" Судьба украинских самолетов-заправщиков Ил-78 diana_mihailova
На момент создания ВВС Украины в 409-ом авиационном полку самолетов-заправщиков 106-ой тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней авиации ВВС СССР на аэродроме Узин находился 21 самолет типа Ил-78. Большая их часть после демонтажа заправочного оборудования, начиная с 1993 г. использовалась для грузовых коммерческих перевозок, тем более, что самолеты были в отличном состоянии, а максимальный взлетный вес составлял 210 т в отличие от Ил-76МД, у которых эта величина ограничивалась 190 т. После исчерпания технического ресурса самолеты были возвращены министерству обороны Украины и хранились на аэродромах Мелитополь, Запорожье, Николаев и Белая Церковь.
Первая потеря произошла 25 марта 1993 г., когда кабина самолета с бортовым номером 76736 (зав. 0073476317/ сер. 58-10) была разрушена крылом рулящего мимо Ил-78 СССР-76653. Так как при этом была повреждена перегородка гермокабины, борт списали и впоследствии утилизировали. Оба участника происшествия предлагалось уже в 1995 г. реализовать Новосибирскому АПО в обмен на техническое обеспечение эксплуатации парка самолетов Су-24. Известно, что в Новосибирск по этому соглашению были переданы только пять самолетов Ан-12, а Илы так и не покинули родных стоянок и были в итоге реализованы при выполнении алжирского контракта. Один как полноценный самолет, другой как донор.
Успешная реализация началась в 1999 г. после подписания контракта на поставку шести самолетов Ил-78 в конфигурации с двумя (вместо трех) унифицированными подвесными агрегатами заправки УПАЗ-1 для ВВС Алжира на общую сумму свыше 20 млн. долл. В последующем «Укрспецэкспорт» осуществлял поставку запчастей и выполнение регламентных и ремонтных работ на базе заказчика при помощи украинских специалистов.
В конце 2001 г. после демилитаризации и доработки согласно требованиям ИКАО в Анголу уже в качестве гражданского воздушного судна Ил-76ТД был продан Ил-78 бортовой номер 76721. Формально самолет принадлежит Министерству Обороны Анголы, но обычно выполняет президентские рейсы по перевозке транспорта и сопровождающих лиц в ходе официальных визитов.
Еще один контракт на приобретение двух самолетов-заправщиков Ил-78 был заключен в июле 2005 г. с компанией «North American Tactical Aviation», созданной отставными летчиками морской авиации США, пытавшейся выйти на рынок контрактных заправочных услуг для авиации ВМС США, в частности, в интересах частной компании «Tactical Air Defense Services». В дальнейшем борт номер N78GF, прибывший в конце мая 2006 г. в аэропорт Шерман/Дэнисон-Грейсон (штат Техас), был перепродан другой американской компании «Air Support Systems», которая, в свою очередь, сдала его в аренду фирме «Tactical Air Defense Services», продолжавшей предлагать использование двух Ил-78 и двух Ил-76МД, якобы находившихся в собственности.
Летную и наземную эксплуатацию самолета в течение нескольких лет после продажи осуществляли специалисты ГП «Николаевский авиаремонтный завод «НАРП» до тех пор, пока в июле 2009 г. пять украинцев не были задержаны в связи с нарушением иммиграционного законодательства США после посадки Ил-78 на дозаправку в Международном аэропорту Сойера в Техасе.
Сообщалось, что в июле 2009 г. «Tactical Air Defense Services» получила первый контракт на использование этого Ил-78 по назначению от некоего ближневосточного заказчика, однако к реальной эксплуатации Ил-78 из-за затянувшейся американской сертификации самолета, а также борьбы внутри менеджмента за контроль над фирмой так и не приступила.
В связи с неудачным бизнес-стартом второй самолет Ил-78 (N78RX) также не использовался по первоначальному назначению и был продан в начале 2010 г. «Air Support Systems» частному лицу в г. Сент-Луис (штат Миссури) и ныне зарегистрирован на компанию «Il78-2 LLC». Сертификат FAA на оба самолета истек уже в 2013 г., но никаких сведений об их эксплуатации больше не поступало. При этом самолет так и не покинул территорию Украины.
Существует также неподтвержденная официально версия о том, что истинной причиной заключения этого невыгодного, на первый взгляд, контракта послужило желание Китая приобрести на Украине около десятка Ил-78, что затрагивало интересы национальной безопасности США. После соответствующего воздействия на администрацию президента Виктора Ющенко сделку «переиграли», причем разница в финансовых результатах оказалась для Украины несоизмеримой. Так, представители «Рособоронэкпорта» обсуждали с Китаем цену в 25-30 млн. долл. за один заправщик, а цена, зафиксированная украинской таможней за первый проданный американцам самолет, составила всего лишь 600 тыс. долл.
