В 1971 г. Знамя Труда построил 15 МиГ-21МТ. Пишут что 5 остались в советских ВВС (я нашел упоминание, что они были 296 ишап в Германии), а куда были поставлены еще 10?
В 1971 г. Знамя Труда построил 15 МиГ-21МТ. Пишут что 5 остались в советских ВВС (я нашел упоминание, что они были 296 ишап в Германии), а куда были поставлены еще 10?
Дима, привет!
Вот прям в "кассу"... Я сейчас тоже озаботился этой темой.
Но сначала хочу уяснить для самого себя:
1) МиГ-21СМТ - это модификация МиГ-21СМ, но с большим баком.
2) МиГ-21МТ - это модификация экспортного МиГ-21МФ, типа СМТ на экспорт, но неудачная... Поэтому и сделали их 15 шт.
Вопрос: чем внешне отличались МиГ-21СМТ и МиГ-21МТ?!
ИМХО практически ни чем, т.е. СМТ отличался от МТ, так же, как СМ от МФ... Твое мнение?
А вот что написал в своих воспоминаниях ветеран 234 гиап Георгий Аршакович Лалаев, ныне живущий в Питере:
"...В 1971 году нашу эскадрилью (1 аэ 234 гиап) начали срочно переучивать на самолет МиГ-21МТ (многотопливный). Высокие начальники хотели удивить Европу – из Москвы долететь до Парижа с дружественным визитом без посадки. У этого самолета был большой накладной бак на 900 литров (а обычный – 320 литров) и четыре подвесных топливных бака (ПТБ) по 500 литров под плоскостями. Однако после тренировок на дальность получалось, что после выработки подвесных баков их необходимо сбросить, так как ПТБ давали дополнительное сопротивление и увеличивался расход топлива. Предполагалось сбросить эти подвесные баки в озеро Балатон в Венгрии.
Начали осваивать пилотаж на МиГ-21МТ. Одиночный пилотаж крутить на нем было возможно, так как был первый, второй и чрезвычайный форсаж, который увеличивал тягу почти на 2 тонны. Но при групповом пилотаже, когда у ведущего обороты были 92% и Vп в верхней точке 350-400 км/ч, этот самолет из-за своего «горба», который затенял хвост и поэтому был очень неустойчив, а в полете на V ниже 500 км/час самолет рыскал носом, пришлось отказаться от этой затеи. В итоге самолеты МиГ-21МТ мы передали в полк истребителей-бомбардировщиков в Группу советских войск в Германии.
И каково было мое удивление, когда в 1980-1981 годах эти самолеты были переданы в полк истребительно-бомбардировочной авиации (ИБА) ВВС Ленинградского военного округа: я не поверил, но все самолеты были целы. Я поехал в полк, взял техническую документацию самолетов и нашел там фамилии летчиков из Кубинки, в том числе и свою. Для ИБА МиГ-21МТ оказался прекрасным самолетом...."
Последний раз редактировалось Mig; 27.03.2011 в 20:30.
Гордон пишет, что МТ от СМТ (Тип 50) отличался только более ранним радиооборудованием. Что это был экспортный вариант, но ни один не был экспортирован. Из 15 построеных 5 передали в школу испытателей ВВС, один остался в ОКБ. Остальные, видимо, ушли в войска.
Что он был в ГДР подтверждается в биографии Василия Васильевича Циблиева:
"Службу начал в 296-м истребительном штурмовом полку 626-й истребительной авиационной дивизии (иад) 61-го истребительного авиационного корпуса (иак) 16 воздушной армии (ВА) в группе советских войск в Германии. Там он освоил пилотирование самолета МиГ-21МТ."
Кстати, у Якубовича он проходит под индексом МФТ.
Дима, Сергей! На уч. аэр. МЭИ не скорее всего, а именно Миг-21МТ!
На фото тормозного щитка с фотообзора Антона читается з/н 964015.
96 - это "тип 96", т.е. Миг-21М/МФ/МТ.
У Миг-21СМТ з/н начинается с 50, т.е. "тип 50".
По книге Е.Гордона ("Famous Russian aircraft. Mig-21") серия из 15 Миг-21МТ имела з/н 964001-964015. Три с-та с бортовыми номерами 11,14 и 15 находятся на уч.аэр. МЭИ.
И возвращаясь к вопросу о доработке Миг-21СМТ в Миг-21СТ(еще встречается обозначение СМб) установкой накладных баков по типу Миг-21бис. На стоянке Рижского авиамузея из 3-х боевых Миг-21 только один "чистый" Миг-21СМТ №10 (з/н 50023100). Два других - СМТ, доработанные в Миг-21СТ: №40 (з/н 50029084) и №76 (з/н 50027021), которые до недавнего времени ошибочно идентифицировались отечественными и зарубежными авиалюбителями как Миг-21бис (по гаргроту).
Последний раз редактировалось AndyK; 12.08.2009 в 14:07.
Добавлю лишь, что МиГ-21МТ - это "тип 96Т".
С уважением,
Ну да, Миг-21МФ ведь тоже не просто "тип 96", а "тип 96Ф", если не ошибаюсь. Я к тому что по завномеру однозначно можно идентицирвоать МТ и СМТ а вот как внешне....
И возвращаясь к вопросу о доработке Миг-21СМТ в Миг-21СТ(еще встречается обозначение СМб) установкой накладных баков по типу Миг-21бис. На стоянке Рижского авиамузея из 3-х боевых Миг-21 только один "чистый" Миг-21СМТ №10 (з/н 50023100). Два других - СМТ, доработанные в Миг-21СТ: №40 (з/н 50029084) и №76 (з/н 50027021), которые до недавнего времени ошибочно идентифицировались отечественными и зарубежными авиалюбителями как Миг-21бис (по гаргроту).
Спасибо за информацию, Андрей! А тема СТ уже где-то обсуждалась? Я, видимо, пропустил Кстати, интересно, что означает Т в этой аббревиатуре? Бак-то стал меньше?
Привет, Дмитрий! Эту тему мы с Сергеем затрагивали на форуме Стрижей. В девичестве самоль все ж СМТ был (хоть бак и уменьшили), а обозначения С,СМ были заняты. Кто-то из эксплуатантов говорил о том, что по документации доработанный с-т проходил как СМб.
В свое время на военной кафедре в институте мы изучали "биса" изд.75 и в техописании на него часто делалались оговорки типа в изделии 50 так то, а в изделии 50бис так то..., видимо оно было единым на все три модификации. Из отличий от изд.75 запомнилось, что двигатель был указан изд.95 (Р-13?), конус другой формы на сколько-то там мм короче и другого диаметра, а также накладной бак №7 900л., но вот было это на изд.50 или 50бис или на обоих не помню