Поскольку в ветке началось активное обсуждение потерь противоборствующих в небе Кореи сторон, то предлагаю перевести разговор в более серьезное русло - рассмотреть все потери от начала конфликта и до конца. Данных по "Южной" стороне у меня нет, зато по нашему 64 ИАК имеются. В "Корейской" ветке форума airbase.ru этот вопрос рассматривался два года назад. Тогда же там были подведены промежуточные итоги. Сейчас, по моему наступило время закончить...
Я дал в приложенном к этому посту на форуме airbase.ru файле таблицу потерь, которая была получена два года назад путем нашей с 510-th работы с множеством материалов. Потерь тут не много, но и по части из них есть вопросы, на которые я полноценного ответа дать не могу. Поэтому, надеюсь, на сотрудничество со стороны увлеченных этой темой людей. Прежде всего, конечно, хотелось бы обратиться к Леониду Крылову и Юрию Тепсуркаеву. Общими силами, надеюсь, будет изучать нашу историю легче. У меня лично вызывают вопросы следующие эпизоды:
1. Причинами потери МиГ-15бис 29 ГИАП Румянцева и Павленко мы записали предположительный дефект рулей высоты. На сколько верны наши предположения?
2. Павленко перед падением своего самолета попытался его покинуть на парашюте, но не понятно с помощью катапульты или без нее.
3. Мне не ясно точное написание фамилии инспектора-летчика по технике пилотирования и тактике полета 50-й ИАД м. Якова Никоноровича Ефременко-Ефроменко-Ефромеенко. Все три варианта фамилии присутствуют в документах 50 ИАД и 29 ГИАП.
4. Теперь о самой «загадочной» потере первого состава корпуса. 6-го декабря 1950 года во время боевого вылета шестерки Мигов во главе с Науменко пропал МиГ-15 гв. ст.л. Серикова. Есть вероятность, что его сбили стрелки В-29, но уж очень она мала. Летчики 29 ГИАП во время столкновений с «Сверхкрепостями» вели огонь, как правило, с больших дистанций, что снижало эффективность пулеметного огня стрелков практически к нулю. Хотя вероятность «шальной» пули все же имеет место быть. Наиболее верная с моей точки зрения причина дана в описании воздушного боя в соответственном архивном деле полка. Я процитирую: «…Бой окончился по приказанию ведущего группы из-за недостатка горючего для ухода на аэродром… Бой проходил за облачностью в 10 баллов. Высота верхней кромки 1200 м, нижней кромки 400 м по прибору, а под рельефом местности 50-100 м. После первой атаки, ведомый 2-й пары Сериков оторвался от ведущего, а после в трудных метеоусловиях не смог справиться со сложившейся сложной метеоустановкой, с ограниченным запасом горючего и с задания не вернулся…» Тут скорее вопрос к Вовану22, может он сможет найти в американских документах причины гибели Серикова.
5. У 510-th в одном из источников значится, что после столкновения двух МиГ-15бис 28 ГИАП Бушмелева и Сокова, первый успел воспользоваться катапультой, но все равно погиб. У меня таких данных нет. Но возможно попытка катапультирования действительно имела место.
6. Причина гибели к.Дубровина из 72 ГИАП дана в документах 151 ГИАД, насколько я понял, со слов корейцев, которые наблюдали его воздушный бой и падение Мига. На сколько велика вероятность, что причиной падения МиГ-15бис были все же боевые повреждения?
Вот такое количество вопросов у меня набралось только по первому составу корпуса. Предлагаю всех заинтересованных лиц высказаться по ним, а может предложить новые версии. Желательно, свои слова аргументировать.