Более успешным оказался другой контракт, подписанный государственной компанией «Укрспецэкспорт» в конце 2006 г., который предусматривал поставку партии из четырех самолетов-заправщиков Ил-78 (и пока не использованный опцион на пятый самолет) для ВВС Пакистана на общую сумму более 25 млн. долл.
Выступившая в качестве посредника от покупателя компания «A.T.E. International Ltd.» (f.k.a. RWR International Commodities), имеющая британский юридический адрес в Лондоне, находится в Перечне иностранных юридических и физических лиц, подлежащих особому контролю со стороны Министерства по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control) Великобритании.
Еще до завершения пакистанского контракта переговоры с представителями КНР о покупке самолетов-заправщиков Ил-78 были возобновлены, что косвенно подтверждает версию об американском противодействии в 2005 г. В результате 9 декабря 2011 г. был заключен контракт № USE-16.2-122-K/KE-11 общей суммой 44,787 млн. долл. на приобретение трех самолетов-заправщиков Ил-78 (после проведения их капитально-восстановительного ремонта) и соответствующего авиационного имущества для Китайской Народной Республики.
Украинские СМИ в связи с этим сообщали, что контракт был заключен украинской стороной по заведомо заниженной цене, и что рентабельность контракта достигается только при стоимости 52,5 млн. долл., а в результате работы по Ил-78 для Китая на ГП «Николаевский авиаремонтный завод «НАРП» являются убыточными для завода. Это подтверждается и фактом списания с учета в/ч А3840 в декабре 2011 г. трех самолетов Ил-78 первичной стоимостью 66,967 млн. грн. (около 8,35 млн долл.). При этом согласно договору комиссии об отчуждении и реализации военного имущества № 270/4/68-11вр/Д29-2.1.1/178 от 25.05.2011 г., они были переданы дочернему предприятию ГК «Укрспецэкспорт» уже 30 ноября 2011 г., а в качестве владельца этих самолетов в процессе хранения и перегона на завод, начиная с мая 2012 г., выступало уже ООО «Научно-производственная фирма «АрсАвіа» (г. Киев).
Китайские экипажи в середине мая 2013 г. изучали в николаевском центре самолет Ил-78 и проходили обучение на тренажере, а 25 марта 2014 г. на аэродроме Кульбакино (г. Николаев, Украина) состоялся первый полет самолета-заправщика Ил-78 зав. номер 0073478359, подготовленного к поставке.
Экспорт самолетов Ил-78 из Украины.
Третий и последний украинский Ил-78 (зав. номер 0083479400) для КНР с гражданской регистрацией UR-CML авиакомпании «Зет авиа» в июне 2016 г. перелетел из Кульбакино (Николаев) в Ухань (КНР).
Оба находящихся в настоящее время на аэр. Запорожье самолета Ил-78 ГП «Украинской авиационно-транспортной компании» согласно приказа № 559 от 13 августа 2008 г. Государственной авиационной администрации исключены из государственного реестра гражданских воздушных судов Украины в связи с тем, что на них в течение двадцати четырех месяцев не выдавались сертификаты летной годности или разрешения на выполнение полетов. Еще один Ил-78 УАТК потерпел катастрофу 17 марта 1998 г. недалеко от г. Асмара (Эритрея) при выполнении коммерческого рейса, а сама компания уже несколько лет является банкротом.
По-видимому, два самолета утилизированы: упомянутый выше 76736 (зав. 0073476317/ сер. 58-10) после повреждения на земле 25 марта 1993 г. гермокабины, а другой, вероятно зав. номер 0063465958/сер. номер 49-10, который эксплуатировался авиакомпанией «БСЛ», использован в качестве донора при проведении работ на Николаевском АРЗ по пакистанскому и китайскому контрактам, а также Ил-76 прочих заказчиков. Впрочем, действительная судьба последнего все еще подлежит уточнению.
Учитывая все перечисленное, парк заправщиков Ил-78 в Украине исчерпан практически полностью. Китайские поставки будут, по-видимому, завершающими в экспорте этого типа из Украины, хотя некоторые специалисты не исключают возможную попытку «реанимации» двух самолетов УАТК. Это возможно только после восстановления документации и решения юридических и финансовых проблем компании, хотя более вероятна перспектива их так называемого «технического каннибализма» для поддержания уже проданных летательных аппаратов запчастями и готовыми изделиями."
