиГ-23М, которые мы получили, были не серыми (как МиГ-23С), а камуфлированными (желтые и зеленоватые пятна). Эта серия готовилась для Египта.
Мы снова изучали особенности самолета, действия в особых случаях в полете и т.д. И снова сдавали зачеты по авиатехнике и действиям в особых случаях. 20 июля 1972 года я начал подготовку на МиГ-23М. Это был уже совсем другой самолет: тяга двигателя была на 2 тонны больше, он был более устойчив и легче в управлении.
В.Г. Колотухин (летчик):
Новые самолеты МиГ-23М вызвали в полку большое недоумение, т.к. были окрашены в пустынный камуфляж – верх был песочного цвета со светло-зелеными пятнами и, что самое главное, новые самолеты не имели никаких опознавательных знаков! Конечно, на все наши вопросы «почему?» и «зачем?» мы не получили никакого ответа. Завеса секретности плотно «накрыла» новые МиГ-23М, которые мы называли просто – «рыжими». Сверхштатные МиГ-23С, которые «образовались» в 32 гиап после получения новых МиГ-23М, наши пилоты перегнали в Белоруссию.
В.Н. Ивлиев (инженер полка по РЭО):
В начале лета 1972 года в 1-ю эскадрилью поступили камуфлированные (или как их прозвали в полку – «рыжие») самолеты МиГ-23М (если не ошибаюсь, 12 самолетов). В полку сформировали группу по переучиванию на новый самолет, которую возглавил зам. командира полка подполковник Тесленко А.А., командир эскадрильи – майор Баданов А.Г. В группу вошли летчики первой эскадрильи, инженеры по специальностям и обслуживающий персонал. К осени 1972 года летный и инженерно-технический состав должны были освоить новый самолет в полном объеме. Группа тренировалась по отдельному плану. Завершилась тренировка боевыми стрельбами по мишеням на полигоне ГКНИИ ВВС во Владимировке.
Впоследствии стало известно, что группа на «рыжих» самолетах МиГ-23М предназначалась для работы в Египте, а ее перебазирование было намечено на осень 1972 года. Но в июле новый президент Египта Анвар Садат заявил о фактическом разрыве военно-технического сотрудничества с СССР, и группа была расформирована. До конца года полк полностью был укомплектован новыми МиГ-23М. Все летчики успешно вылетели на этом самолете, и началась плановая учебно-боевая работа полка.
Однако к тому времени МиГ-23М еще не прошел войсковые испытания и не был официально принят на вооружение. А это означало продолжение опытной эксплуатации МиГ-23 с бесконечными его доработками бригадами промышленности. Надежность оборудования самолета, особенно РЭО (прицельный комплекс С-23Д и др.), оставалась низкой. Мы забыли о нормированном рабочем дне.
Контроль оборудования самолета (предварительная подготовка) проводился с помощью комплексной системы контроля КСК-23, установленной на шасси ГАЗ-66. Каждая эскадрилья комплектовалась тремя КСК-23. В аппаратной части машины (в закрытом кузове) была размещена аппаратура контроля всего оборудования самолета. ГАЗ-66 подъезжал к самолету, стыковались разъемы, и по подсказке системы регистрации параметров производилась проверка всего оборудования самолета. В аппаратной части автомашины находились три оператора: по РЭО, АО и АВ. В кабине самолета находился старший оператор из числа наиболее подготовленных специалистов-техников по РЭО, АО и АВ. Связь между операторами осуществляется по переговорному устройству и световому табло. Результаты фиксировались на специальной перфокарте, которая являлась документом допуска самолета к полетам.
КСК-23 испытывалась в полку два года и по результатам войсковых испытаний была признана по некоторым параметрам не пригодной к эксплуатации. В связи с этим заводам-изготовителям оборудования было рекомендовано снабжать свои «изделия» совершенным встроенным контролем, который бы обеспечивал достоверную оценку состояния оборудования. В последующих модификациях МиГ-23 эта рекомендация была реализована.
Андрей,
О.А. Державин не смог точно сказать, чей это самолет на фото. А фенечка в том, что п/п-к Державин затем по прошествии лет долго служил в Марах. И у него осталось немало марыйских фото... В то же время ветераны 32 гиап не могли вспомнить случаи, когда на их самолетах рисовали полосы или другие знаки быстрой идентификации.
ИМХО на фото МиГ-23М с блоками - марыйский. Но у меня нет в этом полной уверенности, поэтому в подписи не указана принадлежность самолета.
Что касается остальных МиГ-23М, полученных в 32 гиап в 1972 году, похоже, они все были серыми. На этот вопрос ветераны отвечали типа "такие же как МиГ-23С".