Судьба украинских самолетов-заправщиков Ил-78: diana_mihailova
Наводка : bmpd
А какое это отношение к ДОнбассу имеет? Типа Кучма с Ахметовым донбасским развалили укр армию (попили 160е, получил деньги от США, титан на свой ворованый завод на переплавку а блоки, ракеты Х-55 и т.д. забашлял в Китай (а Курченко как паровоза подставил и прибил в суде в Киеве))? Просто не ясно при чем тут эта статья к самолетам не воевашим там, к чему лепить на первой страницы к 30 исправным МиГам что их было аж 240... Вы блин определитесь- пишите Вы о боях и потерях или аналитику о ВКС Украины. А то читать 42 страницу то полива, то сказок о севшем у них Су-25, то о том как укр. российские дроны валили и облива грязи *(типа у них было 240 мигов а живы только 30...), тошно. 42 страницы помоя за 2 год-это много.
Воззможно- зайдя в скрипты. Только лень видимо-пусть потолще будет. Пока дойдут до конца- начало забудут.
Два года терпел, крепился, не писал- и тут прорвало Штирлица))
Разъяснял "APKAH" уже непонятливым персонажам :
http://forums.airforce.ru/matchast/5...43/#post137631
Крутой диск с фотками МиГ-29 поди нарасхват пошёл?
Последний раз редактировалось OKA; 03.09.2016 в 13:21.
Ввиду настоятельных просьб и вопросов товарищей из Украины, после обращения и уточнения к администратору форума, ветка переименована в Потери и боевой состав ВВС Украины! Надеюсь это разрешит в будущем противоречия и ненужные вопросы.
Ну раз ветку переименовали, выскажу мнение относительно распила Ту-95МС и 160.
Это решение, которое в эмоциональном плане вызвало отторжение как в России, так и на Украине, было на самом деле вполне прагматичным.
Единственным видом боеприпасов, что могли применять эти машины была ЯДЕРНЫЕ КР семейства Х-55, неядерная 555 появилась позже уже после распада. Как результат у Украины были на вооружении несколько десятков дорогих в обслуживании машин, не имеющих никакой боевой ценности.
Чтобы изменить ситуацию нужна была глубокая модернизация или как вариант закупки Х-555 в РФ. Как Вы прекрасно понимаете это было нереально.
Оставалось либо продать самолеты, либо порезать. Если бы руководство РФ имело дальновидный подход, то вполне могло купить все машины, даже нелетные, хотя бы на з\ч но сделка не состоялась по ряду причин. Собственно после этого других вариантов у украинского руководства не было, ну не ждать же еще лет 5-7 когда у нас в России возобладает государственный подход и появятся деньги...
Нет, в Россию почти все -) Два ж/д состава говорят было . По комплектам документации легко посчитать количество..ракеты Х-55 и т.д. забашлял в Китай
1||Номер декларации|09202/10050/0000332|
2||Дата пересечения границы|15.05.2000|
3||Тип декларации|импорт|
5||Наименование отправителя|ГОСКОМ.ПО ЭКСП.И ИМП.ПРОД-ИИ И УСЛУГ ВОЕНН.НАЗН."УКРСПЕЦЭКСПОРТ" |
6||Адрес отправителя|УКРАИНА|
....
10||Адрес получателя|413101 САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Г.ЭНГЕЛЬС-1 В/Ч 06987|
....
29||Наименование товара|ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ НА ИЗДЕЛИЕ Х-55МС /535 КОМПЕКТОВ/|
36||Статистическая стоимость ($)|0|
1||Номер декларации|09202/12040/0000271|
2||Дата пересечения границы|21.04.2000|
...
29||Наименование товара|ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ К ИЗДЕЛИЯМ Х-55МС-40 КОМПЛЕКТОВ|
Последний раз редактировалось lindr; 05.09.2016 в 13:34.
Не правда, дело было не в дальновидности подхода руководства РФ, а в преданности интересам заокеанских хозяев тогдашнего руководства Украины. Последняя цена от России была по 25 миллионов долларов за Ту-160 (при тогдашних то ценах!)...С такими заокеанскими "друзьями" слепая Украина имеет постоянные "перемоги" и по сей день...
Судьбу оставшиеся а Прилуках Ту-160 неоднократно пытались решить на переговорах различного уровня. После распада страны Россия практически сразу предложила Украине приобрести на определенных условиях бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС. В марте 1993 года В.Захарченко, занимавший пост советника военного атташе Украины в России, заявил: "Перед вооруженными силами Украины не стоят задачи, для выполнения которых требуются такие самолеты". Это мнение подтвердил и командовавший в то время ВВС Украины генерал В.Антонец, заявив 15 февраля 1995 года в своем выступлении перед журналистами в Прилуках, что "...критическое положение в экономике страны делает невозможным поддерживать в надлежащем состоянии Ту-160, поэтому Украина заинтересована в продаже бомбардировщиков России".
С 1993 года этот вопрос поднимался более 20 раз, но все упиралось в размеры компенсации. Украинская сторона оценила каждый из имевшихся самолетов в 75 миллионов долларов. Москва неоднократно пыталась сбить цену, но Киев стоял на своем. Не нашло поддержки и российское предложение об обмене "тушек" на тактические самолеты и запчасти к ним. Украинские бомбардировщики, на полноценное обслуживание каждого из которых требовалось более одного миллиона долларов в год, тем временем приходили в негодность. Одновременно усиливалось давление госдепартамента США, требовавшего от Украины соблюдения договора СНВ-2, согласно которому СССР должен был избавиться от стратегических бомбардировщиков до 4 декабря 2001 года.
В 1998 году началась ликвидация украинских Ту-160, так беспокоивших военных США. Для этого в рамках программы Нанна-Лугара (программа коллективного уменьшения угрозы) американцы выделили восемь миллионов долларов. 16 ноября 1998 года в присутствии американских сенаторов Ричарда Лугара и Карла Левина торжественно препарировали первый украинский Ту-160 с бортовым номером "24", выпущенный в 1989 году и имевший 466 часов налета. Оборудование для разделки самолетов поставила американская компания Raytheon.
Полностью заметка звучит так:
AFP: вертолет миссии ООН разбился в Демократической Республике Конго
Происшествия 9 августа, 23:02 UTC+3
Вертолет украинского производства, направлявшийся на выполнение операции, разбился при взлете, в результате ЧП никто не пострадал
ТУНИС, 9 августа. /Корр. ТАСС Алексей Меркулов/. Вертолет Миссии ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго (МООНСДРК) разбился во вторник в одном из регионов страны. Как заявил на брифинге в Киншасе заместитель специального представителя генерального секретаря ООН в ДРК Мамаду Диалло, никто не пострадал в результате ЧП.
"Инцидент произошел сегодня утром в аэропорту Мавиви в городе Бени (провинция Северное Киву), - привело Agence France-Presse (AFP) его слова. - Вертолет украинского производства, направлявшийся на выполнение операции, разбился при взлете. В результате инцидента обошлось без жертв и пострадавших".
По факту происшествия начато расследование. Следствие устанавливает причины аварии.
Подробнее на ТАСС:
ТАСС: Происшествия - AFP: вертолет миссии ООН разбился в Демократической Республике Конго
Переговоры шли с 1994 года. Тогда же из РФ прибыла первая комиссия для оценки состояния машин. И не забудьте что заокеанские партнеры позволили нам забрать десяток стратегов и ...минуточку 600! крылатых ракет...Не правда, дело было не в дальновидности подхода руководства РФ, а в преданности интересам заокеанских хозяев тогдашнего руководства Украины. Последняя цена от России была по 25 миллионов долларов за Ту-160 (при тогдашних то ценах!)...С такими заокеанскими "друзьями"...
А в 2000-2007 Украина заработала немалые деньги на продажу РФ оборудования с порезанных машин.
ЕМНИП в 1999 году впервые случилась обычная для нашего времени ситуация - Украине надо было платить за газ, но оказалось что денег нет, но есть "кризис неплатежей"...Поэтому пришлось "сорваться с поводка", а уж после подписания документов с россиянами, западным партнёрам оставалось лишь "выражать озабоченность"...
Россия на этом сыграла и в ходе подковёрных игр за газ, 08.09.1999 в Ялте был подписано межправительственное соглашение о передаче 8 Ту-160, 3 Ту-95МС, их аэродромного оборудования и 575 Х-55 в счёт погашения долгов за 285 млн $.
21.10.1999 в Прилуки прибыла группа специалистов ВВС РФ, которая подготовила и отправила с 06.10.1999 по 21.02.2000 тяжёлые бомбардировщики в Россию. Все Ту-160 были укомплектованы необходимым оборудованием и документацией. На них добросовестно выполнялись работы по хранению — видно было, что работы выполнялись «на совесть». Первые из Ту-160 уходили практически без проблем: техническое состояние позволяло. А вот последующие перегоняли следующим образом: Ту-160 летел в Россию вместе с Ан-12. Там с него снималась часть оборудования, грузилась в транспортник и везлась обратно в Украину. Там его устанавливали на очередной «стратег» и цикл повторялся снова. Позднее РФ выразила желание приобрести ещё три Ту-160, но безрезультатно...
Очевидцы вспоминают, что первоначально утилизация шла не очень активно. Однако в один из дней был организован показ Ту-160 американской делегации. На вопрос, сколько нужно времени, чтобы самолёт поднять в воздух, один из представлявших самолёт командиров кораблей ответил: 2-3 часа. Иностранная делегация испытала легкий шок: ведь самолёты стояли уже почти 8 лет! И после этого процесс утилизации резко ускорился: она продолжалась и днём, и ночью…2 февраля 2001 года последний Ту-160 был уничтожен...По требованию США на авиабазе Прилуки были также уничтожены земляные капониры, бомбоубежища, два склада горюче-смазочных материалов и другие объекты...
А что мешало купить одни только Ту-160 на всю сумму? Зачем брать МС, коих и так полно. Не хотели заморачиваться в бортами, которым нужен был ремонт. На забываем что на украинских АРЗ зависло еще 5 МС из Чагана, не менее чем три из них Украина признала собственостью РФ, нужно было просто оплатить ремонт, понятное дело иначе они были не траспортабельны. И было соглащение еще ЕМНИП 1996 года о возврате друг другу з.ч с самолетов, что застряли на АРЗ обеих стран и были порезаны ввиду отказа от ремонта.Ту-160, 3 Ту-95МС, их аэродромного оборудования и 575 Х-55 в счёт погашения долгов за 285 млн $.
21.10.1999 в Прилуки прибыла группа специалистов ВВС РФ, которая подготовила и отправила с 06.10.1999 по 21.02.2000 тяжёлые бомбардировщики в Россию. Все Ту-160 были укомплектованы необходимым оборудованием и документацией. На них добросовестно выполнялись работы по хранению — видно было, что работы выполнялись «на совесть». Первые из Ту-160 уходили практически без проблем: техническое состояние позволяло. А вот последующие перегоняли следующим образом: Ту-160 летел в Россию вместе с Ан-12. Там с него снималась часть оборудования, грузилась в транспортник и везлась обратно в Украину. Там его устанавливали на очередной «стратег» и цикл повторялся снова.]
Последний раз редактировалось APKAH; 06.09.2016 в 17:32.
Обе машины создавались для полетов в Америку, чем Украина, как и все европейские страны заниматься не собиралась, для территории страны даже Ту-22м оказались излишними, обратите внимание, что ни у одной европейской страны нет дальней авиации, и уж тем более межконтинентальной, поэтому отсутствие неядерных боеприпасов не причина.
Сделка таки была в обоюдных интересах, т.к. тут Украина получала все-таки хороший навар на том, что ей вообще не нужно, что невозможно продать кому-то, кроме России, и на содержание чего нужно хорошо ежегодно тратиться (при полупустой казне).
Представьте, что вам от хорошо забытой канадской бабушки вдруг достался в наследство б/у Ламборджини за полляма зеленью. Круто? Несомненно! Только Вам с него нужно заплатить 30% налога и ежегодно на его сервис, страховку и пр. тратить несколько десятков тысяч долларов. А вы живете в селе, у вас нет водительских прав и у вас зарплата 1 тыс.$ в месяц. При этом надо понимать, что "такие машины хозяева не продают, они от них избавляются" (С). Будет в этих условиях предложение соседа купить у вас этот Ламборджини за 200 тысяч $ сделкой исключительно в интересах соседа, которому очень хочется рисануться на крутой тачке перед братками и новой тёлкой?
Последний раз редактировалось Антон Цюпка; 06.09.2016 в 15:37.
25 млн $ для ельцинской России 1995 года - сумма сумасшедшая! Я вообще удивляюсь как такую огромную сумму предлагали, ведь у Украины по сути и выхода не было, или продавать России (только за продажу имеющихся Ту-160 выручили бы 725 млн долларов) или утилизация за американские деньги (8 млн $ за уничтожение всех самолётов)...в итоге как обычно Украина под одобрительные возгласы заокеанских партнёров осталась и без дальней авиации и без денег. Тенденция "отморожу уши назло бабушке" происходит и сегодня, но как обычно в этом опять виновата Россия...